Тренажёр "Орфограммы"

2
0
Материал опубликован 7 January

t1736245077aa.gif

t1736245077ab.jpg



                                                                Содержание 


Название орфограммы

1

Заглавная буква в начале предложения

2

Заглавная буква в именах собственных

3

Сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу

4

Мягкий знак (ь) - показатель мягкости согласных звуков

5

Разделительный мягкий знак (ь)

6

Перенос части слова с одной строки на другую

7

Проверяемый безударный гласный звук в корне слова

8

Непроверяемый безударный гласный звук в корне слова

9

Удвоенная согласная в корне слова

10

Буквосочетания чк, чт, чн, нч, нщ, щн, рщ

11

Парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова

или перед другими парными по глухости - звонкости согласными

12

Частица не с глаголами

13

Написание предлогов со словами

14

Сложные слова

15

Написание предлогов и приставок

16

Непроизносимый согласный звук

17

Разделительный твёрдый знак (ъ)

18

Мягкий знак (ь) на конце имён существительных женского рода в именительном падеже единственного числа после букв ж, ч, ш, щ

19

Мягкий знак (ь) на конце имён существительных множественного числа в родительном падеже после шипящих

20

Безударное падежное окончание имени существительного

21

Безударное падежное окончание имени прилагательного

22

Правописание о и е в окончаниях имён существительных после шипящих и ц

23

Мягкий знак (ь) в личных окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа

24

Безударное личное окончание глагола

25

Правописание –тся и –ться в возвратных глаголах

26

Пропуск, замена, перестановка букв



1.Заглвная буква в начале предложения

Начало предложения всегда пишется с заглавной буквы.

Обозначь начало и конец предложений. Подчеркни заглавные буквы.

Солнце село погасла вечерняя заря в окнах домов заблестели огоньки над городом спускалась ночь

Обозначь начало и конец предложений. Подчеркни заглавные буквы.

Солнце село стало темнеть на западе разгоралась заря с криком пронеслись журавли пролетели на ночлег утки в озере заквакали лягушки затрещали ночные кузнечики

Обозначь начало и конец предложений. Подчеркни заглавные буквы.

Наш класс очень дружный мы хорошо учимся наши ребята любят читать книги учат нас дружить мальчики читают о смелых людях девочки любят читать русские сказки


2.Заглавная буква в именах собственных

Имена собственные всегда пишутся с заглавной буквы (имена, отчества, фамилии людей, клички животных, названия стран, городов, улиц, площадей, рек, озёр, морей, гор, планет, книг, …

Придумай и допиши клички животных вместо точек. Подчеркни в словах заглавную букву.

Собака ……….... , кошка ……….... , корова ……...…. , коза ……….... , конь ………... , курочка  ……….... , попугай ……….... , щенок ……….... .

Напиши ответы на вопросы. Подчеркни в словах заглавную букву.

Как тебя зовут? ______________________________________________________

Как зовут членов твоей семьи?__________________________________________

В каком городе или селе ты живёшь? ____________________________________

Как зовут твоего друга или подругу? ____________________________________

Как зовут твоего соседа или соседку по парте?____________________________



3. Сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу

Сочетания жи, ши под ударением пиши с буквой и. Сочетания ча, ща под ударением пиши с буквой а. Сочетания чу, щу под ударением пиши с буквой у.

Спиши пословицы, вставляя пропущенные буквы.

Век ж…ви, век учись. Ж…знь прож…ть – не поле перейти. Поспеш…шь – людей насмеш…шь. Ш...ла в мешке не утаишь. Гнев человеку суш…т кости, круш…т сердце. Не давш… слова, крепись, а давш… - держись. В сиротстве ж…ть – слёзы лить.

Запиши слова, вставь пропущенные буквы.

Ж…вой, кувш…нка, ж…раф, ш…рокий, ж…вотные, ош…бка, верш…на, тиш…на, ковш…к, свеж…й, морж… , ш…повник, ж…вопись, ж…ть , еж… , ландыш…, луж… , груш… , этаж… , напиш… , выш…вка, маш…на, уж…н , друж…на, прож…вание, дорож…ть, кувш…н, ш…шки, ш…нель, рыж…й.


4.Мягкий знак (ь) - показатель мягкости согласных звуков

Буква (ь) мягкий знак пишется для обозначения мягкости согласных звуков в конце слова (кроме ч, щ) и в середине слова перед твёрдым согласным звуком.

Подчеркни буквы, обозначающие мягкие согласные звуки.

Брат – брать, кров – кровь, ел – ель, угол – уголь, мел – мель, шест – шесть.

Вставь букву так, чтобы слово обозначало один предмет.

Медвед…, снегир…, рыс…, лошад…, звер…, гус…, кон…, гост…, степ…, площад…, метел…, голуб…, карас…, маз…, очеред…, олен…, бров…, журавл…, тюлен…, ноч… .

«Спрячь» мягкий знак в середине слова.

День – _________, пень _________ , уголь _________ , огонь _________ ,                  конь _________ , стебель _________ , колечко _________, мотылёк _________ , баня _________ , конёк _________ , окунь _________ , фасоль _________ ,              пузырь _________, палец _________ , яблоня _________ , доля _________ ,           дыня _________ , деревня _________ , боль _________ .



5. Разделительный мягкий знак (ь)

Разделительный мягкий знак (ь) пишется после букв, обозначающих согласные звуки, перед буквами е, ё, ю, я, и.

Вставь нужную букву в имена собственные.

Ил…я, Дар…я, Мар…я, Соф…я, Натал…я, Тат…яна, Мар…яна, Григор…евна, Васил…евна,   Юр…евна, Савел…евна, Леонт…евна, Евген…евна, Аркад…евна, Геннад…евна, Валер…евна.

Запиши слова во множественном числе.

Воробей, кол, перо, крыло, муравей, лист, брат, друг, прут, стул, звено, сучок, дерево, друг, ручей, соловей, ком, оладик, колос, ворон, зверь, сын, клок, улей.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Допиши буквы так, чтобы слова стали женского рода.

Плясун….. , молчун….. , говорун….. , хохотун….. , болтун….. , ворчун….. , крикун….. ,           лгун….. , бегун….. , прыгун….., шалун….. .

Подчеркни в словах одной линией мягкий знак – показатель мягкости, двумя линиями – разделительный мягкий знак.

Окуньки, осенью, платье, пальто, учительница, ученье, льёт, здоровье, жильё, коньки, счастье, крыльцо, льют, сильный, уменье, хлопья, веселье, ателье.

Прочти предложения. Вставь буквы в словах вместо точек. Укажи цифрами правильный порядок предложений. Озаглавь текст.

                    ________________________

Еле вырвался орёл от обез…ян.

Орёл схватил мален…кую обез…янку.

Обез…янка закричала и уцепилас… за суч…я.

Долго кружилис… в воздухе его пер…я.

Примчались обез…яны с других дерев…ев.

Они вцепилис… в горло и крыл…я орла.

6. Перенос части слова с одной строки на другую

Слова нужно переносить по слогам: ра-ду-га, ра-дость.

Нельзя оставлять одну букву или переносить на другую строку:

         спорт, ключ.

Не переносят слова, которые имеют один слог и слог, состоящий из одной буквы гласного звука: ежи, моя.

Нельзя переносить часть слова, не составляющую слога: сан-ти-метр.

Нельзя отрывать ь, ъ и й от предыдущей буквы: силь-ный, объ-езд, лей-ка.

В словах с двойными согласными одну букву оставляют на строке, вторую переносят на другую строку: сум-ма, суб-бота.

Нельзя отрывать от приставки одну букву: под-писать, раз-ложить.

Нельзя отрывать первую букву от корня: вы-учить, про-ехать.

Стоящие рядом несколько согласных в слове можно переносить по-разному: бы-стро, быс-тро, быст-ро.

Нельзя разрывать при переносе сокращённые обозначения числовых значений мер: 8 л, 50 кг, 67 м, 100 км2.

Раздели слова для переноса короткой вертикальной линией.

Книжка, енот, майка, сестра, моё, научился, подушка, касса, портфель, огурец, кольцо, стихотворенье, аллея, улица, подъезд, еда, мороженое, выскочил, рассказал, дневник, чайник, листопад, укол, озеро, письмо, варенье, рассказ.

Подчеркни слова, которые нельзя переносить.

Мама, урок, лето, чай, свет, енот, овощ, фрукт, зима, добро, коса, кросс, хвост, утро, сон, лист, море, мир, заяц, трава, бант, банка, оса, роса, вдруг, недруг, сок, осень, день, век, снегопад, мороз, дождь, тетрадь, год, сорт, указ, река, съезд.

Прочитай предложения. Раздели слова для переноса.

    Каждому ребёнку родители дарят имя. Это подарок на всю жизнь. Выбирать его нужно с любовью. Оно должно быть красивым.

Подчеркни слова, которые не переносятся.

     Каждый день старайся делать полезное дело. Выучи урок, убери в своей комнате, помоги родителям, проведай бабушку и дедушку. Одно полезное дело лучше всякого безделья. Весь мир держится на наших полезных делах

7. Проверяемый безударный гласный звук в корне слова

Чтобы правильно написать букву, обозначающую безударный гласный звук, нужно изменить форму слова или подобрать однокоренное слово так, чтобы буква, обозначающая безударный гласный звук, стала ударной.

Если под ударением в корне слова пишется буква ё, то без ударения в формах этого же слова и в однокоренных словах пишется буква е.

Подбери и запиши проверочные слова.

Д…ска – __________ , ш…ги – __________ , з...ма –___________ , вз…ла – _________ , сл…ды – _________ , з…нты - __________ , м…чи – __________ ,к…вёр – __________ , л…сок – __________ , скв…рец – _____________, б…да _______ , гр…бной – __________ , т..мно –___________ , ос…нь – ___________.

Вставь пропущенную букву.

Р…дная з…мля и в горсти м…ла. Каждой птице св…ё гн…здо мило. Дер…во смотрят в пл..дах, а человека в д…лах.

Распредели в пять столбиков слова по вставленной букве.

е                        и                      я                   а                         о

____________ ____________ ____________ ____________ ____________

____________ ____________ ____________ ____________ ____________

____________ ____________ ____________ ____________ ____________

____________ ____________ ____________ ____________ ____________

П…так, сп…ртивный, дл…на, с…нева, ш…лун, п…сти, м…сной, в…зание, м…рской, л…ства,         б…да, с…ринка, т…мнота, тр…ва, л…нивый.

Из слов каждой строки составь предложения-загадки. Запиши на линиях загадки и в скобках отгадки. Подчеркни в словах буквы, обозначающие безударные гласные звуки.

камень, в, Белый, тает, воде

___________________________________________________ ( _______________ )

На, дворец, шесте, а, дворце, во, певец ___________________________________________________ ( _______________ )

Белый, следы, растаял, на, камушек, и, доске, оставил

___________________________________________________ ( _______________ )


8.Непроверяемый безударный гласный звук в корне слова

(словарное слово)

Чтобы правильно написать в корне слова букву, обозначающую непроверяемый безударный гласный звук, нужно запомнить её правописание или проверить по орфографическому словарю.

В школе такие слова иногда называют словарными.

Вставь пропущенные буквы в словарных словах.

1 класс

Вес…л…, в…р…бей, в…рона, дев…чка, д…журный, д…ревня, за…ц, к…р…нда…, кла… …, к…рова, л…сица, мальч…к, м…ш…на, м…две…ь, м…л..ко, п…л…то, п…нал, р…бота, р…бята, с…бака, с…р…ка, т…тра…ь, уч…ник, уч…ница, уч…тель, учит…л…ница, х…р…шо, …зык, п…тух, ру… …кий.


2 класс

лф…вит, …прел…, б…рёза, быстр…, вдру…, вес…л…, вет…р, в…р…бей, гор…д, дев…чка, д…журный, д…кабр…, дер…вня, д…рога, д… св…дан…я, ж…лтый, з…вод, за…ц, здра…ствуй (те), з…мл…ника, …зв…ните, ин…й, к…пуста, к…р…ндаш, к…ртина, клас…, к…ньки, к…рова, лис..ца, л…пата, л…гушка, м…газин, м…лина, м…ш…на, меб…ль, м…дведь, мес…ц, м…тель, м…тро, м…л..ко, м…л…ток, м…рковь, м…роз, М…сква, н…род, н…ябрь, …бед, …безьяна, обл…ко, …дежда, …ктябрь, …сина, …тец, п…льто, п…нал, пл…ток, п…суда, пр…щай, р…бота, р…бочий, р…бята, р…сун…к, род…на, Р…с…ия, рус..кий, с…п…ги, сах..р, с…нтябрь, скор…, сн…гирь, с…рока, сп…сибо, ст…кан, суб…ота, т…релка, т…традь, т…варищ, т…пор, ул…ца, ур…жай, уч…ник, уч…ница, учит…ль, учит…льн…ца, ф…мил…я, ф…враль, х…р…шо, шёл, ща…вель, ябл…к…, ябл…ня, …г…да, …зык, …нварь.


Вставь пропущенные буквы в словарных словах.

3 класс

к…уратн…, …лф…вит, …льбом, …прель, бер…г, б…рёза, быстр…, вдру…, вес..л…, вет…р, вмест…, в…кру…, в…р…бей, в…р…на, вос…мь,, в…скр…сен…е, в…сток, вторн…к, гв…здика, г…рой, г…р…д, г…рох, дев…чка, д…журный, д…кабрь, д…ре…ня, д…рога, д… св…дан…я, ж…лать, ж…лтый, ж…вотн…е, з…вод, за…тр…к, з…ря, з…яц, …дра…ствуй (те), з…мл…ника, …зв…нить, ин…й, …нт…ресный, к…пуста, к…р…ндаш, к…ртина, к…ртоф…ль, кв…ртира, к…л…грам…, клас…, к…л … …ктив, к…л …екция, комн…та, к…мп…ют…р, к…ньки, к…рова, …расная площ…дь, …ремль, кр…вать, лаг…рь, лес…ница, л…пата, л..гушка, м…г…зин, м…лина, м…ш…на, меб…ль, м…дведь, мес…ц, м..тель, м…тр…, м…л…ко, м…л…ток, м…рковь, м…роз, … …сква, н…род, н…ябрь, …бед, …б…зьяна, обл…ко, …вёс, ов…щ, …г…род, …гурец, …де…да, …дна…ды, …дуван…чик, ок…л…, …ктя…рь, …рех, …сина, п…льто, п…нал, п…сок, п…трушка, п…ро…, пл…ток, п…года, п…м…дор, п…н…дельник, п…роша, п…суда, п…том, п…эт, праз…ник, пр…ветл…в, пш…ница, пятн…ца, пр…щ…й, р…бота, р…бочий, р…кета, р..стен…е, р…бята, р…сун…к, род…на, р…ма…ка, Р …ссия, рус…кий, р…бина, с…м…лёт, с…п…ги, сах…р, сев…р, с…нтябрь, ,с…рень, скор…, сн…гирь, с…бака, с…лдат, с…лома, с…рока, сп…сиб…, ср…да, ст…кан, ст…лица, суб…ота, т…релка, т…традь, т…варищ, т…пор, тракт…р, тр…мвай, уж…н, ул…ца, ур…жай, уч…ник, уч…ница, учит…л…, , ф…мил…я, ф…врал…, х…р…шо, ч…тверг, ч…тыре, ч…рный, чу…ство, ш…л, ш…с…е, щ…вел…, ябл…ко, ябл…ня, яг….да, …зык, …нварь, …овый год, … …овым годом, … …нём рождения, …ень …наний, …ень 8 …арта, …ень …обеды.



Вставь пропущенные буквы в словарных словах.

4 класс

вт…м…биль, агр…ном, адр…с, ак…уратн…, …л…ея, …льбом, …п…-…тит, б…гаж, бер…г, б…рёза, б…седа, б…сед…вать, б…бл……тека, б…б-л……текарь, б…лет, б…гатств…, б…тинки, в…гон, вдру…, в…зде, в…л…-с…пед, вет…р, вмест…, в…кзал, в…круг, в…р…бей, в…рона, вос…мь, в…скр…сенье, в…сток, вп…р…ди, вторн…к, вч…ра, г…зета, гв…здика, г…рой, г…реть, г…р…зонт, г…рох, два…ц…ть, дв…на…ц…ть, дев…чка, д…журный, д…кабрь, д…ревня, д…рект…р, д…рога, д… св…дан…я, …щё, ж…лать, ж…лезо, ж…лтый, ж…вотн…е, з…вод, завтр…, з…ря, …десь, …дра…ствуй (те), з…мл…ника, …зв…ните, изд…л…ка, ин…й, инж…нер, инт…ресный, к…л…ндарь, к…никулы, к…пуста, к…р…ндаш, к…ртина, к…ртоф…ль, к…стрюля, кв…ртира, к…л…гра…м…, к…л…метр, клас…, к…л……ктив, к…л……кция, к…м…ндир, к…мбайн, к…мбайне…р, комн…та, к…мпьют…р, к…ньки, к…рабль, к…рова, к…см…на…т, к…стёр, к...стюм, …расная площ…дь, …ремль, кр…вать, лаг…рь, лес…н…ца, л…сица, л…пата, лучш…, л…гушка, м…г…зин, м…лина, м…ш…на, меб…ль, м…дведь, медл…н……, мес…ц, м…тал…, м…тро, м…л…ко, м…л…ток, м…рковь, м..роз, ……сква, н…за…, н…лев…, н…прав…, н…род, н…ябрь, …бед, …б…зьяна, обл…ко, …б…рона, …вёс, ов…щи, …г…род, …г…рец, …дежда, …дин-………цать, …днажды, …д…ванч…к, ок..л…, …ктябрь, …рех, …сина, …тец, п…льто, п…с……жир, п…с……жирский, п…йзаж, п…нал, п…сок, п…рог, пл…ток, п…беда, п…года, п…жалу…ста, п…м…дор, п…н…дельн…к, п…ртрет, п…суда, п…том, п…эт, пр…вит…льств…, праз…н…к, пр…дс…-дат…ль, пр…красный, пр…ветл…в…, пут…шеств……ник, пут…шествие, пш…ница, пятн…ца, р…бота, р…бочий, рад…о, р…кета, р…с…т…яние, р…стение, р…бята, р…сун…к, (Р,р)од…на, (Р,р)од…на, р…машка, ……с…ия, ру……кий, р…бина, с…лют, с…м…лёт, с…п…ги, сах…р, св…ркать, (с)верху, свит…р, св…бода, сев…р, с…годня, с…йчас, с…м…на, с…нтябрь, се…лка, с…рень, скор…, (с)лев…, сн…гирь, (с)низу, с…бака, с…лдат, с…лома, с…рока, сп…сиб…, (с)прав…, ст…кан, ст…лица, с…б…ота, т…релка, т…л…виз…р, т…л…п…р…дача, т…л…фон, т…перь, т…пл…воз, т…тра…ь, т…варищ, т…пор, тракт…р, тр…мвай, уж…н, ул…ца, ур…жай, уч…ник, уч…ница, учи-т…ль, ф…милия, ф…враль, хл…б…роб, х…зя…н, х…зяйств…, х…р…шо, ч…л…век, ч…тверг, ч…тыр…, ч…рный, чу…ств…, ш…с…на…цать, ш…л, ш…с…е, ш…фёр, щ…вель, …кскурс…я, …л…ктрич…ств…, …л…ктр…воз, …л…ктр…станц…я, ябл…к…, ябл…ня, яг…да, …зык, …нварь.

9.Удвоенная согласная в корне слова

Написание удвоенных согласных в корне слова необходимо проверять по орфографическому словарю.

Выпиши слова с удвоенными согласными в следующем порядке: бб, кк, пп, лл, нн, жж, мм, сс, рр.

Бассейн, грипп, вожжи, терраса, субботник, коллекция, теннис, телеграмма, металл. ________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вставь удвоенные согласные.

Ро….ия, а…ея, коми….ия, ка….а, па….ажир, кро…., ма….а, кла…., шо….е, ко.…екция, ко….егия, то….а, гра…., ко….ега, гра….атика, ми….иард, килогра…., хо….ей, програ….а, ж…ёт, тра….а, анте….а, жу….ит, ва….а, пре….а, профе….ор, ба…., иску….тво, и….юстрация, ми….ион, а….орд, а….ликация, кора…., тро…., мо….евельник, кро….овки, а….етит, су….икс, ко….едж, те….итория, а….ракцион, гра….атика.

10. Буквосочетания чк, чт, чн, нч, нщ, щн, рщ

Сочетания чк, чт, чн, нч, нщ, щн, рщ всегда пишутся без мягкого знака.

чк – мамо…а, папо…а, дево…а, Любо…а, було…а, шапо…а, сини…а, соба…а,

то…а, ту…а, све…а, но…а, сказо…а, ленто…а, бабо…а, вну…а, моло…о;

чт – …ение, не…о, по…а, ме…а, …о, ма…а, …ить, …обы, ни…о, у…ивый;

чн – серде…ый, обы…о, коне…о, ве…о, було…ая, ску…о, яи…ица, наро…о;

нч – ко…чик, ве…ик, пте…ик, телефо…ик, ня…иться, зако…ить, одува…ик;

нщ – бараба…ик, сме…ик, го…ик, каме…ик, зачи…ик, оце…ик, шарма…ик,

жестя…ик, же…ина, изме…ик, мотого…ик, уго…ик, обма…ик, де…ик;

щн – беспомо…ый, мо…ость, хи…ик, помо…ик, ово…ой, жили…ый, су…ость,

насу…ый, сокрови…ица, изя…ый, сооб…ик, всеоб…ый, зрели…ый;

рщ – бо…, сва…ик, набо…ик, надсмо…ик, сва…ик, фона…ик, убо…ица,

спо…ик, загово…ик, топо…ится, сбо…ик.

11. Парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова или перед другими парными согласными

Чтобы найти проверочное слово для обозначения буквой парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова или перед другим парным согласным в корне, надо изменить слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы парный согласный звук стоял перед гласным звуком или звуками [л], [м], [н], [р], [в].

Пары по глухости-звонкости [б] - [п] , [б] - [п], [д] - [т] , [д] - [т],

[з] - [с], [з] - [с], [г] - [к], [г] - ], [в] - [ф], [в] - [ф], [ж] - [ш]

Зачеркни лишнюю букву в скобках, устно подбери проверочное слово.

Шала(ж,ш), любо(в,ф)ь, пиро(г,к), моро(з,с), голу(б,п)ь, тру(д,т), четвер(г,к), дру(г,к), гру(з,с), тру(з,с), каранда(ж,ш), воло(з,с), рука(в,ф), ска(д,т), эта(ж,ш), тетра(д,т)ь, пару(з,с), остро(в,ф), кли(б,п), кра(б,п), взры(в,ф), шка(в,ф), фла(г,к), хо(д,т)ьба, варе(ж,ш)ка, зага(д,т)ка, морко(в,ф)ка, но(г,к)ти, поло(з,с)ка, ю(б,п)ка, оре(ж,ш)ки, моне(д,т)ка, подру(ж,ш)ка, верё(в,ф)ка, игру(ж,ш)ка, погру(з,с)ка.

12.Частица не с глаголами

Частица не с глаголами пишется раздельно.

Прочитай правила бережного отношения к книге. Исправь ошибки в тексте, разделив слова короткой вертикальной линией.

    Нерисуй и непиши в книге. Невырывай листы. Незагинай страницы.

Невырезай картинки. Нечитай книгу во время еды. Пользуйся закладкой.

Вовремя подклей книгу.

Прочитай правила поведения в природе. Впиши слова по смыслу.

____ загрязняй природу. ____ разрушай муравейники. ____ лови насекомых.

____ трогай мелких лесных обитателей. ____ разоряй птичьи гнёзда. ____

загрязняй водоёмы. ____ разжигай в лесу огонь. ____ ломай ветки деревьев.

____ рви растения с корнем. ____ люби природу и ____ береги её.


13.Написание предлогов со словами

Предлоги (у, в, с, за, по, из, от, об, для, над, под, без, около, возле, перед,

через) со словами пишутся раздельно.

Предлоги никогда не употребляются с глаголами.

Между предлогом и следующим за ним словом можно поставить вопрос

или вставить другое слово.

Запиши без скобок.

Поехал (по) дороге. Слез (с) коня. (За) тучу зашло. (На) земле нашёл. (Под) куст подлез. Зацветёт (за) домом. Слез (с) дерева. (От) берега оттолкнули. Забыл (за) мок замкнуть. Отпрыгнул (от) лягушки. Доехал (до) рощи. Набирает (на) всех. Взобрался (на) гору. Автобус (без) кондуктора. (За) забор зацепился. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

14.Сложные слова

Сложным называется слово, в составе которого несколько корней. Между корнями в сложных словах пишутся соединительные гласные о или е.

Сложные имена прилагательные, обозначающие цвета и оттенки цветов, пишутся через дефис (-).

В сложных именах существительных выдели корни и подчеркни соединительные гласные.

       Снегопад, гололёд, рыболов, лесовод, пылесос, ледоход, носорог, утконос, водолаз, ледокол, змеелов, вертолёт, скалолаз, пешеход, овощевод, камнепад, водомер, луноход, скороход, лесоруб, пищевод, мореход, домосед, водоворот, листопад, круговорот, пчеловод, самовар, пароход, лежебока, соковарка,

Образуй сложные имена прилагательные по образцу и запиши.

Яркий, жёлтый ярко-жёлтый; тёмный, синий __________________ ; бледный, розовый ________________ ; чёрный, белый _______________ .


15.Написание предлогов и приставок

Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. Приставка пишется слитно со словом.

Предлог – это служебная часть речи, которая служит для связи слов в предложении. Предлог пишется раздельно со словами.

Спиши предложения, правильно употребляя предлоги и приставки.

(До) води дело (до) конца. ____________________________________________

Цветы (под) резали (под) корень. ______________________________________

Тропинка (с) пускалась (с) горы. _______________________________________

Лодка (от) берега (от) плыла. __________________________________________

Ленту (в) плели (в) косу. _____________________________________________

Колобок (по) катился (по) дорожке. ____________________________________

16.Непроизносимый согласный звук

Чтобы правильно обозначить буквой непроизносимый согласный звук в корне слова, надо подобрать такое однокоренное слово, в котором после непроизносимого согласного звука будет произноситься гласный звук.

Запиши проверочные слова. Подчеркни буквы, которые обозначают непроизносимые согласные звуки.

Сердце - __________ , костный _________ , вестник - _________ , свистнул - _________ , поздний - __________ , солнце - __________ , честный - _________ , участник - ____________ , доблестный - ____________ , местный - ___________ .

Вставь, где нужно, буквы, обозначающие непроизносимые согласные звуки.

   Грус…ный, здра…ствуйте, лес…ница, интерес…ный, ус…ный, вкус…ный, прекрас…ный,    звёз…ный, чудес…ный, опас…ный, трос…ник, праз…ник, завис…ливый, извес…ный, счас….ливый, грус…ный, ненас…ный, свис…нул, напрас…ный, мес…ность, яс…ность,  прелес…ный,  облас…ной, ужас…ный, напрас…ный, умес…ный, гиган…ский, хрус…нул,  праз…нично,  вкус…но.

17.Разделительный твёрдый знак (ъ)

Разделительный твёрдый знак пишется только после приставок, которые оканчиваются согласным звуком, перед буквами е, ё, ю, я.

Выдели корень и приставку в однокоренных словах.

Заявить, заявка, объявить объявление, предъявить, явка.

Единый, объединить, единичный, соединить, разъединить, единица.

Образуй однокоренные слова с указанными приставками и запиши.

Езда (от-, под-, по-, раз-, вы-,про-, с-, пере-, про-); ел (по-, с-, об-, пере).

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вставь в словах ь или ъ.

Ш…ёт, п…ют, об…ятие, вороб…и, с…ел, обез…яна, весел…е, под…ём, из…ян, от…езжать, счаст…е, об…единение, под…ём, об…явление, учен…е, жил…ё.

Составь и запиши предложения из данных слов, вставляя пропущенные буквы.

Поезд, раз…езде, остановился на. ______________________________________

Щенок, от, с…ёжился, холода. _________________________________________

Коза, с, лист…я, кустов, об…едает. _____________________________________

Спиши текст, вставляя пропущенные орфограммы.

Отец вечером об…явил нам об от…езде. С утра машина подкатила к под…езду. Все сели по местам. Мы от…ехали от города и под…ехали к реке. За рекой виднелас… необ…ятная равнина. Вот и село Мар…яновка. Нас встретила тётя Ульяна. Мы бросились в её об…ятия.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

18.Мягкий знак (ь) на конце имён существительных женского рода после букв ж, ч, ш, щ

Мягкий знак всегда пишется на конце имён существительных женского рода в именительном падеже единственного числа после букв ж, ч, ш, щ.

Укажи род над словами. Вставь мягкий знак, где нужно.

Полноч…, молодёж…, камыш…, плащ…, доч…, помощ…, малыш…, ёж…, мыш…, гараж…, рож…, теч…, вещ…, манеж…, луч…, реч…, экипаж…, лож…, пля…, мелоч…, ноч…, роскош…, мощ…, глуш…, ландыш…, мощ…, ключ…, морж…, прыщ…, клещ…, врач…, сторож…, меч…, пляж…, брош…, ветош… .

Прочитай пословицы. Объясни их смысл. Вставь мягкий знак.

Куда ноч…, туда и ден… . Красивая реч… – клю… к сердцу. Всякая помощ… хороша вовремя. Клещ… не вещ…, где упал, там и пропал. Лучше гор…кая правда, чем сладкая лож… . Реч… как меч…: сечёт и правого, и виноватого.

19.Мягкий знак (ь) на конце имён существительных в родительном падеже множественного числа после шипящих

Мягкий знак не пишется на конце имён существительных в родительном падеже множественного числа после букв ж, ч, ш, щ.

Запиши слова в родительном падеже.

И.п. жилища, свечи, чащи, дачи, рощи, плечи, встречи, тысячи, души.

Р.п. ____________________________________________________________

Вставь ь там, где нужно.

Ветер, ветер! Ты могуч…, ты гоняеш… стаи туч…, ты волнуеш… сине море, всюду вееш… на просторе. (А. Пушкин) С крыш… домов упал уж снег, с неба дожд… пошел не слышно. (В. Юнь) Много луж… и мало снега, ден… становит…ся длинней. (С. Устабеков) Как хорош… он, летний сад, фруктами всегда богат. Груш… и яблок аромат, съест… одно бы каждый рад.


20.Безударное падежное окончание имени существительного

Способы проверки

безударных падежных окончаний

имёни существительного

1 способ

2 способ

Определи падеж.

Определи склонение.

Вставь окончание имени существительного этого склонения в нужном падеже.


Проверь безударное падежное окончание ударным окончанием имени существительного того же типа склонения и в том же падеже.

Подарок для ( кого?) мамы

(1 скл., Р.п., ед.ч., -ы )

Подарил (кому?) маме

(сестре )

Падежные окончания

имён существительных единственного числа

1, 2 и 3 склонения

Падежи

1 скл.

2 скл.

3 скл.

И.п.

-а, -я

t1736245077aj.gif  , -о, -е, -ё

t1736245077aj.gif

(нулевое)

Р.п.

-ы, -и

-а, -я

Д.п.

-у, -ю

В.п.

-у, -ю

одуш. – как в Р.п.

неодуш. – как в И.п.

t1736245077aj.gif

(нулевое)

Т.п.

-ой (-ою)

-ей (-ею)

-ом, -ем, -ём

П.п.



21. Безударное падежное окончание имени прилагательного

Способы проверки

безударных падежных окончаний

имени прилагательного

1 способ

2 способ

способ

1. Определи род и падеж имени прилагательного по роду и падежу имени существительного, к которому относится имя прилагательное.

2. Вспомни, какое окон-чание пишется у имени прилагательного в этом же падеже и роде, и напиши его.

Подбери имя прилага-тельное в том же падеже и роде, но с ударным окончанием.

Проверь окончание имени прилагательного по окончанию вопроса, на который отвечает имя прилагательное.

Изменение по падежам

имён прилагательных в единственном числе

Падежи

М.р.

Ср.р.

Ж.р

И.п.

какой?

летний

тёплый (ветер)

какое?

летнее

тёплое (солнце)

какая?

летняя

тёплая (вода)

Р.п.

какого?

летнего

тёплого (ветра)

какого?

летнего

тёплого (солнца)

какой?

летней

тёплой (воды)

Д.п.

какому?

летнему

тёплому (ветру)

какому?

летнему

тёплому (солнцу)

какой?

тёплой

летней (воде)

В.п.

какой?

летний

тёплый (ветер)

какое?

летнее

тёплое (солнце)

какую?

тёплую

летнюю (воду)

Т.п.

каким?

летним

тёплым (ветром)

каким?

летним

тёплым (солнцем)

какой?

тёплой

летней (водой)

П.п.

каком?

летнем

тёплом (о ветре)

каком?

летнем

тёплом (о солнце)

какой?

тёплой

летней (о воде)


22. Правописание о и е в окончаниях имён существительных после шипящих и ц

После ж, ч, ш и ц под ударением в окончаниях имён существительных в творительном падеже пишется буква о, а без ударения – буква е.

Поставь ударение в словах с пропущенными буквами. Вставь буквы в окончания.

Накормил гостя вкусной пищ…й: борщ…м, каш…й, лапш…й с куриц…й, калач…м. Иду с товарищ…м под дожд…м, укрываемся одним плащ…м. Наслаждаемся летним солнц…м,  пляж…м. Справилась с задачей, пользуясь чертеж…м.

Допиши окончания имён существительных в форме Т.п.

Врач…., крыльц…., сердц…., пшениц…., нош…., свеч…., ключ…., мяч….,

крыш…., туч…., полотенц…., карандаш…., улиц…., багаж… , нож…., овц….,

птиц…., кирпич…., плеч…., удач…., меж…., рощ…. , силач…., луж…., меж… .


23. Мягкий знак (ь) в личных окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа

В личных окончаниях глаголов настоящего и будущего времени во 2-м лице единственного числа пишется мягкий знак: мечтаешь, идёшь, победишь.

Выдели личные окончания глаголов.

Не натопишь – не погреешься. За двумя зайцами погонишься – и одного не поймаешь. Задним умом дела не поправишь. Одно дело делаешь – другого не порть. Поспешишь – людей насмешишь. Спишь, спишь, и отдохнуть некогда.

Образуй от глаголов неопределённой формы глаголы в форме настоящего времени 2-го лица единственного числа.

Сидеть – _____________ , думать – _____________ , мечтать – __________ ,                грустить – _____________ , одевать – _____________ , летать – ____________,                сказать – _____________ , повторять – _____________ , ехать ____________ ,                хотеть _____________ ,вставать _____________ , любить ____________.

24. Безударное личное окончание глагола

Правописание букв е, и

в безударных личных окончаниях глаголов



II спряжение

-ишь

-ит

-им

-ите

-ат (-ят)

I спряжение

-ешь

-ет

-ем

-ете

-ут (-ют)


Способ проверки

безударных личных окончаний

глаголов

Определи время, лицо, число глагола.


Например.

Валя реша…т (наст. вр., 3-е л., ед.ч.) задачу.

Поставь этот глагол в неопределённую форму.

(Что делает?) реша…т – (что делать?) решать.

Определи спряжение глагола. Проверь, не относится ли он к глаголам-исключениям.


Решать ( I спр.)

Вспомни окончание глагола этого спряжения в нужном лице и числе, напиши окончание.


Решает (3-е л., ед.ч., I спр.)


Глаголы-исключения

К I спряжению относятся глаголы брить, стелить.

Ко II спряжению относятся:

4 глагола на –ать: гнать, держать, слышать, дышать;

7 глаголов на –еть: смотреть, видеть, обидеть, вертеть, терпеть, зависеть, ненавидеть.


25.Правописание –тся и –ться в возвратных глаголах

Глаголы с суффиксом -ся называются возвратными.

В возвратных глаголах, отвечающих на вопрос что делать? или что сделать? перед суффиксом -ся всегда пишется мягкий знак (ь).

В возвратных глаголах, отвечающих на вопрос что делает? или что сделает? перед суффиксом -ся мягкий знак не пишется.

Образуй глаголы с возвратным значением.

Радует, лечат, охлаждает, согревают, сломаю, согрела, рассердить, извинил.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Допиши возвратные глаголы, вставляя -тся или –ться.

Грамоте учи…… – всегда пригоди……. . Кто привык труди……, тому без дела не сиди…… . Недаром говори……, что дело мастера бои…… . Кто пахать не лени……, у того и хлеб роди…… . Без букв и грамматики не уча…… и математике. Кто с книгой поведё…… — ума наберё…… . Жизнь измеряе…… не годами, а трудами. Любишь ката…… — люби и саночки возить.


26. Пропуск, замена, перестановка букв

Выпиши слово правильно.

Подчеркни букву, в которой ты допустил (-а) ошибку.



                                   Список использованных ресурсов

  1. Виноградова, Н. Ф. Функциональная грамотность младшего школьника: дидактическое сопровождение, книга для учителя / под редакцией Н. Ф. Виноградовой. Москва, Издательский центр «Вентана-Граф», 2018. – 286 с. file:///D:/Курсы%202/Функциональная%20грамотность/Учебник%20Функциональная%20грамотность%20школьника.pdf
  2. Горецкий, В. Г. Азбука. 1 класс: учебник: в 2 частях. Ч. 1. / В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин, Л. А. Виноградская, М. В. Бойкина. – 15-е изд., стер. – Москва: Просвещение, 2022. –127 с.: ил. (Школа России).
  3. Горецкий, В. Г. Русский язык. Азбука. 1 класс: учебник: в 2 частях. Ч. 2. / В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин, Л. А. Виноградская, М. В. Бойкина. – 16-е изд., перераб. – Москва: Просвещение, 2023. – 111 с.: ил. (Школа России).
  4. Графический редактор изображений Paint компании Microsoft
  5. Зиновьева, Т. И. Методика обучения русскому языку и литературному чтению: учебник и практикум для среднего профессионального образования / Т. И. Зиновьева [и др.]; под редакцией Т.И. Зиновьевой. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 468 с. – (Профессиональное образование). – Текст: непосредственный.
  6. Канакина, В. П. Русский язык. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1. / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – 13-е изд., стер. – Москва: Просвещение, 2022. – 143 с.: ил. – (Школа России).
  7. Канакина, В. П. Русский язык. 2 класс: учебник: в 2 ч. Ч. 2. / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – 15-е изд., стер. – Москва: Просвещение, 2024. – 143 с.: ил. – (Школа России).
  8. Канакина, В. П. Русский язык. 3 класс: учебник: в 2 ч. Ч. 1. / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – 13-е изд., стер. – Москва: Просвещение, 2022. – 159 с.: цв. ил. – (Школа России).
  9. Канакина, В. П. Русский язык. 3 класс: учебник: в 2 ч. Ч. 2. / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – 13-е изд., стер. – Москва: Просвещение, 2022. – 159 с.: цв. ил. – (Школа России).
  10. Канакина, В. П. Русский язык. 4 класс: учебник: в 2 ч. Ч. 1. / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – 13-е изд., стер. – Москва: Просвещение, 2022. – 159 с.: цв. ил. – (Школа России).
  11. Канакина, В. П. Русский язык. 4 класс: учебник: в 2 ч. Ч. 2. / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – 13-е изд., стер. – Москва: Просвещение, 2022. – 159 с.: цв. ил. – (Школа России).
  12. Картинки https://ru.pinterest.com/
  13. Климова, М. В. Орфографический словарь современного русского языка. 100000 слов / Под редакцией М. В. Климовой. М.: «Аделант», 2014. 800 с.

         http://uchitel-slovesnosti.ru/slovari/3.pdf?ysclid=m5lcj0dddm854811215

    14.Пословицы и поговорки для школьников

         https://nukadeti.ru/poslovicy/dlya-shkolnikov

    15.Строки стихотворений поэтов

        https://rustih.ru/aleksandr-pushkin-veter-veter-ty-moguch/#google_vignette

        https://stihi.ru/2015/05/15/6647

        https://stihi.ru/2024/02/06/1859

        https://rustih.ru/kak-xorosh-on-letnij-sad/?ysclid=m5lbzls2ia525987547

    16.Справочники по русскому языку на информационном портале Грамота.ру

        https://gramota.ru/biblioteka/spravochniki

    17. ФРП НОО /Русский язык. 1-4 классы. – Москва, 2022

https://edsoo.ru/wp-content/uploads/2023/08/01_ФРП_Русский-язык_1-4-классы.pdf?ysclid=m5jznx1oxo17298186









в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.