Творческий экологический проект — творческий вечер «Я и мир вокруг меня»
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение
«Детский сад «Лёвушка»
Творческий экологический проект
Творческий вечер «Я и мир вокруг меня».
Руководитель проекта: воспитатель
Чепилян Наталия Леонтьевна
Участники: дети старшей
группы «Малинка»
Р.п. Кольцово, 2022
Вступление.
Как прекрасен этот мир, посмотри. Постарайся, его сбереги!
Да, он действительно прекрасен, этот полный чудес и загадок мир. Каждый день мы встречаемся с его тайнами.
Дети дошкольного возраста большие почемучки. Сколько таких почему и зачем у растущего человека? Ему всё любопытно, ему обязательно хочется знать всё обо всём и сразу.
Кто может помочь ему в этом? Педагоги? Родители? Да, безусловно, помогут. Объяснить, сберечь, рассказать, помочь задуматься, разобраться, если не во всём, то во многом. Дети узнают много интересного из жизни наших соседей по общему дому – Природе.
На многие вопросы ответит этот проект. Он предназначен для детей, родителей, педагогов и содержат комплекс мероприятий, направленных на повышение экологической грамотности всех участников проекта. В проекте реализовывается образовательная деятельность, опытно-экспериментальная, а также игры, развлечения, наблюдения, экскурсии, работа с родителями, природоохранные акции.
Актуальность:
“Красота природы таится во всем, что нас окружает – и в солнечном дне и ласковом море, которое плещется у нас под ногами. В буйной зелени, в которой утопают сады летом. Но также красива зима – с ее бесконечными вьюгами и морозом. Сколько совершенства и тончайшей красоты в одной-единственной снежинке! А осень? Обласканная солнцем и омытая дождями, то грустная, то ворчливая, то нежная, то угрюмая.
Проблема: Потребительское отношение к природе и ухудшение экологии требует формирования основ экологической культуры у дошкольников.
Гипотеза:
Предполагаю, что у детей расширятся представления об окружающем мире, научатся видеть красоту природы вокруг себя, а также бережно относится к ней. Благодаря разнообразным видам творческой деятельности у детей повысится интерес.
Цель: формирование чувства прекрасного, знания о красоте природы средствами искусства.
Задачи:
1. Расширить представление о ценности природы как источника жизни на земле.
2. Формировать экологические знания об окружающем мире.
3. Активизировать имеющиеся знания по окружающему миру через участие в игровой деятельности.
4. Углубить и расширить знания по экологическому состоянию нашей планеты и охране природы.
5. Продолжить нравственно-эстетическое воспитание личности путем погружения в мир искусства; формировать опыт успешного публичного выступления; развивать эмоциональную сферу ребенка
6. Формирование у дошкольников чувства заботы о здоровье окружающих, способность прогнозировать возможные изменения состояния здоровья детей под влиянием факторов окружающей среды.
7. Развивать эмоционально-чувственное восприятие природы.
8. Воспитывать гуманное, бережное и заботливое отношения к природе и ее богатствам.
Тип проекта: творческий экологический
Участники: дети старшей группы, родители, воспитатели группы.
Сроки реализации: краткосрочный (с 21.08.2022 по 15.12.2022)
Возраст участников: воспитанники старшей группы «Малинка» (5 – 6 лет)
Количество участников: 10 человек.
Предполагаемый результат.
1. Сплочение детей и родителей, родителей и педагогов в процессе активного сотрудничества в ходе реализации проекта.
2. Обогащение развивающей предметно – пространственной среды: изготовление альбома: «Как прекрасен этот мир»
3. Выставка рисунков, поделок: «Я и мир вокруг меня»
4. Творческий вечер «Я и мир вокруг меня»
Мной был организован творческий вечер, где я постаралась подарить воспитанникам любовь к окружающей природе посредством художественного слова и музыки. Я делала акцент на речевых играх, мини – этюдах, чтобы ребята смогли проявить свои индивидуальные способности и речевую активность.
Формы работы:
Образовательная ситуация;
Дидактические игры;
Беседы
Рассматривание иллюстраций;
Просмотр презентаций;
Чтение художественной литературы;
Отражение полученных знаний в творческой деятельности;
Работа с родителями.
Методы и приемы:
- творческая деятельность (игровое творчество, песенное, танцевальное, импровизация на детских музыкальных инструментах);
- сочинения сказок
- игры-драматизации;
- беседы после просмотра спектаклей;
- упражнения для эмоционального развития детей;
- коррекционно-развивающие игры;
- упражнения по дикции;
- упражнения на развитие мимики, детской пластики;
- репетиции и обыгрывание сказок и инсценировок.
Использование разнообразных средств: театральные уголки в группах, разнообразные виды театров, костюмы, декорации, фонотека, детские музыкальные инструменты, наглядные иллюстрации.
Работа с родителями.
1.Разгадывание экологического кроссворда по теме «Красивые природные явления»;
2. Совместное обсуждение мероприятий по выполнению проекта;
3. Совместное продумывание творческих номеров к конечному продукту.
4.Консультация для родителей «Исследовательская деятельность в детском саду».
5. Выступление перед родителями, сверстниками с творческим вечером.
Этапы реализации проекта:
№
| Мероприятия | Цели |
1 этап – подготовительный. |
|
|
1. | Подбор наглядно – дидактических пособий, демонстрационного материала, природного материала, художественной и научной литературы, приобретение необходимого оборудования. | Создать условия для реализации проекта «Я и мир вокруг меня». |
2. | Консультация для родителей «Исследовательская деятельность дошкольников в ДОУ» | Просвещать родителей по данной теме. |
2 этап – основной. | Мероприятия | Цели |
3. | Рассматривание книг, иллюстраций, альбомов о красотах родного края. Беседы с детьми. | Вызвать интерес к достопримечательностям родного края, красоте растительного и животного мира. Рассмотреть книги и иллюстрации по данной тематике. Беседы по охране природы. |
4. | Проведение занятий. Рисование «В гости к осени», «Богатый урожай», «Цветы в вазе» | Продолжать учить детей передавать в рисунке радостное настроение, связанное с приходом разных времен года, видеть и передавать в своих творческих работах. Умение придумывать содержание своей работы, закрепить умение работать в разной нетрадиционной технике рисования. |
5. | Лепка «Мир насекомых», «Урожай с грядки», «Разноцветные листочки», «Цветы для мамы». | Расширять и закреплять знания детей о насекомых; растениях; активизировать, обогащать словарный запас детей по темам; воспитывать чувство прекрасного. |
6. | Слушание музыки великих композиторов | Уметь различать настроение, представлять картинку, танцевать этюды. |
7. | Дидактические игры «Что сначала, что потом?», «Времена года». | Развивать понимание простых причинно-следственных отношений. |
8. | Аппликация «Вот так чудо огород!». | Уточнять и закреплять знания детей об овощах и фруктах; - обогащать активный словарь детей; воспитывать бережное отношение к живой природе, к осеннему урожаю; желание любоваться красотой окружающего мира. |
9. | Выращивание огорода на окне. | Формировать умение наблюдать, заботиться, нести ответственность |
10. | Итоговая беседа
| Настроить детей на дальнейшую творческую деятельность по обобщению полученных знаний. |
11. | Экологическое развлечение | Научить детей беречь природу и заботиться о ней, видеть ее красоту. |
12. | Экскурсии с родителями, целевые прогулки | Привлечь родителей к активному участию создания проекта. |
13. | Осенний утренник | Систематизация знаний |
3 этап – итоговый | Разучивание стихотворений, поговорок, загадок, сценок, песенок к творческому вечеру | Представление полученных знаний |
14. | Обработка и оформление материалов проекта, фотографий. | Создание презентации |
15. | Репетиция. | Отработка интонации, жестов, мимики |
16. | Выступление на конкурсе экологических проектов | Предоставить возможность каждому ребенку проявит свои творческие возможности. |
Продукт проекта:
Выставка рисунков, поделок, альбомы, фотографии, творческий вечер: «Я и мир вокруг меня».
Выводы.
Обязательная составляющая проекта – детская самостоятельность (при поддержке взрослого), сотворчество детей и взрослых, развитие коммуникативных способностей, познавательных и творческих навыков; применение полученных знаний в разных видах деятельности. Поэтические строки, которые читали дети, были восприняты сердцем, сделали детей лучше, отзывчивее, благороднее. Строки проникли в самые сокровенные уголки детского сознания. Она расширяет духовные горизонты, формирует способность понимать окружающую нас природу. Наша гипотеза подтвердилась: у детей расширились представления об окружающем мире, они научились видеть красоту природы вокруг себя, а также бережно относиться к ней. Благодаря разнообразным видам творческой деятельности у детей повысился интерес к теме.
Заключение: Выбранная нами форма заключительного мероприятия была очень удачной, цели достигнуты, поставленные задачи решены. Все использованные формы, методы и приемы эффективно сработали на достижение поставленных цели и задач. Будем и дальше о ярких, острых и злободневных проблемах говорить через творческие вечера. Мы и дальше планируем создавать яркие насыщенные мероприятия по проблемам экологии.
Список литературы.
1. Интернет-ресурсы: nsportal.ru – Социальная сеть работников образования.
2. Комарова Т. С., Зарянова О. Ю., Иванова Л. И., Карзина Г. И., Милова О. М. Изобразительное искусство детей в детском саду и школе. – М. 2000 г.
3. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. Творческий Центр “СФЕРА” М. 2003 г.
4. Молодцова Л. П. Игровые экологические занятий с детьми. Минск “АСАР”,2001 г.
5. Николаева С. Н. Программа экологического воспитания дошкольников. М., 2005 г.
6. Николаева С. Н. Юный эколог. Системы работы с детьми в детском саду. М. МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010 г.
7. Придумай слово: речевые игры и упражнения для дошкольников (О. С. Ушакова, А. Г. Арушанова, Е. М. Струнина и др. – М., 1996.
Приложение № 1
Беседа об охране природы
Программное содержание: уточнить представления детей о том, что животные нуждаются в охране и заботе, многие растения и животные в лесах и огородах, в водоемах и лугах, нуждаются в помощи и заботе людей. Закрепить и обобщить представления о растениях и животных, как о живых существах (они нуждаются в пище, тепле свете и т. д.). Заботясь о растениях и животных, люди охраняют их от гибели, стремятся не наносить вреда и создают хорошие условия жизни, обеспечивают их пищей, оберегают от холода. Побуждать детей к высказыванию, умению делать выводы, логически мыслить. Углубить понимание детьми необходимости беречь растения и животных. Воспитывать бережное, заботливое отношение к растениям и животным.
Ход образовательной деятельности:
- Ребята, за что мы любим лес? Парк? Речку?
Да, правильно. Мы любим лес, парк, речку потому, что они украшают нашу улицу, город, нашу землю. В лесу растут различные деревья, травы, грибы, ягоды. В лесу тихо, воздух чист и прозрачен. В парке тоже растут деревья, кусты, цветы, травы. Их посадили люди, ваши мамы и папы, дедушки и бабушки. Речку мы любим за то, что у нее чистая, прозрачная вода, что она поит водой деревья, кустарники и травы, растущие по берегам. Дети, что нужно растениям, чтобы они хорошо росли? Да, чтобы хорошо растения росли, нужен и свет, тепло, влага, питание.
- Кто живет в лесу?
Правильно. В лесу живут звери, птицы, насекомые, лягушки змеи.
- А что растет в лесу?
В лесу растут разные породы деревьев и трав. Среди них много лекарственных.
- Какие лекарственные растения вы знаете? (Дети называют растения, а воспитатель показывает иллюстрации)
Правильно: пижма, мать-и-мачеха, подорожник, малина, липа и др.
- А какие вы знаете деревья? (Ответы детей)
В лесу растут такие породы деревьев: осина, клен, ель, липа, дуб.
- Для чего людям нужен лес?
Да, в нашей жизни лес имеет большое значение. Лес дает людям древесину, лекарственные растения, грибы, ягоды. Плодами деревьев питаются птицы и звери. Лес украшает нашу землю, очищает воздух. И поэтому, как мы должны относиться к лесу?
Правильно, мы должны охранять его.
- Как дети и взрослые заботятся о лесе?
Да, лес друг человека. Не зря в народе говорят: Много леса - береги, мало леса - посади! " Люди охраняют лес от пожаров, расчищают от погибших деревьев, сажают новые молодые деревья. Дети тоже заботятся о лесе: собирают семена деревьев, ухаживают за молодыми саженцами, следят, чтобы никто не разорял птичьи гнезда, не ломал и не рубил деревья, не топтал траву в парках и не играл с огнем в лесу, следят чтобы никто не засорял родники, озера, речки.
- Как вы должны вести себя в лесу?
Да, ребята, весной, когда птицы выводят птенцов, нельзя кричать, нельзя разорять гнезда, муравейники, ломать ветки деревьев, рвать большое количество цветов, нельзя разводить костер в сухом лесу, в парках.
- Как вы должны вести себя в поле?
да, в поле растет хлеб. Поэтому по полю ходить нельзя, иначе вытопчешь колосья хлеба. затоптанные растения не будут расти.
- Около речки, родника, озера мы должны как себя вести?
- Да, не засорять водоемы, не пугать рыб криком.
Физкультминутка
Лебеди, лебеди крыльями машут.
Наклонились над водой, покачали головой.
Гордо и упрямо умеют держаться
И тихо на воду садятся.
Человек бережет не только птиц, но и всех редких животных, которых осталось совсем мало. Для этого создаются заповедники.
- Кто знает, что такое заповедник?
В заповедниках живут животные и птицы, насекомые и растения. Заповедники в нашей стране созданы в разных краях.
- Ребята, почему природа требует бережного отношения?
Природа - это богатство нашей Родины, а его надо охранять, чтобы не исчезли с лица земли цветы на лугах, деревья, птицы, ручейки.
- Как мы должны относиться к деревьям, кустарникам, цветам на участке нашего детского сада? (Рассказы детей)
- Сейчас мы поиграем в игру "Что дает нам природа? " Я назову, например слово "лес", а вы должны перечислить, что люди получают от леса.
"Лес" - грибы, древесину, ягоды, орехи, лекарственные травы.
"Поле" - пшеницу, овес, рожь, кукурузу.
"Река" - воду, рыбу, песок.
"Земля" - питание для растений, полезные ископаемые, глину.
- Ребята, пусть в наших парках, садах, лесах пышно растут деревья и спокойно поют птицы. Пусть родники и колодцы всегда будут с чистой и прозрачной водой. Пусть в прудах, озерах и реках будет много рыбы. Все это наше богатство, без которого мы не можем жить. Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес и горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину.
РОДИНА
Если скажут слово «родина»,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки берёзка - скромница
И ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор.
В лужах первые кораблики,
Где недавно был каток,
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.
Или степь, от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!
Приложение № 2
Анкета для родителей «Экологическое воспитание детей»
1. Знаете ли Вы, что такое экология, что она изучает, чем занимается? ______________________________________________________
2. Знаете ли Вы, что дошкольное учреждение углубленно занимается вопросами экологического воспитания детей?___________________________________
3. Интересует ли Вас лично данная проблема?________________________
4. Ощущаете ли Вы по ребенку, что в ДОУ много внимания уделяется экологическому воспитанию? ___________________________________
В чем это проявляется?
– Ребенок много рассказывает, просит завести животное, растение дома, обращает внимание на окружающую его природу, просит вывести его в парк, лес, просит почитать о природе и т. д. (нужное подчеркнуть)
5. Как Вы сами относитесь к природе, любите ли животных, птиц? ________________________________________________________
6. Поддерживаете ли Вы проводимую в ДОУ работу по экологическому воспитанию дошкольников?_________________________
В чем это проявляется?
– Беседовали с ребенком о природе; оборудовали в семье уголок природы; приобрели животных; подкармливаете птиц, выбираетесь чаще на природу; проводите наблюдения с детьми за природными объектами; сажаете деревья, охраняете природу (нужное подчеркнуть).
7. Знакомите ли детей с правилами поведения в природе? ______________
Приложение №3
Сценарий выступления.
Творческий экологический вечер «Я и мир вокруг меня».
Цель: воспитание бережного отношения к природе средствами искусства.
Задачи:
1. Расширить представление о ценности природы как источника жизни на земле.
2. Формировать экологические знания об окружающем мире.
3. Активизировать имеющиеся знания по окружающему миру через участие в игровой деятельности.
4. Углубить и расширить знания по экологическому состоянию нашей планеты и охране природы.
5. Продолжить нравственно-эстетическое воспитание личности путем погружения в мир искусства.
6. Формирование у дошкольников чувства заботы о здоровье окружающих, способность прогнозировать возможные изменения состояния здоровья детей под влиянием факторов окружающей среды.
7. Развивать эмоционально-чувственное восприятие природы.
8. Воспитывать гуманное, бережное и заботливое отношения к природе и ее богатствам.
Возраст участников: воспитанники старшей группы «Малинка» (5 – 6 лет)
Количество участников: 10 человек
Время выступления: 12 минут
Оборудование и материалы:
-ноутбук, экран, проектор, микрофоны;
-фонограммы и минусовки песен;
-костюмы: цветы, ленты.
- глобус, коврик для фитнеса.
Ход мероприятия.
Ведущий: Добрый вечер! Мы рады видеть вас в нашей гостиной. Сегодня мы предлагаем вам окунуться в мир прекрасного, где царит красота и гармония природы.
Звучит музыка «Как прекрасен этот мир», выходят на сцену все участники проекта и становятся посередине в шахматном порядке.
Ребенок 1: Живет повсюду красота,
Живет не где-нибудь, а рядом,
Всегда открыта нашим взглядам,
Всегда доступна и чиста.
Ребенок 2: Живет повсюду красота
В любом цветке, в любой травинки
И даже в маленькой росинке,
Что дремлет в складочке листа.
Ребенок 3: Живет повсюду красота,
Живет в закатах и рассветах,
В лугах, туманами одетых,
В звезде, манящей как мечта.
Ребенок 4: Живет повсюду красота,
Сердца нам радуя и грея.
И всех нас делает добрее
Она, наверно, неспроста.
Ведущий: Замечательный писатель и большой любитель природы Михаил Пришвин писал: «Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес и горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит, охранять свою Родину.
Ведущий: Все мы обязаны своей жизнью планете – прекрасной и единственной Земле-матери – зеленой от лесов, синей от океанов, желтой от песков. Наша планета – это большая тайна и великое чудо.
Ребенок 5: Наука экология изучает дом – планету Земля – и то, как надо жить в этом доме. Все в нашем доме взаимосвязано, все зависят друг от друга: если погаснет солнце – все замерзнет и покроется мраком; если исчезнут воздух и вода –исчезнет жизнь.
Все участники проекта выходят на сцену и становятся в одну линию - полукругом.
Гимн «Эколят – молодых защитников природы». Исполняют гимн все участники.
Автор: Зотова Татьяна Владимировна
Куплет:
Ярко светит солнце в чистом небе,
Весело в горах журчат ручьи,
На опушке леса возле ели,
Трели звонко тянут соловьи.
Красотой Природа нас пленяет,
Силы, вдохновение дает,
Чудесами сильно удивляет,
Но лишь тех, ее кто бережет!
Припев:
Мы Эколята – природы защитники,
Животных, растений большие друзья,
Богатства земли молодые наследники,
На страже природы стоим ты и я!
Мы Эколята – природы защитники,
Животных, растений большие друзья,
Оберегаем и любим природу,
Чтобы жизнь сохранить на планете Земля.
Ребенок 6: Наша планета Земля прекрасна во все времена года. У кого - то любимое время года – лето, время, когда все пестрит разноцветными красками, когда слышим трель соловья, журчание ручья и над головой бездонное голубое небо.
Ребенок 7. Но, вот приходит золотая осень – унылая пора, очей очарованье. И здесь природа не теряет своей красоты. Лес, словно терем расписной, лиловый золотой, багряный.
Ребенок 8. Не успеем оглянуться и к нам пожалует волшебница зима. И вновь не перестаешь удивляться красоте. Первый снег. Чуть позже – уже огромные серебристые сугробы на месте недавних зеленых ковров. Ясное морозное небо. Снегопады. Все это изумительно красиво.
Ребенок 9. Весна. Зажурчат первые ручьи, засияет ярче солнышко, природа пробуждается и начинается новая жизнь. Одна картина постоянно сменяется другой. И каждая из них насыщена яркими природными красками.
Танец на музыку Фредерика Шопена «Мелодия рая» (Вальс цветов). Участвуют в танце все девочки проекта.
Ведущий: Природа – матушка, кормилица спасибо тебе за все, что даришь нам.
Наш вечер подошел к концу, я очень надеюсь, что в дальнейшем вы будете чуткими людьми, любящими и охраняющими красоты нашей Земли, и будете жить в гармонии с природой!
Ребенок 10. Читает стихотворение Михаила Дудина.
Берегите Землю!
Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на стеблях повилики,
На тропинках солнечные блики,
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем.
Ласточку, мелькающую в жите...
Берегите Землю!
Берегите...
Все участники творческого вечера выходят на сцену и делают поклон.