12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Светлана Станиславовна Юкланова72
Россия, Чувашская респ., Шумерля

Бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №14 «Солнышко» Чувашская Республика г. Шумерля

тренинг для воспитателей на тему « Стиль взаимодействие педагога с детьми как условие охраны и укрепление психического здоровья».

Выполнила: Юкланова С.С.

2018 г.

Цель:

Формирование способности у педагогов использовать профессионально-личностный потенциал в развитии эмоционально-положительной “ Я-концепции” учащихся.

Задачи:

Повысить психолого-педагогическую компетентность педагогов через осознание своих профессионально-личностных качеств.

Актуализировать и систематизировать знания о методах и приемах создания ситуаций успеха на уроках.

Содержание:

Особенности педагогического общения. Стиль деятельности педагога. Результаты диагностики.

Разминка “Поезд”

Педагогические приёмы создания ситуации успеха:

мозговой штурм “банк ситуаций успеха”;

алгоритм создания ситуаций успеха.

Общеизвестно, что профессия педагога – одна из наиболее энергоемких. Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты. 
В последние годы проблема сохранения психического здоровья педагогов и детей стала особенно актуальной. Современный мир диктует свои правила: выросли требования со стороны родителей к личности педагога, его роли в образовательном процессе. В современном приветствуется творческий подход к работе, новаторство, проектная деятельность, педагогические технологии и т. д. 

Межличностные отношения должны формироваться целенаправленно.

Поэты Древнего Востока говорили, что ученики подобны фруктовому саду, а учитель – садовнику. Поначалу деревца слабые и их жизнь полностью зависит от хлопот садовника, но потом, окрепнув, они растут сами и приносят сладкие плоды.

В психолого-педагогической практике выделяют два вида взаимодействия педагога и ребенка: субъектно-объектное и субъектно-субъектное.

Разминка «Поезд»

Цель:

создание рабочего настроя в группе, эмоционального комфорта, усиление концентрации внимания.

Описание: участники рассчитываются на 1,2,3.

1 - один хлопок, два притопа.

2 - два хлопка, один притоп.

3 – произносит «УУУУ!!!».

Темп игры ускоряется.

Предлагаю  вам выполнить упражнение «Салфетки».

Инструкция: перед вами на столе лежат совершенно одинаковые бумажные салфетки. Возьмите одну салфетку и строго выполняйте мои инструкции:

- разверните салфетку;

- оторвите правый уголок;

- сверните салфетку пополам;

- оторвите правый уголок;

- сверните салфетку пополам;

- оторвите правый уголок;

- сверните салфетку;

- разверните салфетку.

Посмотрите, что получилось, найдите одинаковые узоры на салфетки. Все салфетки разные, хотя вы все выполняли одну и ту же инструкцию. Почему же так получилось? Каждый из нас по-своему воспринимает одну и ту же информацию, по-разному выполняет одни и те же действия. В этом есть и «плюс» и «минус». «Минус» в том, что в обращении с нами нужны разные методы и приёмы, а «плюс» - было бы совсем неинтересно жить, если бы мы думали и делали одинаково.

И если всё это необходимо учитывать в процессе общения взрослых, то, что же является главным в ходе взаимодействия с детьми, главным именно для педагогов? Я думаю, что по окончании нашей встречи мы сумеем дать ответ на этот вопрос.

 Согласитесь, прежде чем взаимодействовать и воспитывать ребенка, надо установить с ним контакт. В противном случае процесс воспитания в нашем понимании неосуществим, поскольку мы будем иметь дело либо с моделью «невмешательства» взрослого в жизнь ребенка, либо с учебно-дисциплинарной моделью взаимодействия с детьми,  к сожалению, зачастую забываем о личностно-ориентированной модели взаимодействия взрослого с ребенком.


«Призвание – воспитатель»
С тем, что никакие новаторские технологии не заменят живого слова педагога, что именно личность педагога – главный инструмент воспитания, согласятся все. Чтобы личность педагога стала «инструментом» профессиональной деятельности, необходимо осмыслить свой личностный ресурс и научиться его транслировать.

рефлексивный тренинг «Призвание – воспитатель».
Задачи тренинга:
 

Знакомство с собой и своими личностными особенностями – ресурсами воспитания.

Осмысление своих личных интересов, ценностей.

Нахождение путей реализации своих интересов и ценностей в воспитательной работе с

«Я учусь у тебя»
Участники бросают друг другу в произвольном порядке мячик со словами: «Я учусь у тебя…» (называется профессиональное или личное качество данного человека, которое действительно обладает ценностью, привлекательностью для говорящего). Задача принявшего мяч, прежде всего, подтвердить высказанную мысль: «Да, у меня можно научиться…» или «Да, я могу научить…». Затем он бросает мячик другому участнику.

Второй этап – «МОЯ ЛИЧНОСТЬ – ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ»
Задача этого этапа – осознание своих личностных особенностей с точки зрения того, какие возможности они открывают в профессиональной деятельности и какие накладывают ограничения.
Практическая часть этого этапа предваряется небольшим монологом психолога о том, что в работе педагога невозможно разграничить личное и профессиональное. В том, что и как мы говорим детям, как реагируем на различные ситуации, какие поступки совершаем, - много профессионализма и не меньше – личностных особенностей, ценностей, предпочтений. Изучение своей личности, стремление к ее самосовершенствованию – мощный ресурс профессионального развития. Это реальная помощь в построении своей деятельности и своего общения с воспитанниками, обучение использованию своих личных достоинств, нивелированию недостатков.

Сейчас нам предстоит создать банк ситуаций успеха.

Для этого разделитесь на пары и предложите от своей пары приёмы, которые Вы используете для создания ситуации успеха.

 

Приём «Мозговой штурм»

В течение 5-10 минут

Итак, какие же методы и приёмы используют педагоги нашего сада для создания ситуации успеха на занятии?

- Похвала

- Доверие

- Удивление

- «Ай да я!»

- Стимулирование

- Поощрение

- Признание

- Комфортность

- Обращение по имени.

Сейчас мы увидели , что в той или иной мере каждый из педагогов пытается создавать ситуацию успеха на своём уроке.


Тест геометрических фигур
Участникам предлагается выбрать одну из пяти геометрических фигур: квадрат, треугольник, круг, прямоугольник, зигзаг – и разбиться на группы в соответствии с выбранной фигурой. Затем каждая группа знакомится с интерпретацией результатов теста (в том объеме, который относится их фигуры). Затем каждая группа делает мини-обзор особенностей своей фигуры – характер и поведение, личностные черты. На этом этапе работы у каждого участника есть возможность сообщить группе о том, что он ошибся с выбором, обосновать, почему он так считает, и перейти в более подходящую для него «фигуру».
Затем группам предоставляется время на подготовку презентации своей «фигурной» воспитательной программы:
- педагогический девиз;
- от чего мы испытываем удовольствие в работе и общении с детьми и что нас раздражает;
- что у нас хорошо получается, чему мы можем научить;
- что получается с трудом , «без искорки»;
- почему без нас детям плохо;
- какие профессиональные деформации возможны у воспитателей нашего типа.
Презентация может выполняться в виде сценки, скульптуры, пантомимы.

 ТЕСТ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР
ПРЯМОУГОЛЬНИК: изменчивость, непоследовательность, неопределенность, возбужденность. Любознательность, позитивная установка ко всему новому, смелость, низкая самооценка, неуверенность в себе, доверчивость. Нервозность, быстрые, резкие колебания настроения, избегание конфликтов, забывчивость, склонность терять вещи, непунктуальность. Новые друзья, имитация поведения других людей, тенденция к простудам, травмам, дорожно-транспортным происшествиям. 
ТРЕУГОЛЬНИК: лидер, стремление к власти, честолюбие, установка на победу. Прагматизм, ориентация на суть проблемы, уверенность в себе, решительность. Импульсивность, сила чувств, смелость, неукротимая энергия, склонность к риску. Высокая работоспособность, буйные развлечения, нетерпеливость. Остроумие, широкий круг общения, узкий круг близких и друзей.
ЗИГЗАГ: жажда изменений, креативность, жажда знаний, великолепная интуиция. Одержимость своими идеями, мечтательность, устремленность в будущее. Позитивная установка ко всему новому, восторженность, энтузиазм, непосредственность. Непрактичность, импульсивность, непостоянство настроения, поведения. Стремление работать в одиночку, отвращение к бумажной работе, безалаберность в финансовых вопросах. Остроумие, душа компании.
КВАДРАТ: организованность, пунктуальность, строгое соблюдение инструкций, правил. Аналитическое мышление, внимательность к деталям, ориентация на факты. Пристрастие к письменной речи, аккуратность, чистоплотность, рациональность, осторожность, сухость, холодность. Практичность, экономность, упорство, настойчивость, твердость в решениях, терпеливость, трудолюбие. Профессиональная эрудиция, узкий круг друзей и знакомых.
КРУГ: высокая потребность в общении, контактность, доброжелательность, забота о другом. Щедрость, способность к сопереживанию, хорошая интуиция. Спокойствие, склонность к самообвинению и меланхолии, эмоциональная чувствительность. Доверчивость, ориентация на мнение окружающих, нерешительность. Болтливость, способность уговаривать, убеждать других, сентиментальность, тяга к прошлому. Склонность к общественной работе, гибкий распорядок дня, широкий круг друзей и знакомых.


квадрат


треугольник


прямоугольник


круг


зигзаг


внешний вид: женщины


сдержанный,

неяркий,

худощавый


элегантный,

дорогие вещи,

ухоженный


меняющийся,

сумасбродный,

не в тон ситуации


неофициальный,

женственный,

полные


разнообразный,

небрежный,

экстравагантный


рабочее место


каждая вещь на своем месте


символы статуса и успеха


беспорядок


уютная, домашняя обстановка


запущенность или демонстратив-ность


речь


сухая, монотонная, медленная, высокий голос, речевые штампы, профессиональная терминология


логичная, краткая, эмоциональ-ная, быстрая, громкий, уверенный голос, остроты, жаргон


неуверенная, неясная, сбивчивая, эмоциональная, «паузы нерешитель-ности» скороговорка, «слова-паразиты», срывающийся голос


непоследова-тельная, плавная, эмоциональная, успокаивающая, комплименты


непоследова-тельная, яркая, образная, эмоциональная, богатая лексика, жаргон, остроты


язык тела


скованная поза (зажатость»); рассчитанные движения, скупые жесты; солидная походка, бесстрастное лицо; потение, нервный смех


уверенные, плавные движения, выразитель-ные жесты энергичная походка, сжатые губы, властный взгляд


неуклюжий, резкие, отрывистые движения, неуверенные жесты и походка, бегающий взгляд, хихиканье, быстро краснеет


расслабленная поза, плавные движения, доброжелательная улыбка и приветствие, жизнерадостная походка


быстро меняющиеся позы, плавные движения, стремительная походка, живая мимика, манерность



Третий этап – «МОИ ЦЕННОСТИ И ПРИОРИТЕТЫ»


«Мораль сей сказки такова»
Упражнение предваряет небольшой монолог психолога о ценностях. В каждой ситуации, которая разворачивается в общении педагога с детьми, содержится некоторая ценность. В конфликтной ситуации чаще всего можно говорить о попранной, ущемленной ценности, в доверительных отношениях – о реализующихся ценностях. Педагогу важно уметь вычленять из ситуации, возвращать детям, в других случаях – удерживать в общении с ними то, что он сам считает важным и ценным. Это упражнение тренирует умение вычленять ценность из ситуации, объяснять ее окружающим людям своими словами.


Утро вечера мудренее.


Чужая душа – потемки.


Видно птицу по полету.


Без обеда не красна беседа.


Дорога ложка к обеду.


Всякий молодец на свой образец.


На хороший цветок летит и мотылек.


Как проживешь, так и прослывешь.


Кто везде – тот нигде.


Молодость плечами крепче, старость – головою.




Четвертый этап – «ПРИЗВАНИЕ – ВОСПИТАТЕЛЬ»
Психолог предлагает участникам обобщить новые знания и новый опыт, полученные во время данного тренинга.
Наша личность ярче всего проявляется в деятельности. Если задуманное дело насыщено важными для нас ценностями и смыслами, если в нем мы можем реализовать самые сильные и любимые стороны своей натуры, - значит, нам удалось совместить профессию и собственную личность. Наша личность зазвучала в работе как уникальный инструмент.

Упражнение “Другой ракурс”

Инструкция: необходимо перевести отрицательные, негативные определения в положительные моменты, установки.

Каждому участнику выдаётся листок:

Женя – ябеда

Коля – трус

Клава – жадина

Петя – сопливый

Толя – хилый

Игорь – лентяй

Оля – выскочка

Дима – толстый

Лёва – нытик

Аня – глупая

При выполнении данного упражнения, психолог подводит к следующим выводам:

Возможен перевод отрицательных, негативных определений в положительные определения, моменты, установки.

Важна интонация (н-р: “пышка” можно сказать с разными оттенками сердито, радостно, грустно, удивленно, страшно и т.д).

Вывод: Педагогу необходимо обладать педагогическим тактом – уметь разговаривать с детьми и выслушивать их; проявлять выдержку при любых обстоятельствах, находить способы воздействия на детей, учитывая их самолюбие; понимать и правильно оценивать детские поступки и проявления их личностных

Упражнение №3.

«Радость общения с ребенком».

Закончите фразы:

- Мне нравится общаться с детьми…

-Длительное общение с детьми меня раздражает, потому что…

Проигрывая ситуации, сконцентрируйте внимание на своих ощущениях и способах нейтрализации негатива по отношению к детям.

Позитивно относиться – не значит сюсюкать, лелеять, баловать детей, это умение принять точку зрения ребенка, понять его как целостную личность.

Наше занятие направлено на формирование модели положительного, личностно-ориентированного взаимодействия с детьми дошкольного возраста.

Креативная деятельность «Герб профессии»
Материалы: листы ватмана, ножницы, клей, цветная бумага, карандаши, краски, фломастеры, набор детских картинок.
Участникам предлагается изготовить герб, отражающий как можно полнее свойства профессии воспитателя. После выполнения задания проводится обсуждение. Участники (по подгруппам) представляют свой герб, расшифровывают его образы.

«Вверх по радуге»
Упражнение способствует стабилизации эмоционального состояния. Участники встают, закрывают глаза, делают глубокий вдох и представляют, что вместе с этим вдохом они взбираются вверх по радуге. А выдыхая – съезжают с нее, как с горки. Упражнение повторяется трижды, затем желающие делятся впечатлениями.
Рефлексия
Круг продолжает фразу: «Неожиданным для меня сегодня было…».
 

 

Тибетская притча «СИЛА ПРЕОДОЛЕНИЯ»
«Научился ли ты радоваться препятствиям?». Говорят, что такой парадоксальный вопрос высечен на одном из придорожных камней в горах Тибета. Восточную мудрость постичь непросто, и большинство из нас скорее согласится, что в любом деле затруднения и препятствия нежелательны – гораздо лучше, чтобы их не было. И уж совсем хорошо, когда мы можем положиться на какую-то поддержку, прибавляющую нам сил, - тогда и успех наиболее вероятен.

Но намеком восточных мудрецов не стоит пренебрегать. По крайней мере, недавнее исследование британских психологов неожиданно продемонстрировало, что тибетский парадокс гораздо ближе к истине, чем наша привычная точка зрения.

Ученые из Эдинбургского университета решили проверить, как влияет внушение на умственную деятельность. Для проведения опыта ими были сформированы три группы испытуемых – одна контрольная и две экспериментальных. Контрольная группа в два приема решала наборы задач-головоломок наподобие тех, которые обычно используются в тестах интеллекта. Как и предполагалось, успехи в первой и второй попытке были примерно одинаковы. Экспериментальные группы также решали задачи, но перед второй попыткой испытуемым предлагалось принять некую таблетку, которая на самом деле состояла из совершенно нейтрального вещества, то есть являлась плацебо – «пустышкой». Однако в одной группе испытуемых предупреждали, что им предстоит испытать действие нового препарат – стимулятора мозговой активности. В другой группе таблетка была представлена как средство борьбы со стрессом, которое не просто успокаивает, но и , увы, оказывает тормозящее действие на протекание мыслительных процессов. Ученых интересовало, как заданные ими установки повлияют на успехи в решении задач.

Гипотеза исследования выдвигалась довольно интересная. Предполагалось, что псевдостимулятор может оказать реальное стимулирующее действие, тогда как лжеуспокоительное вызовет снижение результатов. 

К великому удивлению ученых, эффект оказался прямо противоположным – наилучших результатов при второй попытке решения задач добилась группа, принявшая якобы тормозящий препарат. Судя по всему, принявшие псевдостимулятор слишком положились на его эффективность и просто снизили собственные умственные усилия. Те же, кого предупредили, что их умственному труду воспрепятствует помеха, напротив, удвоили усилия.

Теперь мы предлагаем алгоритм создания ситуации успеха.

На фоне эмоциональной комфортности снятие страха через фразы «Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться. Люди учатся на своих ошибках, и находят способы решений».

Авансирование успешного результата.

Учитель выражает свою твёрдую убеждённость в том, что ученик обязательно справится с поставленной задачей. «Я даже не сомневаюсь в успешном результате», « у вас обязательно получиться»

Скрытое инструктирование ребёнка в способах деятельности.

«Возможно, лучше всего начать с…», «Выполняя работу, не забудьте о…»

Внесение мотива (обозначить практическую значимость). Учитель показывает, ради чего совершается эта деятельность. Например, в воспитательной работе «Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…»

Персональная исключительность. Обозначает важность усилий ребёнка. «Только ты и мог бы», «Только тебе, я могу доверить…», «Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…»

Мобилизация активности, или педагогическое внушение. «Так хочется поскорее увидеть…»

Высокая оценка деталей «Тебе особенно удалось то объяснение…», «Больше всего мне в твоей работе понравилось…»

Тест «Погода в ДОУ»
Вы заходите в булочную и покупаете пончик с повидлом. Но когда Вы приходите домой и надкусываете его, то обнаруживаете, что отсутствует один существенный ингредиент – повидло внутри. Ваша реакция на эту мелкую неудачу?
 


Относите бракованный пончик назад в булочную и требуете взамен новый.


Говорите себе: «Бывает» - и съедаете пустой пончик.


Съедаете что-то другое.


Намазываете маслом или вареньем, чтобы был вкуснее.


Если вы выбрали первый вариант, то вы – человек, не поддающийся панике, знающий, что к вашим советам чаще прислушиваются. Вы оцениваете себя как рассудительную, организованную личность. Как правило, люди, выбирающие первый вариант ответа, не рвутся в лидеры, но, если их выбирают на командную должность, стараются оправдать доверие. Иногда вы относитесь к коллегам с некоторым чувством превосходства – уж вы-то не позволите застать себя врасплох.
Если вы выбрали второй вариант, то вы – мягкий, терпимый и гибкий человек. С вами легко ладить и коллеги всегда могут найти у вас утешение и поддержку. Вы не любите шума и суеты, готовы уступить главную роль и оказать поддержку лидеру. Вы всегда оказываетесь в нужное время в нужном месте. Иногда вы кажетесь нерешительным, но вы способны отстаивать убеждения, в которых твердо уверены.
Если вы выбрали третий вариант, то вы умеете быстро принимать решения и быстро (хотя и не всегда правильно) действовать. Вы авторитарный человек, готовы принять на себя главную роль в любом деле. В подготовке и проведении серьезных мероприятий возможны конфликты, так как в отношениях с коллегами вы можете быть настойчивыми и резкими, требуете четкости и ответственности.
Если вы выбрали четвертый вариант, то вы человек, способный к нестандартному мышлению, новаторским идеям, некоторой эксцентричности. К коллегам вы относитесь как к партнерам по игре и можете обидеться, если они играют не по вашим правилам. Вы всегда готовы предложить несколько оригинальных идей для решения той или иной проблемы.
Каждый участник выбирает один из четырех вариантов, не сообщая о своем выборе вслух. Психолог выдает каждому карточку с интерпретацией (другие об этом не знают) и предлагает участникам образовать четыре группы (невербальные), затем по карточкам проверить эмпатию.

Рефлексия «Острова»

На доске рисуется карта с изображением островов, отражающих эмоциональные состояния и отношения к предложенному мероприятию.

Памятка для педагогов

Если ребёнок живёт во вражде, он учится агрессивности

Если ребёнка постоянно критикуют, он учится ненавидеть

Если ребёнка высмеивают, он становится замкнутым

Если ребёнка подбадривают, он учится верить в себя

Если ребёнок растёт в ситуации принятия, он учится принимать других

Если ребёнок растёт в честности, он учится быть справедливым

Если ребенка поддерживают, он учится ценить себя

Если ребёнок живёт в понимании, и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.

Список литературы:

Никитина Н.Н. «Введение в педагогическую деятельность». М., 2006.

Кан-Калик В.А. «Учителю о педагогическом общении». М.,1990.

Щурков Н.Е. «Педагогические технологии». М.,1992.

Газета «Школьный психолог» 2006 №15

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.