12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
педагоги-психологи Хабаровска52
Материал размещён в группе «Педагоги-психологи Хабаровска»

 Пояснительная записка

«Успех - это достижение поставленных целей в задуманном деле, положительное признание чего-либо или кого-либо,

раскрытие своего потенциала….»

(толковый словарь русского языка)

Определений для понятия «успех» очень много, но как правило, это всегда положительный результат какой либо деятельности, а залогом успеха называют какое-либо важное, существенное обстоятельство которое влияет на благоприятный результат, исход какой либо деятельности (толковый словарь русского языка).

Если рассматривать «успех» как движение в направлении цели, основой которого можно считать достижение каких то определенных результатов, то существенным обстоятельством по моему мнению должен быть – психологический комфорт. Так как без положительного настроя на достижение поставленной цели может быть затрачено больше психических и физических сил. Для любого человека успех важен, но для человека выбравшего профессию – педагог, он просто необходим, потому, что работа педагога это общение в учебно-воспитательном процессе и грань между этими двумя понятиями иногда стирается и сложно определить где педагог учит, а где воспитывает. Но время не стоит на месте и взаимоотношения между всеми участниками общеобразовательного процесса меняются: выросли требования со стороны родителей к личности и компетенции педагога, возросла необходимость систематического совершенствования методов и способов в работе педагога (творческий подход к работе, новаторство, проектная деятельность и т.д.).

Растет не только профессиональная нагрузка на педагога, но и увеличивается нервно-психическое напряжение личности, нарастает переутомление, периодически могут появляться страхи – остаться без поддержки, оказаться не профессионалом, перед контролем и т.п. Эти ситуации могут привести педагогов к эмоциональному истощению, хронической усталости, повышенной тревожности. Эти проявления значительно ограничивают творчество, профессиональный рост, стремление к самосовершенствованию, делают невосприимчивым к любым новшествам и переменам.

По этому, необходимость в эмоциональной разгрузке, в понимании и поддержке коллег для педагога очень велика. Для профилактики эмоционального истощения и поддержания психологического комфорта педагогов и получения положительных эмоций от общения и дискуссии на важные для них темы мною был составлен и применен тренинг.

Цель тренинга:

Вывести на более положительный уровень психоэмоциональное состояние участников тренинга способствующий сохранению/поддержанию психологического комфорта.


 

Задачи:

снятие психоэмоционального напряжения.

совершенствование навыков саморегуляции.

Объем и структура занятий:

Тренинг рассчитан на педагогов, оптимальная численность не более 10 человек, продолжительность 1 ч.– 1ч.30 мин. Группа комплектуется по принципу добровольности с созданием атмосферы открытости и спонтанности, где каждый участник может поделиться своими чувствами и опытом.

Методы и приемы работы:

Арт-терапия, игровая терапия (с использованием шаблонов рисунков), групповая дискуссия (с использованием метафорических карт)

План тренинга:

Приветствие.

Упражнения.

Пожелания.

Обобщение и подведение итогов занятия.

Ход тренинга.

Приветствие. Вступительное слово психолога о цели и формате занятия. Обязательно обговариваются правила безоценочных высказываний, соблюдение очередности и возможности «пропустить ход» в процессе занятия.


 

Упражнение 1.

Каждому участнику раздается листочек бумаги с нарисованной футболкой (формат листа и размер нарисованной футболки такой, какой удобен), необходимо написать на этой футболке или рядом одно или два качества, которые характеризуют его как человека и как педагога. Далее, по кругу участники зачитывают качества, а остальные пытаются определить какое, качество к какой категории относится.

Упражнение 2.

Участники разбиваются на пары. Им предлагается встать друг к другу спиной и желательно на уровне плеч опереться друг на друга и постараться некоторое время поддерживать партнера, чтобы он не упал. Ведущий просит прочувствовать всю серьезность момента и запомнить свои ощущения и степень напряженности мышц. Далее ведущий просит оставаясь в таком же положении и поддерживая друг друга, попытаться расслабиться, т.е. поддерживать партнера не так напряженно как это было в начале упражнения. Еще раз Ведущий, просит почувствовать, какие мышцы остались напряженными и запомнить свои ощущения и степень напряженности мышц.

Обсуждение. Далее ведущий просит присесть всем на стулья и поделится своими ощущениями:

- что было тяжело сделать, а что легко?

- смогли ли расслабиться полностью или частично?

- когда было некомфортно, а когда комфортно?

- а возможно испытывать такое же физическое расслабление и приятные чувства только уже в повседневной жизни, и в эмоциональном плане при поддержке тех, кто просит, или нуждается в вашей помощи как педагога, как человека? (перенос физического комфорта на комфорт в эмоциональном плане, напряжение-расслабление мышц)

Упражнение 3.

Ведущий берет колоду метафорических карт «Мастер сказок» (автор Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева) рубашкой вверх и просит наугад вытянуть одну карту, не показывая другим участникам рассмотреть ее и попытаться придумать историю, сказку или просто описать сюжет на картинке.

Далее по кругу или кто готов рассказать историю тот, и начинает говорить, при этом рассказчик показывает всем свою карту.

Ведущий вовремя рассказа контролирует присутствие трех составляющих этой истории и при необходимости после того как рассказчик закончил свое повествование задать вопросы выводящие историю/сказку на более оптимальный для рассказчика результат:

1.как чувствует себя главный герой/героиня во время описываемого события?

2.знает ли он/она как исправить положение, улучшить ситуацию;

3.сам ли герой/героиня сможет найти выход из этой ситуации или ему кто-то может помочь? Или что бы хотелось изменить в этой картинке или истории, как бы переписать/перерисовать ее заново (цвет, свет, место, пейзаж и т.д.).

Обсуждение.

- что было тяжело в этом упражнении?

- что было легко?

Упражнение 3.

Ведущий просит участников взять свои листочки с футболками и надписями на них, и предлагает при желании изменить надпись и/или изменить цвет, и/или фасон футболки. Если такое желание есть, то участникам занятия предлагаются цветные мелки или цветные карандаши. Далее ведущий просит по желанию прочитать качества если они изменились с комментариями к какой категории они относятся.

Пожелания.

Ведущий предлагает участникам занятия, передавая мячик соседу по кругу желать, что-то доброе на сегодня, но эти пожелания не должны повторяться.

Обобщение и подведение итогов занятия.

Ведущий просит каждого участника высказать свое мнение о тренинге:

- что понравилось?

- что не понравилось?

- какие чувства испытываете сейчас? Такие же какие испытывали вначале тренинга?

и т.п.


Киселева М.В., педагог-психолог МБОУ СОШ №30

Литература

1.толковый словарь русского языка. Д.В. Дмитриев 2003

2. интернет ресурсы.

3. библиотечка «ПЕРВОГО СЕНТЯБРЯ» серия «Школьный психолог» выпуск 4(16) Москва Чистые пруды 2007

4. «Мастер сказок. проективные карты» Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева

Опубликовано в группе «Педагоги-психологи Хабаровска»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.