Выступление на тему «Трудности первоклассников при обучении грамоте»

2
0
Материал опубликован 7 February 2024

Пояснительная записка к презентации


Трудности первоклассников при обучении грамоте.PPTX / 8.25 Мб

/data/files/a1707267173.pptx (Трудности первоклассников при обучении грамоте.)Здравствуйте, уважаемые коллеги!

2 слайд

Обучение грамоте является важнейшим звеном всей системы работы по русскому языку в первом классе.

Младшие школьники овладевают умениями, навыками и знаниями, которые имеют огромное значение для последующей успешной учебы.

Обучаясь грамоте, младшие школьники приобретают первоначальные навыки правильного чтения и письма, у них формируются мышление и развивается речь.

3 слайд

Педагоги выделяют три основные группы трудностей при обучении грамоте.

Первая группа трудностей связана с недостатками формирования сложных по структуре и по организации двигательных навыков письма.

- нестабильность графических форм (по высоте, ширине, наклону букв и цифр); Эти проявления можно увидеть в прописях детей, которые я продемонстрирую чуть позже.

Это может быть связано с плохо развитой мелкой моторикой, несформированностью графомоторных навыков.

Мелкую моторику развиваем ежедневно-сортируем мелкие предметы, игры со шнуровкой, игры в конструктор, разминаем пластилин, вырезаем и прочее. На занятиях в саду активно используем пальчиковую гимнастику ( не только в логопед-х группах)

Есть огромное количество различных учебных пособий для дошкольников по развитию графомоторных навыков. Можно родителям дать рекомендации заниматься по ним. Достаточно 1 раз/неделю.

-медленный темп письма;

Здесь речь об индивид-х особенностях каждого ребёнка.

Отстающих детей ни в коем случае не торопим, но и не тормозим весь класс, чтобы большинство детей ждали отстающих. Даём детям возможность самостоятельно дописать и затем подключиться к следующей работе. Можно дать детям дописать работу позже. Домой дописывать не даём, чтобы ребёнок самост-но приучался к письму. В саду тоже самое.

-сильный тремор (дрожание руки), проявляющийся в дополнительных штрихах, дрожащих линиях;

При треморе, в первую очередь, нужно исключить психологические причины-стресс, боязнь или различные заболевания. Всё очень индивидуально. Тремор также может быть связан с сильным нажимом на ручку.

-слишком большое напряжение руки при письме (сильное надавливание) либо слишком слабый нажим.

Одна из причин тремора у младших школьников-неправильное положение руки при держании ручки. С 1 уроков мы учим правильно держать ручку, не надавливать на неё слишком сильно.

Используем памятки.

4-7 слайды комментирование.

8 слайд

Огромное количество детей приходят с плохо развитым фонематическим слухом. Не дифференцируют (не различают) на слух схожие по звучанию фонемы. Отсюда имеют огромные трудности на письме и чтении.

Если у детей есть проблемы со звукопроизношением, и в дошкольном возрасте не ведётся коррекция, то будут проблемы при обучении в школе. Идём к логопеду!

9 слайд

У детей также наблюдаются проблемы при ориентировке на листе бумаги. Не в том углу пишут, не знают стороны-право и лево.

Активно развиваем пространственные представления:графические диктанты, различные задания на листе «Что где находится?» (дерево и вокруг него звери)

10 слайд

В конце каждого урока делаем рефлексию. Оцениваем себя, чтобы ребёнок мог правильно оценить свою работу на уроке. (Рыбки, смайлики)

Также не знают:

1) РАЗЛИЧИЕ ГЛАСНЫХ/СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ.

Гласные-тянутся, поются, нет преграды в горле.

2) СТАВИМ УДАРЕНИЕ (поём, зовём в гости)

3) ДЕЛИМ НА СЛОГИ (отхлопываем, «болельщики»)


 

11-15 слайды, 16 слайд

Предварительный просмотр презентации

Трудности первоклассников при обучении грамоте. Выступление учителя начальных классов МБОУ СОШ№2 г.Большой Камень Ляминой М.Е. г. Большой Камень 2023 г.

Основные группы трудностей Основные группы трудностей младших школьников при обучении грамоте.

. Первая группа трудностей связана с недостатками формирования сложных по структуре и по организации двигательных навыков письма : - нестабильность графических форм (по высоте, ширине, наклону букв и цифр); -медленный темп письма; -сильный тремор (дрожание руки), проявляющийся в дополнительных штрихах, дрожащих линиях; -слишком большое напряжение руки при письме (сильное надавливание) либо слишком слабый нажим. -

Способ № 1 Салфетку складываем в несколько раз. Затем просим ребенка зажать её мизинцем и безымянным пальцами, а остальные пальцы выпрямить вверх. После этого остается только взять оставшимися пальцами ручку, и она будет лежать в ладони правильно.

Способ № 2 Если представить, что ручка — это дротик, то обнаружится, что принцип захвата пальцами тут одинаковый. Пробуйте, в таком варианте ребенок с легкостью освоит нужный навык.

Способ № 3 Специальная накладка.

Вторая группа трудностей обусловлена особенностями формирования когнитивного компонента навыков письма и чтения: -замена букв, близких по акустическим или артикуляционным признакам; -трудности понимания слов, сходных по звуковому составу, искажение смысла слов; -неправильное чтение похожих по начертанию букв; -затруднения при слиянии букв в слоги, слогов в слова;

-Несформированность пространственных представлений. -Недостатки в развитии познавательных процессов. Недостаточность развития мыслительной деятельности учеников в целом проявляется в искажениях смысла слов, непонимании переносного смысла слов и фраз, в склонности к дословному пересказу текста, в затруднениях при употреблении заглавной буквы, неумении выделить существенное. Недостатки в развитии памяти могут проявляться в нечетком знании всех букв алфавита, в плохом запоминании прозы и стихотворений, ограниченном словарном запасе.

Третья группа трудностей связана с недостатками в формировании регуляторного компонента навыков письма и чтения. -неумение обнаруживать свои ошибки; -возрастание количества ошибок к концу работы; -выполнение требований учителя не в полном объеме;

Примеры штриховки:

Не умеют штриховать; плохо развита мелкая моторика.

Не развиты/плохо развиты графомоторные навыки. Дети при раскрашивании, штриховке и обводке не могут придерживаться границ и выходят за контур. Большое количество детей не умеют правильно держать ножницы, в связи с чем у них возникают огромные трудности с вырезанием.

Первоклассники плохо знают сказки, путают их содержание. У многих возникают затруднения при составлении рассказа по сюжетным картинкам. Дети мало знают пословиц, нередко не могут объяснить их смысл. «Не стыдно не знать, стыдно не учиться»-объясняют смысл односложно. Например, «там про стыд» и пр.

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации