Проектно-исследовательская работа «Трудности при обучении учащихся письменной речи и пути их преодоления на уроках английского языка»
Каримова Румия Фяридовна
Учитель английского языка
МБОО- Старокулаткинская СОШ №1
проектно-иследовательская работа
Трудности при обучении учащихся письменной речи и пути их преодоления на уроках английского языка
План:
Цели проекта
Письмо. Письменная часть
Трудности обучения письменной речи
Упражнения для обучения контролируемому письму
Заключение
Список литературы
Цель данной работы можно определить основные пути преодоления грамматических трудностях, которые может применить в современный учитель на уроках английского языка. Исходя из этого, можно поставить следующие задачи:
-рассмотреть основные теоретические положения обучения грамматических навыков английского языка
-выявить эффективные средства формирования грамматических навыков у школьников
Сегодня процесс обучения направлен в первую очередь на практическое владение иностранным языком. Поэтому обучение письму как средству общения имеет огромное значение для подготовки школьников. Практическая значимость письменной речи очень актуальна в свете современных средств коммуникации. Электронная почта, Интернет, видео -, веб-конференции и т. д. создают условия для общения.
Письменная речь как вид общения достаточно трудна, так как отсутствие интонации и непосредственно воспринимаемого невербального поведения надо последовательно и понятно восполнить использованием образных выражений, умелым подбором типов предложений, знаками препинания для передачи мыслей и эмоций. Для письменной формы общения характерны: специфический выбор речевых средств; большая, чем в устной речи структурная сложность; полнота и развернутость высказывания, поскольку отсутствует постоянная обратная связь с собеседником; иной способ, по сравнению с устной речью, оформления и планирования письменного сообщения.
Распространенные трудности, возникающие у учащихся в обучении письму на английском языке: трудность описывать различные факты, явления, события и впечатления; уметь выразить свое мнение по конкретному вопросу; делать учебные записи, составлять письменные опоры и планы для устных высказываний.
Письмо – это технический компонент письменной речи. Письменная речь – это продуктивный вид речевой деятельности, который выражается в кодировании определённого содержания графическими знаками.
Стоит обратить внимание на то, что если устная речь предусматривает постоянную стимуляцию и контроль со стороны слушателя, то эти моменты при письменной речи отсутствуют. Кроме того, если при устном общении говорящий может воспользоваться рядом вспомогательных средств (жесты, мимика, интонация), то при использовании письменной речи таких возможностей не существует.
Изучив данные психологов по усвоению материала различными способами, которые приведены ниже, можно еще раз убедиться в важной роли обучения навыкам письма и письменной речи.
Итак, психологи выяснили, что услышанный материал усваивается на 10%, увиденный на 20%, услышанный и увиденный на 30%, записанный на 50%, при проговаривании на 70%, при обучении товарища на 90%.
Лингвистическим компонентом содержания обучения письму и письменной речи являются языковые знания, графическая и орфографическая система языка. Психологическим компонентом содержания обучения письменной речи является умение использовать полученные знания и умения на практике, т.е. графические и орфографические навыки, реализуемые при выполнении письменных заданий.
Методологический компонент предполагает овладение учащимися приемами и способами выполнения письменных заданий, способствующих более легкому и плодотворному усвоению графики, орфографии, т.д.
Трудности обучения письменной речи:
- нет возможности выразительно интонировать свою речь
- процесс обучения письменной речи постоянно осложняется расхождениями между звуковым и графическим образом выражения мысли
- письменное произведение требует особого грамматического и синтаксического оформления
Кроме того учащиеся сталкиваются со следующими трудностями:
-несоответствие в языках букв и звуков. Во многих случаях количество звуков слове меньше, чем количество букв/графем
- ограниченный словарный запас
- отсутствие идей или способов их выражения
- недостаточная мотивация или отсутствие ее
В настоящее время согласно требованиям ФГОС, в области письма и письменной речи у обучающихся должны быть сформированы следующие умения и навыки:
- делать выписки из текста
- составлять и записывать план, прочитанного или услышанного
- написать короткое поздравление, выразить пожелание
- написать личное письмо
- написать эссе, сочинение
- заполнять анкеты и формуляры
- описывать различные факты, явления, события и впечатления
- выразить свое мнение по интересующему вопросу
- делать учебные записи, тезисы, конспекты
- составлять письменные опоры для устных высказываний (докладов, рефератов)
Выделяют следующие принципы обучения письму и письменной речи:
1. Принцип устного опережения (произносить сначала).
2. Принцип учета правил орфографии изучаемого языка.
3. Принцип сопоставления с родным языком – нацелен на перенос общих графических элементов.
4. Сочетания правил и большого количества тренировочных упражнений.
5. Принцип поэтапности формирования навыков письма.
Говоря об этапах обучения письму и письменной речи, следует выделить следующие:
1. Обучение графики;
2. Обучение орфографии;
На данный момент выделены следующие упражнения для обучения контролируемому письму:
кроссворды;
загадки;
расшифруй слово;
найди слово;
составь предложение из данных слов;
расположи абзацы текста в соответствии с иллюстрациями.
С помощью данных приемов развиваются такие механизмы творчества, как беглость мысли, гибкость и оригинальность, а также любознательность.
Заключение
Учителю важно помнить, что на разных ступенях обучения применимы разные подходы и методы. Два подхода в обучении грамматике — это эксплицитный и имплицитный. Относительно школьников среднего звена целесообразнее использовать индуктивный метод эксплицитного подхода.
Опираясь на знание явлений внутриязыковой и межъязыковой интерференции, учитель может грамотно спланировать урок по введению грамматических явлений и подобрать систему упражнений на закрепление грамматического материала.
Для формирования грамматических навыков существует система языковых и речевых упражнений. Без отработки грамматических навыков, без выхода в речь грамматические правила не могут служить средством коммуникации. Поэтому целесообразно применять на практике принципы суггестивности, создания полисенсорной среды, чередования синтеза с анализом, ситуативности и вариативности, и конечно же, принцип наглядностии, функциональный и творческий подходы.
Проводя уроки в средних классах, учитель должен также помнить о психологических возрастных особенностях детей и учитывать их при построении уроков. Дети в этот период отличаются особенной активностью, энергичностью, способность быстро «впитывать» информацию, с одной стороны, и неуверенностью в себе, трудностями в общении, неусидчивость, с другой.
Полагаясь на это, такие средства как символы, схемы-опоры, таблицы, будут способствовать легкому, «безболезненному» запоминанию, т.к. ученик чувствует себя увереннее при построении грамматических конструкций. Схемы и таблицы выступают средством концентрации воспринимаемого материала, поэтому они так часто используются как учителями во время урока, так и авторами УМК для средних классов.
Список литературы
Теоретические основы методики обучения иностранным языкам в средней школе./ Под редакцией А.Д. Климентенко, А.А. Миролюбова; – М.: Педагогика, 1991г
Е.И. Пассов. Коммуникативный метод обучения иноязычному общению. Пособие для учителей иностранных языков. М.: Просвещение, 1985г.
Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. М.: НИИ школьных технологий, 2006г.
Примерные программы по иностранным языкам начального общего, основного общего и среднего (полного) образования. 2005г.
Р.П. Мильруд. Методика обучения иноязычной письменной речи. – Иностранные языки в школе, 2001, №3