12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Байкова Резеда Маратовна17
3

Доклад «Современные требования к качеству урока-ориентир модернизации образования»

Докладчик-Байкова Резеда Маратовна(учитель физики).

Современные требования к качеству урока- ориентир модернизации образования.

Кто не хочет применять новые средства,

должен ждать новых бед

Френсис Бэкон

Программа модернизации содержания образования затрагивает все стороны образовательного процесса. Её задача состоит в достижении нового качества – качества, которое отвечает требованиям, предъявляемым к личности в современных быстро меняющихся социально–экономических условиях.

Традиционно вся отечественная система образования ориентировалась на знания как цель обучения (ЗУНы). Преобразования российского общества в целом и образования в частности обусловили изменение требований к обучающимся. “Выпускник знающий” перестал соответствовать запросам социума. Возник спрос на “Выпускника умеющего, творческого”, имеющего ценностные ориентации. Решению этой проблемы призван помочь компетентностный подход к обучению.

Обучающийся считается компетентным по результатам деятельности, если он способен применять усвоенное на практике, то есть перенести компетентность на определенные ситуации реальной жизни.

Какими методиками и технологиями необходимо владеть современному педагогу, чтобы развивать у обучающихся ключевые компетенции? Какими профессионально-педагогическими компетенциями необходимо владеть самому педагогу для того, чтобы обеспечивать собственное профессиональное продвижение и развитие? При каких условиях компетенции перейдут на уровень профессиональной компетентности? Попробуем разобраться в этом вопросе.

Почему никакие новации последних лет не дали ожидаемого эффекта? Причин такого явления немало. Одна из них сугубо педагогическая – низкая инновационная квалификация педагога, а именно неумение выбрать нужную книгу и технологию, вести внедренческий эксперимент, диагностировать изменения. Одни учителя к инновациям не готовы методически, другие – психологически, третьи – технологически. Школа была и осталась сориентированной на усвоение научных истин, заложенных в программах, учебниках и учебных пособиях. Все подкреплено господством власти учителя. Ученик остался подневольным субъектом процесса обучения. В последние годы педагоги стараются повернуться лицом к ученику, внедряя личностно-ориентированное, гуманно-личностное и прочее обучение. Но самая главная беда в том, что теряет притягательность сам процесс познания. Увеличивается число дошколят не желающих идти в школу. Снизилась положительная мотивация учения, у детей уже нет и признаков любопытства, интереса, удивления, хотения – они совсем не задают вопросов. Даже размещение учеников в классе за партами в традиционной школе не способствует учебному процессу – дети целый день вынуждены видеть лишь затылок друг друга. Но все время лицезреть учителя.

Современного ученика сегодня очень трудно чем-либо удивить. Стандартный урок для них скучен, неинтересен. Поэтому основная задача современного педагога правильно преподнести учебную информацию. Такой процесс возможен только при использовании учителем новых технологий, которые позволяют сделать урок более наглядным, содержательным и более интересным для нынешнего поколения. Для современного урока должно отбираться, если так можно выразиться, зрелое новшество, то есть только тот материал, который тщательно и всесторонне научно обоснован, опробирован в режиме эксперимента и показавший свою высокую эффективность.

Современный урок-это урок-познание, урок-путешествие, урок-открытие, урок-деятельность, урок, где учитель и ученик постигают новое одновременно, подталкивая друг друга к новым открытиям, решениям, противоречиям.

Обучение физики на уроках сегодня нельзя представить только в виде

теоретических занятий, необходимо поддерживать интерес к физике, использовать разнообразные пути и методы стимулирования учебной деятельности. Современный урок физики даёт возможность учащимся самостоятельно приобретать новые знания.

Анализируя свою педагогическую деятельность пришла к убеждению, что необходимым условием качества работы является технологическая составляющая учебного процесса. Считаю, что использование современных технологий способствует рациональному использованию времени на уроке и во внеклассной работе, развитию творческого потенциала. Для решения этих задач я применяю на уроках физики обучающие структуры по профессиональному развитию «Преобразование обучения для 21–го века» (Сингапурская методика). Применение обучающих структур дает большие возможности для организации эффективной учебной деятельности, на основе которых лежит групповая форма работы, работа в парах.

В это время осуществляется включённый контроль, т.е. учитель слушает ответы то одного, то другого ученика в различных парных группах и соответственно оценивает их, помогает ученику, выполняющему в данный момент функцию учителя, корректировать ошибки в момент их возникновения, оценивает не только отвечающего, но и качественную работу «учителя». Положительным моментом такой работы является, несомненно, то, что половина учащихся класса одновременно учатся говорить, учатся видеть, слышать, исправлять ошибки других, тем самым обогащая, закрепляя и свои знания.

Активность ученика на уроке заметно возрастает, когда он становится носителем функции учителя. Естественно, ученик не подменяет учителя на уроке, организующее и мобилизующее начало на уроке остаётся за учителем.

Никакой предмет нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед. В традиционной форме обучения большинство учащихся большую часть урока так и остаются наблюдателями. А вот работая в парах или группах, общаясь с соседом, проговаривая ему выученные формулировки, имея возможность научить кого-то тому, что знаешь сам, и получить, в случае необходимости, консультацию или разъяснение, ученики формируют и позитивное отношение к предмету, и навыки выполнения различных заданий. Качество знаний учащихся повышается, процесс обучения становится более успешным.

В данной методике очень большое количество обучающих структур, которые направлены для развития взаимодействия Ученик–Ученик, Ученик–Учебный материал, для развития коммуникации и сотрудничества, критического и креативного мышления, для повышения самооценки и уверенности, социальных навыков, сотрудничества у учащихся. Обучающая структура Эй Ар Гайд («Руководство предположения / рекации») – обучаю- щая структура, в которой сравниваются знания и точки зрения учеников по теме До и После выполнения «упражнения – раздражителя» для активизации мышления (видео, картинка, до- клад). Данная обучающая структура предназначена для развития критического и креативного мышления. На своих уроках я очень часто применяю структуру ЭЙ АР ГАЙД. Также я использую при выполнении лабораторных работ Си Финк Уанде-для развития наблюдения,навыков построения теорий на основе доказательств;проверка домашнего задания и самостоятельные работыФайнд зе Фиб-найди выдумку,Релли Коуч.куиз-Куиз-Трейд.

И в заключении, хочется отметить, что используя обучающие структуры по Сингапурской методике, учащимся не дается готовый материал, они сами добывают нужные теоретические знания, которые затем легко и просто можно применять на практике, тем самым достигая совершенствования образования.

Также стараюсь максимально использовать в своей деятельности такие технологии, как проблемное и дифференцированное обучение, информационно–коммуникационные технологии, дидактические многомерные технологии. Убеждена, что оптимальное сочетание обозначенных технологий в учебном процессе изменяет роль педагога: не управлять, а сопровождать деятельность обучающихся с учётом их индивидуальных и возрастных особенностей.

Проблемное обучение считаю центральным моментом в процессе научного познания и обучения, поскольку учащиеся получают не готовые знания, а добывают их собственными усилиями. С тем чтобы устранить раздробленность в подаче материала, облегчить создание целостного представления об изучаемом материале, больше времени отвести на отработку знаний и умений, изучение теоретического материала провожу укрупненными блоками. Важным моментом в усвоении программного материала считаю выделение главного в изучаемом материале, что позволяет ученику концентрировать в памяти ключевые моменты темы. Решать обозначенную задачу мне позволяет применение многомерной дидактической технологии.

Развитие творческих способностей обучающихся через систему творческих задач и проектов является еще одним направлением моей деятельности. Технология проектов способствует развитию активности и самостоятельности учащихся, позволяет адаптировать учебный материал к реальным жизненным ситуациям. Кроме того, работая над проектами, обучающиеся развивают коммуникативные навыки, учатся работать в сотрудничестве, самостоятельно добывать знания, приобретают опыт исследовательской деятельности. Результаты проектной деятельности учащиеся оформляют в виде презентаций, буклетов. Разработанные мною и учащимися проекты-презентации (к примеру, «Влияние шума на организм человека», «Влияние электромагнитного излучения сотового телефона, компьютера на организм человека», «Творцы физической науки», «Теплопроводность строительных материалов») включаю в планы уроков. Отдельные темы учебной программы (например, «Симметрия в физике» и т.д.) вынесены мной на проектное обучение, что нашло отражение в рабочих программах.

Создание условий для самореализации личности, удовлетворение образовательных потребностей каждого ученика в соответствии с его наклонностями и возможностями – важнейшая задача, стоящая перед педагогом. Решить ее можно, учитывая образовательные потребности детей, реализуя индивидуальный и дифференцированный подход. Так, использование технологии дифференцированного обучения позволяет мне активизировать работу с различными категориями детей, предоставляя каждому ребёнку шанс максимально раскрыть его способности и возможности. В своей работе к дифференцированному обучению подхожу

постепенно. В 7 классах наблюдаю за учащимися, изучаю их психологию,

диагностирую результаты обучения, накапливая материал для включения учащихся в дифференцированную работу. В 8 – 9 классах работаю с двумя-тремя группами учащихся дифференцированно. В старших классах веду индивидуальную работу с учащимися. Тот факт, чтобы каждый ученик почувствовал, что может преодолеть трудности, справиться с предложенной работой на своем уровне сложности, испытать учебный успех, считаю чрезвычайно важным.

Для эффективного использования времени урока учебную деятельность планирую так, чтобы определить временные рамки для проведения этапов урока, учитывая при этом индивидуальные особенности класса, ученика. Это позволяет наиболее полно соразмерять учебную нагрузку, продумать задания для контроля и мониторинга степени усвоения материала.

В своей профессиональной деятельности активно использую информационно-коммуникационные технологии. Это позволяет решать проблему формированию информационной культуры, мотивационной сферы в структуре личности школьника, способствует активизации познавательной и творческой деятельности школьников за счет визуализации учебной информации, включения игровых ситуаций, возможности управления, выбора режима деятельности обучающихся.

Кабинет физики хорошо оснащен технически, поэтому использую ИКТ на любом этапе урока. Убеждена, что использование ИКТ способствует формированию умений и навыков самостоятельного поиска, анализа и оценки информации, повышению эффективности и качества учебной и внеурочной деятельности, делает доступным сложный учебный материал более широкому кругу учащихся. Ценно использование компьютерных технологий на уроках физики с целью автоматизированного контроля знаний и умений учащихся (в том числе при подготовке к экзамену в режиме on-line). Для этого использую следующие информационные ресурсы: http://phys.reshuege.ru /, http://www.examen.ru/ege-testing/, http://5ballov.qip.ru/test/ege/fizika/, по итогам работы провожу консультации.

Обозначенный вид контроля усвоения программного материала позволяет реализовать принцип индивидуализации и дифференциации.

Преподавание физики в школе предполагает постоянное сопровождение курса демонстрационным и фронтальным экспериментом. Однако проведение экспериментальных работ часто затруднено из-за недостатка учебного времени, материально-технического оснащения. Использование цифровых образовательных ресурсов помогает мне решать проблему наглядности, дополняет экспериментальную часть курса и значительно повышает эффективность уроков. В своей работе активно использую интерактивные курсы «Открытая физика» и «Живая физика», которые дают возможность учащимся представить изучаемый

материал более наглядно, провести самому имитацию физического явления,

рассмотреть устройство механизмов и приборов. Я могу показать модели физических экспериментов, для которых в школе отсутствует оборудование. Также использую в своей работе разработки «Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов», которые позволяют учащимся самостоятельно моделировать явления и процессы, менять условия эксперимента. Это побуждает к творческому поиску закономерностей в явлении или процессе, способствует выработке исследовательских навыков. Кроме того, учащиеся могут наблюдать построение соответствующих графических зависимостей, что облегчает усвоение больших объемов получаемой информации.

Считаю, что в условиях классно – урочной системы обозначенные технологии наиболее легко вписываются в учебный процесс; соотносятся с потребностями обучающихся: способствуют лучшему усвоению материала, делают более интересным процесс познания; представляют резерв для совершенствования моей педагогической деятельности. Однако внедрение современных образовательных и информационных технологий не означает, что они полностью заменят традиционную методику преподавания, а будут являться её составной частью.

Какие бы технологии я не применяла, личная ответственность за результаты своей деятельности является для меня доминирующей.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.