12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Габдрахманова Фарида Хидиятовна36
0

Трудности в обучении детей со статусом ОВЗ.Пути их преодоления.


«В каждом человеке – солнце. Только дайте ему светить»

(Работа с детьми ОВЗ)

В начале 21 века в России наблюдается тенденция роста детей с ограниченными возможностями. Прежде всего, это дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития.

С детьми c ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) я работаю не первый год. Самым главным приоритетом в работе с такими детьми для меня является индивидуальный подход каждому из них, с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка, создание оптимальных психолого - педагогических условий для усвоения (детьми с отклонениями в развитии) соответствующих общеобразовательных программ, создание условий для их социальной адаптации.

Работая, следую правилу: неспособных детей нет, есть нераскрытые дети. А помочь раскрыть школьникам свои таланты, способствовать развитию личностного роста, достигать метапредметных и предметных результатов должны мы, педагоги.

Для себя я выделила следующие задачи педагогического сопровождения:

-выявить интересы, склонности, способности, обучающихся к различным видам деятельности;

-оказать помощь в поисках «себя»;

-создать условия для индивидуального развития ребенка;

-создать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;

-расширить рамки общения с социумом;

-создать благоприятную предметно-развивающую среду для социального развития ребенка;

-создать условия для развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру;

-осуществление мониторинга действенности программы сопровождения и выстраивание новой, в случае неэффективности первой программы;

-любовь к ребенку и, как следствие, принятие его как личности, сопереживание, терпение, умение прощать;

-ожидание успеха в решении затруднений ребенка, готовность оказать содействие и прямую помощь при решении затруднений.

-отказ от субъективных оценок и выводов;

-умение быть товарищем, партнером, защитником для ребенка.

Вся работа с детьми ОВЗ мною осуществляется по следующим направлениям:

-Изучение нормативных документов по организации образования детей с ОВЗ.

-Взаимодействие с районной ПМПК.

-Работа с родителями детей с ОВЗ.

-Работа школьного ПМПК.

-Индивидуальная работа с детьми с ОВЗ.

Ученики, имеющие статус ОВЗ, занимаются по составленным мною адаптированным общеобразовательным программам. Для детей, по медицинским показаниям обучающихся на дому, составлено расписание в пределах часов отведенных Письмом Минобрнауки «Об индивидуальном обучении больных детей на дому» по предметам, входящим в учебный план школы.

В план учебно-воспитательной работы включаю и реализую мероприятия по формированию толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья, так как проблема обучения детей с ограниченными возможностями в обычных общеобразовательных школах назрела давно. Веду работу по привлечению детей с ОВЗ к занятиям внеурочной деятельностью, провожу индивидуальные беседы со школьниками, их родителями, приобщаю к творческим делам класса и школы.

При обучении детей с ОВЗ одним из самых важных условий для педагога является понимание того, что эти дети не являются ущербными по сравнению с другими, но, тем не менее, эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, в реализации своих потенциальных возможностей и создании условий для развития. Ключевым моментом этой ситуации является то, что дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество должно понимать, принимать и учитывать.

Мной, как педагогом использоваться следующие методические приемы:

-Поэтапное разъяснение заданий;

-Последовательное выполнение заданий;

-Повторение учащимся инструкции к выполнению задания;

-Обеспечение аудиовизуальными техническими средствами обучения;

-Близость к учащимся во время объяснения задания.

-Перемена видов деятельности:

-Чередование занятий и физминуток;

-Предоставление дополнительного времени для завершения задания;

-Использование листов с упражнениями, которые требуют минимального заполнения;

-Использование упражнений с пропущенными словами, предложениями;

-Дополнение печатных материалов видеоматериалами.

-Индивидуальное оценивание ответов учащихся с ОВЗ:

-Использование индивидуальной шкалы оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями;

-Разрешение переделать задание, с которым он не справился;

-Оценка переделанных работ;

В работе с детьми ОВЗ применяю следующие подходы:

-индивидуальный подход;

-предотвращение наступления утомляемости;

-активизация познавательной деятельности;

-проведение подготовительных занятий;

-обогащение знаниями об окружающем мире;

-коррекция всех видов высших психических функций: памяти, внимания, мышления;

-проявление педагогического такта.

Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в изменении способов подачи информации. Необходимо предоставление особых условий, например, изменение формы выполнения задания или частичное его выполнение.

Для детей с различными формами нарушения здоровья особенно необходимо добиваться развития навыка адекватного восприятия результатов своей деятельности, не вызывая излишней нервозности и тревожности

Крайне важно выработать у ребенка заинтересованность и положительное отношение к учебной деятельности, заданию, предлагаемому учителем. Для этого, особенно впервые годы обучения, широко используются дидактический материал и игровая деятельность. Важным примером правильной организации учебной деятельности ребенка является совместная деятельность с учителем при выполнении задания. В процессе работы с этими детьми целесообразно использовать словесную инструкцию в поэтапном виде и речь (сначала учителя, а затем ребенка) как фактор, организующий учебную деятельность.

Детям следует постоянно помогать включаться в коллектив, в общую работу, давать задания, с которыми они наверняка могут справиться, стимулировать учебную деятельность, поощряя даже самые незначительные успехи.

Трудности у учащихся с ОВЗ проявляются прежде всего там, где требуется аналитико-синтетическая деятельность. Они медленнее овладевают звукобуквенным анализом, навыками грамотного письма. Учащиеся могут заучить правила правописания, но применяют их на практике механически. Формирование связной устной и письменной речи у этих школьников затруднено. Их отличает неумение построить фразу. Восприятие содержания носит у них фрагментарный характер. Это приводит к тому, что ученики даже в общих чертах не усваивают смысла прочитанного.

Повторение - это основа всей учебно-воспитательной работы с детьми с ОВЗ.

Повторение необходимо проводить непрерывно в течение всего учебного года, включая его в процесс изучения нового учебного материала и добиваясь осмысления между пройденным и новым.

Вера в возможности ребенка, любовь к нему, независимо от его проблем, способствует формированию у него позитивного отношения к самому себе и другим людям, обеспечивает чувство уверенности в себе, доверие к окружающим. Сотрудничество педагога, психолога, логопеда в оказании совместной помощи ребенку лежит в основе всей коррекционной работы.

Большой плюс, что такого ребёнка не изолировали в специализированное заведение, а дали возможность быть полноценным членом общества.

Таким образом, получение детьми с ограниченными возможностями здоровья образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.