Доклад на тему «Трудности при обучении устной иноязычной речи и пути их преодоления»

3
0
Материал опубликован 8 March 2023


Сегодня, с развитием международных отношений и ростом информационного взаимодействия между странами речь идет о подготовке учащихся к диалогу культур, где одновременно важны навыки монологической и диалогической речи. Значение обучения устной речи на современном этапе развития методики преподавания иностранных языков крайне высоко.

В соответствии со стандартом основного общего образования по иностранному языку, обучение предусматривает овладение учениками всеми видами речевой деятельности, а именно чтением, слушанием, письмом и говорением. Иностранный язык, так же как и родной, является инструментом общения, в связи с этим, чтобы ученик был способен получать, передавать и хранить информацию, он должен свободно, в равной степени владеть всеми четырьмя указанными видами речевой деятельности. Перед учителем средней школы стоит задача сформировать у обучаемых коммуникативные умения, которые позволили бы им понимать и создавать высказывания на иностранном языке в соответствии с конкретной ситуацией общения.

Говорение является устной формой общения, с помощью которой происходит обмен информацией, осуществляемой средствами языка, устанавливаются контакт и взаимопонимание, оказывается воздействие на собеседника в соответствии с коммуникативным намерением говорящего. Характерными особенностями говорения являются спонтанность, ситуативность, эмоционально окрашенность, а также инициативность, что в совокупности делает эту форму речи одной из наиболее сложных в процессе обучения любому иностранному языку. В связи с этим, в ходе обучения говорению педагог сталкивается с большим количеством трудностей разного характера, преодоление которых необходимо для достижения конечной цели обучения, а именно овладение коммуникативной компетенцией.

1. Разноплановый характер трудностей говорит о том, что они могут быть связаны с разными факторами, а значит, могут быть по-разному классифицированы, в соответствии с разными критериями. Так, можно разделить трудности при обучении говорению на субъективные - касающиеся самого ученика, и объективные - зависящие  от внешних обстоятельств. Субъективные трудности проявляются в:

- психологическом и эмоциональном состоянии школьника;

-в объеме лингвистических, культурологических, страноведческих и иных знаний, которыми он владеет.

Иными словами, субъективные трудности способны возникать в любых условиях, вне зависимости от условий внешней среды обучения. Как правило, устранение проблем данной группы представляет собой особую трудность, так как педагог должен в полной мере  владеть большим спектром знаний в разных областях: социальная, возрастная, педагогическая психология, методика обучения иностранному языку, владение непосредственно преподаваемым языком. Кроме того, решение проблем такого характера предусматривает тесное взаимодействие учителя с классом и с учениками в отдельности, чтобы быть в курсе переживаний школьника по поводу учебного процесса. В идеале педагог также должен учитывать ситуацию в семье каждого отдельного ученика, так как эмоциональный климат в семье имеет непосредственное влияние на самовосприятие школьника, уровень его самооценки, мотивации к обучению, а также достижение цели и задач обучения в целом.

Объективные трудности, наоборот, отражают внешнее, независимое от ученика положение дел. Сюда можно отнести:

-недостаточное материально-техническое обеспечение классного кабинета; (отсутствие оборудования для лингвокабинета)

-некомпетентность преподавателя; ( включает в себя языковую компетентность, знание основ психологии детей разного возраста)

-недостаток учебного времени выделяемого на обучение говорению; перенасыщенность програмного УМК грамматическими правилами и большим объемом сложными лексическими единицами (например УМК Spotlight ), необходимость отбора материала среди большого объема по программному УМК

Другая возможная классификация опирается на зависимость трудностей от строя самого языка. В данном случае речь идет о собственно лингвистических и экстралингвистических трудностях. Первые связаны со строем конкретного языка, проблемами, связанными с понимаем и усвоением фонетических, грамматических, синтаксических и других норм. Экстралингвистические трудности напротив, связаны с индивидуальными особенностями самого говорящего, а также с ситуацией общения.

Среди лингвистических трудностей можно встретить следующие:

- Нехватка языковых и речевых средств

Лексический ярус любого языка представляет собой так называемый «строительный материал», с помощью которого осуществляется построение высказывания. При этом ученик должен учитывать объем как своего активного словарного запаса, так и пассивного, что обеспечит ему не только возможность создавать собственные предложения, но также понимать речь своего собеседника. Однако слова, сами по себе, не несут полноценной смысловой нагрузки, а составляют акт коммуникации только в неразрывном единстве с другими уровнями языка. Отсюда вытекает следующая проблема при осуществлении говорения:

- Незнание фонетики, лексики, грамматики

Данные разделы языка изучаются в основном через комплексы упражнений разного типа, формируя в сознании ученика готовые фонетические, лексические, грамматические и иные образцы, которые в дальнейшем используются в процессе коммуникации. Именно поэтому, подлинно речевое упражнение, как правило, завершает систему упражнений, чтобы ученик имел возможность употребить полученную информацию на практике.

- Межъязыковая и внутриязыковая интерференция

Данный феномен представляет особую трудность, что проявляется в осознанной или автоматической подмене языковых явлений родного и изучаемого языка в процессе устного высказывания.

Ярко интерферирующее влияние русского языка прослеживается в синтаксисе, из-за чего учащихся допускают ошибки в построении предложения. В русском языке порядок слов свободный, и компоненты предложения легко и без искажения смысла могут меняться местами. В английском же языке существует строгая схема построения предложения, нарушение которой приводит к ошибкам.

К экстралингвистическим трудностям относятся:

- Стеснение говорить на иностранном языке

Особенно ярко данная проблема проявляется на начальном и средних этапах обучения, когда ученики еще не владеют большим лексическим запасом, в связи с чем часто считают, что неспособны самостоятельно осуществить коммуникацию. Кроме того, зачастую школьники испытывают психологический дискомфорт из-за боязни быть непонятыми или встретить критику учителя и одноклассников.

- Отсутствие или нехватка информации по обсуждаемой проблеме

Распространенной проблемой в процессе обучения говорению является ситуация, когда ученик, в достаточной мере владеющий языковым материалом, не может полноценно вступить в беседу, поскольку не знает что сказать по теме даже на родном языке, что непосредственно ведет к аналогичной реакции молчания на иностранном языке. Данная трудность зависит от наличия и глубины экстралингвистической информации ученика, владение метапредметными знаниями, степени эрудированности школьника.

- Недостаток или отсутствие знаний национально-культурного фона

Правильное употребление учеником языковых единиц с точки зрения их значения недостаточно для достижения полной коммуникативности, если отсутствует знание национально-культурного фона, поэтому недостаток лингвокультурологического материала неизбежно ведет к ошибкам при говорении, а по большому счету вводит ученика в ступор.

- Отсутствие мотивации к осуществлению общения по теме

У школьников зачастую отсутствует целевая мотивация, мотивация успеха. Исходя из особенностей работы мозга, темперамента, видов памяти и других аспектов индивидуальных различий, каждый ученик имеет свои любимые формы и виды работ, что объясняет частое нежелание некоторых учеников участвовать в обсуждении по теме.

- Трудности, связанные с личностью ученика (особенности характера, темперамента и тд.);

- Боязнь сделать ошибку;

2. Исходя из вышеперечисленных проблем, связанных с обучением устной речи задача учителя состоит в предотвращении этих трудностей и разработке путей их решения.

Учитывая то, что мотивация является определяющим элементом в процессе обучения в целом очень, важно соблюдение следующих условий для сохранения и расширения границ положительной мотивации школьников:

1) создание игровых ситуаций общения на всех этапах обучения иностранному языку;

2) использование здоровье сберегающих технологий с учетом психолого-возрастных особенностей учащихся;

3) вовлечение ученика в любую коммуникативную деятельность, в том числе во внеклассную (диалог, полилог, инсценирование (с опорой), декламация стихотворений, исполнение песни, театральные постановки;

4) активное применение проектной технологии с обязательной защитой и на уроках, и во внеурочной деятельности;

5) планомерная работа над формированием познавательных УУД, одним из аспектов которых является знакомство с линво-страноведческой информацией, расширяющей кругозор учащихся о культуре и обычаях страны, изучаемого языка и поддерживающей интерес к предмету. (рубрика к теме или модулю: It's interestin to know….Do you know..?)

6) психологическая поддержка учащихся (комфортная психологическая атмосфера: это и позитивный настрой учителя, положительные эмоции, умение избежать конфликтных ситуаций, приободрение ученика, настрой на успех) .

Во избежание затруднений при обучении устной речи, связанных с данной проблемой, дают положительный эффект следующие приемы:

-ассоциативно-иллюстративный метод при ознакомлении с лексикой и первичном закреплении (обязательно следует задействовать три основных рецептора: зрительный, слуховой, тактильный);

- неоднократное возвращение к трудно запоминающимся словам;

проведение диктанта для всего класса как закрепление лексики по теме (Обязательна коллективная и индивидуальная (совместно с учителем) работа над ошибками. Наиболее типичные ошибки выносятся на доску. ); (работа, направленная на устранение нехватки языковых и речевых средств)

- работа над формированием грамматической стороны речи: учитывая интерференцию родного языка, выявление схожести и различий в определенных грамматических явлениях (на более старшей ступени, когда учащиеся способны к аналитической деятельности)

- последовательность заданий, целенаправленно ведущих к полному усвоению языковых норм, т. е. освоение лексики, сопровождающееся пониманием фонетической стороны речи, освоение разговорных клише и применение усвоенных единиц в речевой ситуации, с учетом переноса темы на личность ученика и жизненный опыт;

- акцент на использование упражнений, направленных на поддержку построения устного высказывания из группы Mind maps (логические схемы) в Spotlight и Language Help или Dialogue Vocabulary в Enjoy English, иллюстративные упражнения;

- необходимость общения учителя с учениками на иностранном языке на всех этапах урока и на протяжении всего курса обучения :

- просмотр видеофильмов с их дальнейшим обсуждением (Film review)

Итак, понимая и учитывая трудности при обучении устной иноязычной речи, учитель выстраивает свою траекторию пути по преодолению проблем, связанных с формированием коммуникативной компетенции учащихся, используя различные приемы, методы и формы работы. Планомерная работа в любом деле– залог результата.

«Если вы работаете над поставленными целями, то эти цели будут работать на вас.»

Джим Рон



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации