12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Викулова Н.А.388
Россия, Вологодская обл., Череповец
6

Турнир знатоков и любителей физики «И опыт сын ошибок трудных, и гений, парадоксов друг….»



Викулова Наталья Александровна

Преподаватель физики и математики 

 БПОУ ВО «Череповецкий многопрофильный колледж»

г. Череповца, Вологодской области 

 

Методическая разработка внеклассного мероприятия по физике

Турнир знатоков и любителей физики

«И опыт сын ошибок трудных, и гений, парадоксов друг….»

Цель: создание условий для развития коммуникативных компетенций обучающихся в ходе игры; выработать навык: применять знания, полученные в процессе обучения физике к решению логических и нестандартных задач.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Задачи, реализуемые при проведении игры:

  • способствовать развитию интеллектуального и творческого потенциала обучающихся, их логического и математического  мышления, умения делать выводы, обобщать и конкретизировать;
  • формирование кооперативной компетенции – чувства коллективизма, работать в команде,  эффективно общаться с однокурсниками, нести ответственность за результаты своей работы, активной позиции обучающихся;
  • воспитание отношения к физике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития физики;
  • расширение знаний обучающихся, развитие познавательного интереса к изучению физики;
  • формирование представления о возможности различных подходов при выполнения задания;
  • воспитание сообразительности, находчивости;
  • вызвать интерес к здоровому соперничеству;
  • показать связь физики и математики с реальной действительностью.

Предварительная подготовка:

  1. Создание трех команд из трех групп первого курса.
  2. Выбор капитана команды. 
  3. Придумать название команды.
  4. Каждая команда готовит эмблемы для своих членов.
  5. Каждая команда готовит презентацию своей команды

Деятельность обучающихся: поиск, анализ и оценка информации, работа в коллективе и команде, участие в коллективном обсуждении решения задач,  решение задач, выступление, эффективное общение с однокурсниками.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер.

Программное обеспечение: компьютерная презентация.

Время: 45-50 мин. 

 

Комментарий: Технология игры в форме презентации. Группа заранее разбита на три команды, каждая из которых (под контролем преподавателя) готовит отличительные значки для своих членов – значки, бейджики и так далее. В командах заранее выбираются капитаны. Судить игру может сам ведущий (преподаватель) или специально приглашенное независимое жюри. 

Ход игры:

Вступительное слово преподавателя:

Уважаемые гости! Уважаемые участники игры! Сегодня мы собрались для того, чтобы принять участие в турнире знатоков и любителей физики (слайд №1).

В турнире принимают участие 3 команды. Давайте поприветствуем их (приветствие команд).

Орешек знаний тверд, но все же

Мы не привыкли отступать

Нам расколоть его поможет

Девиз игры: «Хочу все знать!»

Устанешь от науки мудрой –

Все объяснить сумеет вдруг

И опыт, сын ошибок трудных,

И гений, парадоксов друг.

Итак, начинаем нашу игру.

Правила игры: за правильный ответ дается одна «идея». У команды есть небольшое время на раздумье, после истечении которого ответ зачитывается как неверный, даже если прозвучал верный вариант. Выигрывает та команда, которая больше всего наберет «идей».

Первый конкурс: «Физики шутят» (слайд №2)

Комментарии: Формулировка задания и ответ на одном слайде. На ответ настроена анимация с появлением по «щелчку», то есть вначале на слайде видна только формулировка, а в нужный момент появляется ответ.

Задания:

1. Что мешает обучающемуся колледжа, пойманному директором на месте курения, распасться на отдельные молекулы и в рассыпную исчезнуть из вида? (слайд №3)

2. Девушка Оля, собираясь на Хэллоуин, решила сделать себе прическу. Она долго перед зеркалом расчесывала свои волосы, пластмассовой расческой. В результате на конкурсе ведьм она заняла первое место. Почему? Какое физическое явление произошло с ее волосами? (слайд №4)

3. В каких обучающихся быстрее движутся молекулы: в здоровых или простуженных? (слайд №5)

Второй конкурс:

«Парадоксов друг, или карусель изобретений» (слайд №6)

Комментарии: Формулировка задания и ответ на одном слайде. На ответ настроена анимация с появлением по «щелчку», то есть вначале на слайде видна только формулировка, а в нужный момент появляется ответ.

Вещи, которые нам так привычны,

Были когда-то совсем необычны.

Нужен был чей-то ум гениальный,

Чтобы мог мыслить парадоксально.

Гений, известно, друг парадоксов,

Тот, для кого невозможное - просто.

1. Через месяц Гиерону

Ювелир принес корону,

И царю узнать охота-

Честно ль сделана работа.

–Вот корона, Архимед,

Золотая или нет?

И задумался ученый-

Как узнать состав короны?

И однажды, в ванне моясь,

Опустился он по пояс.

На пол вылилась вода,

Догадался он тогда…

Вопрос: О чем догадался Архимед? (слайд №7)

2. Он вместо лягушек

Взял меди и цинка,

В соленой воде

Ток пошел по пластинкам,

Недаром у Вольты

Профессора звание,

Было в болоте в тот год ликованье

Вопрос: Что в 1799 г. создал А.Вольта? (слайд №8)

3. Ампер в лаборатории
увидел провода.
Зачем они? Откуда?
Кто их принес сюда?
Потом включил рубильник
И тут же вскрикнул –Ах!

Заметил притяженье,
Движенье в проводах!

Вопрос: Какое действие электрического тока было установлено Ампером? (слайд №9)

Третий конкурс:

«Не зная Паскаля, Ампера и Ома – в игры не суйся, сиди лучше дома!» (слайд №10)

Ваша задача такова:

Все без исключения

Объяснить явления.

1. Тебе по болоту ходить довелось?

Легко тебе было? Вот то-то!

Тогда почему же

Огромнейший лось

Так просто бежит по болоту?

Вопрос: Почему лось не проваливается? (слайд №11)

2. Деду банки прописали,

А инструкцию не дали.

Ох, намучились немало-

Деда в банку засосало!

Вопрос: На чем основан принцип действия медицинских банок? (слайд №12)

3. Полет этот, кажется

Нынче кошмаром.

Огонь разводили

Буквально под шаром.

Шар наполнялся

Не воздухом-дымом,

Небо с тех пор

Не зовут нелюдимым.

Вопрос: Почему воздушный шар наполняли дымом? (слайд №13)

Четвертый конкурс: «Гимнастика ума»

(слайд №14-15)

Перед вами игровое поле (слайд №15). Оно состоит из 15 клеток. За каждой клеткой скрывается задание.

Внимание! Правила игры: первая команда выбирает клетку. Открывается задание, над которым думают все команды. Если команда не отвечает на вопрос, право ответа переходит той команде, которая знает ответ на вопрос. И команда имеет право на выбор следующей клетки. И так далее до тех пор, пока не будут сыграны все клетки.

Комментарии: можно установить любую очередность выбирания клетки – либо это делает выигравшая команда, либо команды выбирают по очереди. Нажатием на цифру в выбранной клетке включается слайд с заданием. Для возврата обратно необходимо нажать на знак, расположенный в правом нижнем углу.

Вопросы: (Слайд №16-30)

1. Открываются ворота:

гости новые пришли.

Начинается работа –

поднимаю корабли,

чтобы к рекам шли иным

по ступенькам водяным. (Шлюз)

2. Под водой железный кит,

Днем и ночью кит не спит,

Днем и ночью под водой

Охраняет твой покой. (Подводная лодка)

3. К бесформенной массе земли или снега

ты термин спортивный прибавь, и тогда

как друг, проведу тебя ночью сквозь чащу,

не дам заблудиться нигде, никогда. (Компас)

4. Для чего французские дети в школе учат стихотворение, состоящее из семи слов – «Как однажды Жак-звонарь головой сломал фонарь»? (Запомнить спектр белого света)   

5. И языка нет, а правду скажет. (Зеркало)

6. Ребус (сила)

Ребус (невесомость)

Ребус (частота)

9. Может ли космонавт, высадившийся на поверхность Луны, ориентироваться на ней с помощью магнитного компаса? (Нет, так как Луна не имеет магнитного поля)

10. Можно ли для межпланетных полетов использовать двигатель внутреннего сгорания? (Нет, для его работы требуется воздух, которого нет в космическом пространстве)

11. Самолет во время выполнения «мертвой петли» движется равномерно по окружности. Каково направление равнодействующих всех сил. (К центру окружности)

12. Какое явление подмечено в пословице: «Волна, набежав на волну, набирает силу»? (Интерференция)

13. Какой ученый ради эксперимента добровольно заключил себя в клетку и зачем? (М. Фарадей. Проверка электростатической защиты)

14. Почему было бы полезно поместить на Луне большой оптический телескоп? ( На Луне нет атмосферы, а значит, нет ветра и воздуха. Поэтому качество всегда будет отличным)

15. В электрическом чайнике 2 спирали. В каком случае он закипает быстрее: при параллельном или последовательном соединении. (При параллельном соединении)

Пятый конкурс: «Физические опыты»

Продемонстрируем прилюдно,

Чтоб вы могли понаблюдать,

Как опыт,

Сын ошибок трудных,

Умеет мысль вперед толкать.

Проводится демонстрация занимательных физических опытов.

Подведение итогов

Вот и закончился наш турнир, но я надеюсь, что девиз нашей игры станет девизом вашей жизни «Хочу все знать!».

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (2)

Карине Рафаеловна, 01.06.17 в 08:30 1Ответить Пожаловаться
Хотелось бы посмотреть слайды.
Вахрина Мария Ивановна, 02.06.17 в 07:56 0Ответить Пожаловаться
Наталья Александровна, работа хорошая, однако ваша задача была разработать и представить на конкурс конспект внеклассного мероприятия с использованием мультимедиа сопровождения.

Конкурсная работа обязательно должна включать в себя следующее:
• конспект внеклассного мероприятия;
• мультимедийное сопровождение к разработке - его не нашла(((
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.