муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №4» г. Калача – на – Дону
Волгоградской области
О проекте:
Виды - долгосрочный, групповой, исследовательский.
Авторы: ученицы 6а класса Дяченко Мария, Лобанова Вероника, Фабер Юлия.
Руководитель проекта: учитель истории Шевченко Е.С.
Тема «Трудные вопросы истории»
2018
Содержание:
О результатах опроса.
О понятии «трудные вопросы истории» в ИКС, «ИКС».
О результатах опытного исследования трудных вопросов истории, изучаемых в 6 классе.
Вывод.
Источники.
Тема «Трудные вопросы истории»
муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №4» г. Калача – на – Дону
Волгоградской области
2018
О результатах опроса
Вопросы опроса:
Что вы понимаете под «трудными вопросами истории»?
Как вы полагаете, почему они трудные?
Кто определил, что именно эти вопросы «трудные»?
Всего было опрошено – 35 человек, из них 15 взрослых и 20 учеников.
Наиболее распространёнными были следующие ответы:
ИКС – историко-культурный стандарт – это новая программа обучения истории учеников в школе*.
*определение понятия, которые мы сформулировали самостоятельно, соответственно нашему возрасту
** определение понятия, которое мы сформулировали, опираясь на ответ нашего опроса (от 19.10.17) Полежаева Д. В. – профессора, заведующего кафедрой общественных наук, доктора философских наук, члена – корреспондента Международной академии наук педагогического образования
Трудные вопросы истории – это вопросы, которые не имеют однозначных ответов, мнения разных исследователей расходятся, т.к. у них разные источники изучения**.
О понятии «трудные вопросы истории» в ИКС, «ИКС»
О результатах опытного исследования трудных вопросов истории, изучаемых в 6 классе
Всего в ИКС на данный момент 31 так называемый «трудный вопрос».
Из них на изучение в 6 классе приходится 3 первых:
Образование Древнерусского государства и роль варягов в этом процессе.
Исследовала Дяченко Мария
2. Существование древнерусской народности и восприятие наследия Древней Руси как общего фундамента истории России, Украины и Беларуси.
Исследовала Фабер Юлия
3. Исторический выбор Александра Невского.
Исследовала Лобанова Вероника
Образование Древнерусского государства и роль варягов в этом процессе.
Дяченко Мария: «Этот вопрос относится к категории «трудных», т.к. среди учёных нет единого мнения о том, какую роль варяги, на самом деле, сыграли в истории Древней Руси. Я разделяю мнение учёных о том, что варяги были призваны на Русь не потому, что они находились на более высокой ступени развития государственной организации, как утверждали «норманисты», а для того, чтобы исключить источник ссоры славянских вождей (за главенствующее положение) и прекратить кровавую бойню за власть среди славянских племён».
Рюриковичи
О результатах опытного исследования трудных вопросов истории, изучаемых в 6 классе
Призвание
варягов на Русь
Существование древнерусской народности и восприятие наследия Древней Руси как общего фундамента истории России, Украины и Беларуси.
Фабер Юлия: «В ходе своего исследования, я пришла к выводу о том, что вопрос, действительно, «трудный», т.к. получить наиболее полный ответ на него можно, если полностью исследовать все элементы культуры этих трёх народов. Для ученика это сложно. Я взяла за основу три элемента культуры (алфавит, костюм, сказки), провела их сравнение и пришла к выводу о том, что между русским, белорусским и украинским народами много общего, а значит наследие Древней Руси общее и никто не может утверждать, что он наиболее значим».
О результатах опытного исследования трудных вопросов истории, изучаемых в 6 классе
сравнение
«Отчего лиса и барсук в норах живут?»
белорусская сказка
«Лисичка и Журавль»
украинская сказка
«Лиса и Журавль»
русская сказка
Все элементы содержат много сходных черт
3. Исторический выбор Александра Невского в пользу подчинения Золотой Орде в рамках системы зависимости русских княжеств от ордынских ханов.
Лобанова Вероника: «Это достаточно сложный вопрос истории Древней Руси, но разрешимый. Сложность заключается в том, что политические отношения достаточно многослойные и путаные. Но, при более внимательном рассмотрении становится понятным, что из двух наиболее страшных угроз (из двух зол) Александр Невский выбрал меньшую – поклонился Золотой Орде , с целью получить ярлык на великое княжение, т.к. ордынцы не посягали на главную общерусскую ценность – христианскую православную веру и территории (их интересовали только богатства Руси), а западные захватчики стремились отнять территории и веру изменить на католическую».
О результатах опытного исследования трудных вопросов истории, изучаемых в 6 классе
1252 год Александр Ярославич Невский в ставке хана Батыя
Вывод:
Таким образом
мы выяснили, какие вопросы называют «трудными вопросами истории Росси» , почему их так называют и где найти их список (ИКС);
опытным путём проверили, что действительно, те 3 вопроса, с которыми мы работали (ИКС «трудные вопросы истории») , являются трудными в изучении, т.к. требуют от ученика более глубокой и тщательной проработки;
пришли к выводу о том, что для этого нужно потратить дополнительное время, провести работу с дополнительными источниками, учиться анализировать тексты, иллюстрации, сравнивать точки зрения, делать выводы, опираясь на факты;
в связи с этим мы подготовили список источников, с которыми работали для учеников, которые будут изучать историю России в 6 классе и готовиться к сдаче экзаменов по истории, чтобы они могли воспользоваться ими. Он, собственно, и стал полезным конечным продуктом деятельности группы.
Источники:
1) Образование древнерусского государства и роль варягов в этом процессе.
http://co-i.ru/drevnerusskoe-gosudarstvo-kievskaya-rus/
http://w.histrf.ru/articles/article/show/drievnierusskoie_gosudarstvo_kiievskaia_rus
https://studfiles.net/preview/4466365/
Источники:
2) Существование древнерусской народности и восприятие наследия Древней Руси как общего фундамента истории России, Украины и Беларуси через анализ особенностей отдельных элементов культуры (алфавит, народный костюм и сказки).
http://www.tale-store.ru/skazki-narodov-mira/45-belorusskie-narodnye-skazki
http://lukoshko.net/storyList/ukrainskie-narodnye-skazki.htm
http://www.world-tales.ru/rusglav.html
http://russian7.ru/post/glavnye-otlichiya-ukrainskogo-yazyka-ot/
http://yarcenter.ru/articles/science/education/drevnerusskaya-narodnost-chto-ob-etom-nuzhno-znat-i-v-chyem-somnevatsya/
https://histrf.ru/biblioteka/book/niet-v-russkoi-istorii-trudnykh-voprosov-chast-2-drievniaia-rus-rossiia-ukraina-bielorussiia
Источники:
3) Исторический выбор Александра Невского в пользу подчинения Золотой Орде в рамках системы зависимости русских княжеств от ордынских ханов.
http://www.a-nevsky.ru/library/shishov-aleksandr-nevskiy9.html
http://www.a-nevsky.ru/library/shishov-aleksandr-nevskiy9.html
https://scisne.net/a-1798
https://studwood.ru/890065/istoriya/politika_aleksandra_nevskogo_otnoshenii_orde
https://histrf.ru/biblioteka/book/niet-v-russkoi-istorii-trudnykh-voprosov-na-samom-dielie-oni-i-iest-ieio-kostiak