Творческая работа «Творчество В.Шукшина в школьной программе»

3
0
Материал опубликован 31 January 2018
Оглавление

введение. 1

глава 1. творчество в.м.шукшина в школьной программе. 3

1. Деревенская проза. 3

№2. Личность В.М.Шукшина. 4

3. Рассказ «Срезал». 6

№4. Рассказ «Дядя Ермолай». 8

5. Рассказ «Ванька Тепляшин». 10

глава 2. система организации и проведения уроков по теме «творчество в.м.шукшина в школьной программе» 11

1.Формы и методы проведения уроков по рассказу «Дядя Ермолай» в 5 классе. 11

№2. Формы и методы проведения урока по рассказу «Мастер» в 7 кл. 12

3. Формы и методы проведения урока по рассказу «Ванька Тепляшин» в 9 классе. 14

№4. Формы и методы проведения урока по повести «Энергичные люди» в 10 классе. 14

5. Формы и методы проведения уроков по рассказам «Чудик», «Срезал», «Алёша Бесконвойный» в 11 классе. 16

№6. Разработки урока и литературного вечера по произведениям В.М.Шукшина. 17

выводы. 28

 

 

 

библиография. 29

Введение.

В середине 40-х годов 19 века, заканчивая статью пятую «Сочинения Александра Пушкина», Белинский заметил: «Наше время преклонит колени только перед художником, которого жизнь есть лучший комментарий на его творения, а творения – лучшее оправдание его жизни».

Несомненно, эта мысль ещё долго будет сохранять свой духовный потенциал. А в неостывающих спорах о Василии Шукшине, его месте и значении в современном искусстве эти слова во многом объясняют тот общественный резонанс, который вызвала безвременная смерть и который превратился в глубокий и устойчивый интерес ко всему, что сделано Шукшиным.

Широкое признание, которое получили его книги и фильмы, интерес к личности и судьбе Шукшина и обусловлены в первую очередь редким единством жизни и творческой практики, тесной, кровной связью личной судьбы писателя и судеб его героев.

В его искусстве так причудливо переплелась жизнь самого художника и созданий его фантазии, что и не разобрать, кто там взывает к человечности – писатель Шукшин, или персонаж Ванька Тепляшин (рассказ «Ванька Тепляшин»).

За эпизодом из жизни героя и почти до мелочей совпадающим эпизодом из биографии самого Шукшина стоит одна личность, для которой Правда жизни – главный критерий искусства. Своеобразие творчества Шукшина, поразительное единство его художественного мира и основаны прежде всего на неповторимой личности самого художника, выросшего на народной почве и сумевшего выразить целое направление духовной жизни народа.

Со времён Ломоносова русская деревня посылала в город многих смекалистых, умных и деятельных, очень серьёзно относящихся к жизни и искусству детей своих. Они прославили Землю Русскую, овладели высотами мировой науки и культуры, но навсегда остались верными своему деревенскому первородству, своей “малой” родине. Эта целая плеяда писателей (среди них, например, В.Астафьев, В.Белов, В.Распутин), в судьбе которых соединилась духовная память народа и общечеловеческая культура.

Василий Шукшин начинал с рассказов о земляках, бесхитростных и безыскусственных. Но уже в самом начале обнаружил новые возможности в изображении человека, сумел в частном увидеть общее. Обратившись к знакомому, обыденному, он нашёл там неизвестное. Он расширил сферу изображаемого в искусстве. Сборник «Сельские жители» - начало. Не только творческого пути, но и большой темы – любви к деревне.

Для Василия Шукшина деревня – не столько географическое понятие (хотя и географическое тоже), сколько национальное и нравственное, где сходится весь сложнейший комплекс человеческих отношений. И как это бывает по непреложному человеческому закону, желание сказать своё слово о людях, которые близки, выливается в размышления обо всей народной жизни.

В то время, когда некоторые критики упорно причисляли Шукшина к “деревенщинам”, попеременно объявляли его то певцом деревенской патриархальности, то ненавистником города, видели в его рассказах противопоставления душевного здоровья рефлексии, писатель задумывался не только о деревне и о городе – о России. О русском национальном характере.

Есть в художественной позиции Шукшина, в его размышлениях о деревне один аспект, особый, я думаю, очень актуальный – проблема духовных ценностей. Шукшин, мне кажется, как никто другой, много и упорно думал о том, почему деревня не всегда получает настоящую культуру и искусство , протестовал против тех, кто создаёт так называемые “варианты произведения села”.

Шукшин был убеждён, что самое главное в жизни – это взаимоотношения людей, их любовь и жалость друг к другу, способность воспринимать чужую боль как свою. В наше время, к сожалению, и любовь, и жалость друг к другу встречаются не так уж часто.

К творчеству Шукшина я обратилась потому, что я считаю, что данный писатель близок мне своими рассказами о деревне. Также хотелось поглубже изучить его творчество, показать его привлекательные черты личности.

Актуальность данной темы, на мой взгляд, очевидна. Во-первых, востребованность произведений В.М.Шукшина в наши дни, во-вторых, некоторые его произведения входят в школьную программу.

Приступая к работе над темой «Творчество Шукшина в школьной программе» я поставила перед собой такие цели – изучить имеющиеся современные источники по творчеству Шукшина, разработать систему уроков, позволяющих увидеть актуальность рассказов данного писателя в наши дни.

Обидно, что в программе по литературе, даже в разделе, посвящённом внеклассному чтению, мало Шукшина. Я работаю по программе под редакцией Курдюмовой. Творчество Шукшина по этой программе изучается только в девятом («Ванька Тепляшин») и в одиннадцатом классах. Используя своё право на выбор произведения, методики его изучения я беру для изучения творчества Шукшина в пятом классе рассказ «Дядя Ермолай» (1 час), в седьмом классе рассказ «Мастер» (1 час), в девятом классе – «Ванька Тепляшин» (2 часа), в десятом классе – «Энергичные люди» (1 час), в одиннадцатом классе рассказы «Чудик», «Срезал», «Алёша Бесконвойный» (2 часа).

Отводя на изучение творчества Шукшина больше часов, можно научить учащихся понимать Шукшина, его героев, можно повлиять на нравственный мир учеников.

 

Глава 1. Творчество В.Шукшина в школьной программе.

№1. Деревенская проза.

Понятие «деревенская» проза появилось в начале шестидесятых годов двадцатого века. Это одно из наиболее плодотворных направлений в нашей отечественной литературе. Оно представлено многими самобытными произведениями: «Владимирские просёлки» и «Капля росы» Владимира Солоухина, «Привычное дело» и «Плотницкие рассказы» Василия Белова, «Матрёнин двор» Александра Солженицына, «Последний поклон» Виктора Астафьева, рассказы Василия Шукшина, Евгения Носова, повести Валентина Распутина и Владимира Тендрякова, романы Фёдора Абрамова и Бориса Можаева. В литературу пришли сыновья крестьян, каждый из них мог сказать о себе те самые слова, которые написал в рассказе «Угощаю рябиной» поэт Александр Яшин : «Я есть сын крестьянина…Меня касается всё, что делается на этой земле, на которой я не одну тропку босыми пятками выбил; на полях, которые ещё плугом пахал, которые исходил с косой и где метал сено в стога».

Отвечая на вопрос, почему в основном он пишет о деревенских людях, Василий Шукшин сказал: «Я не мог ни о чём другом рассказывать, зная деревню. Я был здесь смел, я был здесь сколько возможно самостоятелен».1

Не только память сердца питала тему «малой родины», «милой родины», но

1 В.Шукшин. Вопросы самому себе. - М., Молодая гвардия, 1981г., с.197

и боль за её настоящее, тревога за её будущее.

Деревня представилась Василию Шукшину, Валентину Распутину, Фёдору Абрамову, Виктору Астафьеву, Василию Белову воплощением традиции народной жизни – нравственных, бытовых, эстетических. В их книгах заметна потребность окинуть взглядом всё, что связано с этими традициями.

«Привычное дело» - так названа одна из повестей Василия Белова. Этими словами можно определить внутреннюю тему многих произведений о деревне: жизнь как труд, жизнь в труде – привычное дело. Писатели рисуют традиционные ритмы крестьянских работ, семейные заботы и тревоги, будни и праздники. Через поэзию крестьянского труда они показывают естественный ход здоровой жизни, постигают гармонию внутреннего мира человека, живущего в ладу с природой, радующегося её красоте.

Писатели тонко чувствуют глубинную культуру народа.

В их произведениях нужно отметить и картины жестокого разорения деревни, сначала во время коллективизации («Кануны» Василия Белова, «Мужики и бабы» Бориса Можаева ), потом в годы войны («Братья и сёстры» Фёдора Абрамова ), в годы послевоенного лихолетья («Две зимы и три лета» Фёдора Абрамова,«Матрёнин двор» Александра Солженицына, «Привычное дело» Василия Белова ).

Писатели показали несовершенство, неустроенность повседневной жизни героев, несправедливость, чинимую над ними, их полную беззащитность, что не могло не привести к вымиранию деревни.

Это позволило говорить о «России, которую мы потеряли». Вот и «деревенская»

проза, начавшаяся с поэтизации детства и природы, кончилась сознанием великой утраты. Не случаен же мотив «прощания», «последнего поклона», отраженный и в

названиях произведений («Прощание с Матёрой», «Последний срок» Валентина Распутина, «Последний поклон» Виктора Астафьева, «Последняя страда», «Последний старик деревни» Фёдора Абрамова), и в главных сюжетных ситуациях произведений, и в предчувствиях героев. Фёдор Абрамов нередко говорил, что Россия прощается с деревней как с матерью.

№2. Личность Василия Шукшина.

Особое место среди писателей, писавших или пишущих в жанре деревенской прозы, занимает Василий Макарович Шукшин. Его своеобразное творчество привлекало и будет привлекать сотни тысяч читателей не только в нашей стране, но и за рубежом. Ведь редко можно встретить такого мастера народного слова, такого искреннего почитателя родной земли, каким был этот выдающийся писатель.

Василий Макарович Шукшин родился в 1929 году, в селе Сростки Алтайского края. Через всю жизнь будущего писателя красной нитью прошла красота и суровость тех мест. Именно благодаря своей малой родине, Василий Шукшин научился ценить землю, труд человека на этой земле, научился понимать суровую прозу сельской жизни. Уже с самого начала творческого пути он обнаружил новые пути в изображении человека. Его герои оказались непривычными и по своему социальному положению, и по жизненной зрелости, и по нравственному опыту. Став уже вполне зрелым молодым человеком, Василий Макарович Шукшин отправляется в центр России. В 1958 году он дебютирует в кино («Два Фёдора»), а также и в литературе («Рассказ в телеге»). В 1963 году Василий Шукшин выпускает свой первый сборник – «Сельские жители». А в 1964 году его фильм «Живёт такой парень» удостаивается главной премии на Фестивале в Венеции. К Василию Шукшину приходит всемирная известность. Но он не останавливается на достигнутом.

Следуют годы напряжённой и кропотливой работы. Например: в 1965 году выходит его роман «Любавины» и в то же время на экранах страны появляется фильм «Живёт такой парень». Только по одному этому примеру можно судить с какой самоотдачей и интенсивностью работал художник.

За полтора десятилетия литературной деятельности Василием Шукшиным написаны пять повестей («Там, вдали», «А поутру они проснулись», «Точка зрения», 1974год; «Калина красная», 1973-1974годы; «До третьих петухов», 1975год), два исторических романа («Любавины», 1965год; «Я пришёл дать вам волю», 1971год), пьеса «Энергичные люди» (1974год), четыре оригинальных киносценария («Живёт такой парень», «Печки-лавочки», «Позови меня в даль светлую», «Брат мой»), около сотни рассказов и публицистические статьи, из которых наиболее известны «Вопрос к самому себе», «Нравственность есть правда».

Последней повестью и последним фильмом Василия Шукшина стала «Калина красная» (1974год). Он умер 2 октября 1974года во время съёмок фильма С.Бондарчука «Они сражались за Родину».

В творчестве Василия Шукшина, в его личности, биографии самобытно выразились характер народа, духовное состояние, условия его бытия в эпоху 40-70 годов – послевоенного тридцатилетия.

№3. Рассказ «Срезал».

Следует сказать, что Василий Шукшин работал так, что вокруг каждого внешне непритязательного рассказа возникало «поле» критических и читательских раздумий и выводов. Давно стало общим место утверждения, что талант невозможно свести ни к одной формуле, ни к системе формул. И, может быть, не случайно, что с эволюцией творчества Василия Шукшина критические разночтения только увеличиваются. Но вот что странно: при всевозможных противоречиях в оценке разных героев Василия Шукшина критики прямо-таки единогласны в понимании главного героя рассказа «Срезал» Глеба Капустина. Или так уж прост, ясен этот Глеб Капустин? На первый взгляд – да.

В свободное время Глеб развлекался и мужиков развлекал тем, что «срезал», «осаживал» деревенских выходцев, добившихся разных степеней жизненного успеха, когда они приезжали в деревню. «Срезал» он и очередного «знатного» гостя, некоего кандидата наук Журавлёва.

Глеб Капустин – белобрысый мужик сорока лет, «начитанный и ехидный». Выделенные слова объективная авторская характеристика. Мужики специально водят его к разным приезжим знаменитостям, чтобы он их «срезал». Зачем это мужикам? Да вот получают же они какое-то удовольствие от того, что их деревенский, свой, может «срезать» любого приезжего, учёного!..

А что за люди эти учёные? О них автор поначалу говорит что-то среднее, «необязательное»: на такси подкатили (во взгляде земляков, который выражен стилистически отчётливо, сквозит осуждение зряшной траты денег, а в слове «подкатили» виден этакий барский жест). Кандидат Журавлёв встретил гостей радушно. Повспоминали детство. В качестве разминки Глеб бросает кандидату вопрос о первичности духа и материи. Журавлёв поднял перчатку.

«- Как всегда,- сказал он с улыбкой.- Материя первична.

- А дух?

- А дух – потом. А что?

- Это входит в минимум? Вы извините, мы тут… далеко от общественных

центров, поговорить хочется, но не особенно-то разбежишься- не с кем…»1

Далее следуют вопросы один диковиннее другого. Научные термины с завлекательными теориями журнала «Техника молодёжи». Но важно здесь и то, сто Глеб Капустин понимает Журавлёва, а вот Глеб для кандидата абсолютная загадка. Капустин понимает, что кандидату никак нельзя ударить лицом в грязь перед земляками. И тот будет упорствовать или многозначительно посмеиваться , когда речь пойдёт о вопросах, которые он вроде и не обязан знать. Кандидату достаётся крепко… А что же Журавлёв?

- Это называется «покатил бочку»,- сказал кандидат.- Ты что, с цепи сорвался?..2

…- Типичный демагог-кляузник!- возмущённо сказал кандидат, обращаясь к жене.- Весь набор фраз, все приёмы и ухватки…

- Не попали. За всю свою жизнь ни одной анонимки или кляузы ни на кого не написал.- Глеб посмотрел на мужиков: мужики знали, что это правда…3

Они простодушно удивляются «победе» Глеба. Правда, борьба шла на равных: кандидат посчитал Глеба Капустина дураком, тот же точно смог схватить главное в Журавлёве – самонадеянность – и «срезал» его перед мужиками.

Капустин сам объяснил свою особенность: «…не задирайся выше ватерлинии», «…А то слишком много берут на себя…» И ещё: «…Можно сотни раз писать в разных статьях слово «народ», но знаний от этого не прибавиться. И ближе к этому самому народу вы не станете. Так что когда выезжаете в этот самый народ, то будьте немного собранней. Подготовленней, что ли. А то легко можно в дураках очутиться.»4

Глеб Капустин не прост, как вообще неоднозначны герои Василия Шукшина , но он жесток, а «жестокость никто, никогда, нигде не любил ещё»5, замечает

1 Шукшин В.М. Рассказы. – С.: Приволжское книжное издательство. 1988г.- с.111

2 Шукшин В.М. Рассказы. – С.: Приволжское книжное издательство. 1988г.- с.113

3 Шукшин В.М. Рассказы. – С.: Приволжское книжное издательство. 1988г.- с.114

4 Шукшин В.М. Рассказы. – С.: Приволжское книжное издательство. 1988г.- с.114

5 Шукшин В.М. Рассказы. – С.: Приволжское книжное издательство. 1988г.- с.114

автор, хотя некоторые суждения Глеба небезосновательны.

Через всё творчество Василия Шукшина проходит резко отрицательное

отношение к псевдоинтеллигенту, человеку полукультуры, самонадеянному.

Ведь, действительно, на скольких «учителей», лекторов, артистов- халтурщиков, уполномоченных должна была насмотреться деревня, чтобы в ехидном Глебе Капустине возникли враждебная настороженность и желание срезать каждого, так сказать, «интеллигента», а в мужиках – посмотреть, как он поведёт себя при этом.

«И возьми даже своих учёных людей – агрономов, учителей: нет зазнавитее человека, чем свой, деревенский же, но который выучился в городе и опять приехал сюда. Ведь она же идёт, ведь она же никого не видит. Какого бы она малого росточка ни была, а всё норовит выше людей глядеть»1 – это говорит не Глеб Капустин, а весьма симпатичный и тишайший Костя Валиков (рассказ «Алёша Бесконвойный»).

Мысль эта близка Василию Шукшину. Он знал цену подлинной интеллигентности и высказался на этот счёт весомо и точно: «Начнём с того, что явление это – интеллигентный человек – редкое. Это – неспокойная совесть, ум, полное отсутствие голоса, когда требуется для созвучия – «поднять» могучему басу сильного мира сего, горький разлад с самим собой из-за проклятого вопроса: «Что есть правда?», гордость…И сострадание судьбе народа. Неизбежное, мучительное. Если всё это в одном человеке, - он интеллигент. Но и это не всё. Интеллигент знает, что интеллигентность – не самоцель.»2

№4. Рассказ «Дядя Ермолай».

Сюжет рассказа Василия Шукшина «Дядя Ермолай» прост. Двое ребят работали летом в бригаде дяди Ермолая на току. Надвигалась гроза, и пришлось вернуться на бригадный стан. К вечеру дядя Ермолай послал Ваську и Гришку покараулить ток. Но они в жуткую грозовую ночь до тока не дошли, сбились с пути и заночевали в первой попавшейся скирде. А дяде Ермолаю доложили утром, что были на току, всё в порядке. На том и упёрлись, как он им не грозил. Были.. Не признавались даже после того, как дядя Ермолай сказал, что сам побывал ночью на току и их там не нашёл.

1 В.М.Шукшин. Рассказы. Повести. – М.: Дрофа,2002г.- с.306

2 В.М.Шукшин. Вопросы самому себе. - М., Молодая гвардия, 1981г., с.32

Бригадир даже всплакнул от бессилия: не мог понять, зачем они так упорно врут.

И вот много-много лет спустя пришёл взрослый человек на деревенское кладбище – помянуть покойных родных. Поминает и дядю Ермолая:

«…И дума моя о нём – простая: вечный был труженик, добрый, честный человек. Как, впрочем, все тут, как дед мой, бабка. Простая дума. Только додумать её я не умею, со всеми своими институтами и книжками. Например: что был в этом, в их жизни, какой-то большой смысл? В том именно, как они её прожили. Или – не было никакого смысла, а была одна работа, работа… Работали да детей рожали. Видел же я потом других людей… Вовсе не лодырей, нет, но… свою жизнь они понимают иначе. Да сам я её теперь понимаю иначе! Но только когда смотрю на эти холмики, я не знаю: кто из нас прав, кто умнее? Не так – не кто умнее, а – кто ближе к Истине. И уж совсем мучительно – до отчаяния и злости – не могу понять: а в чём Истина-то?»1

В этом коротком рассказе Василий Шукшин так и не объяснил, почему дядя Ермолай ночью наведывался на ток. Хотел мальчишек проверить? Или забеспокоился – страшно им там в такую ночь? По Василию Шукшину, дело читателя самому догадаться о мотивах поведения дяди Ермолая и о многом другом тоже. Куда как не прост короткий рассказ «Дядя Ермолай». Василий Шукшин надеялся на душевную чуткость своего читателя, на читательский дар. Он был убеждён, что незачем навязывать свои нравственные оценки происходящего, если эти оценки следуют из художественного смысла рассказа, повести, киносценария.

В рассказе «Дядя Ермолай» писатель задал один из своих главных вопросов: в чём Истина? В русском языке рядом со словом «истина» стоит слово «правда». Оно включает в себя истину и справедливость. В творчестве Василия Шукшина- писателя, артиста, кинорежиссёра – это ключевые слова, он их писал с большой буквы. Его поиск Истины вёл к поиску Справедливости. «Нравственность есть Правда,- написал Василий Шукшин в статье, посвящённой проблемам художественного творчества.- Не просто правда, а Правда. Ибо это мужество, честность, это значит – жить народной радостью и болью, думать, как народ, потому что народ думает всегда

1 Шукшин В.М. Рассказы. – М.: Детская литература,1990г. – с.165

Правду.»1

№5. Рассказ «Ванька Тепляшин».

Основная проблема рассказа «Ванька Тепляшин» выражена словами его героя – «Надо человеком быть!», которые он произносил дважды. Слова эти

относятся не только и не столько к красноглазому вахтёру (ему уже поздно

постигать подобные нравственные нормы), сколько к людям, которые героя окружают, и прежде всего к самому себе. Он многозначны.

С одной стороны, этот рассказ о достоинстве человека, о настоящей человечности, с другой стороны, о необходимости активной борьбы против зла, хотя и не такими средствами, какие избрал Ванька. Герой непримирим к несправедливости, к ущемлению человеческого достоинства.

И ещё есть одна важная мысль в рассказе «Ванька Тепляшин» : быть

человеком – значит быть личностью. Не случайно мы узнаём о грустном настроении Ивана от пребывания в городской больнице, которое исходит от ощущения его одиночества. С явной иронией пишет Василий Шукшин , что в

горбольнице героя устроили хорошо, стали называть тематическим больным.

Тоскует Ванька не только по родному саду, селу, но и по доброму человеческому отношению, которое бы включало в себя, прежде всего, понимание людьми его индивидуальности. Тоскливое состояние усугубляется и видом из окна: люди все казались ему одинаковыми.

Большую роль в рассказе «Ванька Тепляшин» играет приём антитезы, с помощью которого автор обличает бездушие и ратует за торжество истинной красоты человека. Так, в обстановке больничной скуки во весь голос неожиданно вскрикнула «радость человеческая.» «Мама идёт!»-закричал он всем в палате радостно.»2

Между тем, на фоне искренней радости встречи сына с матерью читатель с гневом воспринимает бездушие, бесчеловечность красноглазого вахтёра. Он не произнёс , не сказал, а «деревянно прокуковал»: «В среду, субботу, воскресенье.»

Писатель передаёт его речь отрывочными фразами и восклицаниями: «Назад!», «Ко мне», «Тут произвол!»

1 В.М.Шукшин. Вопросы самому себе. - М., Молодая гвардия, 1981г., с56

2Литература 9класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. Т.Ф.Курдюмова, Н.А.Демидова. М.: Дрофа, 2003г. – с.453

Столкновение Ваньки Тепляшина и красноглазого также обрисовано с помощью контраста. Если вахтёр с презрением относится к людям, не считает нужным реагировать на их просьбы и объяснения, разве что его могут смягчить деньги, то Ванька с достоинством требует уважения к себе, даже в драке не нападает, а отбивается, чтобы поменьше летели стулья и тумбочки.

Основная тема рассказа – выражение чувства человеческого достоинства. В произведении три раза говорится об униженной просьбе матери, которая

щемила душу героя. Его поразило, какой у матери стал «жалкий голос, даже

какой-то заученно жалкий, привычно- жалкий».1 Ему стало стыдно за мать.

Второй раз вспоминает он об унижении матери, когда Сергей Николаевич уговаривает его остаться долёживаться. И это воспоминание усилило стремление Ваньки уйти из больницы. И наконец, по дороге домой, он вновь вспоминает обидную для него сцену и говорит матери: «…Не проси так никого, как давеча этого красноглазого просила. Никогда никого не проси. Ясно?»2

Герой рассказа органически не принимает приспособленческой морали, которая проявляется и в униженных просьбах матери («Много так сделаешь – не просить-то?»), и в упоминании соседей по палате, и в упрёке их и доктора, мол, зачем связался (слово это неоднократно повторяется в тексте) с вахтёром. Поэтому и не принял он столь заманчивого предложения врача, который был готов поселить Ванькину мать у себя в доме. Бескомпромиссность героя выражена в столь торжественно произносимой им фразе, отнесённой и к самому себе, и к красноглазому, и ко всем остальным. И в этом проявилась симпатия писателя к герою, выраженная в сочетании мягкого юмора с лиризмом, что отражено в фамилии героя.

Глава 1. Система организации и проведения уроков по теме «Творчество Василия Шукшина в школьной программе».

№1. Формы и методы проведения уроков по рассказу «Дядя Ермолай».

Знакомство с писателем Василием Шукшиным мы с ребятами начинаем в

1Литература 9класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. Т.Ф.Курдюмова, Н.А.Демидова. М.: Дрофа, 2003г. – с.457

2Литература 9класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. Т.Ф.Курдюмова, Н.А.Демидова. М.: Дрофа, 2003г. – с.45

пятом классе. После изучения сказки Константина Паустовского «Тёплый хлеб» провожу урок внеклассного чтения по рассказу «Дядя Ермолай». «Дядя Ермолай» - так называется рассказ, написанный от первого лица. В его основу положен случай, произошедший в детстве с самим автором, когда ему было одиннадцать-двенадцать лет. У пятиклассников удивительно сочетаются «наивный реализм» и чуткость к художественному образу, поэтому соединяю изучение рассказа с вниманием к личности автора, его слову, его приёмам, которыми он пользуется, создавая ситуацию, а она такова: мальчиков уличили во лжи, но они упорно стояли на своём, не

сознаваясь в проступке. Анализируем текст с опорой на предложенные учителем вопросы:

- Что вас поразило в рассказе?

-Почему, солгав, мальчики так упорно стояли на своём?

-Как вы думаете, сознаются ли они потом, когда пройдёт время?

-Зачем дядя Ермолай добивался, чтобы дети сказали правду?

-В чём, по-вашему, заключается основная мысль текста?

-Ради чего он был написан?

- Почему рассказ назван «Дядя Ермолай»?

В пятом классе мы формируем навык беглого и выразительного чтения, поэтому заостряем внимание на центре рассказа – диалога дяди Ермолая с мальчиками (чтение по ролям).

Дети не сознались, что не были на току, куда их отправил дядя Ермолай досмотреть за обмолоченным хлебом. Не сознались и потом. Не потому ли случившееся не отпускает всю жизнь, снится? (Рассказ написан в 1971году, а произошло это в детстве.) Надо помнить то, что оставило неизгладимый след в детской душе.

Вывод. Человек должен жить по совести и правде (ключевые проблемы рассказа – память, совесть, правда).

№2. Формы и методы проведения урока

по рассказу «Мастер».

В седьмом классе мы встречаемся с нравственным максимализмом учащихся, свойственным возрасту.

Рассказ «Мастер» изучаем после рассказа «Уроки французского» В.Г.Распутина, где прослеживаю проблемы любви и уважения к человеку; вместе с учащимися осознаём необходимость сострадания и сопереживания. Рассказы Распутина и Шукшина в какой-то мере перекликаются.

Именно в седьмом классе уточняем литературоведческий термин «рассказ». Размышляя над жанром рассказа, Шукшин писал: «Вот рассказы, какими они должны быть:

рассказ-характер,

рассказ-исповедь,

рассказ-судьба».

И вот рассказ «Мастер». Мы продолжаем линию «особенное в людях»: память, совесть, правда, талантливость – по Шукшину. Использую проблемную беседу.

Начинается рассказ сказово: «Жил-был в селе Чебровка некто Сёмка Рысь, забулдыга, непревзойдённый мастер».1

- Что открывает в судьбе героя уже первая фраза? (Это «жил-был» настраивает на необычную историю жизни Сёмки, прозвище Рысь помогает представить портрет героя).

Сам Шукшин не делает выводов, не поучает. Просто поведал историю Сёмки, но какая трагедия открывается за этим?

- Что это рассказ-характер, рассказ-исповедь, рассказ-судьба? Идея красоты его «выпрямила». А что же сломало? В чём причина Сёмкиной боли?

Лев Толстой однажды заметил, что утрата смысла жизни равносильна смерти.

- А для Сёмки?

- Можем ли мы вообразить, какова его дальнейшая судьба?

Итак, рассказ «Мастер» поднимает уже глубокие нравственные и философские проблемы: что же есть истинная красота, мастерство, какую роль играет творчество в жизни любого человека?

Подводим итоги по изучению творчества Василия Шукшина в обобщающей беседе.

- Кто герои его произведений?

-Что их отличает от других?

- При помощи каких деталей Василий Шукшин воссоздаёт портреты своих героев?

В качестве домашнего задания сочинение-миниатюра «Герой рассказов Василия Шукшина, затронувший мою душу.»

1 Шукшин В.М. Избранное. – М.: Просвещение, 1992г. – с.44

№3. Формы и методы проведения урока по рассказу «Ванька Тепляшин» в 9 классе.

В девятом классе по программе изучается рассказ Василия Шукшина «Ванька Тепляшин».

Работая над рассказом как жанром литературного произведения, анализируем поведение героя, постигаем содержание рассказа методом эвристической беседы.

- Кто таков Ванька Тепляшин?

- Расскажите, как он очутился в городской больнице.

Авторская оценка героя: «И верно, Посмотришь на Ваньку – и понятно станет, что он, пожалуй, и врать-то не умеет. Это ведь тоже – уметь надо».1

Центр рассказа – диалог Ваньки Тепляшина с красноглазым вахтёром. Поскольку у Василия Шукшина своеобразный показ внутреннего мира героев – не со стороны, а изнутри, то здесь уместна инсценировка. Здесь мы уже попутно обращаем внимание на мастерство Василия Шукшина – рассказчика (ёмкость слова, его многозначность, образные сравнения).

Идея рассказа : «Надо человеком быть, а не полтинники сшибать».2

И вновь обращаем внимание на «особенное» в шукшинских героях. Простые люди, они далеки от идеала, но совестливые, беспокойные и хоть немного смешные, но порядочные. Здесь очень уместно ввести словесное рисование – нарисовать словесный портрет Ваньки Тепляшина.

№4. Формы и методы проведения урока по повести «Энергичные люди» в 10 классе.

После изучения творчества М.Е.Салтыкова-Щедрина в десятом классе на уроках внеклассного чтения я взяла сатирическую повесть Василия Шукшина «Энергичные люди».

Обращаю внимание на такие понятия, как «стиль писателя» и «гротеск».

Напоминаю, что «стиль писателя» - это содержательная форма, ощутимая во

1Литература 9класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. Т.Ф.Курдюмова, Н.А.Демидова. М.: Дрофа, 2003г. – с.448

2Литература 9класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. Т.Ф.Курдюмова, Н.А.Демидова. М.: Дрофа, 2003г. – с.452

«внешних слоях» произведения – языке, композиции, теме, сюжете и так далее- и обусловленная единым принципом, методом. Стиль Василия Шукшина изучаем на примере повести «Энергичные люди».

Сложное развитие внутреннего конфликта, напряжение которого возрастает к финалу, завершается главным нравственным выводом (идеей): обкрадывая других, человек прежде всего обкрадывает себя!

Раскрытию этой мысли автор подчиняет и свои сатирические приёмы.

А) Эффект двойного разоблачения (взаимообвинения: «шавка», «обезьяна»,

сами герои много выбалтывают: Аристарх считает украденные деньги своими премиальными за энергичность, так как общество живёт

инициативой энергичных людей; Вера Сергеевна выводит на чистую воду «честную кампанию»…)

Б) Обилие прямой речи, диалогов – средство разоблачения внутреннего мира героев (не со стороны, а изнутри).

В) Писатель точно воссоздаёт стихию языка персонажей, фиксирует их образ мышления. Слово у Шукшина становится сатирически ёмким и многозначным («Аристархушка крепко пил. И пил, собака, изобретательно»).

Г) В пьесе нет положительных героев, то есть законы сатирической типизации обусловили сокращение масштабов индивидуализации героев (только два героя имеют имена, у всех остальных клички: Чернявый, Брюхатый, Курносый, Лысый, Простой человек. Это результат их внутренней обезличенности и вместе с тем это приём комического снижения).

Д) Наличие саркастических сравнений. Вот, например, Простой человек сравнивает всю кампанию с кладбищем, а каждого в отдельности – с памятником на нём.

В повествовании прослеживаются элементы драмы. Сценические приёмы потеснили повествование (диалог – ведущий приём раскрытия характеров, основной конфликт развёртывается на узкой площадке трёхкомнатной квартиры. Страх перед разоблачением – двигатель действия).

Перед изучением сатиры Василия Шукшина даны индивидуальные опережающие задания:

- Определить, какие сатирические приёмы использует Василий Шукшин в повести «Энергичные люди».

- Традиции М.Е.Салтыкова-Щедрина в сатире Василия Шукшина.

При выполнении второго и третьего заданий использую такой вариант: один учащийся выступает, другой рецензирует его по плану:

- Богатство фактического материала.

- Последовательность изложения.

- Культура речевого оформления.

- Доступность, эмоциональность.

А в завершении разговора о сатире Василия Шукшина подвожу учащихся к размышлениям о роли сатиры в жизни, о том, с кого брать пример, каким быть, как жить.

№5 Формы и методы проведения уроков по рассказам «Чудик», «Срезал», «Алёша Бесконвойный» в 11 классе.

Из произведений Василия Шукшина в теме «Литература семидесятых годов» (11класс) можно остановиться на его романах, но мне больше нравятся его рассказы, поэтому я склоняюсь к мысли, что лучше обобщить всё изученное в предыдущих классах и обратить внимание на поиски смысла жизни, принцип «пользы», целесообразности и нравственной свободы человека в произведениях Василия Шукшина , на материале рассказов «Чудик», «Срезал», «Алёша Бесконвойный».

Тема урока – «Чудики» Василия Шукшина.

Перед уроком можно провести анкетирование «Попытка искреннего слова о себе», используя вопросы:

довольны ли вы собой и как вам живётся?

Знакомо ли вам чувство неловкости, стыда и боли?

Бывает ли вам страшно за себя и окружающих?

Чем вы особенно дорожите в себе и близких?

По итогам анкетирования пытаемся «натолкнуть» учащихся на раздумья: всегда ли по-человечески мы поступаем? Неразделённая любовь, обманутые надежды, несбывшиеся мечты, разочарования, обиды…Сколько всего предстоит увидеть и пережить! Всегда ли мы справедливы и милосердны? Не равнодушны ли мы по отношению к близким? Ведь «любовь к ближнему» - не пустые слова. Именно о любви к ближнему, о человеческом милосердии рассказы Василия Шукшина.

После проведённого в классе подробного анализа рассказов «Чудик», «Срезал» очень эффективно проходит самостоятельный анализ рассказа «Алёша Бесконвойный». Тот же «чудик»- Костя Валиков (в деревне его звали Алёша Бесконвойный).

Рассказ интересен и доступен для восприятия, поэтому учащиеся читают и делают выводы сами.

В качестве домашней работы можно дать написать рецензию на рассказ «Алёша Бесконвойный», предварительно повторив, чем отличается отзыв на прочитанное произведение от рецензии. Анализ рецензий (своеобразная подготовка к экзамену по литературе) подводит учащихся к мысли, что творчество Шукшина углубляет и расширяет представление о человеке и действительности.

№6. Разработки урока и литературного вечера, посвященные творчеству и личности В.М.Шукшина.

Тема урока: «Деревенская проза»: истоки, проблемы, герои. Герои Василия Шукшина.

Цели урока: дать представление о «деревенской прозе»; познакомить с творчеством В.М.Шукшина; ввести учащихся в мир шукшинских «чудиков».

Ход урока.

Организационный момент.

Слово учителя. «Деревенская проза».

Произведения, явившиеся этапными в «оттепельное» время, стали импульсом к развитию новых направлений в литературе: «деревенской прозы», «городской», или «интеллектуальной», прозы. Эти названия условны, однако прижились в критике и в читательской среде и сформировали устойчивый круг тем, который разрабатывался писателями в 60-80 годы.

В центре внимания писателей-«деревенщиков» была послевоенная деревня, нищая и бесправная. Сами писатели были в основном выходцами из деревни. Сутью же этого направления было возрождение традиционной нравственности. Именно в русле «деревенской прозы» сложились такие большие художники, как Владимир Солоухин, Василий Белов, Виктор Астафьев, Василий Шукшин, Евгений Носов, Валентин Распутин, Фёдор Абрамов и Борис Можаев. Им близка культура классической русской прозы, они восстанавливают традиции сказовой речи, развивают то, что было сделано ещё «крестьянской литературой» 20-ых годов. Поэтика «деревенской прозы» была ориентирована на поиск глубинных основ народной жизни, которые должны были заменить дискредитировавшую себя государственную идеологию.

После того как крестьянство получило паспорта и смогло самостоятельно выбирать себе место проживания, начался массовый отток населения, особенно молодого, из сельской местности в города. Оставались полупустые, а то и вовсе обезлюдившие деревни, где царили вопиющая бесхозяйственность и почти повальное пьянство среди оставшихся жителей. В чём причина таких бед? Ответ на этот вопрос писатели-«деревенщики» видели в последствия военных лет, когда силы деревни были надорваны. Главная же причина раскрестьянивания проистекала из «Великого перелома» («перелома хребта русского народа», по определению А.И.Солженицына) – насильственной коллективизации. «Деревенская проза» дала картину жизни русского крестьянства в 20 веке, отразив главные события, повлиявшие на его судьбу: октябрьский переворот и гражданскую войну, военный коммунизм и НЭП, коллективизацию и голод, колхозное строительство и индустриализацию. Она продолжила традицию раскрытия «русского характера», создала ряд типов «простых людей». Это и шукшинские «чудики», и распутинские мудрые старухи и опасные в своём невежестве и вандализме «архаровцы», и многотерпеливый беловский Иван Африканович.

Один из талантливейших писателей, писавших о людях и проблемах деревни, - Василий Макарович Шукшин (1927-1974гг). он из крестьянской семьи, его родина – село Сростки на Алтае. Служил на флоте работал грузчиком, слесарем, учителем, директором школы. Затем окончил режиссёрский факультет ВГИКа. Известен как выдающийся актёр, режиссёр, сценарист. Как писатель начинал с публикации в 1961 году рассказов в журнале «Октябрь», а через два года вышел его первый сборник – «Сельские жители».

Герои рассказов Василия Шукшина – деревенские люди, сталкивающиеся с городом, или горожане, попадающие в село (часто выходцы из той же деревни). О себе Василий Макарович Шукшин говорил, что чувствует себя «человеком, у которого одна нога на берегу, а другая – в лодке».и добавлял: «И в этом положении есть свои «плюс»… От сравнений, от всяческих «оттуда-сюда» невольно приходят мысли не только о деревне и огороде – о России.»

Беседа.

- Какие рассказы Василия Шукшина вы читали? (Ученики заранее получили

задание прочитать рассказы Василия Шукшина ).

- Какие традиции продолжил в своём творчестве Василий Шукшин?

В развитии жанра короткого рассказа Василий Шукшин был продолжателем традиций А.П.Чехова. художественной целью изображения цепи комических эпизодов, происходящим с героем, являлось раскрытие его характера. Главными выразительными средствами становились, так же, как в чеховских произведениях, ёмкая, эмоциональная деталь и драматизация повествования, создаваемая с помощью сочетания сказовой манеры повествования с использованием живой речи в диалогах. Сюжет построен на воспроизведении кульминационных, долгожданных моментов, когда герою предоставляется возможность в полной мере проявить свою «особенность». Новаторство Василия Шукшина связано с обращением к особому типу – «чудикам», вызывающим неприятие окружающих своим стремлением жить в соответствии с собственными представлениями о добре, красоте, справедливости.

Человек в рассказах Василия Шукшина часто не удовлетворен своей жизнью, он чувствует наступление всеобщей стандартизации, скучной обывательской усреднённости и пытается выразить собственную индивидуальность, обычно несколько странными поступками. Таких шукшинских героев называют «чудиками».

-Какие «чудики» вам запомнились?

- Как автор относится к своим героям – «чудикам»?

О чём думают, размышляют шукшинские герои?

Анализ рассказа «Чудик».

- Каким мы видим главного героя рассказа?

- Как реагируют на его выходки окружающие? Как он сам воспринимает их?

-Есть ли основание для позиции чудика?

-Что означает «чудик»? какие однокоренные слова можно привести?

(В прозвище героя выявляется не только его «чудачество», но и желание чуда. В этой связи обостряется характеристика действительности как тусклой, злой, обыденной жизни(«…сноха…спросила зло…», «…опять спросила Софья Ивановна совсем злые…», «Не понимаю: зачем они стали злые?»).

- Каково соотношение внешнего и внутреннего мира героя?

- Почему имя главного героя мы узнаём только в конце рассказа?

(Обрисовка индивидуальности героя сочетается с авторским стремлением к обобщению: его прозвище не случайно (имя и возраст называются напоследок как незначительная характеристика: «…Звали его – Василий Егорыч Князев, было ему тридцать девять лет от роду»: в нём выражено своеобразие народных представлений о личности. «Чудик» - вариация «дурацкой» сущности национальной натуры, созданная с использованием комических элементов.

- Прототипом каких героев русской литературы является «чудик»

5. Анализ рассказа «Срезал».

- Каково общее впечатление от рассказа «Срезал»? Что вас насмешило, может, позабавило, навеяло грустное настроение?

- Какие ещё чувства вызывает изображённая Василием Шукшиным ситуация?

- Что представляет из себя Глеб Капустин? Почему он жаждет «срезать»? от чьего имени он выступает?

- Перечитайте монологи и реплики Глеба Капустина и подумайте, как оценить его эрудицию, для чего она ему нужна? Почему он гордиться ею? Какими чувствами сопровождаются его высказывания?

- Интересно проследит развитие словесного поединка. Как ведёт себя Глеб Капустин? Какова логика поставленных им вопросов? Каков его комментарий к ответам кандидатов наук? Почему он любит «взвиваться»?

- Почему кандидаты наук оказались побеждёнными в глазах мужиков? Почему Глеб Капустин срезает их вроде бы и без особенного усилия?

- Как деревня относится к Глебу Капустину и к тем, кого он «срезает»? что интересного видят люди в этих поединках? Почему никто не останавливает Глеба Капустина и даже не выражает сомнений в уместности таких сцен?

- Как решается Василием Шукшиным традиционная для русской литературы тема: «Человек из народа – интеллигенция - народ»?

6. Слово учителя.

Итак, мы видим, что в центре большинства рассказов Василия Шукшина – оригинальные характеры, несущие в себе яркие приметы жизни, эпохи, их сформировавшей. Характер изображается на фоне узнаваемых черт обыкновенной жизни.

Писатель, выделяя те или иные социально- психологические признаки и качества характеров, проницательно распознаёт в обыкновенной жизни важное и сокровенное. Так, в Глебе Капустине писатель увидел тип психологии, порожденной жизнью.

На страницах многих рассказов Василия Шукшина мы встречаемся с «чудиками»- героями с нестандартным мировосприятием, необычными поступками. Отсюда возникают нестандартные ситуации, резко отличающиеся от общепринятых. Они часто остроконфликтные или содержат в себе вызов общепринятой норме. Чаще поступки и действия героев, избранный ими стиль жизни направляет стремление к счастью, к справедливости, духовный поиск. Эти герои Шукшина всей своей внутренней сутью, манерой поведения опровергают устойчивое, усреднённое , а то и обыденное представление о человеческой личности, убеждают нас в бесконечном разнообразии индивидуальностей, характеров, «голов и сердец».

7. Домашнее задание:из прочитанных рассказов Шукшина выбрать особенно понравившийся, сделать анализ рассказа.

Литературный вечер «Он похож на свою родину».

Цели: обобщить впечатления о том мире, в котором вырос самобытный писатель, актёр, режиссёр Василий Макарович Шукшин; выявить связь писателя с родным селом, родным домом, матерью.

Оформление: портрет Шукшина, письма-воспоминания родных, друзей; на сцене стол, лавочки, на столе самовар.

Ход вечера.

Ведущий:

«Невозможно понять Шукшина без его кровной связи с родным селом, родным домом, с матерью, которую он любил какой-то невероятной сыновей любовью. Он всё время рвался душой на родину, использовал алейшую возможность, чтобы слетать в Сростки, пусть коротко, хотя бы на несколько дней. »

(Юрий Григорьев, кинорежиссёр.)

Чтец:

Разметалось село в предгорьях,

Где Катунь расплескалась светло,

Знало вдоволь и лиха, и горя

Стародавнее это село.

Здесь мальчишка торил дорожку,

Пряный ветер вдыхал с лугов,

В огороде тяпал картошку,

На Катуни тягал чебаков…

Край сибирский, пейзаж неброский.

Бьёт о берег Катуни волна.

Знает каждый в России, что Сростки

Это родина Шукшина.

Чтец:

«Как где скажут «Алтай», так вздрогнешь, сердце лизнёт до боли мгновенное горячее чувство…Когда буду помирать, если буду в сознании, в последний момент успею подумать о матери, о детях и о родине, которая живёт во мне. Дороже у меня ничего нет».

(В.М.Шукшин «Признание в любви».)

Чтец:

«…я понял, что Шукшин похож на свою родину, она воплотилась в нём, вылитая родная сторона…»

(Виктор Астафьев.)

Ведущий:

«Народ всегда знает правду.» (В.Шукшин). правда выражена и в воспоминаниях земляков Василия Шукшина.

Чтец:

Мария Сергеевна, мать, целиком была поглощена его делами, памятью о нём. Она по нескольку раз перечитывали написанное сыном, пересмотрела все фильмы, снятые им, и фильмы с его участием, кропотливо собирала всё, что было где-либо написано о нём, вела обширную переписку.

Чтец:

«Помню, как появилась у Васи «болезнь» - увлёкся книгами. Всегда у него под ремень в брюках бала книга подоткнута. Читал без разбора, подряд. Читал и по ночам: керосину нальёт, в картошку фитилёчек вставит, под одеяло закроется и почитывает. Ведь что думаете, - однажды одеяло поджёг. Стал неважно учиться, я тогда и вовсе запретила строго-настрого читать. Так нет – стал из школьного шкапа брать тайно от меня…

Частенько сельчане мне говорили: «Ну что ты, Мария, генерала, что ль хочешь вырастить из него?» - «Выше,»- отшучивалась я от них, но сердцем всё же чуяла, что генералом не генералом, а человеком он будет настоящим!»

(М.С.Шукшина.)

Чтец:

«Мария Сергеевна говорила образно, много рассказывала сыну – о прошлой жизни, о далёких предках, которые переселились на Алтай с Волги, с Дона, рассказывала простые, жизненные истории. Всё это он жадно слушал. Я думаю, не преувеличивая можно сказать, что Мария Сергеевна была для Васи как Арина Родионовна для Пушкина. Не зря Василий Макарович потом сказал: «Я у неё учился писать рассказы.»

Она для него ни душевных сил не жалела, ни средств. Василий Макарович очень любил мать и отблагодарил за всё, за все её хлопоты и лишения. Когда он получил первый свой гонорар – за «Любавиных», купил матери дом, тот в котором сейчас музей. Это был первый кирпичный дом в Сростках, и стоил он, думаю, недёшево. Заботу Василия Макаровича о матери мы, земляки, высоко ценим…» (Дарья Ильинична Фалеева, односельчанка).

Чтец:

Я когда читаю его рассказы, узнаю героев – я же их в жизни знаю, - и его самого узнаю, по языку. Он таким языком и говорил.

А о маме как он беспокоился! Однажды сказал: «Если мама умрёт вперёд меня, я этого не переживу; лучше я вперёд умру.» Так я другой раз положу маму в больницу, а ему не пишу. Он узнает – забросает телеграммами, вызовами на переговоры. Мне всегда помогал. Да что там помогал!..Муж умер, я с двумя ребятишками осталась. Не знала, как обуть и одеть ребятишек. Он мне высылал деньги, я и покупала… Я так скажу: это из тысячи братьев – брат.

(Наталья Макаровна, сестра.)

(Инсценировка рассказа «Дядя Ермолай».)

Чтец:

«С Васей я училась только в одном, четвёртом классе…Он любил участвовать в концертах, у нас организатором был. К одному празднику мы подготовили пьесу «Лентяй с подушкой». Вася был лентяем. И вот у него от лени приросла подушка к голове. Он идёт к врачу. И врач начинает отрывать подушку. Перья летят. Все хохочут.

Вася любил читать стихи, причём учил много длинных-длинных стихотворений и рассказывал с выражением. Он и сам писал стихи, коротенькие…»

(Валентина Безменова, одноклассница).

Ведущий:

Читаешь рассказы Василия Макаровича, смотришь его фильмы и постоянно встречаешь народную песню, частушку.

Песни вошли в жизнь Шукшинв с детства. Дома с матерью и сестрой Талей (Наташей) они пели по вечерам. Мария Сергеевна много знала песен. Она начинала, Таля подхватывала, Вася же пел по-мужски негромко, но очень точно и задушевно. Позже, когда Василий Макарович приезжал домой со съёмочными группами, то родные обязательно собирались за праздничным столом в честь дорогого гостя и обязательно пели старинные песни.

(Звучит песня «Миленький ты мой»).

Чтец:

«Василий был не очень разговорчив, но иногда, по настроению, любил пошутить. Жил тогда в Сростках украинец, Афанасий Алексеенко. Чудной такой мужик был! Станет что-нибудь рассказывать, так со смеху помрёшь! Так вот, Вася любил подражать ему, да так ловко, что мы хохотали над ним до слёз…

Летом 1964года Василий очень часто наведывался в Сростки – отдохнуть, собраться, как он говорил, с силою… А в один из приездов повезли Василия на мотоцикле по окрестным сёлам: Берёзовке, Суртайке, Быстренке. Василий очень радовался большой перемене сёл, строительству клубов, магазинов и жилых домов с хорошими удобствами.

После этого Василий предложил мне: «А не сходить ли нам, старик, на Пикет, разгуляться- развеяться?»…Поднялись до заветного места, откуда кругом на много километров видна сростинская панорама. Василий сразу как-то весь преобразился, сосредоточился, жадно глядя то в одну, то в другую сторону. На самом возвышенном месте мы сели на траву. Василий грустно задумался, глядя на голубые разливы Катуни, на зелёные массивы Катунских островов. Внизу справа гудел Чуйский тракт. Машины, словно игрушечные коробочки, плыли по чёрной ленте знаменитой дороги. Он закурил, с минуту помолчал и заговорил: «Знаешь, Саня, хотя и не живу капитально в Сростках, а родные места стали ещё милей. Часто снится детство, во эти родные, милые места…»

(Александр Куксин, друг).

Чтец:

«Наша семья переехала в Низовку, где жили Поповы, в 1943 году. Под этой фамилией мы знали тогда Шукшиных. Это было связано, наверное, с тем, что их отца, Макара Леонтьевича Шукшина, репрессировали. Во всяком случае, они писались по фамилии матери.

Военное детство. Было очень трудно, холодно, голодно. Помню, как мы, пацаны по ночам – днём нельзя !- ходили в березняк, заготавливали дрова. Ну а по вечерам, когда свободны были, собирались на игрища, ходили по улицам, песни пели под балалайку, под гармошку. Частушки не забываем и сейчас.»

(Слушаем частушки.)

Побываем в Верх-Обском

Также в Полеводске.

А в деревню Шукшина

Поплывём на лодке.

В Барнауле тучи, тучи,

В Сросточках гроза, гроза,

На погоду рассердились

Не смотрели бы глаза!

Сростинское село

До чего красивое!

Потому что родина

Шукшина Василия!

Ох, подружка дорогая,

Влюблена я, влюблена

В молодого режиссёра

Василия Шукшина!

Наши Сростки прославились

Известные давно –

Наш земляк Шукшин Василий

Здесь снимал своё кино.

Чтец:

«Мы в то время много читали, хотя книг было мало. Книги переходили из рук в руки. Сутки – двое – нельзя было больше держать: другие ждали.

У меня есть все произведения Василия Шукшина. Читая и перечитывая их, я часто видел наше село, односельчан, вспоминал те или иные случаи, похожие на те, которые он описал. И всегда поражался: как он умел видеть то, чего мы не замечали! И как это преподнести – мастерски, с каким смыслом!..

Ценность его произведений, на мой взгляд, в том, что они жизненно правдивы, натуральны,- так, как есть на самом деле, без всяких прикрас, без выведения героев в положительные.»

(Василий Рябчиков, друг).

(Инсценировка по рассказу «Сельские жители».)

Чтец:

«Родился я в Сростках. Все детские и юные годы мы провели с Васей Шукшиным вместе.

Расскажу один случай. Мы с Васей начали учиться в шестом классе. В школу надо было пойти с обеда – во вторую смену учились. А мы с Васей уехали на остров в десять часов утра и вернулись только в шесть. Рады, что в руках у нас по зайцу: и сами покушаем, и родные с нами. Сначала зашли к Поповым. Тётя Маруся встретила сурово, отходила Васю верёвкой. А я унёс ноги домой. Но дома меня мать тоже выдрала: вот тебе, говорит, зайчики, вот тебе уроки.

Хотелось поесть и сладкого – сахара не было, конфет тем более. Высмотрели пасеку. Вечером раздвинули тын у избы, пролезли. Тростью пронизывали рамки с мёдом – и бегом к Катуни. Обмакиваем рамки в воду – пчёлы всплывают. Мёд тёплый, течёт по устам. И вот я жую вощину. А в ячейке, видимо, пчела осталась. И в щёку меня изнутри – чик! Щека вот так вздулась, глаз заплыл. Нос набок. А тут луна показалась. Вася на меня посмотрел и сказал: «Ну ты Квазимода!» И все хохотать. Прохохотались, начали опять уписывать мёд. Не прошло пяти минут, как его тоже чикнула пчела. Теперь я начал хохотать, с подвывом, поскольку щека мешала. Потом мы вместе, через боль, хохотали.»

(Вениамин Зяблицкий, друг).

(Инсценировка по рассказу «Космос, нервная система и шмат сала».)

Чтец:

«Мне выпало быть земляком Василия Шукшина. Я тоже родом сибиряк, хотя родился за тысячи вёрст отсюда. И всё время, встречаясь с ним, я пытался представить, на что он похож своим обликом, характером, своей суровой и мужественной жизнью. И только сегодня понял, что Шукшин похож на свою родину, она воплотилась в нём, вылитая родная сторона…

…я не знаю, как вы, но всю огромность потери, постигшей нацию, до сих пор не могу осознать.

Пройдут годы, всё так же будут шуметь берёзки, всё так же будет катить воды Катунь, всё так же будут стоять Сростки,но я уверен, что слава этого человека, облик его будет в глазах всё более благороден и светел, и на эту гору с каждым годом будет всё больше народу приходить, не обязательно по приглашению, а просто так, как ходят к Пушкину. Потому что значение художника Шукшина нами ещё до конца не осознано…»

(Виктор Астафьев, писатель).

Чтец:

«На горе Пикет».

Покатый взлобок. Голь. Потрава.

Свистящий ветер верховой.

Мне так и видится застава,

Казачий пост сторожевой.

И ныне холм в краю предгорном,

Где сказочно земля щедра,

Стал совести постом дозорным,

Пикетом Правды и Добра.

Высь Шукшина…

Хлеба резные,

Лесок, покос, родник во мху.

Да что там степь, ему Россия

Вся на виду и на слуху!

В подлеске ветер быстр и юрок.

След сапога росой не смыт.

Он был здесь только что. Окурок

В сырой траве ещё дымит.

Где ж уголёк его сугревы,

Тепла, которым дорожил?

Спуститесь вниз, а там налево,

Кивает некий старожил.

Тропинка на зелёном ворсе.

В низине – дом. И он в дому.

Но не спускаться надо вовсе,

А подниматься нам к нему

Заключение.

Работа над темой «Творчество Василия Макаровича Шукшина в школьной программе» мне дала очень многое. Я познакомилась с новыми источниками, обобщила свой накопленный опыт по творчеству В Шукшина. Познакомилась с опытом других учителей, особенно при составлении системы уроков, сравнила свою педагогическую деятельность с деятельность других учителей. Изучив многие источники, я открыла для себя немало нового о жизни и творчестве Василия Макаровича Шукшина. Обидно, что в программе по литературе, даже в разделе, посвящённом внеклассному чтению, мало Шукшина. Отводя на изучение творчества Шукшина больше часов, можно научить учащихся понимать Шукшина, его героев, можно повлиять на нравственный мир учеников.

Для учащихся изучение творчества В.М.Шукшина даёт тоже очень много. Разные характеры предстают перед ними со страниц рассказов писателя, «многообразны» их проявления, но любимых шукшинских героев освещает напряжённость духовных поисков смысла жизни. Его рассказы о людях, думающих и «остановившихся», страдающих и неравнодушных, добрых и жестоких, воспитывают в нас Человека, предлагают подумать о самом себе, о жизни.


 


 


 


 


 

Библиография.

Шукшин В.М. Рассказы. – С.: Приволжское книжное издательство, 1988г.

Шукшин В.М. Избранное. – М.: Просвещение, 1992г.

Шукшин В.М. Рассказы. Повести. – М.: Дрофа, 2002г.

Шукшин В.М. Вопросы самому себе. – М.: Молодая гвардия,1981г.

Шукшин В.М. Рассказы. М.: Детская литература, 1990г.

Русская литература 20 века. Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. В 2 частях. Часть 2./ В.А.Чалмаев, В.Г. Боракин, А.И. Павловский и др.,составитель Е.П. Пронина; под редакц. Ф.Ф. Кузнецова, - М.: Просвещение, 1994г.

Уроки литературы в 11 классе. Книга для учителя. Под редакц. В.П.Журавлёва – М.: Просвещение,2002г.

Русская литература 20 века. Учебник для общеобразовательных учебных учреждений. В 2 частях. Часть 2./ под. редакц. В.В.Агеносова – М.: Дрофа, 1996г

Литература. 9 класс. Учебник- хрестоматия дляобщеюбразовательных учреждений./ Т.Ф. Курдюмова, Н.А.Демидова, Е.Н.Колокольцев; под редакц. Т.Ф. Курдюмовой – М .: Дрофа, 2003г.

Крунина Н.А., Соснина Н.А. Сопричастность времени. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1992г.

Курдюмова Т.Ф., Леонов С.А. Литература . 9 класс. Методические рекомендации для учителя. – М.: Дрофа,2001г.

Горн В. «Прорваться в будущую Россию…» // Литература в школе., 1989г.,№3.

Русская литература 20 века. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 частях. Часть 2./ Л.А.Сминова, А.М.Турков, В.П.Журавлёв и др.; сост. Е.П.Пронина; под редакц. В.П.Журавлёва – М.: просвещение, 1997г.

Программа для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы; под редакц. Т.Ф. Курдюмовой – М.: Дрофа, 2004г.

Ильин Е. Искусство общения. – М.: Педагогика, 1982г.

Любимов О. К изучению рассказа Шукшина «Чудик» // Русский язык и литература в средних учебных заведениях, 1990г., №5.

Сухомлинский В. Родительская педагогика., 1989г.

Овчаренко А. От Горького до Шукшина. – М.: Советская Россия, 1984г.

Озмитель Д. О сатире и юморе. – Л.: Просвещение, 1973г.

Аныбеткова Р. Активные формы проведения литературы. – М.: Просвещение,1991г.

Апухтина В.А. Проза В. Шукшина учеб. пособие для пед. Ин -тов.- М. : Высш. шк., 1981г.

Стрелкова И. Истина, правда, справедливость //Литература в школе.- 2003.- № 6.

Сухих И. Душа болит («Характеры» В.Шукшина, 1973 г.): О творчестве В.Шукшина //Звезда.- 2001.- N 10.

Чернова Л.Н. «Несу родину в душе...» //Литература в школе.- 2008.- № 10.

31

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.