Доклад «Трудности в обучении детей со статусом ОВЗ. Пути их преодоления»
«В каждом человеке – солнце. Только дайте ему светить»
(Работа с детьми ОВЗ)
В начале 21 века в России наблюдается тенденция роста детей с ограниченными возможностями. Прежде всего, это дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития.
С детьми c ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) я работаю не первый год. Самым главным приоритетом в работе с такими детьми для меня является индивидуальный подход каждому из них, с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка, создание оптимальных психолого - педагогических условий для усвоения (детьми с отклонениями в развитии) соответствующих общеобразовательных программ, создание условий для их социальной адаптации.
Работая, следую правилу: неспособных детей нет, есть нераскрытые дети. А помочь раскрыть школьникам свои таланты, способствовать развитию личностного роста, достигать метапредметных и предметных результатов должны мы, педагоги.
Для себя я выделила следующие задачи педагогического сопровождения:
-выявить интересы, склонности, способности, обучающихся к различным видам деятельности;
-оказать помощь в поисках «себя»;
-создать условия для индивидуального развития ребенка;
-создать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
-расширить рамки общения с социумом;
-создать благоприятную предметно-развивающую среду для социального развития ребенка;
-создать условия для развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру;
-осуществление мониторинга действенности программы сопровождения и выстраивание новой, в случае неэффективности первой программы;
-любовь к ребенку и, как следствие, принятие его как личности, сопереживание, терпение, умение прощать;
-ожидание успеха в решении затруднений ребенка, готовность оказать содействие и прямую помощь при решении затруднений.
-отказ от субъективных оценок и выводов;
-умение быть товарищем, партнером, защитником для ребенка.
Вся работа с детьми ОВЗ мною осуществляется по следующим направлениям:
-Изучение нормативных документов по организации образования детей с ОВЗ.
-Взаимодействие с районной ПМПК.
-Работа с родителями детей с ОВЗ.
-Работа школьного ПМПК.
-Индивидуальная работа с детьми с ОВЗ.
Ученики, имеющие статус ОВЗ, занимаются по составленным мною адаптированным общеобразовательным программам. Для детей, по медицинским показаниям обучающихся на дому, составлено расписание в пределах часов отведенных Письмом Минобрнауки «Об индивидуальном обучении больных детей на дому» по предметам, входящим в учебный план школы.
В план учебно-воспитательной работы включаю и реализую мероприятия по формированию толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья, так как проблема обучения детей с ограниченными возможностями в обычных общеобразовательных школах назрела давно. Веду работу по привлечению детей с ОВЗ к занятиям внеурочной деятельностью, провожу индивидуальные беседы со школьниками, их родителями, приобщаю к творческим делам класса и школы.
При обучении детей с ОВЗ одним из самых важных условий для педагога является понимание того, что эти дети не являются ущербными по сравнению с другими, но, тем не менее, эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, в реализации своих потенциальных возможностей и создании условий для развития. Ключевым моментом этой ситуации является то, что дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество должно понимать, принимать и учитывать.
Мной, как педагогом использоваться следующие методические приемы:
-Поэтапное разъяснение заданий;
-Последовательное выполнение заданий;
-Повторение учащимся инструкции к выполнению задания;
-Обеспечение аудиовизуальными техническими средствами обучения;
-Близость к учащимся во время объяснения задания.
-Перемена видов деятельности:
-Чередование занятий и физминуток;
-Предоставление дополнительного времени для завершения задания;
-Использование листов с упражнениями, которые требуют минимального заполнения;
-Использование упражнений с пропущенными словами, предложениями;
-Дополнение печатных материалов видеоматериалами.
-Индивидуальное оценивание ответов учащихся с ОВЗ:
-Использование индивидуальной шкалы оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями;
-Разрешение переделать задание, с которым он не справился;
-Оценка переделанных работ;
В работе с детьми ОВЗ применяю следующие подходы:
-индивидуальный подход;
-предотвращение наступления утомляемости;
-активизация познавательной деятельности;
-проведение подготовительных занятий;
-обогащение знаниями об окружающем мире;
-коррекция всех видов высших психических функций: памяти, внимания, мышления;
-проявление педагогического такта.
Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в изменении способов подачи информации. Необходимо предоставление особых условий, например, изменение формы выполнения задания или частичное его выполнение.
Для детей с различными формами нарушения здоровья особенно необходимо добиваться развития навыка адекватного восприятия результатов своей деятельности, не вызывая излишней нервозности и тревожности
Крайне важно выработать у ребенка заинтересованность и положительное отношение к учебной деятельности, заданию, предлагаемому учителем. Для этого, особенно впервые годы обучения, широко используются дидактический материал и игровая деятельность. Важным примером правильной организации учебной деятельности ребенка является совместная деятельность с учителем при выполнении задания. В процессе работы с этими детьми целесообразно использовать словесную инструкцию в поэтапном виде и речь (сначала учителя, а затем ребенка) как фактор, организующий учебную деятельность.
Детям следует постоянно помогать включаться в коллектив, в общую работу, давать задания, с которыми они наверняка могут справиться, стимулировать учебную деятельность, поощряя даже самые незначительные успехи.
Трудности у учащихся с ОВЗ проявляются прежде всего там, где требуется аналитико-синтетическая деятельность. Они медленнее овладевают звукобуквенным анализом, навыками грамотного письма. Учащиеся могут заучить правила правописания, но применяют их на практике механически. Формирование связной устной и письменной речи у этих школьников затруднено. Их отличает неумение построить фразу. Восприятие содержания носит у них фрагментарный характер. Это приводит к тому, что ученики даже в общих чертах не усваивают смысла прочитанного.
Повторение - это основа всей учебно-воспитательной работы с детьми с ОВЗ.
Повторение необходимо проводить непрерывно в течение всего учебного года, включая его в процесс изучения нового учебного материала и добиваясь осмысления между пройденным и новым.
Вера в возможности ребенка, любовь к нему, независимо от его проблем, способствует формированию у него позитивного отношения к самому себе и другим людям, обеспечивает чувство уверенности в себе, доверие к окружающим. Сотрудничество педагога, психолога, логопеда в оказании совместной помощи ребенку лежит в основе всей коррекционной работы.
Большой плюс, что такого ребёнка не изолировали в специализированное заведение, а дали возможность быть полноценным членом общества.
Таким образом, получение детьми с ограниченными возможностями здоровья образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.