12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
власова Наталья Николаевна3219
Россия, Нижегородская обл., Нижний Новгород
Материал размещён в группе «Библиотека учителя»

Требования к современному повторительно-обобщающему уроку.

(тезисы к педсовету)

Власова Н.Н

Сегодня урок уже нельзя рассматривать как форму передачи содержания образования, его надо оценивать как источник развития школьников, раскрытия из познавательных сил и возможностей. Считаю, что при таком подходе знания, умения и навыки сами по себе перестают быть главной целью учебно-воспитательного процесса.

Целью обучения становится целостное развитие личности ученика, т. е. наиболее полное развитие заложенных в ней активно-творческих возможностей. В этих условиях и меняется отношение к урокам повторения и обобщения. Каковы же цели современного урока повторения? Это создание условий для развития у учащихся активной мыслительной деятельности, развитие мотивов учения, мышления, восприятия, внимания, памяти, речи, воображения.

Роль учителя сводится к направляющей и организующей функциям. Он выступает организатором учебной деятельности школьников, помогает им определить цель деятельности, пути ее достижения, способы учебной работы, дает разноуровневые задания, консультирует. Главное на таком уроке – проблемно-поисковая постановка учебных задач, требующая не простого воспроизведения, а активной мыслительной самостоятельной деятельности. На таких уроках учащиеся общаются друг с другом, выслушивают мнение своего товарища, формулируют гипотезы и версии, систематизируют полученную информацию.

Происходит изменение отношений между учителем и учащимися. Вместо авторитарного стиля общения формируется сотрудничество учителя и ученика в выборе различных форм проведения урока, оценке результатов. Совместная деятельность учителя и ученика воспитывает и творческие способности, вызывает яркое эмоциональное отношение к изучаемому материалу. Ученик уже не пассивный «восприниматель» информации, он становится активным исследователем проблемы с различных точек зрения. При творческом подходе учителя и учеников появляются новые интересные формы проведения уроков. Это могут быть игры, уроки-семинары, уроки-зачеты, уроки-практикумы, уроки-исследования. Современный повторительно-обобщающий урок часто выходит за рамки предмета, носит межпредметный характер, он тесно связан с литературой, географией, обществознанием, иногда проводится вне стен класса (в библиотеке, музее, архиве).

Современный повторительно-обобщающий урок направлен на формирование личности школьника в условиях коллективной учебной деятельности с учетом индивидуальных особенностей школьников, на развитие речевой деятельности, обучению диалогу, ведение дискуссий. На таком уроке создается особый психологический климат, особая ситуация общения учителя и ученика. Главной целю таких уроков становится не передача и проверка знаний, а приобщение школьников к систематической самостоятельной работе творческого характера.

Можно выделить особенности обобщающих уроков:

- более высокий уровень знаний, умений и навыков, развитие ценностных установок личности, формирование мировоззрения, развитие творческих способностей учащихся;

- рациональная организация работы всех учащихся и усвоение большого объема учебного материала за короткое время;

- наличие заданий, реализация которых позволяет переходить от частного к более широким обобщениям, что, в свою очередь, дает возможность выявлять сущность изучаемых процессов;

- создание творческой атмосферы и доверительной обстановки на уроке, обеспечивающих усвоение материала учащимися на более высоком уровне;

- наличие проблемных вопросов, способствующих созданию поисковых ситуаций, заданий, требующих сопоставления, сравнения, обобщения;

- сочетание работы над выводами с развитием умений и навыков учебной деятельности, формирование образных и понятийных обобщений.

На современный повторительно-обобщающий урок оказывают влияние следующие факторы:

- различия в соотношении теоретического и фактического материала курса, отражающие разные стороны технического и исторического процесса (политика, экономика, производство, культура…)

- применение различных технологий обучения;

- реализация личностно ориентированного подхода;

- включение в содержание уроков материалов национально-регионального компонента.

Опубликовано в группе «Библиотека учителя»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.