Урок русского языка «Орфограммы корня. Способы проверки орфограмм» (4 класс)
Урок русского языка
Орфограммы корня. Способы проверки орфограмм. 4 класс
Тип урока: повторительно-обобщающий с использованием ИКТ и технологии мониторинга
Образовательный аспект:
- проверить осознанное усвоение темы «Орфограммы гласные и согласные»;
- определить уровень овладения умениями по данной теме.
Развивающий аспект:
-выделять и распознавать орфограммы, определять способ проверки, применять изученные правила и алгоритмы действий;
-классифицировать материал по заданным признакам, систематизировать материал в виде таблицы при работе в паре;
- развитие умения обобщать, анализировать, оценивать свою деятельность на уроке при помощи листов достижений;
Воспитательный аспект:
- воспитание научного мировоззрения,
- воспитание умения четко организовать самостоятельную работу и работу в парах;
- воспитание чувства товарищества, взаимопомощи и ответственности не только за свой результат обучения, но и за результат всего класса.
Оборудование урока:
Учебники, учебная литература: учебник русского языка для 4 класса. Авторы: Л.Я.Желтовская,О.Б.Калинина
(задания из учебника не используются, необходим для повторения правил, видов орфограмм.)
Техника: ноутбук, проектор.
Дополнительные материалы: раздаточный материал (карточки, тесты, листы достижений).
Подготовка к уроку:
Диагностика на определение уровня предметной успеваемости каждого ученика. В результате диагностики класс разделен на 3 уровня: 1 – повышенный уровень, 2- средний уровень, 3 – базовый. Во время работы с листами достижений ученики уже знают свой уровень и оценивают себя в соответствующую графу.
К уроку прилагается Приложение 1 «Система мониторинга для отслеживания качества образования».
Этап урока, цель |
Время |
Содержание |
Примечание |
Действия учителя |
Действия ученика |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.Организационный момент Цель: психологический настрой на урок |
1 мин |
Приветствие. Настрой на урок. - Надеюсь, что по-настоящему солнечное настроение появится у каждого из вас в течение сегодняшнего урока. На доске: Дата. Классная работа |
Слайд 1 (солнышко) |
Психологический настрой учащихся |
Включаются в учебную деятельность |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Подготовка к работе Цель: заинтересовать учащихся при помощи грамматической сказки |
4 мин |
Грамматическая сказка - Ребята, вы знаете, буквально недавно ученые открыли новую планету, которая называется «Гении орфографии». Страны на этой планете – общие сведения об орфографии, города – соответствующие научные термины, и каждая река, каждое озеро, даже самая маленькая гора имеют название. Вы уже поняли, что это необычная планета, поэтому попасть на нее могут только те, у кого хорошие знания по разделу русского языка «орфография». Хотите побывать на этой планете? Тогда придется пройти несколько важных этапов подготовки, которые будут заключатся в проверке ваших знаний. |
|
Рассказывает грамматическую сказку |
Анализируют сказку, настраиваясь на работу |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Предметная разминка Цель: подготовка к актуализации ранее изученного материала |
5 мин |
Орфографический диктант Итак, 1 этап – орфографический диктант. - На слайде вы видите слова с пропущенными буквами, запишите их в тетрадь, вставляя нужную букву. Слова: Роса, звезда, дожди, гроза; велосипед, командир; близкий, травка; завтрак; солнце, поздний. - Проверяем. |
Слайд 2 (задание) Слайд 3 (проверка) |
Подготавливает учеников к системной актуализации ранее изученного материала |
Выполняют задание предметной разминки |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Актуализации изученного материала Цель: Вспомнить всю информацию о видах орфограмм; уметь быстро ориентироваться в потоке информации и находить нужное с целью осмысления и применения полученной информации. |
25 мин |
Постановка целей-результатов урока - Узнали, какие виды орфограмм спрятаны в этих словах? Сколько видов орфограмм в русском языке? (2 вида: орфограммы гласные и согласные) - Сегодня в течение урока мы будем повторять изученные орфограммы. Попробуем на «языке умений» поставить цели-результаты урока. - На парте у каждого из вас лежит лист достижений. Оцените себя те, кто правильно сформулировал цели-результаты урока (ставят «+» в умение 1, если неверно сформулировали, ставят «-»). (У1 - формулирую цели-результаты по теме урока). Такая работа проводится в течение всего урока. Работа в парах над составлением схемы-таблицы - Обратили внимание, что мы с вами перечислили несколько видов орфограмм. Теперь попробуем в парах составить схему-таблицу, распределяющую эти орфограммы на два основных вида. Это будет следующим шагом на пути к планете «Гении орфографии».(Основа –таблица на карточках)
- Вот такая схема-таблица должна была у вас получиться. Какое умение мы сейчас с вами отработали? (У2 - составляю схему-таблицу, распределяя орфограммы на два вида). Распределительный диктант - Желающих попасть на новую планету очень много. Ваша задача будет заключаться в том, чтобы распределить слова с орфограммой-гласной на два столбика: проверяемые и непроверяемые безударные гласные. Слова: Кормушка, горизонт, облака, выписать, удивиться, бежит, акварель, задрожал, беседка. Проверка: Проверяемые - кормушка, выписать, удивиться, бежит, задрожал. Непроверяемые -горизонт, облака, акварель, беседка.
- Что помогло вам распределить слова? (проверка написания). - Существует два способа проверки безударных гласных. Назовем их. (изменение слова и подбор однокоренных слов). Мы отработали несколько умений. Оцените себя в листы достижений. (У3 - определяю в слове орфограмму-гласную; У4 - владею одним способом проверки безударных гласных; У5 - владею двумя способами проверки безударных гласных; У6 - подбираю проверочные слова, но иногда делаю это интуитивно). Физминутка для глаз Творческое обсуждение - Мы с вами в полпути от планеты «Гении орфографии». Мы забыли вспомнить виды согласных орфограмм. И не можем двигаться дальше. Вспомним их? (непроверяемые, проверяемые, непроизносимые). - Попробуем закончить строчку и объяснить особенности написания последних букв в этих словах. 1. Каждый рад увидеть … (парад,сад, …). - Как называется орфограмма? (проверяемые согласные в корне слова). - Что необходимо, чтобы проверить согласную в корне? (подобрать проверочное слово). - Чем отличаются слова на слайде от слов в предыдущем задании? На слайде два ряда слов Баскетбол, матч, автобус. Гигантский, окрестный, счастливый, честный. (в словах две орфограммы: непроверяемые и непроизносимые согласные). Объяснительный диктант(устно) - Следующим шагом к новой планете будет работа с орфограммами-согласными. Попробуйте определить в каждой из строчек лишнее слово и аргументируйте свой ответ. 1. Яростный, морозный, грустный, капустный. 2. Поздний, березки, лодка, дубки. 3. Футбол, атлетика, известный, гимнаст. - Какие умения мы отработали? (У7 - называю три вида орфограмм-согласных, У8 - называю два вида орфограмм-согласных, У9 - определяю в слове вид орфограммы-согласной, У10 - обосновываю выбор орфограммы-согласной в слове). |
Слайд 4 (тема) Слайд 5 (таблица) Слайд 6 (задание) Слайд 7 (проверка) Слайд 8 (способы проверки) Слайд 9 (способы проверки) Слайд 10 (задание) Слайд 11 (задание) Слайд 12 (проверка) Слайд 13 (алгоритм Проверк орфограмм-согласных) |
Организует и координирует работу учащихся по актуализации изученного. |
Ставят цели-результаты урока на языке умений (в деятельностном подходе) Составляют схему-таблицу в парах ,заполняют графы таблицы Сверяют с эталоном на слайде и с.132 в справочнике учебника, устраняют недочёты(взаимопроверка).Самооценка через лист достижений Распределяют слова по видам орфограмм В таблицу Самооценка через лист достижений Записывают предложение в тетрадь,оформляют орфограмму Распределяют слова по видам орфограмм В таблицу(на карточке) Участвуют в творческом обсуждении, комментируя выбор согласной орфограммы Самооценка через лист достижений Объясняют выбор орфограммы-согласной, используя правило проверки |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. Закрепление Цель: Практически проверить свои умения, выполняя тест
|
7 мин |
Тест по орфографии 1. Дополните правило: Чтобы не ошибиться в правописании звонких или глухих согласных в корне слова, нужно... А. Изменить слово Б. Изменить слово или подобрать однокоренное так, чтобы после проверяемой согласной стояла гласная В. Подобрать близкое по значению слово 2.В каких словах пишется буква «д»? А)Площа...ка. Б) Ве...ка. В) Ни...ка. Г) Си….цевый. Д) Лоша...ка. 3.В каких словах написание согласных букв можно проверить правилом? А) Футбол. Б) Булавка. В) Еж. Г) Хоккей. Д) Завтра. 4. Отметьте слова с непроизносимыми согласными: А. ужас.ный Б. ярос.ный В. яс.ный Г. опас.ный 5. В каких словах нет непроизносимых согласных? А. чес.ный Б. счас.ливый В. чудес...ный Г. здра...ствуй. 6.Выберите правильное утверждение. А) Буква, написание которой не требует проверки Б) Буква, написание которой регулируется правилом или проверяется по словарю 7.В каких словах есть орфограммы? А) Столы. Б) Стол. В) Стена. Г) Рябина. Д) Слон. 8.В каких словах безударные гласные можно проверить? А) Воздушный. Б) Качели. В) Космонавт. 9. В каких словах допущены орфографические ошибки? Г) Пшеница. Д) Вчера. 10. В каких словах в написании есть ошибки? Г) Устный. Д) Интересный.
- На слайде вы видите ответы, сверьте их с вашими. Оцените себя в листы достижений (У11 – 1 уровень: правильно выполняю задания теста (без ошибок, или допуская 1 ошибку); 2 уровень: выполняю задания теста, допуская 2-3 ошибки; 3 уровень: выполняю задания теста, допуская 4-5 ошибок). - Мы хорошо сегодня поработали, прошли все этапы испытаний и посмотрите, мы уже подлетаем к планете «Гении орфографии». Вот она, эта необычная планета. Мы первые до нее долетели, потому что в течение урока повторили и закрепили все изученные в начальных классах орфограммы. Молодцы! |
Слайд 14 (проверка) теста Слайд 15 (планета) |
Контролирует выполнение заданий теста |
Выполняют тест Самооценка через лист достижений |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рефлексия. Оценивание Цель: Выявить уровень усвоения темы |
2 мин |
Обсуждение проделанной работы - Выполнили ли мы цели, которые поставили в начале урока? - Сколько умений отработали? - С какими умениями нам нужно будет поработать на следующем занятии? Сегодня вы меня порадовали своими знаниями, поэтому всех оценю по достоинству по результатам тестирования. |
Комментирует полученные учащимися в ходе работы результаты. Заполняет оценочную ведомость. |
Обобщают и систематизируют изученный материал, участвуя в обсуждении |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Домашнее задание Цель: Информировать учащихся о домашнем задании. |
1 мин |
Домашнее задание будет творческим. Попробуйте придумать грамматическую сказку про изученные орфограммы. Я думаю, что мы с вами еще не раз попадем на планету «Гении орфографии» во время изучения других орфограмм. Спасибо за урок. |
Дает инструктаж выполнения домашнего задания |
Записывают домашнее заданиес.108 упр.272 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Б |
А |
Б |
Б |
В |
Б |
А |
А |
А |
А |
Д |
В |
В |
Б |
В |
В |
||||
В |
|||||||||
Г |
ЛИСТ ДОСТИЖЕНИЙ(самооценка)
ФИ ученика |
Предметные умения |
||||||||||
1 уровень |
|||||||||||
У1 |
У2 |
У3 |
У4 |
У5 |
У6 |
У7 |
У8 |
У9 |
У10 |
У11 |
|
Формулирую цели-результаты по теме урока |
Разрабатываю схему-таблицу, распределяя орфограммы на два вида |
Определяю в слове орфограмму-гласную |
Владею двумя способами проверки безударных гласных |
Называю три вида орфограмм-согласных |
Определяю в слове вид орфограммы-согласной |
Обосновываю выбор орфограммы-согласной в слове |
Правильно выполняю задания теста (без ошибок, или допуская 1 ошибку) |
||||
2 уровень |
|||||||||||
У1 |
У2 |
У3 |
У4 |
У5 |
У6 |
У7 |
У8 |
У9 |
У10 |
У11 |
|
Формулирую цели-результаты по теме урока |
Разрабатываю схему-таблицу, распределяя орфограммы на два вида |
Определяю в слове орфограмму-гласную |
Владею одним способом проверки безударных гласных |
Называю три вида орфограмм-согласных |
Определяю в слове вид орфограммы-согласной |
Обосновываю выбор орфограммы-согласной в слове |
Выполняю задания теста, допуская 2-3 ошибки |
||||
3 уровень |
|||||||||||
У1 |
У2 |
У3 |
У4 |
У5 |
У6 |
У7 |
У8 |
У9 |
У10 |
У11 |
|
Формулирую цели-результаты по теме урока |
Пробую разрабатывать схему-таблицу, распределяя орфограммы на два вида |
Определяю в слове орфограмму-гласную |
Подбираю проверочные слова, но иногда делаю это интуитивно |
Называю два вида орфограмм-согласных |
Пробую определять в слове вид орфограммы-согласной |
Пытаюсь обосновать выбор орфограммы-согласной в слове |
Выполняю задания теста, допуская 4-5 ошибок |
||||
Тест по орфографии ________________________________________
1. Дополните правило:
Чтобы не ошибиться в правописании звонких или глухих согласных в корне слова, нужно...
А. Изменить слово
Б. Изменить слово или подобрать однокоренное так, чтобы после проверяемой согласной стояла гласная
В. Подобрать близкое по значению слово
2.В каких словах пишется буква «д» на конце?
А)Площа...ка. Б) Ве...ка. В) Ни...ка.
Г) Си….цевый. Д) Лоша...ка.
3.В каких словах написание согласных букв можно проверить правилом?
А) Футбол. Б) Булавка. В) Еж. Г) Хоккей. Д) Завтра.
4. Отметьте слова с непроизносимыми согласными:
А. ужас.ный Б. ярос.ный В. яс.ный Г. опас.ный
5. В каких словах нет непроизносимых согласных?
А. чес.ный Б. счас.ливый В. чудес...ный Г. здра...ствуй.
6.Выберите правильное утверждение.
Орфограмма — это ...
А) Буква, написание которой не требует проверки
Б) Буква, написание которой регулируется правилом или проверяется по словарю
7.В каких словах есть орфограммы?____________________________
А) Столы. Б) Стол. В) Стена. Г) Рябина. Д) Слон.
8.В каких словах безударные гласные можно проверить?_______________________________________
А) Воздушный. Б) Качели. В) Космонавт.. Г) Голубятня. Д) Апельс
9. В каких словах допущены орфографические ошибки__________________________?
А) Челавек. Б) Автомобиль. В) Сиребряный. Г) Пшеница. Д) Вчера.
10. В каких словах в написании согласных букв есть ошибки?
А) Счасливый. Б) Дубки. В) Мяхкий Г) Устный. Д) Интересный.