Конспект урока по истории России в 9-м классе «Листая памяти страницы…»
Тема:
Учитель: Твердова С.Н МОУ СОШ №8 п.Комсомольский Гулькевичский район, Краснодарского края
Тема урока: «Листая памяти страницы…»
Цели:
проверить уровень усвоения знаний и качество полученных знаний;
формировать чувства патриотизма и собственного отношения к прошлому, интерес к истории своей родины;
показать значимость изучения отечественной истории.
Оборудование урока: Карта Великой Отечественной войне, репродукции, литературные произведения, таблица успеваемости, задания – карточки, мультимедийный проектор.
Ход урока.
Учитель: Здравствуйте, сегодня в мире так много информации, что порой память не может удержать какие-то знания о событиях и людях.
Словно смотришь в бинокль перевернутый
Все, что сзади осталось, уменьшилось…
Так сказал в одном из своих стихотворений Константин Симонов.
И цель нашего урока: решить нужно ли помнить или нет, стоит ли приближать или забывать события и участников Великой Отечественной войны.
Вопрос к классу: «Как вы считаете, а что нам необходимо, для того чтобы добиться цели?» (Вспомнить и проанализировать события военных лет).
Учитель: Сегодня мы будем работать в командах, а команда только может добиться успеха при взаимовыручке и взаимоподдержке.
Вы все обладаете знаниями. Что бы выяснить какая команда обладает большим потенциалом знаний, мы будем засчитывать очки за правильные ответы.
На доске чертиться таблица
1 команда | 2 команда | 3 команда | 4 команда | 5 команда | |
1 этап РАЗМИНКА | |||||
2 этап Летописание | |||||
3 этап Реконструкция события | |||||
4 этап Викторина |
1 этап – Разминка.
Учитель: Командам по очереди будут называться фамилии участников ВОВ, даты, кодовые названия событий, а ваша задача, посовещавшись 5 секунд, ответить, к каким событиям относятся даты, что означают кодовые названия, и кто были те люди, о которых мы упоминаем. Если команда затрудняется ответить, то ход переходит следующей команде.
За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
1 команда | 2 команда | 3 команда | 4 команда | 5 команда | |
Полководцы | Г.К. Жуков | И.В. Сталин | Гудериан | А. Гитлер | Паулюс |
Битвы | «Огненная дуга» | «Тайфун» | «Багратион» | «Уран» | «Восточный вал» |
Даты | 19.11.1942 | 5.12.1941 | 12.07.1943 | 9.05.1945 | 22.06.1941 |
Учитель: Да. 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Война, всего пять букв, а какое страшное слово. (Обращаемся к слову на доске). Давайте попробуем разделить тяготы войны. Каждая команда возьмет себе по букве. (Капитаны берут букву).
2 этап – Летописание.
На обороте буквы обозначен период войны. Команда, посовещавшись 1 минуты, должна определить хронологические рамки и дать краткую характеристику периода.
1 период - 22.06.1941 г. – 5.12.1941 г. – отступление красной армии
2 период – декабрь 1941-ноябрь 1942 года – неустойчивое равновесие
3 период – 19 ноября 1942 г. – конец 1943 года – период коренного перелома
4 период – 1944 г. – 9 мая 1945 г. – завершающий период Великой Отечественной войны.
5 период – 9 августа 1945 г. – 2 сентября 1945 г. – разгром Японии. Окончание II мировой войны.
Учитель: Вы правильно охарактеризовали периоды войны. Какие-то события, произошедшие в эти периоды историки знают хорошо, какие-то - воссоздают по крохам информации. И мы с вами попробуем реконструировать события.
3 этап – Реконструкция события.
Каждая команда получает карточку, в которой указано военное событие, пользуясь коллективным знанием, необходимо воссоздать событие по карте, рассказывая о нем. На подготовку этого этапа вам дается 1 минута.
1. Битва за Москву.
2. Сталинградская битва.
3. Битва на Курской дуге.
4. Битва за Днепр.
5. Разгром Квантунской армии в Маньчжурии.
Физкультминутка.
4 этап – Викторина.
Учитель: Война оставила свой след в искусстве. Попробуйте определить, о каких событиях идет речь.
Письмо Г. Вишневской, иллюстрации А. Дайнека «Оборона Севастополя», П. Кривоногова «Комиссар крепости», «Победа», Про Малую Землю, Кубанская Хатынь, М. Шолохова “Они сражались за Родину”, А. Твардовского “Я убит подо Ржевом”, “Переправа”, А. Толстого “Русский характер”, Б. Васильева “А зори здесь тихие”, “В списках не значился” К. Воробьёв “Убиты под Москвой”, В. Быкова “Сотников”, “Обелиск”, Ю. Бондарева “Горячий снег”, В. Закруткина “Матерь человеческая”, А. Ахматова “Мужество”.
Учитель: Война унесла жизни 27 миллионов человек. Из 18-летних погиб каждый третий. Ежедневно погибало 15 тысяч человек. Если бы мы решили почтить минутой молчания каждого, то нам пришлось бы молчать 38 лет.
Заключение. Слайды + музыка + стих А. Блока «Девушка пела в церковном хоре…»
Девушка пела в церковном хоре
О всех усталых в чужом краю,
О всех кораблях, ушедших в море,
О всех, забывших радость свою.
Так пел ее голос, летящий в купол,
II луч сиял на белом плече,
И каждый из мрака смотрел и слушал,
Как белое платье пело в луче.
И всем казалось, что радость будет,
Что в тихой заводи все корабли,
Что на чужбине усталые люди
Светлую жизнь себе обрели.
И голос был сладок, и луч был тонок,
И только высоко, у царских врат,
Причастный тайнам, — плакал ребенок
О том, что никто не придет назад.
Учитель: Так нужно ли нам помнить о Великой Отечественной войне или нет. Стоит ли приближать или забывать события и участников Великой Отечественной войны. (Ответы учащихся).
Учитель: Не было в нашей стране семьи, которая не понесла бы в этой войне тяжелой утраты. Долг живых - не забывать о той страшной войне, о тех, кто спас Родину. Мы у них в вечном долгу. Память о минувшей войне будет переходить от отцов к сыновьям, от сыновей к внукам. Иначе нельзя.
Домашнее задание.
Учитель: Завершением нашей работы сегодня будет домашнее задание: подготовьте сообщения о военных трудовых подвигах наших земляков в годы Великой Отечественной войны. Напишите о своих родных и близких, сражавшихся на фронте или работавших в тылу.
5