Тренинг кросс-культурных коммуникаций «Восток-Запад»
Тренинг кросс-культурных коммуникаций «Восток-Запад»
Цель тренинга: Формирование этнокультурной толерантности в сфере межкультурного взаимодействия народов двух соседствующих стран России-Казахстан
Задачи: 1. Познакомиться с традициями, ценностями жизни, нормами поведения народов Казахстана
2. Понять объективные различия между представителями казахской народности и своей национальности
3. Определить основные препятствия в межкультурных коммуникациях, научиться правилам эффективного общения, построенных на принципах международного этикета.
Возраст учащихся: 8-11 класс
Технические требования: проектор, музыкальный проигрыватель
Дополнительный материал: карточки с казахскими именами и рассказом о значении имени, открытки с фотографиями блюд и информацией о рецепте и традициях приготовления).
- Добрый день всем участникам нашего тренинга кросс-культурных коммуникаций!
Мы с Вами живём в красивом степном городе, который стоит на границе Европы и Азии. Оренбург - край многонациональный. На его территории проживают русские, татары, казахи, немцы, украинцы и многие другие народности.
Оренбуржье – дружественный регион. Но всегда ли мы понимаем и принимаем других людей? Что мы знаем о них, об их традициях? Почему непонимание причин поведения представителей другой культуры порождает противодействие, раздражительность, агрессию?
Есть мнение: чем меньше мы знаем человека, те больше он нам безразличен и наоборот, чем лучше мы знаем человека, тем он становится нам ближе, роднее. Исходя из знания этой закономерности, сегодня мне бы хотелось, чтобы вы обменялись знаниями, своим опытом общения с представителями казахской культуры , получили новую информацию о жизни наших соседей, научились их понимать.
Итак, начнём!
(играет фоновая казахская музыка)
Ведущий тренинга предлагает участникам познакомиться.
Задание 1 - Что значит имя моё
Участники рассаживаются по кругу стола, с центра стола выбирают себе карточки с казахскими именами и мини рассказом о том, как переводится это имя и что оно означает.
-А теперь давайте представимся и познакомимся.
Каждый из участников рассказывает о себе.
-Отлично. А теперь давайте представим, что все Вы здесь встретились впервые и поздороваемся друг с другом.
Слова высвечиваются на экране.
Задание2 Привет! Здравствуйте!
Участникам необходимо поздороваться друг с другом на казахском языке, сделать это приветливо, дружелюбно.
Салем! (привет)
Сәлеметсіз бе! (здравствуйте)
Сәлеметсің бе! (здравствуй)
Задание 3 Мой друг
Вспомните свой жизненный опыт. Приходилось ли Вам общаться, дружить с людьми казахской национальности. Опишите, приятная ли это была встреча. Что Вас поразило в этом человеке? Какими качествами обладал этот человек? (обсуждение по кругу)
Задание 4 Поездка в Казахстан (рисуем туристическую тарелочку).
Удивительна и разнообразна природа Казахстана. Это большая по территории страна представлена и бескрайними степями, и жаркими знойными долинами. Здесь есть горы и моря. Уникальна и культура народов Казахстана. Национальная кухня, песни акына, народные танцы всё это питает народы Казахстана чем то своим и создаёт в их самосознании свой неповторимый и для кого то непонятный менталитет .
Воспользовавшись своим опытом, знаниями из курсов географии, обществознании, истории представьте нам свой уголок этой замечательной дружественной страны! Я предлагаю Вам нарисовать каждому из Вас туристическую тарелочку.
Задание 4 Что за чудо?! Что за краски!
Расскажите, что изображено на тарелочке? Какие краски были использованы? Почему?
Задание 5. Блюда национальной кухни – или что лежит у Вас в тарелке?
Каждый участник вспоминает казахское блюдо, рассказывает нам о нём (по каким событиям готовят). (Если возникают трудности – есть фото-открытки с подсказками).
Задание 6. Все вместе – за большим столом!
Мы с Вами все вместе за большим столом. Возьмитесь за руки.
Мы все разные, но нас объединяет….. (участникам предлагается высказаться, чем народы Казахстана и России похожи).
Рефлексия: Что интересного я получил в ходе данного тренинга. Что нового узнал? Возникло ли желание съездить и посетить эту красивую страну? Возможны другие вопросы по обстановке (происходит обмен информацией).