Внеклассное мероприятие по физике и математике «Турнир Знатоков»

2
0
Материал опубликован 9 January 2019

ГПОУ ЯО Рыбинский колледж городской инфраструктуры

Конспект

внеклассного мероприятия

по физике и математике

«Турнир знатоков»

Авторы:

Преподаватель физики Г.В.Винокурова;

Преподаватель математики Н.Н.Лаврова

г. Рыбинск

2015 г.

Внеклассное мероприятие по физике и математике "Турнир знатоков"

Целевая аудитория 9-11 классы (ПП-9; НПО; СПО)


Участвуют команды из 5-7 человек

Цель:

Способствовать формированию научно-познавательного интереса обучающихся к предметам

Способствовать формированию потребности расширения физико - математического кругозора обучающихся посредством игры

Способствовать формированию коммуникативной культуры, умения работать в коллективе, уважать товарищей

Задачи:

Образовательные: Обобщить и систематизировать ранее изученный материал, применить имеющиеся у ребят знания–информации и знания-умения по физике и математике, а так же их жизненный опыт для решения практических заданий, активизировать познавательную деятельность обучающихся.

Развивающие: продолжить развитие творческих способностей, логического мышления, памяти, воображения, внимания, эмоции.

Воспитательные: продолжить воспитание ответственности, активности, чувства коллективизма, умение использовать свой интеллект, волю эмоции

Оборудование и материалы:

презентация

экран и проектор

листы с заданиями конкурсов для команд и болельщиков

бланк для жюри

листы ответов для жюри

Организация мероприятия

2 команды по 5-7 человек в каждой. Ведущий – преподаватель.

 

Форма: интеллектуальные состязания

 


Ход игры

Организационный момент.

Эпиграф: “Не бойся, что не знаешь, бойся, что не учишься ”(китайская пословица).

Учитель. Добрый день, дорогие друзья! Мы рады приветствовать всех собравшихся в аудитории. Мы приглашаем вас на игру, во время которой вы продемонстрируете не только физико – математические знания , но и свои интеллектуальные способности, уважение к соперникам, стойкость, волю к победе, находчивость.

Итак, мы начинаем. Но сначала я напомню правила игры:

За каждый правильный ответ команда получает баллы. Причем принимаются только те ответы, которые прозвучали, после того как вы подняли руку.

Если ответ неправильный – могут отвечать другие команды и та, которая ответит верно, получает баллы.

Болельщики, своим участием могут принести своей команде дополнительные баллы.

За нарушение дисциплины и правил игры команды теряют баллы.

. Подсчет очков производится суммированием баллов в активе каждой из команд. Побеждает команда, набравшая большее количество баллов.

Заповеди конкурса:

Не отдавайте соперникам ничего, кроме дани восхищения.

Проиграли – не расстраивайтесь: в следующий раз выиграете.

Выиграли – не обольщайтесь: в следующий раз можете проиграть.

Из себя не выходите, иначе ничего нужного из вас не выйдет.

Верьте в справедливость жюри и помните: члены жюри не саперы и могут ошибаться много раз.

Чтоб игра пошла как надо,

Я жюри представить рада.

За ходом турнира будет следить уважаемое жюри.

Представление членов жюри________________________________________ Жюри!

От Вас в игре зависит очень много,

Вы рассудите справедливо ход игры и строго!

Ребята верят Вам, надеются на Вас!

И, конечно же, команды будут опираться на поддержку болельщиков. Поприветствуем болельщиков.

Назовем первую команду - Электрон, вторую - Протон. Поприветствуем их. Командир команды Электрон ___________, командир команды Протон ______________.

(слайд 2)

Чтобы спорилось нужное дело,

Чтобы в жизни не знать неудач,

Мы в поход отправляемся смело-

В мир загадок и сложных задач.

Не беда, что идти далеко,

Не боимся, что путь будет труден.

Достижения крупные людям

Никогда не давались легко.

Внимание!

Участникам предлагается первый конкурс: «Подсказки».

(слайд 1) Вопросы по математике, физике. Всего пять подсказок по каждому вопросу.

Если вы отвечаете после первой подсказки, то получаете 5 баллов, со второй – 4, с третьей – 3, с четвёртой – 2, с пятой – 1 балл. Если ошибаетесь, лишаетесь права ответа на вопрос.

  1. Единица измерения длины. Первоначально определяли как длину трёх ячменных зёрнышек.

    Означает верхнюю фалангу большого пальца рук.

    Имя одной из героинь сказок Андерсена произошло от названия этой меры длины.

    Одна из основных английских мер длины.

    Равна 25,4 мм. (Дюйм).

 

  1. Этого нет у окружности. Это есть у правильного п-угольника.

    Может использоваться для нахождения площади.

    Их не может быть больше двух.

    Может являться осью симметрии.

    У параллелограмма пересекаются и точкой пересечения делятся пополам. (Диагонали).

 

  1. Простое в обращении приспособление для счёта.

    Не нужны батарейки.

    Благодаря этому приспособлению появилась позиционная система счисления.

    Всегда перед глазами.

    Пять братьев в одном чулане живут. (Пальцы).

 

  1. Одна из основных физических величин.

    От неё зависит жизнь.

    У одних она постоянная и не зависит от среды, а у других подстраивается под среду.

    Её можно определить по шкалам Фаренгейта, Кельвина, Цельсия.

    Означает степень нагретости тела и измеряется термометром. (Температура).


 

  1. Один из фундаментальных законов физики.

    Выполняется только при наличии гравитационного поля.

    Благодаря ему в суровые зимы водоёмы не промерзают до дна.

    Благодаря ему осуществляются теплообмен, газообмен и круговорот воды в природе.

    Был открыт во время купания в ванной. (Закон Архимеда).

2тур. «Анаграммы»

(слайд 12) В каждом предложенном слове переставьте буквы таким образом, чтобы получилось слово, связанное с физикой или математикой.
 


 

Болельщики, не расслабляйтесь. Отдохнём?

Варит отлично твоя голова: пять плюс один получается… (не два, а шесть)

Вышел зайчик погулять, лап у зайца ровно… (не пять, а четыре)

Ходит в народе такая молва: шесть минус три получается… (не два, а три)

Говорил учитель Ире, что два больше, чем… (один, а не четыре)

Меньше в десять раз, чем метр, всем известно… (не сантиметр, а дециметр)

Ты на птичку посмотри: лап у птицы ровно … (две, а не три)

У меня собачка есть, у нее хвостов аж… (один, а не шесть)

У доски ты говори, что концов у палки… (два, а не три)

Отличник тетрадкой своею гордится: внизу, под диктантом, стоит… (не единица, а пять)

На уроках будешь спать, за ответ получишь… (два, а не пять)

Вот пять ягодок в траве. Съел одну, осталось –… (не две, а четыре)

Мышь считает дырки в сыре: три плюс две – всего… (пять, а не четыре).

Ну что?! Мозги включились?! А теперь…

Задание для болельщиков.

Вопросы.

На грядке сидели 4 воробья. К ним прилетели еще 2 воробья. Кот Васька подкрался и схватил одного воробья. Сколько воробьев осталось на грядке? (0, остальные улетели)

Сколько получится десятков, если 2 десятка умножить на 3 десятка? (60 десятков)

Пассажир такси ехал в село. По дороге он встретил пять грузовиков и три легковые машины. Сколько всего машин ехало в село? (одна машина – такси, остальные ехали из села)

Сколько существует цифр? (10)

Чему равна десятая часть сантиметра? (миллиметр)

Груша тяжелее яблока, а яблоко тяжелее персика. Что тяжелее: груша или персик? (груша)

На 8 марта было куплено 9 роз. Можно ли их разделить поровну между 2 матерями и 2 дочерьми? (да: бабушка, мать и дочь – 2 матери и 2 дочери)

8. Сколько получится, если сложить наибольшее трехзначное и наименьшее однозначное натуральные числа? (1000 = 999 + 1)

Третий тур. Блиц-турнир (слайд 14)

Блиц турнир. Вопрос - ответ. За каждый правильный ответ – 1 балл . (Жюри работает по презентации вместе с участниками игры).


 

  1. тур. (слайд 16)

«Добрая пословица не в бровь, а в глаз» - так говорит народ о важности содержания и меткости пословиц. Попытайтесь раскрыть физический и житейский смысл пословиц по лубочным картинкам художницы Марины Русановой. Подумайте и рассудите, к какой пословице сделана каждая иллюстрация. «Всякое решенье любит рассужденье». За каждую названную пословицу команда получает 2 балла. Удачи!

5 тур

Обе команды пишут ответы на вопросы на листочках. Затем сдают и подсчитываются баллы. Каждый правильный ответ – 1 балл

Единица измерения массы драгоценных камней.

Объем 1 кг воды?

Бежала тройка лошадей. Каждая лошадь пробежала 5 км. Сколько километров проехал ямщик?

Какая планета самая большая?

Общее название 12 созвездий?

Когда килограммовая гиря имеет большую массу: летом или зимой?

Где край света?

Каким прибором измеряют атмосферное давление?

Где пароход глубже погружается в воду: в реке или в море?

Какой прибор служит для измерения скорости?

Кто является изобретателем радио?

Говорят, что оно течет, как река, только в одном направлении.

Если это есть, ума не надо .

Специфическая единица измерения объема нефти?

Чему равен 1 пуд ?


 

А пока команды заняты этим делом, у меня есть задание для болельщиков команд.

Задание для болельщиков.

1. Какой узел нельзя развязать? (Железнодорожный)

2. В каком геометрическом теле может закипеть вода? (В кубе)

3. Какой месяц короче всех? (Май – три буквы)

4. Где край света? (Там, где начинается тень)

5. Сколько горошин может войти в один стакан? (Ни одной – все надо положить)

6. Что можно приготовить, но нельзя съесть? (Уроки)

7. Как можно поместить два литра молока в литровую банку? (Надо из молока сварить сгущенку)

8. Сколько месяцев в году имеют 28 дней? (Все месяцы)

9. Что бросают, когда нуждаются в этом, и поднимают, когда в этом нет нужды? (Якорь)

10. Мужчина вел большой грузовик. Огни на машине не были зажжены. Луны тоже не было. Женщина стала переходить дорогу перед машиной. Как удалось водителю разглядеть ее? (Был яркий солнечный день)

11. Что может быть больше слона и одновременно невесомым? (Тень слона)

12. Что все люди на земле делают одновременно? (Становятся старше)

13. Что становится больше, если его поставить вверх ногами? (Число 6)

15. Что не имеет длины, глубины, ширины, высоты, а можно измерить? (Время, температура)

16. Какой рукой лучше размешать чай? (Чай лучше размешивать ложкой)

А сейчас обратимся к старине. Знаете ли вы…

Как появились меры длины. Как измеряли на Руси

(слайд 36)

Нельзя представить себе жизнь человека, не производящего измерений: это и портные, и механики, и обыкновенные школьники. Сегодня мы все знакомы с линейкой, метром, а что же существовало до того, как все это изобрели? Первыми измерительными приборами были части тела: пальцы рук, ладонь, ступня. Так, у древних египтян основной мерой длины служил локоть (расстояние от конца пальцев до согнутого локтя). Он делился на семь ладоней, а ладонь на четыре пальца.

(Учитель показывает, как измеряют локтем длину ленты, а затем предлагает проделать это двум - трем ученикам. Количество локтей получилось разное.)

Чтобы измерения были более точными и не зависели от роста людей, в Древнем Египте придумали образцовые меры: локоть, ладонь, палец. Теперь было уже не важно, какой длины локоть или ладонь у человека, он измерял не своим, а общим локтем, т.е. условной палочкой. В Англии также существовали единицы длины, связанные с частями тела человека: дюйм (2,5 см). В переводе с голландского означает «большой палец»; фут (30 см, или 12 дюймов) с английского «нога»; ярд - это расстояние от носа короля Генриха I до конца среднего пальца его вытянутой руки.

Многие народы измеряли длину двойными шагами, тростями. Очень большие расстояния измерялись переходами, привалами или даже днями.

В Японии существовала мера, называемая лошадиным башмаком. Она была равна пути, в течение которого изнашивалась соломенная подошва, привязанная к копытам лошади.

У многих народов расстояние определялось длительностью полета стрелы или пушечного ядра. До сегодняшнего дня сохранилось выражение «не подпустить на пушечный выстрел».

А кто знает, какие меры длины использовали издавна на Руси? (Сажень (маховая, косая), верста, локоть, аршин). О локте мы уже говорили. Маховая сажень (1,76 м) - расстояние между раскинутыми в стороны руками. Косая сажень (2,48 м) - расстояние от каблука правой ноги до кончиков пальцев вытянутой вверх левой руки. Слово «аршин» пришло с Востока. Приезжие купцы торговали невиданными тканями: китайским шелком, индийской парчой, бархатом, которые отмеряли аршинами (с персидского - «локоть»). Он равен 71 см.

Учитель может предложить следующие вопросы задания:

Измерить длину парты в локтях, ладонях.

Какого роста была Дюймовочка?

Каков был рост человека, про которого говорят «от горшка два вершка»?

7 футов под килем, это сколько метров?

Для выполнения этого задания удобно пользоваться следующей таблицей:

сажень = 3 аршина = 7 футов = 2 м 13 см

фут =12 дюймов = 30 см 5 мм

аршин = 71 см

вершок = 4 см 4мм

дюйм = 2 см 5мм

Некоторые крылатые выражения дошли до нас из глубины веков.

(слайд 37)

Угадать пропущенное слово и объяснить значение выражения. (Для всех собравшихся).

От горшка два…

Косая … в плечах.

Семи … во лбу.

Коломенская…

Мал … да дорог.

Съел…соли.

Каждый меряет на свой…

Ведущий: Следующая остановка «Великолепная семёрка» (слайд 38)

1. Назовите 7-й месяц года.

2. Назовите 7-ю букву алфавита.

3. Закончите название сказки Катаева «Цветик - …»

4. Единица времени, равная 7 дням.

5. Закончите название мультфильма «Белоснежка и …»

6. Какой праздник отмечают 7 января?

7. В каком слове 7 букв «я»?

(слайд 39)

Аукцион пословиц и поговорок

У семи нянек…

Один с сошкой…

Семь раз отмерь…

Семь бед…

Семеро одного…

Семь пядей…

Семь футов…

6 тур. «Прочти слово» (слайд 40)

В табличках приведены слова, связанные с физикой и математикой, причем слова записаны “змейкой”, то есть они могут читаться в любом направлении по горизонтали и по вертикали (слева направо, снизу вверх и т.д.), но не по диагонали. За каждое прочитанное слово – 1 балл

А теперь настало время для самого волнительного конкурса – конкурса капитанов!

Задание капитанам: Головоломки со спичками.


 

1. Исправьте ошибку в спичечной записи, переложив всего одну спичку.

(2 очка - за каждую исправленную ошибку)

2. Положите на стол 3 спички. Добавьте к ним еще 2, чтобы получилось восемь. (2 очка)


 

В истории, в  которой  нарочно перепутаны все единицы измерения, нужно справить ошибки, правильно расставить единицы измерения.  (3 балла той команде, которая быстрее).

«Я встал пораньше, в 4 кг утра. Позавтракав плотно, выпил 1 километр молока. Потом отправился на озеро. Расстояние до него немалое - 5 градусов. Утром было прохладно, температура всего 10 часов тепла. Поэтому я шёл быстро, со скоростью 5 литров в час. Пришёл, закинул удочку. Не прошло и 20 сантиметров, как я поймал первую рыбину. Большущую: длинной 50 минут и весом 3 км/ч. Отличная получилась уха».     

И командам очередное задание: Найдите число, спрятанное в пословице.

За правду стой горой.

Любишь смородину, люби и оскомину.

Пустой мешок стоять не будет.

Брито, нет стрижено.

Как не хитри, а от правды не уйти.

В семье не без урода.

Остался заряд, не пяться назад.

Синичка – воробью сестричка.

Новая метла чисто метет.

Чистота – залог здоровья.

Задание для болельщиков. (Ребусы) (слайд 41)


 

  1. тур. Отгадай-ка! И снова задание для команд!

Всего пять подсказок по каждому вопросу.

Если вы отвечаете после первой подсказки, то получаете 5 баллов, со второй – 4, с третьей – 3, с четвёртой – 2, с пятой – 1 балл. Если ошибаетесь, лишаетесь права ответа на вопрос.

1.Назовите явление

Объяснению этого явления посвящен один из трех законов классической механики

В переводе на русский язык - это бездеятельность

Мячик, выброшенный из рук горизонтально, сразу не падает вниз, а летит вперед по: причине этого явления.

Явление изучено было еще до Ньютона Галилеем

Ньютон писал: "Врожденная сила материи есть присущая ей способность сопротивления, по которой всякое тело, поскольку оно предоставлено само себе, удерживает свое состояние покоя или прямолинейного и равномерного движения".

Ответ: инерция


 

2. Назовите предмет

Сначала он плавал, потом стал и летать.

Он многим будучи их проводником, спас жизнь.

Он не любит большую жару и сильную тряску.

Он всегда целенаправлен.

Он безразличен к драгоценным металлам и алмазам, но волнуется при взаимодействии с железом.

Ответ: компас.

3. . Этот вопрос – об уникальном путешественнике. Кто он?

Претендентов на это путешествие было около 3 тысяч, однако выбор пал на него.

Это кругосветное путешествие он совершил в одиночку.

Сын крестьянина, ученик ремесленного училища, рабочий, студент, курсант аэроклуба…

Совершенное им прославило человеческий разум, его и его Родину.

Ему принадлежит историческая фраза, сказанная перед началом дороги: “Поехали!”

Ответ: Ю.А. Гагарин.

4. Это физическое тело, с которым вы знакомы все, что это за тело?

С помощью этого тела можно продемонстрировать закон паскаля и упругость газов.

Его можно использовать в науке для исследования некоторых физических явлений.

С ним дружат некоторые спортсмены.

Оно имеет наименьшую площадь поверхности из всех геометрических фигур того же объема.

По нему плакала Таня.

Ответ: мяч.

8 тур. Викторина «Просто сообрази».

Ведущий. А сейчас проводим викторину « Просто сообрази». Здесь не требуются особые знания по математике, физике. Здесь просто нужно уметь шевелить мозгами.

Обеим командам нужно угадать физическое понятие, выслушав три подсказки-определения. Если команда отгадывает понятие после первой подсказки, то она получает три балла, после второй – два, а после третьей 1 балл. Ответ принимается у той команды, которая быстрее подняла руку.

Вопросы:

для его измерения используется повторяющийся физический процесс

основная единица измерения — секунда;

делу это — потехе час.

(время)

действует на дно и стенки сосуда

увеличивается с глубиной:

нужно,  чтоб прикрепить что-нибудь кнопкой (давление)

Происходит при определенной температуре

и в кастрюле, и в чайнике, и когда работаешь или бежишь;

интенсивное парообразование с поверхности жидкости.

(испарение)

Можем притягивать и отталкивать

бывает и красного, и синего цвета;

у него два полюса

(магнит)

Обладают хорошей теплопроводностью

хорошо проводят ток;

железо, никель, алюминий

(металлы)

Мера инертности тела

основная единица измерения — килограмм;

у бегемота больше, чем у осла

(масса)

Скорость выполнения работы

важнейшая характеристика всех двигателей;

у КамАЗа больше, чем у ВАЗа

(мощность)

Их основная часть — стержень — коромысло

бывают лабораторные, технические, медицинские;

помощник продавца

(весы)

Ее у нас нет, когда мы спим, нет на большинстве уроков.

Но она есть на перемене и на уроках физкультуры.

У птиц она больше, чем у человека, еще больше у ракеты.

(скорость)

Она имеется у всех здоровых людей. У мужчин ее больше, у женщин и детей меньше. Ее совсем мало у больных.

Она не вещь и не сохраняется.

 «Давай поборемся», — говорят те, у кого ее много.

(сила)

Оно изменяется с изменением погоды.

Если оно мало, то большинство больных пожилых людей чувствует себя плохо; если же оно очень-очень мало, то из носа может пойти кровь.

Прибор для его измерения используют охотники и рыбаки, чтобы узнать погоду.

(давление)

Она большая у полных и высоких людей, малая — у худых и маленьких.

Но у всех она направлена в одну точку.

А точка находится в центре Земли

(сила тяжести)

Она имеется у всех. Уменьшается при работе. Если вы съедите сникерс, она у вас прибавится. Весами и линейкой ее не измерить.

От одинаковых сникерсов она прибавится у всех одинаково: и высоких людей, и у маленьких, и у девочек, и у мальчиков.

А если вместо сникерса съесть картошку, то прибавка будет меньше.

(энергия)

Она имеется у всех. Если человека долго не кормить, то она уменьшается.

 Ее весь день определяют продавцы.

Эта величина скалярная, а не векторная.

(масса)


 

Итак, пройдены все состязания. Пока жюри подведет итоги, я предлагаю вам разгадать загадки.


 

Вопрос 1. Что мешает ученику лицея, пойманному Светланой Владимировной на месте курения, распасться на отдельные молекулы и врассыпную исчезнуть из вида?

Ответ: Взаимное притяжение между молекулами.

Вопрос 2. В каких студентах быстрее движутся молекулы: в здоровых или простуженных?

Ответ: В простуженных, так как температура тела выше.

Вопрос 3. Девушка Маша, собираясь на танцы, совершенно бесшумно вылила на себя полфлакона маминых французских духов. Какое физическое явление позволило маме, готовившей обед на кухне, догадаться о случившемся?

Ответ: Диффузия.


 

Вопрос 4: Петя ехал к бабушке на электричке, и всю дорогу над ним издевались какое-то неведомое ему явление. Одно при каждой остановке толкало Петю вперед, а другое, когда вагон трогался — дергало назад. Что это за хулиганское явление?

Ответ: Инерция.

Вопрос 5: Лежит на земле: ни закрасить, ни соскоблить, ни завалить.

Ответ: Тень.

Без рук, без ног, а в дом лезет? (Холод,тепло).

Чего в сундук не спрячешь? (Луч света).

Профессор ложится спать в 8 часов вечера и заводит будильник на 9 часов утра. Сколько часов будет спать профессор? (1 час).

Для биолога – это среда обитания, для физика – диэлектрик, для связиста – эфир. Что это для обыкновенного человека? (Воздух).

Назовите самые первые летательные аппараты, придуманные человеком. ( Метла, ступа, ковёр – самолёт).

Если в 12 часов ночи идёт дождь, то можно ли ожидать солнечной погоды через 72 часа? (Нет, т.к. будет полночь).

Что идёт, не двигаясь с места? (Время).

Виден край, а до него не дойдёшь. Что это? (Горизонт).

Кто был первым космонавтом Земли? (Ю.А.Гагарин).

Что такое терминатор? (Граница дня и ночи на Луне).

Этот аппарат обследовал лунную поверхность, передал более 200

Панорам Луны и около 20 000 снимков Луны, исследовал лунный грунт. Как он назывался? ( Луноход).

Что такое пояс Зодиака? (12 созвездий, через которые проходит Солнце).

Кто такие уфологии? (Учёные, изучающие НЛО).

На всякий зов даю ответ, а ни души, ни тела нет? (Эхо).

Поднялись врата, всему миру красота? (Радуга).

В доме комната гуляет, никого не удивляет? (Лифт).

Это есть, ума не надо? (Сила).

Какой цифрой оканчивается произведение 23*24*25*26? (0).

Стрелки часов показывают 7 часов. Какой угол образуют минутная и часовая стрелки? (Прямой или 90◦).

Слово Жюри.

Благодарю вас всех, ребята, за участие в сегодняшней игре. До свидания, огромное всем спасибо!


 

Используемая литература:

Горлова Л.А. Нетрадиционные уроки, внеурочные мероприятия по физике: 7-11 классы.– М.; ВАКО, 2006. – 176 с. – (Мастерская учителя).

Кибальченко А.Я., Кибальченко И.А. Физика для увлечённых. – Ростов н/Д: «Феникс», 2005. – 188, [1] с. – (Библиотека школьника).

Наволокова Н.П. [и др.]; под общ. ред. Ненашева И.Ю. Предметная неделя физики в школе – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 272 с. – (Библиотека учителя).

4.Голышева О. Ю. Внеклассное мероприятие по информатике на тему: "Информационный марафон".http://festival.1september.ru

5.Я. И. Перельман. Занимательная физика. Т.1,2. М.: Наука, 1883.

6.Еженедельное приложение «Физика» к газете «Первое сентября» №37, 2000.

7.Еженедельное приложение «Физика» к газете «Первое сентября» №28, 1997.

8.Приложение «Физика для младших школьников» №6, 1999.

9. “Физиология человека” – учебное пособие для студентов мед. институтов под ред. чл. – кор. АМН СССР Г. И. Косицкого, 1985 г

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.