Статья «Проблемы адаптации учащихся пятых классов и пути преодоления трудностей»
непривычное расписание (новый режим);
очень много разных учителей (их надо запомнить, привыкнуть к требованиям каждого);
много новых кабинетов;
новое здание средней школы;
новые дети в классе (или я сам новенький);
новый классный руководитель.
Успешность адаптации младшего подростка зависит не только от интеллектуальной готовности, но от того, насколько он хорошо умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях.
Среди трудностей школьной жизни пятиклассников в родительских анкетах были указаны:
возросший объем работы, как на уроке, так и дома;
новые, непривычные требования к оформлению работ;
возросший темп работы: дети, не умеющие быстро писать, не успевают конспектировать;
необходимость самостоятельно находить дополнительную литературу и работать с ней.
В ходе наблюдений за пятиклассниками на уроках и переменах, мною были замечены следующие проблемы:
не умеют применять правила, хотя знают формулировку;
с трудом решают математические задачи;
в письменных работах пропускают буквы;
плохо владеют умением пересказа;
неусидчивы во время занятий, индивидуальной работы;
невнимательны и рассеяны;
не умеют работать самостоятельно;
некоторые учащиеся с трудом понимают объяснения учителя;
постоянно и что – то и где – то забывают;
плохо ориентируются в пространстве (в том числе и в своей тетради);
испытывают страх перед уроками, учителями, ситуациями проверки знаний;
часто меняют приятелей, ни с кем не дружат подолгу;
бывают одиноки.
У учащихся пятого класса перестраивается характер учебной деятельности, то увеличиваются количество учебных предметов, вместо одного учителя с классом работают 9 – 10 учителей, у которых свои требования, разный стиль ведения урока, разное отношение к учащимся. Каждый учитель по – своему реагирует на происходящее в классе и предъявляет ученикам определенные требования. Например, для одного шум во время урока может быть естественным фоном для его объяснений, а другой строго наказывает за малейшее отвлечение. Детям нужно время, чтобы привыкнуть и научиться вести себя в соответствии с требованиями.
Следует помнить, что и учитель должен привыкнуть к классу, настроиться на работу с ними. Многие учителя, которые берут пятый класс, до этого работали с выпускниками – взрослыми, самостоятельными учениками, а теперь также вынуждены привыкать к тому, что их подопечные нуждаются в дополнительном контроле, напоминаниях. Они могут рассуждать о серьезных вещах и терять одежду, учебники, забывать в каком кабинете следующий урок и как зовут их учителя.
Период адаптации к новым правилам и требованиям может занимать у ребенка от одного месяца до целого года. В это время и может наблюдаться некоторый спад успеваемости, так как дети скорее заняты изучением формы, нежели содержания учебной деятельности.
Кроме, рассмотренных, влияющих на качество успеваемости в пятом классе, существуют и другие, характерные не только для этого возраста.
Причины неуспеваемости:
1)Физиологические изменения
2)Неуверенность в себе
3) Личные проблемы
4) Отсутствие способностей
5) Отсутствие интереса
Физиологические изменения. Переход в среднюю школу может совпадать с началом физиологических изменений в организме ребенка. Ребенок начинает расти, становится плаксивым, все время хочет спать. Следствие этих явлений являются растерянность, ослабление памяти и внимания.
Неуверенность в себе. Сформировавшись однажды, неуверенность в себе, в своих способностях «переходит» с ребенком из класса в класс. Ребенок как бы заранее считает, что у него ничего не выйдет, и даже не решается пробовать. Причиной такой неуверенности в себе могут быть повышенная тревожность, давление со стороны близких, излишняя требовательность, боязнь не оправдать ожиданий. Ребенок начинает критически относиться к себе и своим успехам, своей внешности и способностям чего – либо достичь. У многих подростков наблюдается резкое падение самооценки.
Личные проблемы. Резкое ухудшение качества обучение качества обучения может быть связано с личными проблемами ребенка: поссорился с другом, влюбился, проблемы в семье и т.д. Знание того, что тревожит ребенка, поможет с терпением и пониманием отнестись к его неуспеваемости.
Отсутствие способностей. Скорее речь идет об отсутствии у ребенка, каких – то выдающихся способностей, на что надеются родители. Но в пятом классе появляются новые предметы, и у ребенка есть возможность проявить себя в совершенно новых сферах.
Отсутствие интереса. Причины могут быть разными: постоянные неудачи, плохие отношения с учителем или сверстниками, личные проблемы.
У учащихся пятых классов была проведена анкета «Как вы относитесь к учебе по отдельным предметам?», которая помогла увидеть уровень сформированности интереса учащихся к учебной деятельности, выявить предметы, вызывающие наибольший интерес и предметы, менее любимые учащимися.
У детей 5 «а» класса :
наибольший интерес среди школьных предметов, по мнению учащихся, являются физкультура (83%), математика (72%), информатика (61%)и трудовое обучение (61%).
средние показатели имеют – русский язык , история.
менее интересны учащимся: калмыцкий язык, русская словесность.
У детей 5 «б» класса:
наибольший интерес среди школьных предметов, по мнению учащихся, являются трудовое обучение (70%), русский язык (70%,)физкультура (58%);
средние показатели имеют – математика, английский язык, история;
менее интересны учащимся: русская словесность, природоведение, калмыцкий язык, музыка.
Известно, что высокий уровень учебной мотивации во многом зависит от сформированности познавательных интересов и положительного эмоционального настроя.
С целью определения доминирующих эмоциональных состояний у пятиклассников была использована методика С.В. Левченко «Мои чувства в школе», которая позволяет выделить превалирующие чувства в школе, определить индивидуальный характер переживаний и общий «эмоциональный портрет» класса.
Рейтинг «Мои чувства в школе».
Я испытываю в школе |
5 «а» |
Радость |
77 % |
Желание приходить сюда |
72 % |
Уверенность в себе |
66 % |
Усталость |
61 % |
Благодарность |
55 % |
Спокойствие |
50 % |
Беспокойство |
44 % |
Обиду |
33 % |
Раздражение |
33 % |
Скуку |
33 % |
Симпатию к учителям |
27 % |
Сомнение |
22 % |
Страх |
22 % |
Неудовлетворенность собой |
22 % |
Тревогу за будущее |
16 % |
Чувство унижения. |
11 % |
Я испытываю в школе |
5 «б» |
Радость |
94 % |
Уверенность в себе |
76 % |
Усталость |
76 % |
Симпатию к учителям |
70 % |
Желание приходить сюда |
67 % |
Спокойствие |
67 % |
Благодарность |
58 % |
Страх |
41 % |
Раздражение |
41 % |
Тревогу за будущее |
35 % |
Беспокойство |
29 % |
Сомнение |
17 % |
Обиду |
17 % |
Чувства унижения |
17 % |
Скуку |
11 % |
Неудовлетворенность собой |
11 % |
Выводы: данное исследование позволило увидеть, что преобладающие чувства у пятиклассников: радость, желание приходить сюда, уверенность в себе, усталость, благодарность, спокойствие, симпатию к учителям. По результатам методики можно сделать вывод, что у детей превалируют в основном позитивные чувства в школе. Что является нормой для переходного возраста.
По данным психологов ситуация адаптации вызывает у многих пятиклассников повышенную тревожность, как школьную, так и личностную, а зачастую появление страхов. Например, усиливается страх не соответствовать окружающим, который в этом возрасте, как правило, сильнее, чем страх самовыражения. Для ребенка младшего подросткового возраста чрезвычайно важно мнение других людей о нем и о его поступках, особенно мнение одноклассников и учителей. Постоянный страх не соответствовать ожиданиям окружающих приводит к тому, что способный ребенок не проявляет в должной мере свои возможности.
Трудности и страхи в отношениях с учителями испытывают от трети до половины всего числа пятиклассников.
Для изучения уровня тревожности был проведен тест «Школьная тревожность» Филлипса. Целью данного исследования явилось изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у пятиклассников.
Данное микроисследование помогло выявить факторы тревожности и показало следующие результаты:
Факторы тревожности |
Результаты: |
|
1. Общая тревожность в школе – общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы. |
51% |
64% |
2. Переживание социального стресса – эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего со сверстниками). |
43% |
47% |
3.Фрустрация потребности в достижении успеха – неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т.д. |
51% |
44% |
4. Страх самовыражения – негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей. |
48% |
55% |
5. Страх ситуации проверки знаний – негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно - публичной) знаний, достижений, возможностей. |
67% |
73% |
6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих – ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков и мыслей, тревога по поводу оценок. |
63% |
56% |
7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу – особенности психофизиологической организации, снижающее приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды. |
43% |
43% |
8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями – общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка. |
63% |
52% |
Выводы: из всех факторов тревожности высокие показатели имеют: страх ситуации проверки знаний; страх не соответствовать ожиданиям окружающих; проблемы и страхи в отношениях с учителями. Данные факторы тревожности снижают успешность обучения школьников и влияют на их эмоциональное состояние.
Процесс адаптации в этом возрасте может оказаться весьма непростым, и соучастие педагогов просто необходимо. Оно, на наш взгляд может быть разным. Нередко учителя склонны рассматривать тревожность скорее как позитивную особенность, обеспечивающую повышение восприимчивости и чувства ответственности ребенка. Однако если легкое волнение перед выполнением задания или ответом у доски способствуют мобилизации ребенка, то сильная тревога, наоборот, приводит к ухудшению результатов работы или отказу от выполнения задания и отрицательно влияют на успеваемость. Поэтому очень важно в этот период проводить профилактические работы с детьми. Следует выработать четкие, последовательные и устойчивые требования, объяснить ребятам, почему они необходимы, согласовать требования учителей – предметников.
Особое внимание нужно уделять формированию правильного отношения детей к ошибкам. Умения использовать их для лучшего понимания материала. Как уже отмечалось, именно «ориентированность на ошибку», которая нередко подкрепляется неправильным отношениям взрослых к ошибкам как к недопустимому наказуемому явлению, - одна из основных форм школьной тревожности. Помощь педагогов детям должна быть направлена на укрепление их уверенности в себе, выработку собственных критериев успешности, умения вести себя в трудных ситуациях, ситуациях неуспеха. Необходимо помочь детям выработать индивидуальные модели поведения в значимых, оцениваемых ситуациях. Если есть возможность, следует подготовить детей к новым ситуациям, обсудить возможные трудности. Обучить конструктивным способам поведения в них.
Можно облегчить участь пятиклассников некоторыми чисто организационными мерами.
Меры, облегчающие знакомство детей друг с другом и учителей с детьми:
Классному руководителю следует встретиться с «новенькими» до первого сентября.
Дети не знают имена новых учеников – на первой неделе классному руководителю надо познакомить класс в неформальной обстановке. Можно организовать совместную деятельность.
Дети не знают имен учителей – на протяжении первой четверти, приходя на урок, учить может надевать визитку, на которой крупными буквами написано его имя и отчество.
Чтобы знакомство прошло быстрее (если классы формировались) заново, а учителя быстрее запоминали имена детей, можно сделать визитки с именами для всех учеников.
Меры, способствующие организации работы в классе:
Учителям, которые принимают пятый класс после выпускного, следует провести подготовительную работу («переключиться», т.е. настроиться на возрастные особенности пятиклассников. Вспомнить методы работы с ними).
Всем учителям, работающим с классом, следует прийти на первое родительское собрание, чтобы ознакомить родителей с программой и требованиями по предмету.
Рекомендуется в течение первого месяца учебы проверять готовность ребенка к уроку: наличие учебных пособий, тетрадей и т.п. Это поможет выработать у детей навыки подготовки к урокам.
Учителям – предметникам следует согласовать свою работу, равномерно распределяя учебную нагрузку по разным предметам; в первую очередь это относится к домашним заданиям.
Меры, способствующие снижению тревожности у детей.
В течение первой недели учебного года можно провести экскурсию по школе, показать детям расположение новых для них кабинетов и других помещений.
Классный руководитель должен составить список правил для дежурных и ознакомить с ними всех учеников.
Категорически запрещается задерживать детей после звонка на перемену.
Необходимо согласовать требования разных учителей и по возможности выработать единые требования, например:
а) обязательные дисциплинарные требования (правила);
б) организация учебного процесса;
в) отношения между детьми; между учителем и ребенком.
Можно провести с детьми беседу о том, для чего нужен дневник – для записи домашнего задания и (или) выставления оценок? Обязательно надо рассказывать детям о требованиях к ведению дневника, о том, кто ставит оценки в дневник – классный руководитель или учитель – предметник.
Желательно обеспечить каждого ребенка информацией о телефонах и днях рождений одноклассников, именах и отчествах их родителей.
Можно подготовить и провести в первые дни учебного года специальные мероприятия (тренинг групповой сплоченности, тематические классные часы и т.п.), снимающие основные проблемы общения детей внутри класса.
Желательно участие всех педагогов в налаживании отношений между старшеклассниками.
Педагог- психолог: Дорджиева К.С.