12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Анна276
Педагог-психолог в реабилитационном центре
Россия, Ставропольский край, Сочи
2

Тренинг для педагогов «Профилактика синдрома эмоционального выгорания»



ТРЕНИНГ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

«ПРОФИЛАКТИКА СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ»

Цель: снятие мышечного и эмоционального напряжения, повышение групповой сплоченности активизация внутренних сил педагогического коллектива для плодотворной работы.

Состав группы: педагоги ДОУ.

Место проведения: музыкальный зал в ДОУ.

Форма тренинга: групповая.

Прежде, чем мы приступим к тренингу, предлагаю Вам ознакомиться с принципами: (слайд 2)

1. Общение по принципу «здесь и теперь».

2. Принцип открытости, искренности.

3. Принцип конфиденциальности.

4. Недопустимость непосредственных оценок человека.

5. Активное участие.

6. Принцип «тренер всегда прав».

Здоровье всегда было и будет самой большой ценностью для человечества. По большому счету, здоровье – это то, чего не хватает всегда и к чему стремится человек на протяжении всей жизни. В последнее время много говорят и пишут о таком явлении, как профессиональное выгорание. Так же установлено, что синдрому профессионального выгорания наиболее подвержены специалисты, вынужденные по роду своей деятельности осуществлять многочисленные и интенсивные контакты с другими людьми- т.е мы с вами.

Педагоги, как никто другой, чувствуют это на себе, работа педагога связана с детьми, которым нужна, порой, их помощь, но прежде чем помогать детям стать психологически здоровыми, нужно научиться контролировать свое эмоциональное состояние, создать благоприятный психологический климат в коллективе. (слайд 3)

Синдром эмоционального выгорания – это неблагоприятная реакция специалиста на рабочие нагрузки, включающая в себя психологические, психофизиологические и поведенческие компоненты.(слайды 4,5,6 с небольшим интервалом)

За годы работы в ДОУ у воспитателя накапливается множество психологических проблем, решить которые он не в состоянии, что может привести к разочарованию в своей профессии, профессиональному выгоранию.

 

К основным факторам, способствующим формированию эмоционального выгорания воспитателей, относят:

1) высокую ответственность за своих подопечных;

2) высокую эмоциональную и интеллектуальную нагрузку;

3) самоотверженную помощь;

4) дисбаланс между интеллектуально–энергетическими затратами и морально–материальным вознаграждением;

5) работу с «трудными» детьми.


 

И я рада, что сегодня мы смогли встретиться, имеем возможность немного расслабиться, отдохнуть, поправить свое эмоциональное здоровье, поиграть и попутно что-то узнать о себе и о коллегах, а самое главное – выразить радость встречи.

1.Упражнение «Давайте поздороваемся» (слайд 7)

Педагоги по сигналу психолога начинают хаотично двигаться по залу и

здороваться со всеми, кто встречается на их пути. Здороваться надо

определенным образом.

- 1 хлопок – здороваемся за руку;

- 2 хлопка – здороваемся плечами;

- 3 хлопка – здороваемся спинами

2.Упражнение «Вы еще не знаете, что я люблю…»

По кругу передается мячик (или иной предмет). Каждый педагог

продолжает фразу: «Вы еще не знаете, что я люблю (вариант: делать в

свободное время)…». Называет какой-то факт о себе, который большинству

неизвестен. Игра продолжается, пока каждый участник не расскажет о себе.

3.Упражнение «Передай маску» (слайд 8)

Психолог: Сядьте, пожалуйста, в один большой круг. Посмотрите все на

меня, чтобы видеть, что я делаю. Я пытаюсь придать своему лицу особое

выражение, например вот такое. (На несколько секунд зафиксируйте на лице

какое-то выражение.)

А дальше будет так: я повернусь к своему соседу слева, чтобы он мог получше разглядеть выражение моего лица. Он должен в точности повторить это выражение на своем лице. Как только у него это получится, он должен медленно повернуть голову влево, и передать выражение лица своему соседу слева. Так же делают все остальные.

4. Упражнение «Метафора»

Психолог поднимает стакан с небольшим количеством воды. И задает вопрос: «Уважаемые педагоги, сколько, по-вашему, весит этот стакан?»

- варианты ответов педагогов

- Я и сама не знаю, - продолжил психолог, - чтобы узнать это, нужно его взвесить. Но вопрос в другом: что будет, если я подержу так стакан в течение нескольких минут?

- Ничего, - ответили педагоги

- Хорошо. А что будет, если я подержу этот стакан в течение часа? - снова спросил психолог

- У вас заболит рука, - ответил один из педагогов.

- Так. А что будет, если я, таким образом, продержу стакан целый день?

- Ваша рука окаменеет, вы почувствуете сильное напряжение в мышцах, и вам даже может парализовать руку, и придется отправить в вас больницу, - сказал один педагог.

- Очень хорошо, - невозмутимо продолжал психолог, - однако изменился ли вес стакана в течении этого времени?

- Нет, - был ответ. - Тогда откуда появилась боль в плече и напряжение в мышцах?

Педагоги были удивлены и обескуражены.

- Что мне нужно сделать, чтобы избавиться от боли? - Спросил психолог.

- Опустить стакан, - последовал ответ из аудитории.

- Вот, - воскликнул психолог, - точно так же происходит и с жизненными проблемами и неудачами.

Будете держать их в голове несколько минут - это нормально. Будете думать о них много времени, начнете испытывать боль. А если будете продолжать думать об этом долгое, продолжительное время, то это начнет парализовывать вас, т. е. вы не сможете ничем другим заниматься.

Важно обдумать ситуацию и сделать выводы, но еще важнее отпустить эти проблемы от себя в конце каждого дня, перед тем как вы идете спать. И таким образом, вы без напряжения каждое утро сможете просыпаться свежими бодрыми и готовыми справиться с новыми жизненными ситуациями. Опустите стакан!

 

5.Упражнение «Привычки счастливого человека»(слайд 9,муз. Осенний марафон)

Сейчас я предлагаю вам разделиться а две команды, придумайте название команды и выберите капитана. Участникам тренинга раздаются листы ватмана, они делятся на 2 команды.

1 команде предлагается написать ,нарисовать виды деятельности, которые приносят им удовольствие на работе, 

2 команде предлагается написать ,нарисовать виды деятельности, которые приносят им удовольствие вне работы

6.Упражнение «Танец отдельных частей тела» (слайд 10)

Звучит музыка. Педагоги становятся в круг. Психолог называет по очереди части тела, танец которых будет исполнен. Участники стремятся максимально использовать в танце названную часть тела.

Танец головы

Танец плеч

Танец кистей рук

Танец живота

Танец коленей

7.Упражнение «Расчленёнка» (слайд 11,муз. Вискас)

( по книге Елены Леоненко и Галины Тимошенко «Психотерапия.Знакомство с собой». Глава 3)

Инструкция: Для нашего упражнения понадобится- нет-нет, совсем не ваше тело! Нам необходимо взять 1 лист 14, сложить его вдвое и еще 2 раза. Теперьвозьмите ножницы и разрежьте листок. Таким образом у нас получится 8 небольших прямоугольников.

Итак, на первом листе ручкой или карандащом рисуете, ту часть или те части вашего тела, которые отвечают за ваш ресурс, дают вам наибольшую жизненную силу. Будьте спокойны- ваши художественные способности не имеют в данном случае ровным счетом никакого значения.

Когда вы закончите первый рисунок, переверните его пожалуйста и отложите до окончания всей работы.

2 лист- нарисуйте ту часть тела или части тела, которые обеспечивают вашу внутреннюю и внешнюю безопасность.

Если вам это необходимо, части тела от рисунка к рисунку могут повторяться. Нарисовали? Также переверните и отложите листок в сторону.

3 лист- Нарисуте пожалуйста ту часть тела или те части тела, которые отвечают за ваше сотрудничество с окружающим миром.

4 лист-Рисуем ту часть тела или те части тела, которые обеспечивают вашу возможность при необходимости сопротивляться окружающему миру.

5 лист- на пятом листе нарисуйте ту часть или те части вашего тела, которые отвечают за вашу внутреннюю жизнь, за ваши взаимоотношения с самим собой. Снова отложите перевернутый лист.

6 лист- Нарисуйте ту часть тела или те части вашего тела, которые заняты интеграцией всех описанных выше функций и контролем за их осуществлением.

7 лист- Нарисуйте ту часть тела или те части тела, которые вы до сих пор еще не рисовали, либо те части, которые вам почему-то важно нарисовать еще раз.

Все. Первая часть работы закончена. Для продолжения самоисследования вам понадобятся ножницы. Уже догадались? Вам предстоит аккуратно вырезать все нарисованное- даже в том случае, если одна и та же часть тела была изображена семь раз- а затем собрать из ВСЕГО вырезанного целого человечка. Если, конечно, вам это удастся. В смысле - если он сумеет оказаться целым.

Спешу обрадовать: это вы и есть. То есть именно так как вы и обращаетесь со своим телом-инструментом. Именно так вы и распределяете работу в своем организме.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ (слайд 12)

Начнем с более или менее конкретных параметров анализа. Их несколько:

1.Человек в норме должен быть действительно целым. Но норма- понятие относительное. Здсь имеется в виду исключительно соответствие здравому смыслу. Возвращаясь к нашей теме, уточним, что под целостностью следует понимать наличие всех существующих в реальности частей тела. Мы разумеется, не подразумеваем обязательность наличия каждого из анатомически присутствующих внутренних органов- вполне достаточно, например, нарисованного туловища, чтобы предположить существование в нем сердца, легких, печени и пр.

2. Следующий интересующий нас параметр условно можно назвать защищенностью. В нашем человечке эта защищенность в норме должна выражаться в очень простом принципе: внутренние части тела должны находится внутри. Напоминаю вам о том, что инструменту совершенно необходимо быть безопасным. А о какой безопасности может идти речь, если наружная оболочка нарушена?!

Если, например, нарисованное вами сердце оказывается больше, чем туловище, где ему положено размещаться, то человечка считать вполне защищенным нельзя. Или, если у вас имеется желудок, но отсутствует и туловище, и отдельно изображенная кожа в этой части тела, то ваш желудок в повседневной жизни оказывается практически беззащитным перед любыми внешними воздействиями. А если желудок у вас нарисован как отвечающий за сопротивление окружающему миру- можно почти с уверенностью сказать, что какие-нибудь заболевания пищеварительной системы у вас имеются. Во всяком случае, желудок- зона вашего максимального риска.

3. Следующий значимый для нас параметр- соразмерность частей тела человечка. Здесь все просто- относительны размеры различных частей тела должны быть хоть сколько-нибудь реальными. То есть голова не должна быть больше туловища, правая рука-вдвое короче левой и т.д. Этот параметр тоже имеет отношение в основном к распределению энергии между отдельными частями вашего инструмента под названием «тело».

4. Следующее, на что придется обратить внимание, - это реалистичность изображения. Имеется в виду совсем не точность анатомических подробностей в изображении. Просто, если человек вместо головы рисует звезду, а вместо кожи- ауру, то никакого отношения собственно к телу эти фигуры не имеют, а значит, составленный из таких «запчастей» инструмент делать то, что ему положено, не сможет. Если у вашего человечка дела обстоят именно так, то можете ли вы быть уверены в реалистичности вашего мировоззрения, намерений, оценки окружающей действительности?

5. Следующий параметр анализа вашего человечка- дифференциация функций. Возможно, что на каждом из семи листов вы нарисовали целую человеческую фигуру. Это обозначает следующее: решать любую возникающую жизненную задачу бросаются одновременно все части вашего тела, и следовательно, стоит заболеть левому мизинцу, как пострадают разом все функции. С точки зрения тела как инструмента, можно сказать, что если функции разделены между частями вашего тела таким же образом, то малейшее недомогание полностью лишает вас какой бы то ни было работоспособности.

6. И наконец, последний параметр- кратность изображения. Это не значит, что каждая часть тела должна быть нарисована только один раз. Даже два-три носа- вполне нормально. При условии, что и все прочие части тела- или большинство из них- тоже изображены примерно столько же раз.

А вот ситуация, когда у вас две ноги, две руки и шесть голов, явно должна вас насторожить. Для нашего анализа этот параметр значим с точки зрения информации о распределении властных полномочий и об использовании энергетических ресурсов.

Конечно, профессиональный телесно-ориентированный психотерапевт помог бы вам увидеть намного больше информации о вашем человечке. Я же попыталась кратко описать основные направления анализа и несколько способов понять ваши результаты и наметить наиболее важные направления самостоятельной работы и занятия рефлексией.

Рефлексия означает сосредоточение на своих внутренних ощущениях, анализ собственных переживаний.

Подведение итогов:

Самое главное состоит в том, что любая часть тела, нарушающая принципы защищенности, реалистичности, кратности или соразмерности, является зоной вашего так называемого соматического (т.е. телесного ) риска. То есть тем органом или группой органов, для которых весьма вероятна опасность наличия или возникновения какого-либо заболевания. Это и понятно: если в эту часть тела или орган постоянно направлять неоправданно много энергии, если они никак не защищены от окружающего мира, если на них возлагается непосильная нагрузка или ответственность- их физическое состояние неизбежно находится под угрозой.

Значимо для нас, конечно, и соотнесение каждого органа выполняемой им функцией. Например, понятно, что если функцию сотрудничества с окружающим миром у одного человека выполняют руки, а у другого- уши, то это и будут два очень разнообразных способа сотрудничества. Или: если в части тела, обеспечивающей функцию контроля и интеграции, не входят никакие органы чувств, то становится весьма загадочным- а какую же информацию эти «контролирующие органы» обрабатывают для оценки эффективности деятельности всего тела?

Немаловажное значение имеет и детальность прорисовки отдельных частей тела. Как, вы думаете, может относится к своему телу человек, у которого все рисунки сделаны наспех, небрежно, да примерно так же и вырезаны? А если изображено со скрупулезной точностью, а, например, лицо- кое-как?

Словом, очень важно максимально внимательно и вдумчиво подойти к каждому отличию вашего же отражения в зеркале.

 

8.Упражнение «Любимая работа» (педагогическая зарядка)

(слайд 13 муз.Вых зонтика)

Цель: включения участников в работу, снятие мышечных зажимов.

Педагогическая зарядка:

- ох уж эти детки (качаем головой);

- голова кругом (круговые движения головой);

- что с ними делать (поднимаем-опускаем плечи);

- но мы гордимся ими (выдвижение грудной клетки вперед);

- сбросим груз проблем (резкое опускание плеч);продолж на 2 слайде

(слайд 14)

- родители тянут нас в одну сторону, дети в другую (наклоны в стороны);

- но мы дружно скажем: все проблемы от нас, а деньги к нам!(работа

руками);

- наша работа бесконечна (круговые движения руками);

- но мы любим свою работу (обхват себя руками);

- но мы, воспитатели детского сада «Веснянка» (все вместе), знаем, что вместе мы сила!(взять друг друга за руки и поднять вверх)

Педагоги присаживаются на свои места.

Дорогие педагоги: как можно чаще отдыхайте на природе, ведь такой отдых замечательно успокаивает нервную систему и делает человека добрее. Позитивное влияние на нервую систему и настроение имеет и общение с животными. Снять напряжение также поможет смена деятельности, когда позитивные эмоции от приятного занятия вытесняют грусть.

Уделяйте надлежащее внимание собственному здоровью! Прощайте и забывайте. Примите тот факт, что люди вокруг нас и мир, несовершенны. Начинайте восстанавливаться уже сейчас, не откладывайте на потом!

Помните: работа - всего лишь часть жизни!

Наш тренинг подходит к концу, заполните пожалуйста небольшую анкету. До новых встреч!

9.Анкета для педагогов

 


Презентация к тренингу
PPT / 1.21 Мб

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.