Турнир знатоков и любителей физики «И опыт, сын ошибок трудных, и гений, парадоксов друг… »
Викулова Наталья Александровна
Преподаватель физики и математики
БПОУ ВО «Череповецкий многопрофильный колледж»
г. Череповца, Вологодской области
Методическая разработка внеклассного мероприятия по физике
Турнир знатоков и любителей физики
«И опыт сын ошибок трудных, и гений, парадоксов друг….»
Цель: создание условий для развития коммуникативных компетенций обучающихся в ходе игры; выработать навык: применять знания, полученные в процессе обучения физике к решению логических и нестандартных задач.
Задачи, реализуемые при проведении игры:
способствовать развитию интеллектуального и творческого потенциала обучающихся, их логического и математического мышления, умения делать выводы, обобщать и конкретизировать;
формирование кооперативной компетенции – чувства коллективизма, работать в команде, эффективно общаться с однокурсниками, нести ответственность за результаты своей работы, активной позиции обучающихся;
воспитание отношения к физике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития физики;
расширение знаний обучающихся, развитие познавательного интереса к изучению физики;
формирование представления о возможности различных подходов при выполнения задания;
воспитание сообразительности, находчивости;
вызвать интерес к здоровому соперничеству;
показать связь физики и математики с реальной действительностью.
Предварительная подготовка:
Создание трех команд из трех групп первого курса.
Выбор капитана команды.
Придумать название команды.
Каждая команда готовит эмблемы для своих членов.
Каждая команда готовит презентацию своей команды
Деятельность обучающихся: поиск, анализ и оценка информации, работа в коллективе и команде, участие в коллективном обсуждении решения задач, решение задач, выступление, эффективное общение с однокурсниками.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер.
Программное обеспечение: компьютерная презентация.
Время: 45-50 мин.
Комментарий: Технология игры в форме презентации. Группа заранее разбита на три команды, каждая из которых (под контролем преподавателя) готовит отличительные значки для своих членов – значки, бейджики и так далее. В командах заранее выбираются капитаны. Судить игру может сам ведущий (преподаватель) или специально приглашенное независимое жюри.
Ход игры:
Вступительное слово преподавателя:
Уважаемые гости! Уважаемые участники игры! Сегодня мы собрались для того, чтобы принять участие в турнире знатоков и любителей физики (слайд №1).
В турнире принимают участие 3 команды. Давайте поприветствуем их (приветствие команд).
Орешек знаний тверд, но все же
Мы не привыкли отступать
Нам расколоть его поможет
Девиз игры: «Хочу все знать!»
Устанешь от науки мудрой –
Все объяснить сумеет вдруг
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг.
Итак, начинаем нашу игру.
Правила игры: за правильный ответ дается одна «идея». У команды есть небольшое время на раздумье, после истечении которого ответ зачитывается как неверный, даже если прозвучал верный вариант. Выигрывает та команда, которая больше всего наберет «идей».
ПЕРВЫЙ КОНКУРС: «ФИЗИКИ ШУТЯТ» (слайд №2)
Комментарии: Формулировка задания и ответ на одном слайде. На ответ настроена анимация с появлением по «щелчку», то есть вначале на слайде видна только формулировка, а в нужный момент появляется ответ.
Задания:
1. Что мешает обучающемуся БПОУ ВО «Череповецкий многопрофильный колледж», пойманному директором на месте курения, распасться на отдельные молекулы и в рассыпную исчезнуть из вида? (слайд №3)
2. Девушка Оля, собираясь на Хэллоуин, решила сделать себе прическу. Она долго перед зеркалом расчесывала свои волосы, пластмассовой расческой. В результате на конкурсе ведьм она заняла первое место. Почему? Какое физическое явление произошло с ее волосами? (слайд №4)
3. В каких обучающихся быстрее движутся молекулы: в здоровых или простуженных? (слайд №5)
ВТОРОЙ КОНКУРС:
«ПАРАДОКСОВ ДРУГ, ИЛИ КАРУСЕЛЬ ИЗОБРЕТЕНИЙ» (слайд №6)
Комментарии: Формулировка задания и ответ на одном слайде. На ответ настроена анимация с появлением по «щелчку», то есть вначале на слайде видна только формулировка, а в нужный момент появляется ответ.
Вещи, которые нам так привычны,
Были когда-то совсем необычны.
Нужен был чей-то ум гениальный,
Чтобы мог мыслить парадоксально.
Гений, известно, друг парадоксов,
Тот, для кого невозможное - просто.
1. Через месяц Гиерону
Ювелир принес корону,
И царю узнать охота-
Честно ль сделана работа.
–Вот корона, Архимед,
Золотая или нет?
И задумался ученый-
Как узнать состав короны?
И однажды, в ванне моясь,
Опустился он по пояс.
На пол вылилась вода,
Догадался он тогда…
Вопрос: О чем догадался Архимед? (слайд №7)
2. Он вместо лягушек
Взял меди и цинка,
В соленой воде
Ток пошел по пластинкам,
Недаром у Вольты
Профессора звание,
Было в болоте в тот год ликованье
Вопрос: Что в 1799 г. создал А.Вольта? (слайд №8)
3. Ампер в лаборатории
увидел провода.
Зачем они? Откуда?
Кто их принес сюда?
Потом включил рубильник
И тут же вскрикнул –Ах!
Заметил притяженье,
Движенье в проводах!
Вопрос: Какое действие электрического тока было установлено Ампером? (слайд №9)
ТРЕТИЙ КОНКУРС:
«НЕ ЗНАЯ ПАСКАЛЯ, АМПЕРА И ОМА – В ИГРЫ НЕ СУЙСЯ, СИДИ ЛУЧШЕ ДОМА!» (слайд №10)
Ваша задача такова:
Все без исключения
Объяснить явления.
1. Тебе по болоту ходить довелось?
Легко тебе было? Вот то-то!
Тогда почему же
Огромнейший лось
Так просто бежит по болоту?
Вопрос: Почему лось не проваливается? (слайд №11)
2. Деду банки прописали,
А инструкцию не дали.
Ох, намучились немало-
Деда в банку засосало!
Вопрос: На чем основан принцип действия медицинских банок? (слайд №12)
3. Полет этот, кажется
Нынче кошмаром.
Огонь разводили
Буквально под шаром.
Шар наполнялся
Не воздухом-дымом,
Небо с тех пор
Не зовут нелюдимым.
Вопрос: Почему воздушный шар наполняли дымом? (слайд №13)
Четвертый конкурс: «Гимнастика ума»
(слайд №14-15)
Перед вами игровое поле (слайд №15). Оно состоит из 15 клеток. За каждой клеткой скрывается задание.
Внимание! Правила игры: первая команда выбирает клетку. Открывается задание, над которым думают все команды. Если команда не отвечает на вопрос, право ответа переходит той команде, которая знает ответ на вопрос. И команда имеет право на выбор следующей клетки. И так далее до тех пор, пока не будут сыграны все клетки.
Комментарии: можно установить любую очередность выбирания клетки – либо это делает выигравшая команда, либо команды выбирают по очереди. Нажатием на цифру в выбранной клетке включается слайд с заданием. Для возврата обратно необходимо нажать на знак, расположенный в правом нижнем углу.
Вопросы: (Слайд №16-30)
1. Открываются ворота:
гости новые пришли.
Начинается работа –
поднимаю корабли,
чтобы к рекам шли иным
по ступенькам водяным. (Шлюз)
2. Под водой железный кит,
Днем и ночью кит не спит,
Днем и ночью под водой
Охраняет твой покой. (Подводная лодка)
3. К бесформенной массе
земли или снега
ты термин спортивный
прибавь, и тогда
как друг, проведу тебя ночью
сквозь чащу,
не дам заблудиться нигде, никогда. (Компас)
Для чего французские дети в школе учат стихотворение, состоящее из семи слов – «Как однажды Жак-звонарь головой сломал фонарь»? (Запомнить спектр белого света)
5. И языка нет,
А правду скажет. (Зеркало)
6. Ребус (сила)
Ребус (невесомость)
Ребус (частота)
Может ли космонавт, высадившийся на поверхность Луны, ориентироваться на ней с помощью магнитного компаса? (Нет, так как Луна не имеет магнитного поля)
Можно ли для межпланетных полетов использовать двигатель внутреннего сгорания? (Нет, для его работы требуется воздух, которого нет в космическом пространстве)
Самолет во время выполнения «мертвой петли» движется равномерно по окружности. Каково направление равнодействующих всех сил. (К центру окружности)
Какое явление подмечено в пословице: «Волна, набежав на волну, набирает силу»? (Интерференция)
Какой ученый ради эксперимента добровольно заключил себя в клетку и зачем? (М. Фарадей. Проверка электростатической защиты)
Почему было бы полезно поместить на Луне большой оптический телескоп? ( На Луне нет атмосферы, а значит, нет ветра и воздуха. Поэтому качество всегда будет отличным)
В электрическом чайнике 2 спирали. В каком случае он закипает быстрее: при параллельном или последовательном соединении. (При параллельном соединении)
ПЯТЫЙ КОНКУРС: «ФИЗИЧЕСКИЕ ОПЫТЫ»
Продемонстрируем прилюдно,
Чтоб вы могли понаблюдать,
Как опыт,
Сын ошибок трудных,
Умеет мысль вперед толкать.
Проводится демонстрация занимательных физических опытов.
Подведение итогов
Вот и закончился наш турнир, но я надеюсь, что девиз нашей игры станет девизом вашей жизни «Хочу все знать!».
Литература:
1. Альхова З.Н., Макеева А.В. Внеклассная работа по математике. – Саратов: «Лицей», 2002. – 288 с. – («Библиотечка учителя»).
2. Олехник С.Н., Нестеренко Ю.В., Потапов М.К. Старинные занимательные задачи. – 2-е изд., испр. – М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1988. – 160 с.
3. Падалко А.Е. Задачи и упражнения по развитию творческой фантазии учащихся. Кн. Для учителя.- М.: Просвещение, 1985. – 128 с., ил.