Морской бриз
Автор проекта:
Романова Екатерина Викторовна
Руководитель: учитель технологии
Тименцева Елена Николаевна.
«То, что вы храните достаточно долго, можно выбросить.
Как только вы что-то выбросите, оно вам понадобится».
Артур Блох. «Закон Мэрфи»
Обоснование проекта
Этим летом мы с семьей планируем поездку на Черное море. Я стала задумываться о своем гардеробе. И поняла, что у меня нет красивой пляжной сумки. Так как я хочу сэкономить семейный бюджет и люблю рукоделие, решила изготовить оригинальную сумку своими руками. Я освоила разные виды техники декоративно-прикладного творчества, из которых мне наиболее понравилась техника лоскутного шитья, и приняла решение: «Буду шить!»
Для выполнения проекта поставлены ЦЕЛИ и ЗАДАЧИ:
Изготовить сумку, используя остатки ткани.
Сэкономить семейный бюджет, применяя бывшие в употреблении вещи.
Изучить историю сумки.
Изучить технологические основы лоскутного шитья.
Работа должна быть выполнена качественно и соответствовать назначению.
Схема размышления
История сумки
Прообраз этой неотъемлемой принадлежности современного человека возник еще в доисторические времена. Самая первая сумка представляла собой не что иное, как привязанный к палке мешок из звериной кожи, в котором первобытный человек носил пищу и куски кремня.
Сначала был карман-мешочек, чаще всего кожаный, который пришивали к одежде или вшивали в нее. В начале XV века появились маленькие котомочки, в которых хранили деньги и различные мелкие предметы. В конце XVI века женщины стали носить маленькие мешочки у себя под юбками, пришивая их с изнаночной стороны. Затем в эпоху поздней готики дамы обзавелись целыми коллекциями мешочков самой различной величины, которые носились у пояса и звенели. Они опять-таки были чаще всего кожаные и имели различные оттенки коричневого. Мешочки, прикрепленные к поясу, удержались и в одежде эпохи Ренессанса.
В 1670 году в мужскую моду вошли бриджи с карманами и мужчины распрощались с сумочками на долгие годы. Но они использовали вязаные кошелечки для денег, которые клали в карман. В XVIII веке появились женские потайные карманы, вшитые в боковые швы юбок. Начиная с эпохи рококо вплоть до XIX века, женщины носили богато украшенные, вышитые бисером, жемчугом, вязаные или плетеные сумочки-кисеты. Тут уже различные цвета соседствовали с различными тканями, которые использовались для создания такой сумочки. Чем богаче была дама, тем замысловатее и ярче украшала она свой кисет-сумочку.
В начале XIX столетия модный силуэт так радикально изменился, что прятать сумочку под юбку или использовать какой-то потаенный карман уже было невозможно из-за утонченности и изысканности линий. И дамская сумка вышла на всеобщее обозрение. Тогда она получила имя, которое сохранилось и до наших дней - «редикюль» (дамская сумочка в виде кисета, расшитая на длинном шелковом шнуре, который вешался на руку).
Ренессансом сумок скорее всего можно назвать начало XX века, когда в моду вошли узкие длинные юбки с перехватом ниже колен - карманы у этих моделей вообще не предусматривались, а потому размер сумочек стал увеличиваться. Большие сумочки на длинном ремешке или ремешке-цепочке стали неотъемлемой частью гардероба любой модницы. Вскоре появились жесткие сумочки, уже не напоминавшие небольшие кожаные или замшевые мешочки и ставшие прообразом наших современных сумок.
Примерно в это же время начинают появляться дома моды и свое внимание на сумку обращают известные дизайнеры. Их свежие, яркие идеи находят свое воплощение в уникальных коллекциях сумок. Даже сам Дали какое-то время занимался производством сюрреалистических сумок, которые даже описать невозможно. Значительную роль начинают играть имена брендов. Они становятся гарантией качества и подчеркивают высокий статус обладателя вещи.
Сумки от известных брендов навсегда становятся классикой, некоторые из них даже получают имена собственные. Так, первой получила имя сумка Kelly от дома Hermes. Дизайнеры придумали сумку еще в 30-х годах XX века, однако популярной она стала лишь в 1965 году, когда появился слух, что известная в то время актриса Грейс Келли ждет ребенка. Грейс на тот момент уже была женой принца Монако, и толпа журналистов ходила за ней по пятам. Так получилось, что именно сумкой Hermes Келли прикрыла свой округлившийся животик от назойливых папарацци. Тогда-то сумка Hermes и получила имя Kelly и необыкновенную популярность, которая продолжается и по сей день.
Как же тяжело было в ту пору бедным женщинам! Ведь модные правила того времени требовали, чтобы цвет сумки совпадал с цветом обуви, шляпки либо перчаток. Иными словами, сумка подбиралась под туалет, а не наоборот. В наше время вполне достаточно, если сумочка соответствует по цвету, хотя бы чему-то: ремешку, узору на одежде или даже лаку на ногтях. Правила стали не такими строгими, сумка и туфли одного цвета – теперь почти дурной тон. Единственное, на чем настаивают сегодняшние стилисты – это чтобы дамская сумочка была из натуральной кожи, по крайней мере, снаружи.
Технологические основы лоскутного шитья
СТАЧИВАНИЕ ЛОСКУТНЫХ ДЕТАЛИЙ
Стачивание обычно производится без предварительного сметывания деталей, по булавкам, скрепляющим детали перпендикулярно линии шва через равные промежутки по всей длине шва.
Край лапки при этом продвигается строго вдоль срезов ткани. При этом надо следить за тем, чтобы игла машины не попадала в булавки, так как это может привести к поломке иглы или затупить ее. Проложив строчку, булавки удалить, а срезы заутюжить в одну сторону.
Примечание. Повышает технологичность и экономит нитки способ сшивания деталей цепочкой. Он заключается в том, что после сшивания первых двух деталей следом подводится под лапку машины следующая пара деталей, без обрезания нити, И так далее, пока не будут сшиты все пары лета-леи. Затем цепочку деталей вынимают из-под лапки, нить обрезают и разрезают нить между парами.
В лоскутном шитье существуют различные технологические способы соединения лоскутных деталей разнообразных геометрических форм. Их часто называют техниками. В данном пособии условные названия техник "полоска", "квадрат", "треугольник", "свободная техника" означают, что речь идет о соединении друг с другом полосок, квадратных или треугольных лоскутов ткани, а также произвольное соединение лоскутов различных форм и размеров.
Особо следует выделить способы создания различных фактур лоскутных полотен. Эти способы разнообразны, довольно просты в исполнении и придают изделию необыкновенную декоративную выразительность. Наибольший эффект достигается при сочетании в одном изделии различных техник.
Необходимо отметить, что для традиционного лоскутного шитья России характерно большей частью шитье вручную, без основы, пришивание лоскутов друг к другу внахлест швом поверху, использование неодинаковых по размеру деталей. Сейчас мы живем в другой социально-бытовой среде. Первостепенное значение стал приобретать фактор качества, а качество непосредственно зависит от технологичности процесса. Поэтому сейчас в лоскутном шитье много внимания уделяется технической стороне дела как одной из составляющих мастерства в целом.
Сочетание технологичности и художественности с опорой на национальные традиции — такая тенденция наметилась в лоскутном шитье в последние годы. Причем технологические способы и приемы зачастую используются и как средство декоративной выразительности (например, приемы создания разнообразных фактур).
Освоение техник лоскутного шитья предполагает выполнение учебных образцов небольшого размера, которые рассматриваются как упражнения в технических приемах, цветовых отношений, разработке орнаментальной композиции. Удачно выполненные образцы оформляются в законченное изделие. Это может быть салфетка, прихватка, наволочка, коврик и т.п.
Многие рисунки в лоскутной мозаике имеют названия, придуманные художниками, мастерами лоскутного шитья. В традиционном крестьянском шитье таких названий немного. На Руси шили лоскутные полотна, используя в основном две формы деталей рисунка — полоску и треугольник. И называлось это "шить шпалами" и "уголками". В современном лоскутном шитье существует большое разнообразие рисунков, орнаментов, зачастую имеющих сложную геометрию, состоящих из деталей различных форм и размеров. Многие из них имеют образные названия.
В процессе обучения терминология играет важную роль, так как обеспечивает однозначность понимания.
МАШИННЫЕ ШВЫ
Мы познакомим вас только с теми видами машинных стежков, которые наиболее часто используют в лоскутном шитье.
Стачной шов. Применяют для соединения деталей. Срезы готового шва вначале приутюживают «на ребро», затем, если необходимо, заутюживают в одну или разутюживают в обе стороны.
Двойной стачной шов (машинная сборка). В лоскутном шитье двойной шов используют довольно часто: присбаривают рюши, оборки, воланы, ленты. Для выполнения машинной сборки длина стежка должна быть максимальной, нижняя нитка — прочной и толще верхней. Натяжение верхней нити — ослаблено.
На лицевой стороне ткани намечают линию сборки и строчат по обе стороны от нее (расстояние между строчками 5—8 мм). Закончив, тянут за концы нижней нитки (с одной или обеих сторон швов), равномерно распределяя сборки по всей длине.
Бельевой шов (французский) — рис. 17. Это один из самых простых запошивочных швов для тонких тканей. Складывают две детали изнаночными сторонами, скалывают булавками и стачивают на расстоянии 1 см от срезов (припуск на шов). Приутюживают шов «на ребро», срезают с припуска 6—7 мм и складывают лицевая сторона с лицевой так, чтобы шов попал точно на сгиб и скалывают его булавками. Стачивают детали на расстоянии 6 мм от сгиба, отглаживают шов, а затем заутюживают в одну сторону.
Ложный шов «в замок». Таким швом соединяют толстые несыпучие ткани (сукно). Складывают две детали лицевыми сторонами, скалывают булавками и строчат, отступив от срезов на 1,5 см. Приутюживают шов «на ребро» и срезают с верхнего припуска 9—10 мм.
Зигзагообразный шов (зигзаг). В лоскутном шитье зигзагом присоединяют «змейку», тесьму, используют в аппликациях, обрабатывают срезы изделий.
Шов «встык» используют для соединения лоскутов из толстой ткани без припуска на швы. Лоскуты укладывают срезами встык и строчат сначала по краям срезов, а затем швом «зигзаг», захватывая оба среза.
ОБРАБОТКА СРЕЗОВ ИЗДЕЛИЯ
Ткань тянется больше всего по косой нити. Это свойство используют при обработке срезов изделия руликом или кантом из косых полосок, которыми можно обшить любую форму среза: прямую, овальную и даже круглую (об углах разговор особый).
Сразу оговоримся, «лоскутницы» обрабатывают изделия не только косыми полосками, но и скроенными по поперечной нити, а также готовой тесьмой. Их кроить и сшивать — проще простого, чего не скажешь о косых полосках. Поэтому не спешите брать ножницы в руки, пока не узнаете все тонкости раскроя.
Раскрой полосок из «косынки». «Косина» считается идеальной, если ткань кроят под углом 45° к долевой нити.
Делают это так: берут кусок ткани шириной не менее 15 см (чем она шире, тем лучше — меньше швов), определяют долевую и складывают ткань «косынкой», наложив поперечный срез на долевой.
Сгиб по диагонали — и есть «косина» ткани под углом 45°. Сгиб утюжат, отрезают по нему «косынку» и на ней размечают по линейке нужную ширину полосок. Остается «косынку» разрезать по намеченным линиям и стачать короткие полоски в одну длинную.
Экономный раскрой полосок. К такому способу прибегают, если ткани слишком мало, чтобы раскроить из нее полоски по всем правилам. Выходят из затруднительного положения довольно просто.
На квадратном куске ткани находят долевое направление нити, складывают ткань по диагонали, разрезают по сгибу и получают две «косынки». Их сшивают, сложив долевую с долевой. Шов разутюживают в разные стороны, и ткань с изнаночной стороны расчерчивают на полоски нужной ширины, например, по 4 см. Затем сшивают косые срезы со сдвигом на ширину полоски. Получается цилиндр. Шов разутюживают.
Теперь остается из цилиндра выкроить одну длинную полоску шириной 4 см. Начинают резать от любого выступающего уголка, двигаясь по спирали
Сметывание и стачивание косых полосок. Правильно выкроить косые полоски — это пока полдела, еще необходимо их умело стачать. Для этого долевые срезы полосок складывают лицевыми сторонами внутрь и скалывают булавками так, чтобы припуск на шов выступал уголками с обеих сторон полосок на величину припуска. Уголки после строчки обрезают. Например, если припуск равен 5—6 мм (ширина лапки), то его уголки должны «торчать» тоже на 5—6 мм — не больше и не меньше, иначе края полоски после стачивания будут неровными.
Опытные портнихи, сколов полоски, разворачивают их в одну прямую линию и проверяют, нет ли перепадов на стыках, и только после этого сшивают.
Сшить полоски можно по-разному: или каждый шов стачать отдельно, всякий раз после этого обрезая нитки, или одним махом, не прерывая строчку. В этом случае, выполнив первый шов, продолжают строчить без материала, не поднимая лапку и не обрезая концы ниток. Далее переходят к следующему шву, и так, пока не подсоединят все полоски. Затем швы утюжат сначала «на ребро», затем разрезают нитки между полосками, разутюживают припуски в разные стороны и срезают уголки.
Обтачивание срезов косыми полосками. Косые полоски, кроме замечательного свойства принимать любые формы, имеют еще одно: их срезы не осыпаются, даже если полоски выкроены из сыпучих тканей. Это позволяет обтачивать изделие, не обметывая срезов полосок. Делают это двумя способами.
Способ 1. Косую полоску кроят в три раза шире, чем припуск на шов, который нужно обтачать, плюс 1 см для подгиба и оттяжки.
К примеру, припуск равен 1 см, следовательно, ширина косой полоски — 4 см. Выкроенную полоску утюжат, одновременно вытягивая: утюг ставят на правый конец полоски, а левой рукой ее энергично тянут, продвигая по ней утюг. Затем полоску, слегка натягивая, прикалывают к изделию (лицевая с лицевой) и пристрачивают. Шов утюжат «на ребро» и подравнивают ножницами. Затем полоску отворачивают на изнанку, плотно огибая край, но, не сминая его, подворачивают до линии строчки и за стежки подшивают в потайную.
Полоску можно не подгибать, и тогда ее пристрачивают на машинке по лицевой стороне изделия в раскол (по «желобку», «по бороздке»).
Способ 2. Ширина косой полоски точно такая же, как и при обработке края, способом 1. Разница только в притачивании: после утюжки полоску пристрачивают лицевой стороной к изнанке изделия, отворачивают на лицевую сторону, подгибают и пристрачивают у самого края подгиба.
Рулик. Второе название рулика — французская тесьма. Обычно руликом обтачивают срезы тонких тканей. Его кроят по косой из ткани изделия, а в лоскутном шитье чаще всего из контрастной, используя в качестве отделки.
Кант, или бейка, — это тот же рулик, но только широкий: от 1,5 до 5 см и, как правило, он всегда отличается по цвету от изделия. Косые полоски для канта подготавливают аналогично рулику. Ширина косой полоски равна двум ширинам канта в готовом виде плюс двойной припуск на шов плюс 1 см на оттяжку и выравнивание края.
КАК ОБРАБОТАТЬ УГЛЫ ИЗДЕЛИЯ
Особенности лоскутного шитья позволяют использовать при обработки углов наиболее простые приемы.
Обработка прямых углов "под рамку", пожалуй, это самый легкий из приемов. "Рамка" может быть из одинарной полоски, а также из рулика или канта. Причем их можно кроить не только по косой, но и по поперечной или долевой нити.
Сначала обтачивают противоположные стороны изделия, например, кантом шириной 2 см. После этого подравнивают боковые края канта вровень с краями изделия. Затем приступают к обработке оставшихся противоположных сторон. Полоску прикладывают к изделию, отмеряют и отрезают сколько нужно, но с таким расчетом, чтобы ее длина, после того как полоска подвернется с боков на 8 мм, точно равнялась длине стороны изделия. Далее полоску складывают вдоль пополам, обтачивают срез изделия и затем точно так же готовят кант для четвертой стороны и обрабатывают ее. В результате у двух кантов остались открытыми противоположные концы. Их можно зашить в потайную или оставить так, как есть.
Обработка углов подкладочной тканью изделия. Способ обработки выбирают в зависимости от толщины изделия. Например, для одеял с теплой прокладкой он более простой, чем для тонких салфеток.
Способ 1-для толстых изделий ("конверт").
Таким способом обрабатывают углы одеяла. Оно состоит из трех слоев: лоскутный верх, прокладка из ватина (синтепона) и подкладка из тонкой ткани. Эти детали необходимо выкраивать с таким расчетом, чтобы после простегивания одеяла ватин "выглядывал" из-под верха на 1 см, а подкладка из-под ватина - на 3 см.
Простеганное одеяло строчат с лицевой стороны по всему периметру, отступив от края 6мм. Затем подрезают края ватина на 5мм, а ткань подкладки на 2,5см, считая от среза ватина. На подкладке отмечают линию отворота уголка и срезают его, оставив на шов 1см.
Остаток уголка отворачивают на лоскутный верх, а срезы подкладки подгибают на 1 см и закалывают. Они должны коснуться краев ватина.
Подкладку отворачивают на лоскутный верх так, чтобы ее сгиб слегка прикрыл машинную строчку и пришивают вручную к стежкам. Далее стыкуют уголок мелкими стежками.
Способ 2 - для тонких изделий. Для примера возьмем салфетку на подкладке.
Сначала выкраивают подкладку. Для этого определяют размеры салфетки и канта: салфетка - 30х30 см и кант - 2 см (в готовом виде). Подкладка должна быть шире салфетки на ширину каета. Подсчитывают точный размер подкладки - это очень важно доля аккуратного выполнения работы. Начинают с канта.
Ширина канта - 2 см в готовом виде, значит, для него потребуется 4 см ткани плюс 5 мм для подгиба, всего - 4,5 см. В таком случае размеры подкладки равны размерам салфетки плюс по 4,5 см с каждой стороны, то есть 39х39 см.
Далее начинают готовить подкладку: отмечают на ней линию пришива канта и затем складывают пополам любой из углов лицевыми сторонами внутрь и проглаживают сгиб. Сгиб отворачивают уголком на себя, перегнув его в точке пересечения с линией пришива канта, утюжат уголок, отгибают, строчат по линии его сгиба и отрезают. Затем шов гладят "на ребро", надсекают ткань по сгибу до линии строчки, раскладывают шов в разные стороны, еще раз утюжат и обрезают лишнюю ткань.
Точно так же сшивают оставшиеся углы подкладки и выворачивают на лицевую сторону. В образовавшуюся "раму" вставляют салфетку, подворачивают края "рамы" на 5 мм (для этого придется подпороть в углах по нескольку стежков), прикалывают и пристрачивают
Разработка и анализ идей
№ 1
№ 2
№3
Фото №1 Соломенная сумка, закругленной формы, отделкой является декоративный бант из кожи и шнур другого цвета. Для изготовления этого изделия требуется солома, у меня нет такого материала, значит, эта сумка мне не подходит
Фото №2 Кожаная сумка черного цвета, на одной ручке. Для изготовления этой сумки потребуется кожа, но так как у меня не имеется данный материал, эта сумка мне не подходит.
Фото №3 Текстильная сумка, объемная, с плетеной ручкой. Материал для изготовления этой сумки доступен, она легка в исполнении и цветовая гамма очень яркая и позитивная.
Перебрав старые вещи, я решила, что для изготовления сумки подойдут вещи из более плотной ткани – это джинсы. Для моей тематики действительно подойдут два цвета – это белый и голубой. Думаю, так как ткани у меня много и для функциональности сумки могу сделать сумку более объемной.
Изготовление сумки «Морской бриз»
Материалы, инструменты и оборудование:
- джинсовая ткань (голубая, белая)
- ткань для подклада
- нитки (голубые, белые)
- бельевая веревка
- лента (красная)
- ракушка, сутаж (золото)
- мел портновский, карандаш простой
- линейка
- калька
- швейная машина
- ножницы, крючок
- булавки, швейные иглы
- распарыватель, наперсток
- утюг, гладильная доска
- швейная машина
Техника безопасности при работе:
Класть ножницы справа, сомкнутыми лезвиями, направленными от себя, чтобы при движении руки не уколоться о концы ножниц
Следить за тем, чтобы режущие и колющие инструменты не оказались под изделием, так как, беря изделие, их можно уронить и поранить себя или работающего рядом
Инструменты хранить в укладках.
Утюжить только исправным утюгом, включать и выключать утюг сухими руками, браться при этом за корпус вилки
Следить за тем, чтобы шнур не касался подошвы утюга и плитки.
Разработка эскиза.
Размер сумки 50/40 см, длина ручек по 100 см, дно 50/10 см
Технологическая последовательность изготовления
№ |
Наименование операции |
Изображения - фото |
Инструменты и оборудование |
1 |
Подготовка ткани |
Утюг, распарыватель, ножницы |
|
2 |
Раскрой деталей ракушки |
Портновской мел, булавки, ножницы |
|
3 |
Сметывание и стачивание деталей верха сумки (стачной шов) |
Швейная машина, ножницы, иглы, нитки, булавки |
|
4 |
Настрачивание внутренних карманов на детали подкладки |
Швейная машина, нитки ножницы, булавки |
|
5 |
Разутюживание швов |
Утюг, марля, гладильная доска |
|
6 |
Вышивание лентой (шов «петля») |
Лента, крючок, игла |
|
7 |
Соединение передней, задней деталей сумки и дна стачным швом |
Швейная машина, нитки, ножницы |
|
8 |
Обработка верхнего среза сумки обтачкой |
||
9 |
Настрачивание шлевок зигзагообразной строчкой. Для соединения ручек по центру шлевок выполнена прорезная петля |
Швейная машина, ножницы, нитки |
|
10 |
Изготовление ручки. Закрепите 4 шнура длиной по 150 см, уложив их вертикально на подушке. Положите 2-ю тесьму на 3-ю, 1-ю пропустите под 3-й, 4-ю положите на 2-ю и пропустите под 1-й тесьмой. Далее плетите не туго по тому же принципу: левую крайнюю тесьму пропускайте под соседнюю; тесьму с правого края кладите поверх соседней; внутри косички левую тесьму накладывайте на правую. |
||
11 |
Плетение лямок сумки. Получилась плоская косичка, которую называют просто "плетешок". |
Бельевая веревка, булавки, подушка |
|
12 |
Вставка лямок сумки в отверстия креплений |
||
13 |
Декорирование подвеской |
Подвеска, шнур |
Мое готовое изделие
Реализация, практическая значимость
Работа закончена. Этим летом я смогу использовать свою сумку, в ней найдут свое место вещи, необходимые для отдыха на пляже. Так же ее можно использовать и в повседневной жизни, так как она объемна и функциональна.
Экологическое обоснование
Так как я применяла в своей работе остатки тканей, которые не выбрасывались в мусор, а так как у нас в городе мусор вывозят и сжигают, пусть даже в специально отведенном месте, их не сжигали. Тем самым не загрязняли атмосферу воздуха.
Ткань, нитки – выполнены из экологически чистых материалов – хлопка, то есть при изготовлении и дальнейшей эксплуатации я не могла нанести вреда ни себе, ни окружающим.
Материальные затраты
Название |
Расход (кол-во) |
Всего (руб.) |
Ткань б/у |
Б/у вещи |
0 руб. 00 коп. |
Нитки (белые, голубые) |
2 шт. по 15 руб. |
30 руб. 00 коп. |
Лента красная |
16м |
16 руб. 00коп. |
Сутаж (золото) |
0,5м |
5 руб. 00коп. |
Креп |
0,6м |
63 руб. 00 коп. |
Бельевая веревка |
36м |
60 руб. 00 коп. |
Итого: |
174 руб. |
Общие затраты без учета труда составили – 174 рублей. Итак, расчет себестоимости изделия показал, что изготовленное своими руками дает экономию. В магазинах подобные сумки можно встретить по цене от 400 рублей и выше. А так как моя сумка представлена в единственном экземпляре и выполнена не на поточной линии производства, то ее цена должна быть намного выше магазинной.
Самооценка
Считаю, что проект получился отличным, выполненная работа вызывает положительные эмоции, гордость за то, что я смогла справиться с поставленной задачей. Технология изготовления стала для меня доступной. При работе над проектом изучила дополнительную литературу по художественному лоскутному шитью, тем самым повысила свой уровень знаний в области рукоделия.
Сумка выполнена в морском стиле, и будет навевать воспоминания о проведенном отдыхе на море даже холодными зимними вечерами.
Реклама
Женская сумка – самый важный аксессуар в мире женской моды. Сегодня все более популярными становятся сумки из текстиля. В отличие от кожаных аксессуаров, сумки из ткани сравнительно дешевы и более удобны в обращении. Их можно не только купить, но сшить самому. Вперед к творчеству!
Список литературы
- Берг Рене «Шьем сами», издательский дом «Ниола 21-й век», 2000
- В.В Патлах «Энциклопедия Технологий и Методик»., 2007
- В.Д.Симоненко «Технология – 6 класс». Москва Вентана – Граф, 2003
- «Вышивка лентами» / Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Ниола 21-й век», 2006
- Интернет сайт: http://www.cross-kpk.ru/ims/02908/los/HTML/istor/2.htm
- Интернет сайт: http://www.cross-kpk.ru/ims/02908/los/HTML/priem/2.htm
- Н. П. Коноплева «Вторая жизнь вещей», издательство «Просвещение», 1990
Тименцева Елена Николаевна