Тренировочный тест для подготовки к ЕГЭ по литературе
Тренировочный тест для подготовки к ЕГЭ по литературе
Пояснительная записка
Предмет: литература
Формат: тренировочный тест для подготовки к ЕГЭ по литературе в формате демоверсии ЕГЭ – 2024
Класс: 10-11
Образовательная цель: сформировать умение работать с тестами в формате ЕГЭ.
Задачи: отработать умение давать краткие ответы на тестовые задания; умение давать прямые ответы на вопросы, свидетельствующие о понимании предложенного текста, умение анализировать тексты, не искажать авторскую позицию, знание теоретико-литературных понятий, соблюдение речевых, орфографических, пунктуационных и грамматических норм.
Источники:
1.ФИПИ. Единый государственный экзамен по литературе.
Демонстрационный вариант. Кодификатор. Спецификация// https://fipi.ru/ege/demoversii-specifikacii-kodifikatory
2. Ги Де Мопассан «Папа Симона»// http://az.lib.ru/m/mopassan_g_d/text_4_papa_simona_kuchinskiy.shtml
3. Б. Ахмадулина. «Прощание»// https://www.culture.ru/poems/13446/proshanie
Инструкция
Данная работа представляет собой вариант части 1 КИМ ЕГЭ по литературе (по демоверсии ЕГЭ 2024 г.)
Работа включает в себя комплекс заданий 1-10.
Задания 1-5 относятся к фрагменту эпического произведения. Задания 6-10 относятся к анализу стихотворения.
Прочитайте приведенный фрагмент произведения и выполните задания 1-3, 4 и задание 5.
***
В течение трех месяцев высокого рабочего Филиппа часто видели у дома Бланшотты. Иной раз, когда она шила у окна, он осмеливался заговорить с ней. Бланшотта отвечала вежливо, с неизменным серьезным видом, никогда не шутила, не приглашала войти. Однако Филипп, слегка самонадеянный, как все мужчины, вообразил, что ее щеки чуть розовели, когда она разговаривала с ним.
Но испорченную репутацию восстановить трудно, а запятнать ничего не стоит, и, несмотря на пугливую сдержанность Бланшотты, в деревне уже начали сплетничать.
Симон очень полюбил своего нового папу, и почти каждый вечер, когда Филипп кончал работу, они гуляли вместе. Мальчик усердно посещал школу и с достоинством проходил мимо школьников, никогда не отвечая на их насмешки.
И все же парень, который первым задел Симона, однажды сказал ему:
— Ты соврал, нет у тебя никакого папы Филиппа!
— Почему? — заволновавшись, спросил Симон.
Парень продолжал, потирая руки:
— Да потому, что будь у тебя папа, он был бы мужем твоей мамы.
Правильность довода смутила Симона, но тем не менее он ответил:
— А все-таки он мой папа!
— Может быть, — ухмыляясь, возразил парень, — да только он не совсем твой папа.
Сын Бланшотты опустил голову и, задумавшись, пошел по дороге к кузнице дяди Луазона, у которого работал Филипп.
Кузница будто спряталась в чаще деревьев. В ней было очень темно, только красное пламя огромного горна освещало ярким отблеском фигуры пяти кузнецов с обнаженными руками, оглушительно стучавших по наковальням. Они стояли, объятые пламенем, точно дьяволы, устремив глаза на раскаленное железо, которое они терзали своими молотами, и вместе с тяжелыми молотами взлетали их тяжеловесные мысли.
Симон незаметно проскользнул в кузницу и тихонько потянул своего друга за блузу. Филипп обернулся. Работа приостановилась, кузнецы внимательно разглядывали мальчика. Среди наступившей необычной тишины раздался тоненький голосок Симона:
— Послушай, Филипп, сын Мишоды говорит, что ты не совсем мой папа.
— А почему? — спросил рабочий.
Ребенок ответил с полной наивностью:
— Потому, что ты не муж моей мамы.
Никто не засмеялся. Филипп стоял, опершись лбом на свои большие руки, в которых держал рукоятку молота, поставленного на наковальню. Он задумался. Четыре товарища не спускали с него глаз, а Симон, такой маленький среди этих великанов, тревожно ждал ответа. Вдруг один из кузнецов, как бы отвечая на то, о чем все думали, сказал Филиппу:
— А все-таки Бланшотта хорошая, порядочная девушка. Живет она степенно и хозяйственно, хоть и случилось с ней несчастье. Она будет хорошей женой честному человеку.
— Это правда, — сказали остальные.
Рабочий продолжал:
— Она ли виновата, что оступилась! Он обещал на ней жениться, а мало ли мы знаем почтенных женщин, с которыми случилось то же.
— Это правда! — хором подтвердили остальные.
— А как ей было трудно одной растить ребенка, сколько слез она пролила с тех пор, один только бог это знает, и никуда она не ходит, кроме церкви.
— И это правда, — опять сказали кузнецы.
Был слышен только шум мехов, раздувавших огонь горна. Филипп порывисто наклонился к Симону.
— Скажи маме, что я приду вечером поговорить с ней. Он тихонько подтолкнул мальчика к двери и снова принялся за работу.
Пять молотов, как один, ударили по наковальням. До самой ночи ковали они железо, сильные, мощные, радостные, исполненные удовлетворения. И как в праздничный день соборный колокол своим звоном заглушает перезвон других колоколов, так и молот Филиппа, покрывая стук остальных, ежесекундно опускался с оглушительным грохотом. Глаза Филиппа горели, и он яростно ковал посреди снопа искр.
Все небо было усыпано звездами, когда Филипп постучался к Бланшотте. На нем была воскресная блуза, свежая рубашка, он подстриг бороду. Молодая женщина показалась на пороге; она с обидой сказала ему:
— Нехорошо так поздно приходить, господин Филипп.
Он хотел ответить, но, сконфузившись, что-то забормотал.
Она продолжала:
— Вы должны меня понять, я не хочу, чтобы про меня болтали.
Он вдруг сказал:
— А кому какое дело, если вы согласны быть моей женой?
Ответа не было, но послышался шум, как будто бы кто-то упал в полумраке комнаты. Филипп быстро вошел, и Симон, уже лежавший в кроватке, различил звук поцелуя и несколько слов, чуть слышно произнесенных его матерью. Затем сильные руки подхватили мальчика, и, держа его в геркулесовых объятиях, его друг крикнул ему:
— Скажи им, твоим товарищам, что твой папа — кузнец Филипп Реми и что он отдерет за уши всякого, кто посмеет тебя обидеть.
На следующий день, когда мальчики собрались в школе, маленький Симон поднялся с места перед началом урока. Он был бледен, губы его дрожали.
— Мой папа, — звонким голосом сказал мальчик, — кузнец Филипп Реми, и он обещал отодрать за уши всякого, кто посмеет меня обидеть.
На этот раз никто не засмеялся, — все знали кузнеца Филиппа Реми. Это был такой папа, которым каждый мог бы гордиться.
(Ги де Мопассан. «Папа Симона»)
Ответами к заданиям 1-3 являются 1-2 слова или последовательность цифр. Ответы запишите без пробелов, запятых или других знаков.
1.Назовите термин, обозначающий вид художественного описания, призванный воссоздать картины природы.
2.Установите соответствие между персонажами, участвующими в данном фрагменте, и их репликами. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Персонажи | Реплики |
а) Филипп б) Симон | 1) «Он умер, мой папа лежит на кладбище!» 2) «Мы найдем тебе…папу» 3) «Раз вы не хотите, я опять пойду топиться» 4) «Он умер!<...>Теперь ему хорошо!» |
3.Заполните пропуски в следующем тексте. В ответе запишите два термина в порядке их следования в тексте без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Умение Мопассана выбора точной_________, точного слова сделало его одним из лучших новеллистов, определило особый ритм его прозы. Лиризм и тонкий ________ отличают его лучшие произведения с их задушевностью и человечностью.
4. Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объеме 5-10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.
Как в приведенном отрывке произведения представлен образ Филиппа?
5. Выберите одно произведение для сопоставления (не допускается обращение к другому произведению того же автора, которому принадлежит предложенный текст). Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объеме 5-10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.
Назовите произведение отечественной или зарубежной литературы (с указанием автора) XIX – XX, в котором поднимается проблема жестокого отношения людей к человеку, не похожему на большинство. В чём схожи (и чем различаются) взаимоотношения персонажей в выбранном Вами произведении и в приведенном фрагменте?
Прочитайте приведенное ниже произведение и выполните задания 6-8, 9 и 10.
Прощание
А напоследок я скажу:
прощай, любить не обязуйся.
С ума схожу. Иль восхожу
к высокой степени безумства.
Как ты любил? Ты пригубил
погибели. Не в этом дело.
Как ты любил? Ты погубил,
но погубил так неумело.
Жестокость промаха… О, нет
тебе прощенья. Живо тело,
и бродит, видит белый свет,
но тело мое опустело.
Работу малую висок
еще вершит. Но пали руки,
и стайкою, наискосок,
уходят запахи и звуки.
Белла Ахмадулина. 1960 г.
Ответами к заданиям 6-8 являются одно-два слова или последовательность цифр. Запишите ответы без пробелов, запятых или других символов.
6.Заполните пропуски в следующем предложении. В ответе запишите два термина в именительном падеже в порядке их следования.
Произведение Ахмадуллиной написано _____ (двусложным стихотворным размером) и содержит __________, также называемую приемом звуковой организации стиха, состоящей в повторении одинаковых согласных в начальных слогах слов.
7. Какой вид рифмовки (ААВВ) используется в стихотворении?
8. Из приведенного ниже перечня выберите ВСЕ названия художественных средств, использованных в тексте стихотворения. Запишите цифры, под какими они указаны.
1)эпитет
2)олицетворение
3)сатира
4)инверсия
5)сравнение
9. Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объеме 5-10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.
10. Выберите одно произведение для сопоставления (не допускается обращение к другому произведению того же автора, которому принадлежит предложенный текст). Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объеме 5-10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.
Назовите произведение отечественной поэзии первой половины XIX (с указанием автора), обращенное к возлюбленному(ой). В чем схожи (или различны) выбранное произведение и приведенное стихотворение Ахмадулиной?
Ответы:
1. пейзаж
2. А-2 Б-3
3. Детали психологизм
4. Филипп Реми – один из центральных образов рассказа. В описании внешности персонажа автор с помощью эпитетов подчеркивает силу кузнеца: «большие руки, в которых держал рукоятку молота», «среди великанов», «геркулесовых объятиях». Он обладает добрым сердцем, проявляет сочувствие по отношению к Симону, проводит с ним много времени, привязывается к нему. И Симон «очень полюбил своего нового папу». Герой решается на брак с Бланшоттой, несмотря на то, что у нее незаконнорождённый сын, потому что видит порядочность молодой женщины, ее стойкость и силу воли. Он не боится осуждения и сплетен деревенских жителей. Таким образом, сила Филиппа не только физическая, но и душевная. Это решительный, добрый человек.
5. Проблема жестокого отношения людей к человеку, не похожему на большинство, поднималась в повести Н.В. Гоголя «Шинель», в рассказе Платонова «Юшка» и т.д. Учащиеся самостоятельно выбирают произведение. Следует обратить внимание на взаимоотношения персонажей в выбранном произведении и в приведенном фрагменте: поддержка кузнецов своего товарища и злые пересуды в деревне в отрывке, равнодушие и жестокость коллег в «Шинели», любовь приемной дочери к Юшке и жестокость горожан в рассказе Платонова.
6. ямбаллитерация
7. перекрестная
8. 124
9. В чем своеобразие композиции стихотворения Ахмадулиной?
Стихотворение Б. Ахмадулиной относится к любовной лирике. «Прощание» состоит из четырех четверостиший (катренов). В первой части описываются отчаяние и боль героини из-за расставания с избранником, звучит «я»: «я скажу», «с ума схожу», «восхожу». Во второй части героиня обращается к возлюбленному: «Как ты любил?» и сама же дает ответ, что не любил, «погубил неумело». В третьем четверостишье героиня отказывает в прощении. И в последней, четвертой строфе, показаны разочарование и опустошение девушки, исчезает «я» героини, вместо этого только то, что вокруг нее: «Работу малую висок еще вершит. Но пали руки».
Такая композиция помогает передать переживания лирического «я» поэтессы, показать трансформацию ее внутреннего мира.
10. Стихотворение Б.Ахмадулиной можно сравнить с лирическими произведениями А.С. Пушкина «Разлука (Когда пробил последний счастью час …)», М.Ю. Лермонтова «Разлука», «Прощанье», «Итак, прощай», «Прости, прости». Следует обратить внимание на сходство в передачи чувств и различном отношении, связанном со своеобразием внутренних миров поэтов.
Критерии оценивания совпадают с критериями оценивания демоверсии ЕГЭ по литературе - 2024. Взяты с сайта https://fipi.ru/ege/demoversii-specifikacii-kodifikatory
Система оценивания экзаменационной работы по литературе
Оценка выполнения заданий 1–3 и 6–8
Правильное выполнение каждого из заданий 1–3 и 6–8 оценивается
1 баллом.
Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той
форме, которая указана в инструкции по выполнению задания, и совпадает
с эталоном ответа.
В заданиях 3 и 6 правильным считается ответ, где ОБА слова верно
вписаны в предложенный контекст. Если правильно вписано только ОДНО
слово, то такой ответ оценивается 0 баллов.
В ответе на задание 8 порядок записи цифр значения не имеет.
Критерии оценивания выполнения заданий
с развёрнутым ответом
Оценка выполнения заданий 4, 9
Если по критерию 1 «Понимание предложенного текста и привлечение
его для аргументации» ставится 0 баллов, то задание считается
невыполненным, и ответ дальше не проверяется (по критерию 2 данного
задания выставляется 0 баллов).
Таблица 1
Баллы Критерии
1. Понимание предложенного текста и привлечение его для
аргументации
2 Сформулирован прямой ответ на вопрос, который
свидетельствует о понимании предложенного текста,
для аргументации суждений текст привлекается на уровне
анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов,
микротем, деталей и т.п., авторская позиция не искажена,
фактические ошибки отсутствуют
1 Сформулирован прямой ответ на вопрос, который
свидетельствует о понимании предложенного текста,
для аргументации суждений текст привлекается на уровне
пересказа или общих рассуждений о его содержании,
авторская позиция не искажена,
И/ИЛИ допущена одна фактическая ошибка
0 Ответ содержательно не соотнесён с поставленной задачей,
И/ИЛИ суждения не аргументированы предложенным текстом,
И/ИЛИ авторская позиция искажена1,
И/ИЛИ допущено две или более фактические ошибки
2. Логичность, соблюдение речевых и грамматических норм
2 Отсутствуют логические, речевые, грамматические ошибки
1 Допущено не более одной ошибки каждого вида (логическая,
и/или речевая, и/или грамматическая) – суммарно не более трёх
ошибок
0 Допущено две или более ошибки одного вида (независимо
от наличия/отсутствия ошибок других видов)
Максимальный балл – 4
Оценка выполнения заданий 5 и 10,
требующих написания развёрнутого ответа в объёме 5–10 предложений Указание на объём условно, оценка ответа зависит от его
содержательности (при наличии глубоких знаний экзаменуемый может
ответить в большем объёме, при умении точно формулировать свои мысли
экзаменуемый может достаточно полно ответить в меньшем объёме).
Критерий 1 «Сопоставление выбранного произведения с предложенным
текстом» является основным. Если по критерию 1 ставится 0 баллов, то
задание считается невыполненным и ответ дальше не проверяется (по другим
критериям данного задания выставляется 0 баллов). Если по критерию 2
ставится 0 баллов, то по критерию 3 ответ оценивается 0 баллов.
Выполняя задание, экзаменуемый самостоятельно выбирает для
контекстного сопоставления одно произведение. Не допускается обращение
к другому произведению того автора, которому принадлежит предложенный текст, обращение к таким жанрам, как комикс, манга, фанфик, графический роман и другим текстам со спорной принадлежностью к художественной литературе.
При указании автора инициалы необходимы только для различения
однофамильцев и родственников, если это существенно для адекватного
восприятия содержания ответа (например, А.Н. Островский и Н.А. Островский, Л.Н. Толстой, А.К. Толстой и А.Н. Толстой).
Таблица 2
Баллы Критерии
1. Сопоставление выбранного произведения с предложенным текстом
2 Названо произведение, и указан его автор, произведение
убедительно сопоставлено с предложенным текстом в заданном
направлении анализа
1 Названо только произведение без указания автора, или указан
только автор без указания названия произведения, произведение
убедительно сопоставлено с предложенным текстом в заданном
направлении анализа,
ИЛИ названо произведение, и/или указан его автор, произведение
поверхностно, формально2 сопоставлено с предложенным текстом
в заданном направлении анализа
0 Не названо произведение, и не указан его автор,
И/ИЛИ не проведено сопоставление произведения с предложенным
текстом в заданном направлении анализа
2. Привлечение текста произведения при сопоставлении
для аргументации
4 При сопоставлении для аргументации тексты двух произведений
привлекаются на уровне анализа важных для выполнения задания
фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п.,
авторская позиция двух произведений не искажена
3 При сопоставлении для аргументации текст выбранного
произведения привлекается на уровне анализа важных для
выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей
и т.п., а текст предложенного – на уровне его пересказа или
общих рассуждений о содержании, авторская позиция двух
произведений не искажена,
И/ИЛИ допущена одна фактическая ошибка
2 При сопоставлении для аргументации привлекаются тексты двух
произведений на уровне пересказа или общих рассуждений об их
содержании (без анализа важных для выполнения задания
фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п.), авторская позиция
двух произведений не искажена,
ИЛИ текст выбранного произведения привлекается на уровне
анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов,
микротем, деталей и т.п., а текст предложенного произведения
не привлекается, авторская позиция двух произведений не искажена,
ИЛИ текст выбранного произведения привлекается на уровне
пересказа произведения или общих рассуждений о его
содержании, а текст предложенного – на уровне анализа важных
для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей
и т.п.; авторская позиция двух произведений не искажена,
И/ИЛИ допущены две фактические ошибки
1 При сопоставлении для аргументации текст выбранного
произведения привлекается на уровне пересказа произведения
или общих рассуждений о его содержании (без анализа важных
для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей
и т.п.), а текст предложенного произведения для сопоставления
не привлекается, авторская позиция двух произведений
не искажена,
ИЛИ авторская позиция одного из произведений искажена
(при любых уровнях привлечения текста, описанных для 4, 3
и 2 баллов),
И/ИЛИ допущены три фактические ошибки
0 При сопоставлении для аргументации суждений привлекается
только текст предложенного произведения,
ИЛИ при сопоставлении для аргументации суждений
не привлекается текст ни одного произведения,
И/ИЛИ искажена авторская позиция двух произведений,
И/ИЛИ допущено четыре или более фактические ошибки
3. Логичность, соблюдение речевых и грамматических норм
2 Отсутствуют логические, речевые, грамматические ошибки
1 Допущено не более одной ошибки каждого вида (логическая, и/или
речевая, и/или грамматическая) – суммарно не более трёх ошибок
0 Допущено две или более ошибки одного вида (независимо от
наличия/отсутствия ошибок других видов)
Максимальный балл – 8