Турнир знатоков и любителей физики «И опыт, сын ошибок трудных, и гений, парадоксов друг… »

11
0
Материал опубликован 2 June 2017 в группе

Викулова Наталья Александровна

Преподаватель физики и математики

БПОУ ВО «Череповецкий многопрофильный колледж»

г. Череповца, Вологодской области

 

Методическая разработка внеклассного мероприятия по физике

Турнир знатоков и любителей физики

«И опыт сын ошибок трудных, и гений, парадоксов друг….»

Цель: создание условий для развития коммуникативных компетенций обучающихся в ходе игры; выработать навык: применять знания, полученные в процессе обучения физике к решению логических и нестандартных задач.

Задачи, реализуемые при проведении игры:

способствовать развитию интеллектуального и творческого потенциала обучающихся, их логического и математического мышления, умения делать выводы, обобщать и конкретизировать;

формирование кооперативной компетенции – чувства коллективизма, работать в команде, эффективно общаться с однокурсниками, нести ответственность за результаты своей работы, активной позиции обучающихся;

воспитание отношения к физике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития физики;

расширение знаний обучающихся, развитие познавательного интереса к изучению физики;

формирование представления о возможности различных подходов при выполнения задания;

воспитание сообразительности, находчивости;

вызвать интерес к здоровому соперничеству;

показать связь физики и математики с реальной действительностью.

Предварительная подготовка:

Создание трех команд из трех групп первого курса.

Выбор капитана команды.

Придумать название команды.

Каждая команда готовит эмблемы для своих членов.

Каждая команда готовит презентацию своей команды

Деятельность обучающихся: поиск, анализ и оценка информации, работа в коллективе и команде, участие в коллективном обсуждении решения задач, решение задач, выступление, эффективное общение с однокурсниками.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер.

Программное обеспечение: компьютерная презентация.

Время: 45-50 мин.

Комментарий: Технология игры в форме презентации. Группа заранее разбита на три команды, каждая из которых (под контролем преподавателя) готовит отличительные значки для своих членов – значки, бейджики и так далее. В командах заранее выбираются капитаны. Судить игру может сам ведущий (преподаватель) или специально приглашенное независимое жюри.

Ход игры:

Вступительное слово преподавателя:

Уважаемые гости! Уважаемые участники игры! Сегодня мы собрались для того, чтобы принять участие в турнире знатоков и любителей физики (слайд №1).

В турнире принимают участие 3 команды. Давайте поприветствуем их (приветствие команд).

Орешек знаний тверд, но все же

Мы не привыкли отступать

Нам расколоть его поможет

Девиз игры: «Хочу все знать!»

Устанешь от науки мудрой –

Все объяснить сумеет вдруг

И опыт, сын ошибок трудных,

И гений, парадоксов друг.

Итак, начинаем нашу игру.

Правила игры: за правильный ответ дается одна «идея». У команды есть небольшое время на раздумье, после истечении которого ответ зачитывается как неверный, даже если прозвучал верный вариант. Выигрывает та команда, которая больше всего наберет «идей».

ПЕРВЫЙ КОНКУРС: «ФИЗИКИ ШУТЯТ» (слайд №2)

Комментарии: Формулировка задания и ответ на одном слайде. На ответ настроена анимация с появлением по «щелчку», то есть вначале на слайде видна только формулировка, а в нужный момент появляется ответ.

Задания:

1. Что мешает обучающемуся БПОУ ВО «Череповецкий многопрофильный колледж», пойманному директором на месте курения, распасться на отдельные молекулы и в рассыпную исчезнуть из вида? (слайд №3)

2. Девушка Оля, собираясь на Хэллоуин, решила сделать себе прическу. Она долго перед зеркалом расчесывала свои волосы, пластмассовой расческой. В результате на конкурсе ведьм она заняла первое место. Почему? Какое физическое явление произошло с ее волосами? (слайд №4)

3. В каких обучающихся быстрее движутся молекулы: в здоровых или простуженных? (слайд №5)

ВТОРОЙ КОНКУРС:

«ПАРАДОКСОВ ДРУГ, ИЛИ КАРУСЕЛЬ ИЗОБРЕТЕНИЙ» (слайд №6)

Комментарии: Формулировка задания и ответ на одном слайде. На ответ настроена анимация с появлением по «щелчку», то есть вначале на слайде видна только формулировка, а в нужный момент появляется ответ.

Вещи, которые нам так привычны,

Были когда-то совсем необычны.

Нужен был чей-то ум гениальный,

Чтобы мог мыслить парадоксально.

Гений, известно, друг парадоксов,

Тот, для кого невозможное - просто.

1. Через месяц Гиерону

Ювелир принес корону,

И царю узнать охота-

Честно ль сделана работа.

–Вот корона, Архимед,

Золотая или нет?

И задумался ученый-

Как узнать состав короны?

И однажды, в ванне моясь,

Опустился он по пояс.

На пол вылилась вода,

Догадался он тогда…

Вопрос: О чем догадался Архимед? (слайд №7)

2. Он вместо лягушек

Взял меди и цинка,

В соленой воде

Ток пошел по пластинкам,

Недаром у Вольты

Профессора звание,

Было в болоте в тот год ликованье

Вопрос: Что в 1799 г. создал А.Вольта? (слайд №8)

3. Ампер в лаборатории
увидел провода.
Зачем они? Откуда?
Кто их принес сюда?
Потом включил рубильник
И тут же вскрикнул –Ах!

Заметил притяженье,
Движенье в проводах!

Вопрос: Какое действие электрического тока было установлено Ампером? (слайд №9)

ТРЕТИЙ КОНКУРС:

«НЕ ЗНАЯ ПАСКАЛЯ, АМПЕРА И ОМА – В ИГРЫ НЕ СУЙСЯ, СИДИ ЛУЧШЕ ДОМА!» (слайд №10)

Ваша задача такова:

Все без исключения

Объяснить явления.

1. Тебе по болоту ходить довелось?

Легко тебе было? Вот то-то!

Тогда почему же

Огромнейший лось

Так просто бежит по болоту?

Вопрос: Почему лось не проваливается? (слайд №11)

2. Деду банки прописали,

А инструкцию не дали.

Ох, намучились немало-

Деда в банку засосало!

Вопрос: На чем основан принцип действия медицинских банок? (слайд №12)

3. Полет этот, кажется

Нынче кошмаром.

Огонь разводили

Буквально под шаром.

Шар наполнялся

Не воздухом-дымом,

Небо с тех пор

Не зовут нелюдимым.

Вопрос: Почему воздушный шар наполняли дымом? (слайд №13)

Четвертый конкурс: «Гимнастика ума»

(слайд №14-15)

Перед вами игровое поле (слайд №15). Оно состоит из 15 клеток. За каждой клеткой скрывается задание.

Внимание! Правила игры: первая команда выбирает клетку. Открывается задание, над которым думают все команды. Если команда не отвечает на вопрос, право ответа переходит той команде, которая знает ответ на вопрос. И команда имеет право на выбор следующей клетки. И так далее до тех пор, пока не будут сыграны все клетки.

Комментарии: можно установить любую очередность выбирания клетки – либо это делает выигравшая команда, либо команды выбирают по очереди. Нажатием на цифру в выбранной клетке включается слайд с заданием. Для возврата обратно необходимо нажать на знак, расположенный в правом нижнем углу.

Вопросы: (Слайд №16-30)

1. Открываются ворота:

гости новые пришли.

Начинается работа –

поднимаю корабли,

чтобы к рекам шли иным

по ступенькам водяным. (Шлюз)

2. Под водой железный кит,

Днем и ночью кит не спит,

Днем и ночью под водой

Охраняет твой покой. (Подводная лодка)

3. К бесформенной массе

земли или снега

ты термин спортивный

прибавь, и тогда

как друг, проведу тебя ночью

сквозь чащу,

не дам заблудиться нигде, никогда. (Компас)

Для чего французские дети в школе учат стихотворение, состоящее из семи слов – «Как однажды Жак-звонарь головой сломал фонарь»? (Запомнить спектр белого света)

5. И языка нет,

А правду скажет. (Зеркало)

6. Ребус (сила)

Ребус (невесомость)

Ребус (частота)

Может ли космонавт, высадившийся на поверхность Луны, ориентироваться на ней с помощью магнитного компаса? (Нет, так как Луна не имеет магнитного поля)

Можно ли для межпланетных полетов использовать двигатель внутреннего сгорания? (Нет, для его работы требуется воздух, которого нет в космическом пространстве)

Самолет во время выполнения «мертвой петли» движется равномерно по окружности. Каково направление равнодействующих всех сил. (К центру окружности)

Какое явление подмечено в пословице: «Волна, набежав на волну, набирает силу»? (Интерференция)

Какой ученый ради эксперимента добровольно заключил себя в клетку и зачем? (М. Фарадей. Проверка электростатической защиты)

Почему было бы полезно поместить на Луне большой оптический телескоп? ( На Луне нет атмосферы, а значит, нет ветра и воздуха. Поэтому качество всегда будет отличным)

В электрическом чайнике 2 спирали. В каком случае он закипает быстрее: при параллельном или последовательном соединении. (При параллельном соединении)

ПЯТЫЙ КОНКУРС: «ФИЗИЧЕСКИЕ ОПЫТЫ»

Продемонстрируем прилюдно,

Чтоб вы могли понаблюдать,

Как опыт,

Сын ошибок трудных,

Умеет мысль вперед толкать.

 

Проводится демонстрация занимательных физических опытов.

Подведение итогов

Вот и закончился наш турнир, но я надеюсь, что девиз нашей игры станет девизом вашей жизни «Хочу все знать!».

Литература:

1. Альхова З.Н., Макеева А.В. Внеклассная работа по математике. – Саратов: «Лицей», 2002. – 288 с. – («Библиотечка учителя»).

2. Олехник С.Н., Нестеренко Ю.В., Потапов М.К. Старинные занимательные задачи. – 2-е изд., испр. – М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1988. – 160 с.

3. Падалко А.Е. Задачи и упражнения по развитию творческой фантазии учащихся. Кн. Для учителя.- М.: Просвещение, 1985. – 128 с., ил.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.