Творческая составляющая ОГЭ по русскому языку: задание 15.3

10
2
Материал опубликован 17 December 2015 в группе

Пояснительная записка к презентации

 

Мастер-класс по подготовке девятиклассников к ГИА по русскому языку: творческая составляющая ОГЭ.

Открытое элективное занятие по русскому языку в 9 классе по теме «Готовимся к ОГЭ. Работа с текстом: задание 15.3»

Цель: подготовка к сочинению-рассуждению на осмысление нравственно-этического понятия.

Задачи:

Обучающая: совершенствовать навыки работы с аудированным текстом (определение микротем), обучать умению писать сочинение-рассуждение на осмысление нравственно-этического понятия;

Развивающая: развивать аналитическое мышление, письменную и устную монологическую речь обучающихся;

Воспитательная: воспитывать уважение к чужому мнению, формировать ответственное отношение к дружбе, друзьям.

Оборудование: презентация материалов урока Здесь будет файл: /data/edu/files/f1450369602.pptx (презентация)Здесь будет файл: /data/edu/files/e1450369685.mp3 (аудиозапись), аудиозапись текста для сжатого изложения , раздаточные материалы КИМов, двойные тетрадные листы, буклеты «Советы по написанию сочинения-рассуждения. Задание 15.3» Здесь будет файл: /data/edu/files/l1450369816.docx (буклет) (автор-составитель Беспалова Татьяна Васильевна, г. Мыски Кемеровской области), Толковый словарь Ожегова, Шведовой.

Ход урока

Оргмомент. Приветствие участников образовательного процесса, краткий анонс основных моментов занятия. – 2 мин.

Мы продолжаем подготовку к ОГЭ: совершенствуем навыки работы с аудированным текстом (задание 1) и начинаем подготовку к написанию сочинения-рассуждения на осмысление нравственно-этического понятия (задание 15.3).

План занятия (запись на доске):

Прослушивание аудиозаписи и определение микротем текста. (12 мин.)

Знакомство с советами по выполнению задания 15.3. (10 мин.)

Составление универсального шаблона для написания сочинения-рассуждения. (20 мин.)

Рефлексия. (1 мин.)

Работа с аудированным текстом.

Обучающиеся два раза прослушивают аудиозапись, делают выписки и заполняют таблицу (приложение №1)

Заслушать формулировки микротем, которые определили обучающиеся, сравнить с формулировками микротем учителей. (слайд №1)

Подготовка к выполнению задания 15.3.

- Как формулируется задание 15.3? - слайд №2

Перед вами на партах лежат буклеты, которые содержат советы по выполнению задания 15.3. Они сегодня будут нашим главным информационным источником, опираясь на данные которого, мы должны будем в ходе занятия составить универсальный шаблон сочинения.

1 момент – блоки КИМ – для 4 вариантов КИМ даётся одна тема сочинения 15.3, отражающая ключевое слово-понятие текста для изложения. (Ключевые слова – понятия из сегодняшнего текста – дружба, настоящий друг). – слайд № 3.

- Какие темы могут быть предложены для сочинения? слайд №4.

Что такое человечность (дружба, добро, сострадание, красота, самовоспитание, мужество, милосердие, эгоизм, счастье)?

Природа – это…

Какого человека можно считать сильным.

Каким должен быть учитель.

- Какова должна быть структура (композиция) сочинения-рассуждения? – слайд №5

- В чём особенность составляющих каждой части? – слайды №6, 7, 8, 9..

Работа над созданием универсального шаблона сочинения 15.3. (работа в парах) – слайд №10.

- Используя советы из буклета, составьте универсальный шаблон для сочинения 15.3. (двое работают на компьютере, создают слайд «Универсальный шаблон сочинения 15.3»).

Проверка выполнения задания.

Рефлексия. Оцените практическую значимость урока по пятибалльной шкале. Спасибо за внимание – слайд № 11

Д/З Написать, используя универсальный шаблон, сочинение-рассуждение 15.3. по тексту (приложение №2)– слайд №12

Приложение №1.

Совершенствуем навыки работы над сжатым изложением.

Заполните графы таблицы после прослушивания аудиозаписи.

Ключевые слова, понятия

Формулировка микротемы абзаца

   
   
   

Ключевые слова, понятия

Основное содержание абзаца

Формулировка микротемы

Вечные ценности

Есть ценности, которые изменяются, теряются со временем, а есть вечные ценности, которые имеют большое значение для людей всех поколений и культур. Одна из них – дружба.

Дружба, настоящий друг

Что такое дружба? Каким должен быть настоящий друг? Все определения сходятся в следующем: дружба – взаимоотношения, основанные на открытости, полном доверии друг другу и готовности в любой момент прийти на помощь.

Главное в дружбе

Главное, чтобы у друзей были одинаковые жизненные ценности, схожие духовные ориентиры, позволяющие им дружить долгие годы, несмотря ни на что. Постоянство – отличительная черта дружбы.

79 слов

Приложение №2.

Предварительный просмотр презентации

Подготовка к ГИА: творческая составляющая ОГЭ

Работа над аудированным текстом Ключевые слова, понятия Основное содержание абзацев Формулировка микротем Вечные ценности Есть ценности, которые изменяются, теряются со временем, а есть вечные ценности, которые имеют большое значение для людей всех поколений и культур. Одна из них – дружба. Дружба, настоящий друг Что такое дружба? Каким должен быть настоящий друг? Все определения сходятся в следующем: дружба – взаимоотношения, основанные на открытости, полном доверии друг другу и готовности в любой момент прийти на помощь. Главное в дружбе Главное, чтобы у друзей были одинаковые жизненные ценности, схожие духовные ориентиры, позволяющие им дружить долгие годы, несмотря ни на что. Постоянство – отличительная черта дружбы.

Советы по написанию сочинения-рассуждения Задание 15.3 Беспалова Татьяна Васильевна, учитель русского языка и литературы МБОУ ООШ № 3 г. Мыски Кемеровской обл. Дополнения внесены Лаздан Н.А., учителем русского языка МБОУ «Иштанская ООШ» с. Иштан Кривошеинского района Томской области

Формулировка задания 15.3 Как Вы понимаете значение слова (понятие). Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «(Что такое…)», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Текст варианта №1 Текст варианта №2 Текст варианта №3 Текст варианта №4 Текст для изложения Блоки КИМ В каждом блоке из 4-х вариантов даётся одна тема сочинения 15.3, отражающая ключевое слово-понятие текста для изложения.

Темы сочинений-рассуждений. Задание 15.3 Что такое человечность (дружба, добро, сострадание, красота, самовоспитание, мужество, милосердие, эгоизм, счастье)? Природа – это… Какого человека можно считать сильным. Каким должен быть учитель.

Композиция сочинения-рассуждения 1. Вступление. Тезис. Формулировка определения и комментарий к нему. 2. Основная часть. Доказательства. Два примера-аргумента: Пример из прочитанного текста; Пример из жизненного опыта. 3. Заключение. Вывод. Каждая часть сочинения пишется с красной строки.

Тезис Вывод Пример из прочитанного текста Пример из жизненного опыта

Вступление. Тезис По условию задания в качестве тезиса берём сформулированное нами определение. Есть разные способы толкования лексического значения слова. Понятийный Дружба – это бескорыстные личные взаимоотношения между людьми, основанные на любви, доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях. Синонимический Человечность – это гуманность, человеколюбие. Описательный Добро – всё положительное, хорошее, полезное. Комбинированный Сострадание – это жалость, сочувствие, вызываемые несчастьем или бедой другого человека или животного.

Комментарий Данное определение нужно прокомментировать, т. е. дать объяснение, пояснительные замечания. Смысл комментария заключается в том, чтобы показать важность, актуальность, жизненность, нравственную состоятельность этического понятия. Например: Человечность – это нравственное качество, которое предполагает уважение и сочувствие к людям, доброжелательность и терпимость. В современном мире и так достаточно зла, людям нужно быть внимательнее и добрее по отношению друг к другу.

Переход к рассуждению Связать вступление с основной частью можно с помощью таких речевых клише: Попробуем разобраться в смысле этого понятия. Как можно понять это определение? Попробуем объяснить данное определение. Попробуем разобраться, что стоит за этим понятием (словом).

Основная часть. Аргументы В основной части аргументируется тезис. Необходимо привести 2 примера-аргумента 1) из указанного текста; 2) из жизненного опыта (случай, действительно имевший место в жизни автора; свидетельство очевидцев и т.п.). Примеры должны соответствовать данному понятию; иллюстрировать данное определение.

Включение примеров Для включения в сочинение примеров-аргументов можно использовать следующие речевые клише: Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к тексту (автор). Проиллюстрировать это понятие можно на примере текста (автор). Предложение … подтверждает мысль о том, что … . Примеры (понятие) можно встретить в жизни. Это определение можно доказать на таком примере. В подтверждение приведу также пример из жизни.

Заключение. Вывод Заключение так же, как и вступление, не должно превышать по объёму основную часть сочинения. Задача заключения — подвести итог, обобщить сказанное. Вывод должен быть логически связан с предыдущим изложением и не должен противоречить по смыслу тезису и аргументам. Начать заключение можно вводными словами значит, итак, следовательно, таким образом или речевым клише мы пришли к выводу, подводя итог, делая выводы из вышеизложенного и т.д.

О почерке Помните, что задания 1 (изложение) и 15 (сочинение) будут проверять эксперты. Поэтому старайтесь писать не только ГРАМОТНО, но и АККУРАТНО, РАЗБОРЧИВО, чтобы написанное можно было прочитать без труда.

Универсальный шаблон сочинения-рассуждения. Задание 15.3 Что такое…(понятие)? … (Понятие)– это… (определение).

Домашнее задание Написать сочинение-рассуждение «Что такое дружба?»

Шаблон сочинения-рассуждения о дружбе. Задание 15.3 Что такое дружба? Дружба - … Настоящая дружба проверяется испытаниями, крепнет с годами. Настоящий друг – человек, который не только приходит на помощь в трудную минуту, но и самое главное – умеет понимать и прощать. Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к тексту. (Пример из текста)… Примеры настоящей дружбы можно встретить в жизни. (Пример из собственного жизненного опыта). Таким образом, только настоящая дружба помогает людям проявлять их лучшие качества, в том числе умение прощать обиды.

Удачи на экзамене!

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

Спасибо!!

1 June 2016

Благодарю за ресурс!

9 August 2018