Творческая работа «Листая памяти страницы...»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ТРОСТЯНСКАЯ ОСНОВНАЯ ШКОЛА
К 75-летию освобождения Смоленщины
в Великой Отечественной войне
Листая памяти страницы …
Автор: учитель высшей категории
Листишенкова Тамара Николаевна
2018
Семьдесят пять лет отделяют наше поколение от событий освободительной войны на Смоленщине, но до сих пор открываются все новые и новые страницы лихолетья. При встречах и беседах ветераны всегда особо подчеркивают: самое трудное время – начальный период, когда многое было неизвестно и часто приходилось брать инициативу на себя. Беззаветную преданность Родине, высочайшую ответственность за ее судьбу, готовность до конца исполнить свой долг советские люди проявили на самых разных участках и не только на поле боя.
Приближается праздник, который мы сравниваем с днем Великой Победы. В день освобождения Смоленщины люди выходили на улицы, обнимались, дарили друг другу цветы, пели и танцевали. Казалось, впервые миллионы взрослых и детей подняли глаза к солнцу, впервые наслаждались красками, звуками, запахами жизни! Это был общий праздник всех наших земляков и каждого человека, потому что победа над фашизмом знаменовала победу жизни над смертью, разума над безумием, счастья над страданиями. В ожесточенных боях, истекая кровью и погибая, добывал ее солдат. Непрерывным бессонным трудом приближал ее рабочий и колхозник в тылу. Они защищали свой дом, будущее своих детей. Сентябрьские дни были пронизаны ликованием. Но сквозь него проступала горечь скорби. Люди вспоминали тех, кого потеряли, кого убила война.
Более семидесяти лет со дня освобождения Смоленщины, но эхо тех дней до сих пор не затихает в людских душах. Да, у времени своя память… Мы не имеем права забыть ужасы войны, чтобы она не повторилась вновь. Мы не имеем права забыть тех, которые погибли ради того, чтобы мы сейчас жили. Мы обязаны все помнить…
Умирают солдаты дважды:
От штыка или пули вражьей
И спустя много лет, в грядущем,
От забывчивости живущих.
Занимаясь краеведческой работой, мы к юбилейному году изучили много литературы о событиях Великой Отечественной войны, познакомились с документами районного историко-краеведческого музея о сражениях на починковской земле, и мне захотелось рассказать о партизанском движении на территории нашего района, которое внесло весомый вклад в победу над фашизмом.
Лето 1941 года на Смоленщине было на редкость солнечное, жаркое. Лишь изредка выпадали дожди. На полях росли рожь и пшеница, овес и лен. Цвели луга, паслись стада коров, овец. Трудовая жизнь кипела в городах и поселках.
Но на рассвете 22 июня 1941 года мирный труд людей был нарушен вероломным нападением немецко-фашистких захватчиков на нашу Родину. Началась Великая Отечественная война.
Уходили на фронт мужчины. Одновременно в городе, в Прудках, Лучесе и других населенных пунктах велось рытье противотанковых рвов и траншей. Разве мог кто предположить, что на третий день в починковском небе появятся первые фащистские самолеты, а 25 июня будет сброшена первая бомба? В этот же день бомбардировке был подвергнут полевой аэродром Боровское. Уверенный в полной безнаказанности, немецкий летчик снизился до ста метров. И здесь показал свое мастерство Н.Ф. Гастелло и его боевые товарищи. Фашистский «Ю-88» был подбит и совершил вынужденную посадку.
Мирное население угоняло скот в тыл – районы, далеко расположенные от фронта. Погонщиками были женщины, старики, дети. В одном из отчетов первый секретарь обкома партии Д. Попов напишет в ЦК ВКП(б): «За три с половиной месяца женщины Смоленской области выполнили работу в таком объеме, который в мирное время был бы под силу всему взрослому населению в течение двух-трех лет».
17 июля после кратковременных боев в Прудках гитлеровцы ворвались в Починок. 795 дней продолжалась оккупация района. Она принесла на починковскую землю смерть и разрушения.
Дом купца Эпштейна (в настоящее время там находится райпо) был превращен в тюрьму, а здание средней школы №1 – в немецкий госпиталь. В центре города фашисты установили виселицы. Они бесчинствовали на захваченной территории, расстреливали мирных жителей, сжигали деревни (Сельцо, Васильево, Ляхово).
На издевательства, расстрелы, зверства починковцы отвечали борьбой. Они создавали партизанские отряды и подпольные группы. В нашем районе были организованы и действовали отряды «За Родину» и имени Суворова.
В партизанский отряд «За Родину» входили жители Кононовского, Сергеевского, Матвеевского и Хмарского сельских советов. Отряд объединял 140 человек. Командовал отрядом Николай Алексеевич Дупанов, комиссаром был секретарь райкома Сергей Николаевич Бабарин.
Отряд «За Родину» провел ряд боевых операций, в ходе которых занял деревни: Еленев Холм и Подбудье Глинковского района. Отрядом распространялись листовки и обращения к старостам, полицейским и населению. Проводилась подписка на заем и сбор средств на танковую колонну. В результате было передано на Большую землю до десяти тысячи рублей. В мае 1942 года отряд соединился с полком имени С. Лазо.
Отряд имени Суворова превосходил отряд «За Родину» по численности более чем в два раза. Командовал им капитан Ермаков, комиссаром был Щигорцев. В него входили жители Васильевского сельсовета и военнослужащие Красной Армии, оказавшиеся в тылу врага. Отряд вел, главным образом, диверсионную работу на железной дороге Смоленск-Рославль.
В оперативной сводке западного штаба партизанского движения о боевых действиях партизанских отрядов с 1 по 18 июня 1942 года сказано: «В районе Починка уничтожено 133 солдата и 3 офицера противника, 4 предателя, 16 автомашин с грузом, тягач, легковая машина, захвачен продсклад, сожжен склад боеприпасов, совершен налет на немецкие гарнизоны в трех деревнях».
Долгое время в нашем районе действовали две антифашистские организации. Одну возглавлял директор Белекотловской школы И.Д. Молчанов, в нее входили сельские учителя и молодежь Мурыгинского, Плосковского и Ивановского сельсоветов.
Группа была хорошо законспирирована, широко работала разведывательная сеть. В Плосковской волости Иван Дмитриевич продвинул на все посты членов своей организации, восстановил Белекотловскую школу, которая только для видимости работала по немецким учебникам и программам. Такие книги лежали стопкой для инспектора районной управы. Также он наладил хорошую связь с партизанским отрядом Аркадия Сенцова, который был настоящей грозой для фашистов. Переодевшись в форму полицейских, партизаны свободно передвигались, вершили суд над предателями, громили вражеские обозы, уничтожали немецкую боевую технику. На розыски неуловимого «Аркашки» фашисты бросали крупные силы, но через подпольщиков отряд Сенцова заранее узнавал о замыслах противника.
Фронт приближался к нашему району. Штаб партизан принял дерзкое решение: разгромить захваченный фашистами аэродром Боровское и захватить железнодорожную станцию Починок. Но был взят в плен раненый комиссар отряда А. Сенцова, а при нем был планшет с дневниками и письмами И.Д. Молчанова. Начались аресты. Арестованных подпольщиков привезли в Починок. Они приняли страшные пытки: их избивали, травили овчарками… 27 февраля 1943 года рано утром подпольщиков повели на расстрел. Впереди колонны шел Иван Дмитриевич, его под руку держала дочь Лида. Вместе с Молчановыми погибли учителя Павел Ивлевич Селиверстов, Евдокия Игнатьевна Игнащенкова и другие – всего более 50 человек. Все они похоронены на окраине Починка в братской могиле, ныне это территория храма Благовещения Пресвятой Богородицы.
Почти в то же время гитлеровцы напали на след другой подпольной группы, которую возглавлял учитель из Смоленска Андрей Захарович Илларионов. Эта группа действовала в деревнях Аблезковского и Княжинского сельсоветов и сформировала из окруженцев партизанский отряд «Мститель». Подпольщики имели радиоприемники, принимали и распространяли радиосводки, создали склад с оружием.
Много горя принесли фашисты починковцам. Они стали запугивать местных жителей за связь с партизанами. 13 апреля 1943 года отряд карателей напал на деревню Сельцо. Они расстреляли всех жителей, а деревню сожгли до тла.
На следующий день этот же карательный отряд окружил село Ляхово, где когда-то учился А.Т. Твардовский. Каратели били скот, грузили все, что можно было увезти. Затем всех жителей и беженцев согнали в клуб и заживо сожгли. Чудом уцелело всего три человека. Это – смоленские Хатыни.
Спустя три недели после Ляховской трагедии с самолета была сброшена листовка со стихами нашего земляка А.Т. Твардовского. Там были такие строки:
Ой, родная, отцовская,
Сторона приднепровская,
Смоленская сторона,
Здравствуй!
За Починками, Глинками
И везде, где ни есть,
Потайными тропинками
Ходит зоркая месть.
Ходит, в цепи смыкается,
Обложила весь край…
Встань, весь край мой поруганный,
На врага!
Стихотворение было принято как приказ, как призыв гнать врага, уничтожать беспощадно, поскорее освобождать родную землю.
23 сентября 1943 года Починок был освобожден, а еще через два дня, 25 сентября, была освобождена и вся Смоленщина. Над зданием райфо (напротив библиотеки) водрузили Красное Знамя.
Во время войны погибали дети, и из мирного населения, и те, которые помогали партизанам. Что есть дороже детей у любого народа? У любой матери? У отца? Дети… «Дети войны» - страшное сочетание двух противоестественных, невозможных рядом слов…
Дети погибали вместе со взрослыми, работали наравне со взрослыми с раннего утра до позднего вечера, тем самым приближая час Победы. Дети часто были связными в партизанских отрядах. В деревне Юры находится могила юного партизана Вани Гаврилова. Мы не знаем, сколько ему было лет, чем он увлекался, но будем всегда помнить его имя.