Доклад «Требования к подготовке современного специалиста»
Требования к подготовке современного специалиста
Величко Оксана Викторовна
МАОУ «Средняя школа №5», г. Когалым
В начале третьего тысячелетия углубляются и ускоряются общемировые социально-экономические, политические, социокультурные процессы, которые определяют развитие человечества на современном этапе его жизнедеятельности. Глобальные общественные сдвиги имеют систематический, быстрый, необратимый характер. Они предопределены научно-техническим прогрессом, быстрой информатизацией и компьютеризацией, демократизацией общественной жизни. Ответственной в этих условиях является роль образования. Именно образование имеет непосредственное и большое влияние на личность и общество. Нынешнее образование нуждается в новых подходах к подготовке специалиста, способного к креативной деятельности, соответствующего требованиям времени, углубления и совершенствования профессиональных компетенций. Задание относительно необходимости постоянного профессионального развития учителей отображено в законах РФ «Об образовании» « о высшем образовании».
Проблема учителя – его профессионализма, мировоззренческой культуры, духовно – морального облика – одна из самых актуальных в педагогике и философии образования. Ведь именно от учителя, его личностных характеристик зависит реализация учебных планов, качество образовательных услуг, воспитания учеников, как в процессе учебы, так и внеурочное время. Поэтому исследование проблемы формирования личности современного учителя кажется мне вопросом безотлагательным.
Современный учитель – это профессионал, который находится в постоянном творческом поиске, а также в поиске ответа на актуальный проблемный вопрос «чему научат школьников?». Современному учителю необходимы гибкость и нестандартность мышления, умения адаптироваться к быстрым изменениям условий жизни. А это возможно лишь при условии высокого уровня профессиональной компетентности, наличия развитых профессиональных способностей.
Конкурентоспособный учитель должен владеть чрезвычайными возможностями влиять на проблемы мировоззрения личности, настроение и нравственность учеников. Учитель современной школы должен не просто учить, он должен формировать духовно интеллектуальную творческую личность, адаптированную к современным требованиям, разносторонне развитую, социально зрелую, которая успешно усваивает ценностный нормативный опыт поколений, производя свой собственный опыт деятельности, творчества, общения. Главными технологиями формирования современного конкурентно-способного учителя можно назвать такие: технология саморазвития, самоусовершенствования, самореализации, повышения профессионального и индивидуально – личностного уровня на протяжении всей педагогической деятельности и всей жизни ; технология системного применениякомпетентностного, личностно-ориентированногоподхода в учебно-воспитательном процессе ; технология инновационности и умение адаптироваться в современном образовательном пространстве;
· Технология критического мышления;
· Технология формирования системы ценностей с учетом личных запросов, нормситуации и вкусов для формирования духовно - ценностных ориентаций учащихся.
Конкурентоспособный специалист - это личность, которая является исследователь, создатель новых знаний,проектировщик своей жизни.
Черты присущие модели конкурентоспособного учителя я вижу следующие:
К - креативность
О - оптимальность
Н - нестандартность
К - конкурентоспособность
У - умение взять на себя инициативу
Р - реализация задуманного
Э - энтузиазм
Н – новаторство, новизна
Т - творчество
В - объективность
С - самореализация
Д - движение вперед
О - оптимизм
Ж - жизненный тонус
Н - новизна
И - интеллект, инновации, инициативность
Т - толерантность
В современных условиях, постоянно меняться, лучшеориентируется, принимает решение, может человек творческий, гибкий, креативный, способный генерировать и использоватьновые идей, замыслы, новые подходов и решения. Эточеловек, обладающий определённым перечнем качеств, а именно: решительностью, умением не останавливаться на достигнутом результате, владеть смелостью мышления, умением выходить за пределы того, что видят современники и видели предшественники.
1.2.Педагогичний менеджмент
По моему мнению, чтобы модель современного учителя была более полной и всесторонне развитой,надо заглянуть в «глубину» педагогического дела, где увидим, что главной функциейучителя - является управление процессомобучения, воспитания, развития, формирования. Не учить, а направлять учебу, не воспитывать, а руководить процессом воспитания долженучитель.
Настоящий мастер своего дела остается в учебно-воспитательном процессе как бы«за кадром», за пределами деятельности ученика. Учитель недолжен доносить готовые истины, а помочь родиться мысли в голове ученика. Таким образом, цель педагогической деятельности управлении процессами, которые сопровождают становление личности.
Сегодня, в педагогический словарь проникло понятие «менеджмент» (от англ. Management- руководство, управление). И деятельность учителя стали всё чаще в педагогике, называют «педагогическим менеджментом», а самого педагога - «менеджером» (воспитание,обучение, развитие роста потенциала и т.д.).Менеджмент учителя - это умение достичь поставленных задач в педагогической деятельности,используя труд, интеллект и мотивы поведения учащихся. Этот термин употребляется дляопределения сложной совокупности форм и методов управления учебной деятельностью с целью
формирования устойчивых познавательных интересов к знаниям и потребности в обучении и самообразовании.
Педагогическая наука и учительская практика накопили определенные подходы к управлениюучебным процессом. Согласно им первичными функциями управленческого процессавыступают планирование, организация, мотивация, учебная деятельность и контроль. Функции управления связаны между собой и составляют единую систему. Ее эффективность зависит откоординации усилий взаимного доверия и общей заинтересованности учителей и учеников.
Менеджмент должен стать неотъемлемой частью педагогического процесса. Только тогда,когда в школах учителя станут менеджерами по обучению - их ученики станут самостоятельными иуспешными менеджерами собственного будущего.
1.3. Имидж современного педагога
Если ты думаешь на год вперед - посей семя,
Если ты думаешь на десятилетия вперед - посади дерево,
Если ты думаешь на века вперед - воспитай человека!
Думать на «века вперед» - основная профессиональная линия учителя. Именно в его рукахбудущее конкретного человека и государства в целом. От того, каким будет учитель в глазах своихучеников, от его имиджа, - зависит очень многое. Учитель - это образ, который остается впамяти ребенка навсегда. «Добрый он или плохой» - это всегда тот, кто всегданаходится под пристальным взглядом родителей и детей. Потому одной из составляющих
педагогической модели современного учителя является создание имиджа учителя новой формации -личности, способной к активной педагогической деятельности и постоянному самосовершенствованию.
Учитель всегда был и остается образцом эстетических вкусов, изысканных манер ивысокого личного имиджа.
Положительный имидж - это профессиональные требования, которые ставит общество к современномуучителю. Ведь личность ребенка формируется под влиянием личности учителя, иногда,даже бессознательно. Соответственно, профессия накладывает на человека определенные обязанности.Имидж каждого учителя индивидуальный, но вместе с тем содержит общие черты,
свойственные его профессии.Прежде всего, ему должна быть присуща психологическая черта, такая как уравновешенность. Вструктуре межличностных отношений должен преобладать демократический стиль
общения, стремление к сотрудничеству с коллегами, высокая самооценка.
Педагог должен уметь:
свободно изложить материал;
учитывать психологические и возрастные особенности учащихся;
владеть темпом речи (120 - 130 словв мин.);
иметь общую и специальную грамотность;
обращаться к ученикам по имени;
иметь мгновенную реакцию наситуацию;
уметь четко формировать конкретные цели, а также организовать учебную работувсех учеников одновременно;
уметь контролировать степень усвоения учебного материала.
Наличие у учителя таких умений проявляется в виде доброжелательной поведения илюбви к детям. Одним из основных способов формирования имиджа является визуализация ивербализация. Поэтому вид личного имиджа учителя имеет такую структуру:
•габитарный имидж (от лат.Habitus - внешность)
• кинетический имидж (кинетика - движение)
• вербальный имидж
Улыбка является исключительно важным несловесным знаком педагогическогообщения.
Главным орудием труда учителя является слово. В слове материализуется мнение. Именно мозг, ане слово, заставляет каждого по-своему реагировать на язык, он не только запоминаетзначение слов, но и надежно кодирует любой ощупь, душевный опыт, который мы получаемвместе со словом. Практика показывает, что знание законов нейролингвистического программирования,использование приемов аутотренинга, и суггестопедии, яркая, эмоциональная, образная речьучителя дает возможность управлять и даже манипулировать поведением учеников, влиять наих познавательную активность.Следует помнить, что мы сможем быть интересными и полезнымидля своих учеников, когда будем знать больше них. Но, конечно, мы не всегда можем бытьрядом с ними. Поэтому мы должны научить их самостоятельно добывать знания.
Итак, учитель - это не просто профессия, а высокое звание, которое ко многому обязывает,заставляет почувствовать свою ответственность за судьбу каждого ребенка, который пришёл на урок.
Функционирование «Средней школы №5». Когалыма предусматривает осуществление кадровой политики путемсоздания благоприятных условий для формирования дееспособного коллектива, раскрытиетворческого потенциала каждого учителя, повышение его квалификационного уровня и егопрофессионального самосовершенствования. Принцип «образование на всю жизнь» сменяется новым - «образование в течение всей жизни».В школе изменены подходы к роли учителя. Это учитель тьютор, модератор, фасилитатор,который является одновременно и учителем-психологом, учителем-технологом, учителем-исследователем, творчески, на высоком уровне решает сложные профессиональные проблемы.Кадровая политика школы направлена на:
реализацию основных направлений модернизации системы образования;
развитие и совершенствование творческого потенциала педагогических работников;
овладение педагогическими работниками современными информационнымитехнологиями;
повышение рефлексивной культуры педагогического коллектива;
создание условий для непрерывного повышения квалификации педагогов и
управленцев;
формирование потребности в творческой самообразованию в течение всей профессиональнойжизнедеятельности;
разработка и внедрение различных личностных моделей взаимодействия учащихсяи учителей.
1.4. Концептуальная модель современного учителя в инновационном пространстве МАОУ «Средней школы №5»
Концепция Проекта ставит перед собой цельреализоватьпроектную модель «Личность педагога в современном инновационном пространстве школы"
С целью расширение и углубление знаний учителей в области информационно-коммуникационных технологий, в школе быларазработана программа «Современный учитель винновационном пространствеМАОУ «Средней школы №5».
В этой Концепции разработанысферыдеятельности в условиях инновационного образовательного пространства «Средней школы №5» и отношение учителя –ученика.
Личностная сфера состоит из собственных позиций учителя в сферах инновационногопространства современной жизни и уровней развития личностных характеристик в каждойсфере инноваций.
В здоровье сберегающей сфере- учитель - это человек со сформированной культурой здоровьяи актуализированной потребности в здоровом образе жизни, который собственным примеромпропагандирует здоровый образ жизни учащихся и их родителей. Учитель - является настоящим обладателем здоровья физического,психического, духовного, эмоционального, социального.
В культурной сфере - учитель - это человек с определенными важнейшими в жизнипонятиями - жизненными ценностями, установленными нормами поведения.
В научно-познавательной сфере - учитель - это человек, способный к усвоению научныхзнаний в различных областях с высоким уровнем развития познавательной сферы, интеллектуальнойактивностью, стремлением к познанию, самообразованию, научной эрудицией. Стремится кисследовательской деятельности сам и вдохновляет к ней учеников.
В художественно-эстетической сфере - учитель - это человек, который способен воспринимать красотуокружающего мира (в природе, искусстве, человеке), стремится к увеличению красоты в мире.
В гуманистической сфере - учитель утверждает ценность человека как личности, его право насвободу, счастье, развитие, проявление своих способностей.
В гражданско-правовой сфере - учитель - это человек, который имеет развитоегражданское самосознание, активную позицию, правовую грамотность, чувствоответственности за свои поступки и действия, инициативность, самостоятельность и чувство любви кРодине, способный к воспитанию будущих граждан государства - уверенных в себе, способных анализировать в будущем все важные и сложные проблемы.
В информационной сфере - учитель - это человек, который осознает роль информации вобществе, обладает знаниями законов информационной среды и новымиинформационными технологиями. Умеет адекватно формулировать свою потребность в информации;эффективно осуществлять поиск нужной информации во всей совокупности информационныхресурсов; перерабатывать информацию и создавать качественно новую; вести индивидуальныеинформационно-поисковые системы; адекватно отбирать и оценивать информацию.
Сферы деятельности учителя в условиях инновационного образовательного пространства школы представленыследующими категориями: взаимоотношения с учениками, с партнерами (администрацией, коллегами,
родителями, партнерами) и отношением к педагогическому делу (а также творческой исамообразовательной деятельности).
Сфера взаимоотношений с учениками нацеливает на соответствие требованиям современности культуры,интеллекта и эрудиции, нравственности, осведомленности даже внешнего вида. Интерес и любовь
к ребенку помогает создавать теплую атмосферу любви и поддержки в учебно-воспитательном процессе. Учитель уважает личность ученика и создает условия для развития внем самоуважения и положительного представления о себе.
Главным в этом процессе возникает вопрос подготовки учителя к работе в новейшей школе,управляющий знаниями, которая меняется по содержанию и формам организации учебно-воспитательного процесса.
Надо ставить ориентиры на важнейшие векторы вызовов времени, которые определяютнаправления управленческих инноваций:
ориентация на овладение технологиями социализации;
необходимость обучения в течение всей жизни в условиях острой конкуренции на рынкерабочей силы;
необходимость постоянно обеспечиватькоммуникативность, которая выражается в знанииинформационных технологий;
здоровый образ жизни, который в наше время выносится на рынок как важнаяспособность рабочей силы.
Современная школа ставит перед личностью педагога ряд требований. Перечень качеств и чертличности можно продолжать долго, и все они имеют большую важность. Умениепедагога состоит в том, чтобы научиться выделять для себя важное, стремитьсявыработать в их себе.