Выступление на тему «Трудности первоклассников при обучении грамоте»
Трудности первоклассников при обучении грамоте. Выступление учителя начальных классов МБОУ СОШ№2 г.Большой Камень Ляминой М.Е. г. Большой Камень 2023 г.
Основные группы трудностей Основные группы трудностей младших школьников при обучении грамоте.
. Первая группа трудностей связана с недостатками формирования сложных по структуре и по организации двигательных навыков письма : - нестабильность графических форм (по высоте, ширине, наклону букв и цифр); -медленный темп письма; -сильный тремор (дрожание руки), проявляющийся в дополнительных штрихах, дрожащих линиях; -слишком большое напряжение руки при письме (сильное надавливание) либо слишком слабый нажим. -
Способ № 1 Салфетку складываем в несколько раз. Затем просим ребенка зажать её мизинцем и безымянным пальцами, а остальные пальцы выпрямить вверх. После этого остается только взять оставшимися пальцами ручку, и она будет лежать в ладони правильно.
Способ № 2 Если представить, что ручка — это дротик, то обнаружится, что принцип захвата пальцами тут одинаковый. Пробуйте, в таком варианте ребенок с легкостью освоит нужный навык.
Способ № 3 Специальная накладка.
Вторая группа трудностей обусловлена особенностями формирования когнитивного компонента навыков письма и чтения: -замена букв, близких по акустическим или артикуляционным признакам; -трудности понимания слов, сходных по звуковому составу, искажение смысла слов; -неправильное чтение похожих по начертанию букв; -затруднения при слиянии букв в слоги, слогов в слова;
-Несформированность пространственных представлений. -Недостатки в развитии познавательных процессов. Недостаточность развития мыслительной деятельности учеников в целом проявляется в искажениях смысла слов, непонимании переносного смысла слов и фраз, в склонности к дословному пересказу текста, в затруднениях при употреблении заглавной буквы, неумении выделить существенное. Недостатки в развитии памяти могут проявляться в нечетком знании всех букв алфавита, в плохом запоминании прозы и стихотворений, ограниченном словарном запасе.
Третья группа трудностей связана с недостатками в формировании регуляторного компонента навыков письма и чтения. -неумение обнаруживать свои ошибки; -возрастание количества ошибок к концу работы; -выполнение требований учителя не в полном объеме;
Примеры штриховки:
Не умеют штриховать; плохо развита мелкая моторика.
Не развиты/плохо развиты графомоторные навыки. Дети при раскрашивании, штриховке и обводке не могут придерживаться границ и выходят за контур. Большое количество детей не умеют правильно держать ножницы, в связи с чем у них возникают огромные трудности с вырезанием.
Первоклассники плохо знают сказки, путают их содержание. У многих возникают затруднения при составлении рассказа по сюжетным картинкам. Дети мало знают пословиц, нередко не могут объяснить их смысл. «Не стыдно не знать, стыдно не учиться»-объясняют смысл односложно. Например, «там про стыд» и пр.