Статья «Культурно-досуговая деятельность как форма межнациональной коммуникации»

0
0
Материал опубликован 12 September 2018

КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФОРМА МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ.

Васильев Радик Вячеславович

Васильева Елена Владимировна 

Концепция образования и воспитания подрастающего поколения Поволжья в условиях многонационального региона ставит перед педагогами задачу воспитать представителя своей среды, своего народа с присущим ему национальным самосознанием и миропониманием, вместе с тем готового к диалогу и восприятию других культур. Понимать других, научиться уважать собственную культуру, быть уверенным в её позитивном значении и регулярно встречаться с другими отличными от неё культурами – таковы составляющие культурной толерантности личности. В её развитии и образовании необходимо:

во-первых, ориентироваться на понимание развития культуры и возникновение этнокультурного многообразия, связи их с организацией жизни общества;

во-вторых, воспитывать готовность правильно, без страха, а значит, без агрессии воспринимать этническое и культурное многообразие человеческого сообщества, используя механизмы формирования культурной толерантности;

в-третьих, разрабатывать дидактические средства для обеспечения учебно-воспитательного процесса такими субъектно-личностными образованиями, как общая культура личности, национальное самосознание и гармоничное существование человека в обществе и окружающей природной среде.

Все эти задачи реализуются в едином образовательном пространстве, которое охватывает учебные заведения, социальные и культурные учреждения, семью, учреждения дополнительного образования в их взаимосвязи, предусматривающей. Что деятельность культурно-досуговых учреждений несёт на себе, в основном, воспитательные функции. Данный образовательный процесс рассматривается как информационное обеспечение процесса воспитания, как гарант того, что полученная информация позволяет человеку находить оптимальные и интересные способы жизни, замечать различные точки зрения, признавать их равноценность, проявлять терпимость к ним, уметь оперировать ими, учитывать их в общении и деятельности.

Всё чаще и серьёзнее сегодня используется фольклорно-этнографический материал в многочисленных школах народного искусства, краеведческих кружках и студиях. Во внеклассной работе со школьниками создаются программы дополнительного образования, рассчитанные на несколько лет обучения с углублённым проникновением в фольклорную культуру на историческом, теоретическом и практическом уровнях и т.д. Разумеется, чрезвычайно возросла потребность в профессиональных кадрах, призванных возглавлять это движение и на подлинно научном уровне осуществлять обучение, а также использование фольклорного наследия в различных сферах искусства и культуры.

Традиционное искусство, фольклорная культура призваны выполнять высокую миссию - сохранять и развивать национальное самосознание, способствовать творческому, гуманному взгляду на мир, ориентированному на уважительное отношение к собственному прошлому, к любой национальной традиции как составной части общечеловеческой культуры.

Намечая планы на будущее, нам необходимо, прежде всего, понять, что новое время определяет необходимость освоения новых социальных технологий. Одна из них – общественное партнёрство.

Сегодняшнее время можно характеризовать по-разному: постсоветское, постимперское и т.п. Его главная суть заключается в переходе от патриархальной, подданнической культуры поведения людей к культуре нового – гражданского – типа. Современность востребовала подлинных граждан – самостоятельных, деятельных, инициативных, ответственных за себя, судьбу своей семьи и своей страны. Граждан, стремящихся к новым знаниям и овладевающих новыми навыками. Граждан, способных взаимодействовать на партнёрских, а не только на коммерческих основаниях. Именно современная действительность, а не теория и не мода на нововведения, диктует требование развитие общественного партнёрства.

Общественное партнёрство – равноправное взаимодействие институтов государства и местного самоуправления, бизнеса и общественных организаций с целью создания благоприятного социального климата и обеспечения общественного согласия на основе сбалансированности социальных интересов и потребностей, повышения уровня социального благополучия.

Поскольку национальная политика является важной составляющей политики социальной, постольку и данный метод является главным в её реализации. Именно общественное партнёрство в национальной политике позволит обеспечить благоприятный социальный климат, учесть конструктивные интересы и разумные потребности многонационального населения субъектов Российской Федерации, гармонизовать отношения между различными народами.

На первый взгляд кажется, что исторически сложившаяся «единая общность – советский народ» оставила нам надёжное наследство. Да, у нас развиваются традиции межнационального общения. Регулярно проводятся праздники культур. На национальных праздниках всегда звучат два языка – родной и русский. Научная и творческая интеллигенция ежегодно обсуждает проблемы толерантности, сотрудничества разных народов. Но от советского, однопартийного прошлого досталось нам иное. За семь десятилетий подавляющего огосударствления всех сторон жизни у многих сложились иждивенческие настроения. Патриархальная, подданническая культура поведения людей с большим трудом преодолевается сейчас новым типом – гражданским, социально и экономически активным. Привычка жить под всемогущим покровительством правящей партии, увы, прочно въелась в сознание общественных и национально – культурных объединений.

Ждать и надеяться, что автоматически, без всяких усилий подлинных граждан будет у нас с каждым годом всё больше и больше – нельзя. Ждать и надеяться, что общественное партнёрство установится само собой – наивно и (особенно в национальной политике) опасно.

Мы считаем, что наибольший потенциал в области формирования и проявления данных партнёрских отношений имеют культурно - досуговые учреждения, включенные в систему социальных отношений (власти, бизнеса и общественности), в частности одной из форм которых является этнокультурный центр.

Сегодня некоторые республики и регионы нашей страны заметно активизировали своё внимание к делу развития этнокультурных и межнациональных отношений. Это выражается в желании и планах создания соответствующих комплексных региональных программ. Думается, что непосредственную работу над ними необходимо предварить обращением к историческому анализу социокультурного положения региона. Культурно – исторический подход позволит воспроизвести истоки и традиции регионального развития культуры, особенности их наследования в современной жизни.

Любое общественное партнёрство в рамках деятельности этнокультурного центра подразумевает Общение, основанное на межнациональной коммуникации, национальной психологии, коммуникативно-поведенческих национально-психологических особенностях этноса.

Функционально – содержательные приоритеты этнокультурного центра определяются следующими группами задач: во первых, обеспечить сохранение (поддержку, воспитание) этнокультурной идентичности участников (путём формирования благоприятной и консолидирующей участников этносоциальной и культурной среды), во вторых способствовать к продуктивной и позитивной коммуникации.

Центры призваны способствовать удовлетворению специфических интересов и запросов каждой национальной и этнической группы, утверждению в межнациональном общении взаимного уважения и толерантности, установлению и поддержанию культурных связей с национально-культурными образованиями в РФ и родственными национальными группами за рубежом.

Таким образом, этнокультурные центры являются не только средством удовлетворения и совершенствования национальных культурных потребностей, но и важным механизмом перестройки национальных отношений. Цели и принципы деятельности этнокультурного центра в полной мере соответствуют концепции обновления отечественной культуры, которая призвана не только вписаться в общий контекст мировой культуры, но и утвердить национальные духовные ценности своих народов в качестве фундаментального культурного наследия прошлого и достижений современной цивилизации.

Человек, и человечество, если замыкается в рамках одной какой-то культуры, какой-то страны, ещё чего-то закрытого, это будет всегда обречено на стагнацию, а в конечном итоге даже на регресс и гибель. Культуре тесно в жёстких рамках границ, она всегда стремится к взаимообогащению, взаимодействию. Культуре всегда нужно сотрудничество, и в этом смысле диаспоры, живущие в инонациональном окружении, в таком очень мощном взаимодействии с самыми разными культурами, и являются толчками роста, когда взаимообогощаются культуры различных этносов.

Крысько В.Г. Этническая психология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Изд. Центр «Академия», 2002.-320с.

Педагогика межнационального общения: Учебное пособие. / Под ред. Проф. Д.И.Латышиной. – М.: Гардарики.2004.-320с.

Солодухин В.И., Солодухина Т.К. Организация и управление этнокультурными центрами: Учебное пособие для студентов по специальности «Народное художественное творчество». – Изд.2-е, испр. И доп. – Улан-Удэ: Издательско-полиграфический комплекс ФГОУ ВПО ВСГАКИ, 2005.-169с.

Философский энциклопедический словарь. М.,1989.

 

5

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.