Статья «Проблемы адаптации учащихся пятых классов и пути преодоления трудностей»

8
0
Материал опубликован 27 November 2016 в группе
Практически любой учитель подтвердит, что начало пятого класса – сложный период, и только для ребенка, но и для учителей, и для родителей. Проблем много, и они не ограничиваются рамками учебного процесса, но связаны и с организацией жизни в школе в целом. И хотя каждая школа – сложный и своеобразный «организм», но многие трудности, переживаемые учениками в этот период, похожи. Так, в большинстве случаев сами пятиклассники указывают, что в школе стало сложнее, потому что:

непривычное расписание (новый режим);

очень много разных учителей (их надо запомнить, привыкнуть к требованиям каждого);

много новых кабинетов;

новое здание средней школы;

новые дети в классе (или я сам новенький);

новый классный руководитель.

Успешность адаптации младшего подростка зависит не только от интеллектуальной готовности, но от того, насколько он хорошо умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях.

Среди трудностей школьной жизни пятиклассников в родительских анкетах были указаны:

возросший объем работы, как на уроке, так и дома;

новые, непривычные требования к оформлению работ;

возросший темп работы: дети, не умеющие быстро писать, не успевают конспектировать;

необходимость самостоятельно находить дополнительную литературу и работать с ней.

В ходе наблюдений за пятиклассниками на уроках и переменах, мною были замечены следующие проблемы:

не умеют применять правила, хотя знают формулировку;

с трудом решают математические задачи;

в письменных работах пропускают буквы;

плохо владеют умением пересказа;

неусидчивы во время занятий, индивидуальной работы;

невнимательны и рассеяны;

не умеют работать самостоятельно;

некоторые учащиеся с трудом понимают объяснения учителя;

постоянно и что – то и где – то забывают;

плохо ориентируются в пространстве (в том числе и в своей тетради);

испытывают страх перед уроками, учителями, ситуациями проверки знаний;

часто меняют приятелей, ни с кем не дружат подолгу;

бывают одиноки.

У учащихся пятого класса перестраивается характер учебной деятельности, то увеличиваются количество учебных предметов, вместо одного учителя с классом работают 9 – 10 учителей, у которых свои требования, разный стиль ведения урока, разное отношение к учащимся. Каждый учитель по – своему реагирует на происходящее в классе и предъявляет ученикам определенные требования. Например, для одного шум во время урока может быть естественным фоном для его объяснений, а другой строго наказывает за малейшее отвлечение. Детям нужно время, чтобы привыкнуть и научиться вести себя в соответствии с требованиями.

Следует помнить, что и учитель должен привыкнуть к классу, настроиться на работу с ними. Многие учителя, которые берут пятый класс, до этого работали с выпускниками – взрослыми, самостоятельными учениками, а теперь также вынуждены привыкать к тому, что их подопечные нуждаются в дополнительном контроле, напоминаниях. Они могут рассуждать о серьезных вещах и терять одежду, учебники, забывать в каком кабинете следующий урок и как зовут их учителя.

Период адаптации к новым правилам и требованиям может занимать у ребенка от одного месяца до целого года. В это время и может наблюдаться некоторый спад успеваемости, так как дети скорее заняты изучением формы, нежели содержания учебной деятельности.

Кроме, рассмотренных, влияющих на качество успеваемости в пятом классе, существуют и другие, характерные не только для этого возраста.

 

Причины неуспеваемости:

 

1)Физиологические изменения

2)Неуверенность в себе

3) Личные проблемы

4) Отсутствие способностей

5) Отсутствие интереса

 

Физиологические изменения. Переход в среднюю школу может совпадать с началом физиологических изменений в организме ребенка. Ребенок начинает расти, становится плаксивым, все время хочет спать. Следствие этих явлений являются растерянность, ослабление памяти и внимания.

Неуверенность в себе. Сформировавшись однажды, неуверенность в себе, в своих способностях «переходит» с ребенком из класса в класс. Ребенок как бы заранее считает, что у него ничего не выйдет, и даже не решается пробовать. Причиной такой неуверенности в себе могут быть повышенная тревожность, давление со стороны близких, излишняя требовательность, боязнь не оправдать ожиданий. Ребенок начинает критически относиться к себе и своим успехам, своей внешности и способностям чего – либо достичь. У многих подростков наблюдается резкое падение самооценки.

Личные проблемы. Резкое ухудшение качества обучение качества обучения может быть связано с личными проблемами ребенка: поссорился с другом, влюбился, проблемы в семье и т.д. Знание того, что тревожит ребенка, поможет с терпением и пониманием отнестись к его неуспеваемости.

Отсутствие способностей. Скорее речь идет об отсутствии у ребенка, каких – то выдающихся способностей, на что надеются родители. Но в пятом классе появляются новые предметы, и у ребенка есть возможность проявить себя в совершенно новых сферах.

Отсутствие интереса. Причины могут быть разными: постоянные неудачи, плохие отношения с учителем или сверстниками, личные проблемы.

У учащихся пятых классов была проведена анкета «Как вы относитесь к учебе по отдельным предметам?», которая помогла увидеть уровень сформированности интереса учащихся к учебной деятельности, выявить предметы, вызывающие наибольший интерес и предметы, менее любимые учащимися.

У детей 5 «а» класса :

наибольший интерес среди школьных предметов, по мнению учащихся, являются физкультура (83%), математика (72%), информатика (61%)и трудовое обучение (61%).

средние показатели имеют – русский язык , история.

менее интересны учащимся: калмыцкий язык, русская словесность.

У детей 5 «б» класса:

наибольший интерес среди школьных предметов, по мнению учащихся, являются трудовое обучение (70%), русский язык (70%,)физкультура (58%);

средние показатели имеют – математика, английский язык, история;

менее интересны учащимся: русская словесность, природоведение, калмыцкий язык, музыка.

Известно, что высокий уровень учебной мотивации во многом зависит от сформированности познавательных интересов и положительного эмоционального настроя.

С целью определения доминирующих эмоциональных состояний у пятиклассников была использована методика С.В. Левченко «Мои чувства в школе», которая позволяет выделить превалирующие чувства в школе, определить индивидуальный характер переживаний и общий «эмоциональный портрет» класса.

Рейтинг «Мои чувства в школе».

Я испытываю в школе

5 «а»

Радость

77 %

Желание приходить сюда

72 %

Уверенность в себе

66 %

Усталость

61 %

Благодарность

55 %

Спокойствие

50 %

Беспокойство

44 %

Обиду

33 %

Раздражение

33 %

Скуку

33 %

Симпатию к учителям

27 %

Сомнение

22 %

Страх

22 %

Неудовлетворенность собой

22 %

Тревогу за будущее

16 %

Чувство унижения.

11 %

Я испытываю в школе

5 «б»

Радость

94 %

Уверенность в себе

76 %

Усталость

76 %

Симпатию к учителям

70 %

Желание приходить сюда

67 %

Спокойствие

67 %

Благодарность

58 %

Страх

41 %

Раздражение

41 %

Тревогу за будущее

35 %

Беспокойство

29 %

Сомнение

17 %

Обиду

17 %

Чувства унижения

17 %

Скуку

11 %

Неудовлетворенность собой

11 %

Выводы: данное исследование позволило увидеть, что преобладающие чувства у пятиклассников: радость, желание приходить сюда, уверенность в себе, усталость, благодарность, спокойствие, симпатию к учителям. По результатам методики можно сделать вывод, что у детей превалируют в основном позитивные чувства в школе. Что является нормой для переходного возраста.

  По данным психологов ситуация адаптации вызывает у многих пятиклассников повышенную тревожность, как школьную, так и личностную, а зачастую появление страхов. Например, усиливается страх не соответствовать окружающим, который в этом возрасте, как правило, сильнее, чем страх самовыражения. Для ребенка младшего подросткового возраста чрезвычайно важно мнение других людей о нем и о его поступках, особенно мнение одноклассников и учителей. Постоянный страх не соответствовать ожиданиям окружающих приводит к тому, что способный ребенок не проявляет в должной мере свои возможности.

Трудности и страхи в отношениях с учителями испытывают от трети до половины всего числа пятиклассников.

Для изучения уровня тревожности был проведен тест «Школьная тревожность» Филлипса. Целью данного исследования явилось изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у пятиклассников.

Данное микроисследование помогло выявить факторы тревожности и показало следующие результаты:

Факторы тревожности

Результаты:

1. Общая тревожность в школе – общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.

51%

64%

2. Переживание социального стресса – эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего со сверстниками).

43%

47%

3.Фрустрация потребности в достижении успеха – неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т.д.

51%

44%

4. Страх самовыражения – негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.

48%

55%

5. Страх ситуации проверки знаний – негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно - публичной) знаний, достижений, возможностей.

67%

73%

6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих – ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков и мыслей, тревога по поводу оценок.

63%

56%

7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу – особенности психофизиологической организации, снижающее приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.

43%

43%

8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями – общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.

63%

52%

Выводы: из всех факторов тревожности высокие показатели имеют: страх ситуации проверки знаний; страх не соответствовать ожиданиям окружающих; проблемы и страхи в отношениях с учителями. Данные факторы тревожности снижают успешность обучения школьников и влияют на их эмоциональное состояние.

Процесс адаптации в этом возрасте может оказаться весьма непростым, и соучастие педагогов просто необходимо. Оно, на наш взгляд может быть разным. Нередко учителя склонны рассматривать тревожность скорее как позитивную особенность, обеспечивающую повышение восприимчивости и чувства ответственности ребенка. Однако если легкое волнение перед выполнением задания или ответом у доски способствуют мобилизации ребенка, то сильная тревога, наоборот, приводит к ухудшению результатов работы или отказу от выполнения задания и отрицательно влияют на успеваемость. Поэтому очень важно в этот период проводить профилактические работы с детьми. Следует выработать четкие, последовательные и устойчивые требования, объяснить ребятам, почему они необходимы, согласовать требования учителей – предметников.

Особое внимание нужно уделять формированию правильного отношения детей к ошибкам. Умения использовать их для лучшего понимания материала. Как уже отмечалось, именно «ориентированность на ошибку», которая нередко подкрепляется неправильным отношениям взрослых к ошибкам как к недопустимому наказуемому явлению, - одна из основных форм школьной тревожности. Помощь педагогов детям должна быть направлена на укрепление их уверенности в себе, выработку собственных критериев успешности, умения вести себя в трудных ситуациях, ситуациях неуспеха. Необходимо помочь детям выработать индивидуальные модели поведения в значимых, оцениваемых ситуациях. Если есть возможность, следует подготовить детей к новым ситуациям, обсудить возможные трудности. Обучить конструктивным способам поведения в них.

Можно облегчить участь пятиклассников некоторыми чисто организационными мерами.

Меры, облегчающие знакомство детей друг с другом и учителей с детьми:

Классному руководителю следует встретиться с «новенькими» до первого сентября.

Дети не знают имена новых учеников – на первой неделе классному руководителю надо познакомить класс в неформальной обстановке. Можно организовать совместную деятельность.

Дети не знают имен учителей – на протяжении первой четверти, приходя на урок, учить может надевать визитку, на которой крупными буквами написано его имя и отчество.

Чтобы знакомство прошло быстрее (если классы формировались) заново, а учителя быстрее запоминали имена детей, можно сделать визитки с именами для всех учеников.

Меры, способствующие организации работы в классе:

Учителям, которые принимают пятый класс после выпускного, следует провести подготовительную работу («переключиться», т.е. настроиться на возрастные особенности пятиклассников. Вспомнить методы работы с ними).

Всем учителям, работающим с классом, следует прийти на первое родительское собрание, чтобы ознакомить родителей с программой и требованиями по предмету.

Рекомендуется в течение первого месяца учебы проверять готовность ребенка к уроку: наличие учебных пособий, тетрадей и т.п. Это поможет выработать у детей навыки подготовки к урокам.

Учителям – предметникам следует согласовать свою работу, равномерно распределяя учебную нагрузку по разным предметам; в первую очередь это относится к домашним заданиям.

Меры, способствующие снижению тревожности у детей.

В течение первой недели учебного года можно провести экскурсию по школе, показать детям расположение новых для них кабинетов и других помещений.

Классный руководитель должен составить список правил для дежурных и ознакомить с ними всех учеников.

Категорически запрещается задерживать детей после звонка на перемену.

Необходимо согласовать требования разных учителей и по возможности выработать единые требования, например:

а) обязательные дисциплинарные требования (правила);

б) организация учебного процесса;

в) отношения между детьми; между учителем и ребенком.

Можно провести с детьми беседу о том, для чего нужен дневник – для записи домашнего задания и (или) выставления оценок? Обязательно надо рассказывать детям о требованиях к ведению дневника, о том, кто ставит оценки в дневник – классный руководитель или учитель – предметник.

Желательно обеспечить каждого ребенка информацией о телефонах и днях рождений одноклассников, именах и отчествах их родителей.

Можно подготовить и провести в первые дни учебного года специальные мероприятия (тренинг групповой сплоченности, тематические классные часы и т.п.), снимающие основные проблемы общения детей внутри класса.

Желательно участие всех педагогов в налаживании отношений между старшеклассниками.

Педагог- психолог: Дорджиева К.С.

Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации