Тренировочный тест для подготовки к ЕГЭ по литературе

4
0
Материал опубликован 11 January в группе

Тренировочный тест для подготовки к ЕГЭ по литературе


Пояснительная записка

Предмет: литература

Формат: тренировочный тест для подготовки к ЕГЭ по литературе в формате демоверсии ЕГЭ – 2024

Класс: 10-11

Образовательная цель: сформировать умение работать с тестами в формате ЕГЭ.

Задачи: отработать умение давать краткие ответы на тестовые задания; умение давать прямые ответы на вопросы, свидетельствующие о понимании предложенного текста, умение анализировать тексты, не искажать авторскую позицию, знание теоретико-литературных понятий, соблюдение речевых, орфографических, пунктуационных и грамматических норм.

Источники:

1.ФИПИ. Единый государственный экзамен по литературе.

Демонстрационный вариант. Кодификатор. Спецификация// https://fipi.ru/ege/demoversii-specifikacii-kodifikatory

2. Ги Де Мопассан «Папа Симона»// http://az.lib.ru/m/mopassan_g_d/text_4_papa_simona_kuchinskiy.shtml

3. Б. Ахмадулина. «Прощание»// https://www.culture.ru/poems/13446/proshanie


Инструкция

Данная работа представляет собой вариант части 1 КИМ ЕГЭ по литературе (по демоверсии ЕГЭ 2024 г.)

Работа включает в себя комплекс заданий 1-10.

Задания 1-5 относятся к фрагменту эпического произведения. Задания 6-10 относятся к анализу стихотворения.


Прочитайте приведенный фрагмент произведения и выполните задания 1-3, 4 и задание 5.

***

В течение трех месяцев высокого рабочего Филиппа часто видели у дома Бланшотты. Иной раз, когда она шила у окна, он осмеливался заговорить с ней. Бланшотта отвечала вежливо, с неизменным серьезным видом, никогда не шутила, не приглашала войти. Однако Филипп, слегка самонадеянный, как все мужчины, вообразил, что ее щеки чуть розовели, когда она разговаривала с ним.

Но испорченную репутацию восстановить трудно, а запятнать ничего не стоит, и, несмотря на пугливую сдержанность Бланшотты, в деревне уже начали сплетничать.

Симон очень полюбил своего нового папу, и почти каждый вечер, когда Филипп кончал работу, они гуляли вместе. Мальчик усердно посещал школу и с достоинством проходил мимо школьников, никогда не отвечая на их насмешки.

И все же парень, который первым задел Симона, однажды сказал ему:

Ты соврал, нет у тебя никакого папы Филиппа!

Почему? — заволновавшись, спросил Симон.

Парень продолжал, потирая руки:

Да потому, что будь у тебя папа, он был бы мужем твоей мамы.

Правильность довода смутила Симона, но тем не менее он ответил:

А все-таки он мой папа!

Может быть, — ухмыляясь, возразил парень, — да только он не совсем твой папа.

Сын Бланшотты опустил голову и, задумавшись, пошел по дороге к кузнице дяди Луазона, у которого работал Филипп.

Кузница будто спряталась в чаще деревьев. В ней было очень темно, только красное пламя огромного горна освещало ярким отблеском фигуры пяти кузнецов с обнаженными руками, оглушительно стучавших по наковальням. Они стояли, объятые пламенем, точно дьяволы, устремив глаза на раскаленное железо, которое они терзали своими молотами, и вместе с тяжелыми молотами взлетали их тяжеловесные мысли.

Симон незаметно проскользнул в кузницу и тихонько потянул своего друга за блузу. Филипп обернулся. Работа приостановилась, кузнецы внимательно разглядывали мальчика. Среди наступившей необычной тишины раздался тоненький голосок Симона:

Послушай, Филипп, сын Мишоды говорит, что ты не совсем мой папа.

А почему? — спросил рабочий.

Ребенок ответил с полной наивностью:

Потому, что ты не муж моей мамы.

Никто не засмеялся. Филипп стоял, опершись лбом на свои большие руки, в которых держал рукоятку молота, поставленного на наковальню. Он задумался. Четыре товарища не спускали с него глаз, а Симон, такой маленький среди этих великанов, тревожно ждал ответа. Вдруг один из кузнецов, как бы отвечая на то, о чем все думали, сказал Филиппу:

А все-таки Бланшотта хорошая, порядочная девушка. Живет она степенно и хозяйственно, хоть и случилось с ней несчастье. Она будет хорошей женой честному человеку.

Это правда, — сказали остальные.

Рабочий продолжал:

Она ли виновата, что оступилась! Он обещал на ней жениться, а мало ли мы знаем почтенных женщин, с которыми случилось то же.

Это правда! — хором подтвердили остальные.

А как ей было трудно одной растить ребенка, сколько слез она пролила с тех пор, один только бог это знает, и никуда она не ходит, кроме церкви.

И это правда, — опять сказали кузнецы.

Был слышен только шум мехов, раздувавших огонь горна. Филипп порывисто наклонился к Симону.

Скажи маме, что я приду вечером поговорить с ней. Он тихонько подтолкнул мальчика к двери и снова принялся за работу.

Пять молотов, как один, ударили по наковальням. До самой ночи ковали они железо, сильные, мощные, радостные, исполненные удовлетворения. И как в праздничный день соборный колокол своим звоном заглушает перезвон других колоколов, так и молот Филиппа, покрывая стук остальных, ежесекундно опускался с оглушительным грохотом. Глаза Филиппа горели, и он яростно ковал посреди снопа искр.

Все небо было усыпано звездами, когда Филипп постучался к Бланшотте. На нем была воскресная блуза, свежая рубашка, он подстриг бороду. Молодая женщина показалась на пороге; она с обидой сказала ему:

Нехорошо так поздно приходить, господин Филипп.

Он хотел ответить, но, сконфузившись, что-то забормотал.

Она продолжала:

Вы должны меня понять, я не хочу, чтобы про меня болтали.

Он вдруг сказал:

А кому какое дело, если вы согласны быть моей женой?

Ответа не было, но послышался шум, как будто бы кто-то упал в полумраке комнаты. Филипп быстро вошел, и Симон, уже лежавший в кроватке, различил звук поцелуя и несколько слов, чуть слышно произнесенных его матерью. Затем сильные руки подхватили мальчика, и, держа его в геркулесовых объятиях, его друг крикнул ему:

Скажи им, твоим товарищам, что твой папа — кузнец Филипп Реми и что он отдерет за уши всякого, кто посмеет тебя обидеть.

На следующий день, когда мальчики собрались в школе, маленький Симон поднялся с места перед началом урока. Он был бледен, губы его дрожали.

Мой папа, — звонким голосом сказал мальчик, — кузнец Филипп Реми, и он обещал отодрать за уши всякого, кто посмеет меня обидеть.

На этот раз никто не засмеялся, — все знали кузнеца Филиппа Реми. Это был такой папа, которым каждый мог бы гордиться.

(Ги де Мопассан. «Папа Симона»)

Ответами к заданиям 1-3 являются 1-2 слова или последовательность цифр. Ответы запишите без пробелов, запятых или других знаков.

1.Назовите термин, обозначающий вид художественного описания, призванный воссоздать картины природы.


2.Установите соответствие между персонажами, участвующими в данном фрагменте, и их репликами. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Персонажи

Реплики

а) Филипп

б) Симон


1) «Он умер, мой папа лежит на кладбище!»

2) «Мы найдем тебе…папу»

3) «Раз вы не хотите, я опять пойду топиться»

4) «Он умер!<...>Теперь ему хорошо!»


3.Заполните пропуски в следующем тексте. В ответе запишите два термина в порядке их следования в тексте без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Умение Мопассана выбора точной_________, точного слова сделало его одним из лучших новеллистов, определило особый ритм его прозы. Лиризм и тонкий ________ отличают его лучшие произведения с их задушевностью и человечностью.

4. Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объеме 5-10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.

Как в приведенном отрывке произведения представлен образ Филиппа?


5. Выберите одно произведение для сопоставления (не допускается обращение к другому произведению того же автора, которому принадлежит предложенный текст). Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объеме 5-10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.

Назовите произведение отечественной или зарубежной литературы (с указанием автора) XIXXX, в котором поднимается проблема жестокого отношения людей к человеку, не похожему на большинство. В чём схожи (и чем различаются) взаимоотношения персонажей в выбранном Вами произведении и в приведенном фрагменте?


Прочитайте приведенное ниже произведение и выполните задания 6-8, 9 и 10.

Прощание

А напоследок я скажу:

прощай, любить не обязуйся.

С ума схожу. Иль восхожу

к высокой степени безумства.


Как ты любил? Ты пригубил

погибели. Не в этом дело.

Как ты любил? Ты погубил,

но погубил так неумело.


Жестокость промаха… О, нет

тебе прощенья. Живо тело,

и бродит, видит белый свет,

но тело мое опустело.


Работу малую висок

еще вершит. Но пали руки,

и стайкою, наискосок,

уходят запахи и звуки.

Белла Ахмадулина. 1960 г.


Ответами к заданиям 6-8 являются одно-два слова или последовательность цифр. Запишите ответы без пробелов, запятых или других символов.

6.Заполните пропуски в следующем предложении. В ответе запишите два термина в именительном падеже в порядке их следования.

Произведение Ахмадуллиной написано _____ (двусложным стихотворным размером) и содержит __________, также называемую приемом звуковой организации стиха, состоящей в повторении одинаковых согласных в начальных слогах слов.


7. Какой вид рифмовки (ААВВ) используется в стихотворении?


8. Из приведенного ниже перечня выберите ВСЕ названия художественных средств, использованных в тексте стихотворения. Запишите цифры, под какими они указаны.

1)эпитет

2)олицетворение

3)сатира

4)инверсия

5)сравнение


9. Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объеме 5-10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.


10. Выберите одно произведение для сопоставления (не допускается обращение к другому произведению того же автора, которому принадлежит предложенный текст). Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объеме 5-10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.

Назовите произведение отечественной поэзии первой половины XIX (с указанием автора), обращенное к возлюбленному(ой). В чем схожи (или различны) выбранное произведение и приведенное стихотворение Ахмадулиной?











Ответы:

1. пейзаж

2. А-2 Б-3

3. Детали психологизм

4. Филипп Реми – один из центральных образов рассказа. В описании внешности персонажа автор с помощью эпитетов подчеркивает силу кузнеца: «большие руки, в которых держал рукоятку молота», «среди великанов», «геркулесовых объятиях». Он обладает добрым сердцем, проявляет сочувствие по отношению к Симону, проводит с ним много времени, привязывается к нему. И Симон «очень полюбил своего нового папу». Герой решается на брак с Бланшоттой, несмотря на то, что у нее незаконнорождённый сын, потому что видит порядочность молодой женщины, ее стойкость и силу воли. Он не боится осуждения и сплетен деревенских жителей. Таким образом, сила Филиппа не только физическая, но и душевная. Это решительный, добрый человек.

5. Проблема жестокого отношения людей к человеку, не похожему на большинство, поднималась в повести Н.В. Гоголя «Шинель», в рассказе Платонова «Юшка» и т.д. Учащиеся самостоятельно выбирают произведение. Следует обратить внимание на взаимоотношения персонажей в выбранном произведении и в приведенном фрагменте: поддержка кузнецов своего товарища и злые пересуды в деревне в отрывке, равнодушие и жестокость коллег в «Шинели», любовь приемной дочери к Юшке и жестокость горожан в рассказе Платонова.

6. ямбаллитерация

7. перекрестная

8. 124

9. В чем своеобразие композиции стихотворения Ахмадулиной?

Стихотворение Б. Ахмадулиной относится к любовной лирике. «Прощание» состоит из четырех четверостиший (катренов). В первой части описываются отчаяние и боль героини из-за расставания с избранником, звучит «я»: «я скажу», «с ума схожу», «восхожу». Во второй части героиня обращается к возлюбленному: «Как ты любил?» и сама же дает ответ, что не любил, «погубил неумело». В третьем четверостишье героиня отказывает в прощении. И в последней, четвертой строфе, показаны разочарование и опустошение девушки, исчезает «я» героини, вместо этого только то, что вокруг нее: «Работу малую висок еще вершит. Но пали руки».

Такая композиция помогает передать переживания лирического «я» поэтессы, показать трансформацию ее внутреннего мира.

10. Стихотворение Б.Ахмадулиной можно сравнить с лирическими произведениями А.С. Пушкина «Разлука (Когда пробил последний счастью час …)», М.Ю. Лермонтова «Разлука», «Прощанье», «Итак, прощай», «Прости, прости». Следует обратить внимание на сходство в передачи чувств и различном отношении, связанном со своеобразием внутренних миров поэтов.
















Критерии оценивания совпадают с критериями оценивания демоверсии ЕГЭ по литературе - 2024. Взяты с сайта https://fipi.ru/ege/demoversii-specifikacii-kodifikatory

Система оценивания экзаменационной работы по литературе

Оценка выполнения заданий 1–3 и 6–8

Правильное выполнение каждого из заданий 1–3 и 6–8 оценивается

1 баллом.

Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той

форме, которая указана в инструкции по выполнению задания, и совпадает

с эталоном ответа.

В заданиях 3 и 6 правильным считается ответ, где ОБА слова верно

вписаны в предложенный контекст. Если правильно вписано только ОДНО

слово, то такой ответ оценивается 0 баллов.

В ответе на задание 8 порядок записи цифр значения не имеет.

Критерии оценивания выполнения заданий

с развёрнутым ответом

Оценка выполнения заданий 4, 9

Если по критерию 1 «Понимание предложенного текста и привлечение

его для аргументации» ставится 0 баллов, то задание считается

невыполненным, и ответ дальше не проверяется (по критерию 2 данного

задания выставляется 0 баллов).

Таблица 1

Баллы Критерии

1. Понимание предложенного текста и привлечение его для

аргументации

2 Сформулирован прямой ответ на вопрос, который

свидетельствует о понимании предложенного текста,

для аргументации суждений текст привлекается на уровне

анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов,

микротем, деталей и т.п., авторская позиция не искажена,

фактические ошибки отсутствуют

1 Сформулирован прямой ответ на вопрос, который

свидетельствует о понимании предложенного текста,

для аргументации суждений текст привлекается на уровне

пересказа или общих рассуждений о его содержании,

авторская позиция не искажена,

И/ИЛИ допущена одна фактическая ошибка

0 Ответ содержательно не соотнесён с поставленной задачей,

И/ИЛИ суждения не аргументированы предложенным текстом,

И/ИЛИ авторская позиция искажена1,

И/ИЛИ допущено две или более фактические ошибки

2. Логичность, соблюдение речевых и грамматических норм

2 Отсутствуют логические, речевые, грамматические ошибки

1 Допущено не более одной ошибки каждого вида (логическая,

и/или речевая, и/или грамматическая) – суммарно не более трёх

ошибок

0 Допущено две или более ошибки одного вида (независимо

от наличия/отсутствия ошибок других видов)

Максимальный балл – 4

Оценка выполнения заданий 5 и 10,

требующих написания развёрнутого ответа в объёме 5–10 предложений Указание на объём условно, оценка ответа зависит от его

содержательности (при наличии глубоких знаний экзаменуемый может

ответить в большем объёме, при умении точно формулировать свои мысли

экзаменуемый может достаточно полно ответить в меньшем объёме).

Критерий 1 «Сопоставление выбранного произведения с предложенным

текстом» является основным. Если по критерию 1 ставится 0 баллов, то

задание считается невыполненным и ответ дальше не проверяется (по другим

критериям данного задания выставляется 0 баллов). Если по критерию 2

ставится 0 баллов, то по критерию 3 ответ оценивается 0 баллов.

Выполняя задание, экзаменуемый самостоятельно выбирает для

контекстного сопоставления одно произведение. Не допускается обращение

к другому произведению того автора, которому принадлежит предложенный текст, обращение к таким жанрам, как комикс, манга, фанфик, графический роман и другим текстам со спорной принадлежностью к художественной литературе.

При указании автора инициалы необходимы только для различения

однофамильцев и родственников, если это существенно для адекватного

восприятия содержания ответа (например, А.Н. Островский и Н.А. Островский, Л.Н. Толстой, А.К. Толстой и А.Н. Толстой).

Таблица 2

Баллы Критерии

1. Сопоставление выбранного произведения с предложенным текстом

2 Названо произведение, и указан его автор, произведение

убедительно сопоставлено с предложенным текстом в заданном

направлении анализа

1 Названо только произведение без указания автора, или указан

только автор без указания названия произведения, произведение

убедительно сопоставлено с предложенным текстом в заданном

направлении анализа,

ИЛИ названо произведение, и/или указан его автор, произведение

поверхностно, формально2 сопоставлено с предложенным текстом

в заданном направлении анализа

0 Не названо произведение, и не указан его автор,

И/ИЛИ не проведено сопоставление произведения с предложенным

текстом в заданном направлении анализа

2. Привлечение текста произведения при сопоставлении

для аргументации

4 При сопоставлении для аргументации тексты двух произведений

привлекаются на уровне анализа важных для выполнения задания

фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п.,

авторская позиция двух произведений не искажена

3 При сопоставлении для аргументации текст выбранного

произведения привлекается на уровне анализа важных для

выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей

и т.п., а текст предложенного – на уровне его пересказа или

общих рассуждений о содержании, авторская позиция двух

произведений не искажена,

И/ИЛИ допущена одна фактическая ошибка

2 При сопоставлении для аргументации привлекаются тексты двух

произведений на уровне пересказа или общих рассуждений об их

содержании (без анализа важных для выполнения задания

фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п.), авторская позиция

двух произведений не искажена,

ИЛИ текст выбранного произведения привлекается на уровне

анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов,

микротем, деталей и т.п., а текст предложенного произведения

не привлекается, авторская позиция двух произведений не искажена,

ИЛИ текст выбранного произведения привлекается на уровне

пересказа произведения или общих рассуждений о его

содержании, а текст предложенного – на уровне анализа важных

для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей

и т.п.; авторская позиция двух произведений не искажена,

И/ИЛИ допущены две фактические ошибки

1 При сопоставлении для аргументации текст выбранного

произведения привлекается на уровне пересказа произведения

или общих рассуждений о его содержании (без анализа важных

для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей

и т.п.), а текст предложенного произведения для сопоставления

не привлекается, авторская позиция двух произведений

не искажена,

ИЛИ авторская позиция одного из произведений искажена

(при любых уровнях привлечения текста, описанных для 4, 3

и 2 баллов),

И/ИЛИ допущены три фактические ошибки

0 При сопоставлении для аргументации суждений привлекается

только текст предложенного произведения,

ИЛИ при сопоставлении для аргументации суждений

не привлекается текст ни одного произведения,

И/ИЛИ искажена авторская позиция двух произведений,

И/ИЛИ допущено четыре или более фактические ошибки

3. Логичность, соблюдение речевых и грамматических норм

2 Отсутствуют логические, речевые, грамматические ошибки

1 Допущено не более одной ошибки каждого вида (логическая, и/или

речевая, и/или грамматическая) – суммарно не более трёх ошибок

0 Допущено две или более ошибки одного вида (независимо от

наличия/отсутствия ошибок других видов)

Максимальный балл – 8





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации