Презентация к уроку окружающего мира «Твёрдые тела, жидкости и газы»
Автор: Юзева Елена Сергеевна, учитель начальных классов
МКОУ «ООШ № 23» Челябинская область, город Миасс
Тема:
Презентация к теме «Твёрдые тела, жидкости и газы»
PPTX / 2.3 Мб
Цели: 1)сформировать понятия «тело»,свойства твёрдых тел, жидкостей и газов;
2)развивать мышление, речь, память, внимание.
УУД: Познавательные УУД:
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. На основе анализа объектов делать выводы.
3. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Регулятивные УУД:
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД:
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
Оборудование: стеклянная банка, шприц, вода, освежитель воздуха, сухое горючие, спички, пробирка, держатель (для пробирки), кружка, лед, презентация, карандаш, книга.
Этапы | Д/М | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1.Орг.момент | 1 | Здравствуйте ребята, садитесь. Сегодня проведу урок у вас я Елена Сергеевна. - В мире много интересного, | |
2. Актуализация знаний | 2 3 | Предлагаю вам поиграть, в моём стихотворении словечко досказать. - Посмотри, мой милый друг, Что находится вокруг? Небо светло- голубое, Солнце светит золотое, Ветер листьями играет Тучка в небе проплывает Птицы, звери и леса, Гром, туманы и роса. Человек и время года- Это все вокруг ………. (слайд 2) - О чём идёт речь? О природе или о телах? - Что такое природа? (слайд 3) -Какая бывает природа? (слайд 4) - В чём отличие живых природных богатств, от неживых? | - природа, тела; -то, что нас окружает; - живая и неживая; (отвечают) |
3. Открытие новых знаний | 4 5 6 7 8 9 10 11 12 | Предлагаю вам закрыть глаза. -Что вы себе представляете, когда слышите слово «тело»? (слайд 5) -Давайте посмотрим значение слова «Тело»: (слайд 6).В словаре С.И.Ожегова дано такое значение: «Тело- организм человека или животного в его внешних и физических формах». (слайд 7).Но у этого слова есть и другое значение: Телами в науке называют все предметы, которые нас окружают. - именно это понятие и будет интересовать нас сегодня на уроке. - А кто догадался, о чём пойдёт речь? - Сформулируйте тему урока? - Какие цели мы поставим на сегодняшний урок? Ребят, а сейчас давайте откроем учебники на странице 34 задание 1. - Сравните рисунки. Как можнон назвать то, что изображено в стеклянных сосудах на первом рисунке? что общего у предметов на втором рисунке? -Меняется ли форма твёрдых тел? (слайд 8) Из этого мы можем сделать вывод что: на первом рисунке изображены жидкости, а на втором – твердые предметы или их называют твердые тела. (слайд 9) Задание 2. Рассмотри рисунки. - меняется ли форма твёрдых предметов, когда мы помещаем их в разные сосуды? Меняются формы жидкости? И из этого мы делаем вывод: твердые тела имеют постоянную форму, а жидкие – нет. Они принимают форму сосуда, в котором находятся. Опыт с водой и шприцем . (стр.35) (выхолят 2 ребенка) - скажите, удалось ли вам сжать воду? - Что вы наблюдали? -Какой вывод следует? (выходят еще 2 ребёнка) - Наполните шприц воздухом. Можно ли сжать воздух? - Удалось ли вам сжать воздух? Вот вам шарик попробуйте его осторожно сжать. Получается? -Какой следует сделать вывод? Из этого мы можем сделать вывод: У жидкостей и у твёрдых тел есть общее свойство – их нельзя сжать. А вот воздух можно сжать, как и любой газ. Посмотрите на следующее задание: рассмотрите рисунок. - назовите твердые предметы на рисунке. Скажите, где они находятся. -А где находиться вода? Ребят скажите, а где в нашем классе находиться вода? А где находиться воздух? Из этого мы можем сделать вывод что: у газов есть ещё одно замечательное свойство. Если газ находится, например, в комнате, то он не скапливается около пола или, на оборот, под потолком. Он заполняет собой всю комнату. - а почему мы чувствует запах духов или дыма на расстоянии? (опыт) А сейчас ребята давайте посмотрим, как происходит переход вещества из одного состава в другой. - беру сухое горючие и поджигаю его. После этого я беру в руки пробирку и добавляю туда воду. Эту пробирку помещаю в держатель (что бы не обжечь руки). После этого я прогреваю аккуратно пробирку (что бы она не лопнула), а потом прогреваю часть с водой. После того как вода закипела я беру стеклышко и подставляю его. После этого при охлаждении стеклышки у нас получиться лед, а когда лед растает, то получиться что? А теперь давайте рассмотрим рисунки в учебнике. - во что превратиться вода, если её сильно нагреть? - что получиться, если охладить пар на стекле? - а что будет, если заморозить воду? Из этого мы можем сделать вывод что: вода - жидкость, но при нагревании она становиться газом - паром. При охлаждении пар снова превращается в воду. Если мы продолжим охлаждать воду, она превратиться в твёрдое тело-лёд. | - наше тело - (слушаю) -О природе; - твердые тела, жидкости и газы; - свойства твердых тел, жидкостей и газов; 1.- Жидкости; 2.- твердые тела; -да; - Формы твердых предметов не меняется, - меняются; - нет; - (ребёнок не мог сжать) - Вывод: воду сжать невозможно. -да; -да; -да; Вывод: воздух имеет свойство сжиматься. - стол, шкаф, доска ……. - на полу. - (отвечают) - везде; - воздух распространяется. - (слушают и смотрят) - вода - Пар; -вода; - она превратиться в лед; |
4.Закрепление нового материала | 13 14 15 | Расскажите с помощью схемы, что происходит с водой? ЛЁД---ВОДА---ПАР Молодцы! А теперь после того как мы все свойства с вами знаем. Мы можем отправиться в путешествие круговорота воды в природе. -кто сможет мне рассказать о круговороте воды? (если что рассказ) Молодцы! А сейчас откройте свои рабочие тетради на 50-ой, задание 1-ое. Посмотрите на рисунок . Прозрачная жидкость заполняет невидимые сосуды. Угадай, в какие сосуды её налили. Соедини. Молодцы! Посмотрите задание 2-ое. Подпишите, в каких бутылях находится твёрдое тело, жидкость и газ. Молодцы! | -(рассказывают) -(рассказывают); - (соединяют), (слайд) 1-газ; 2-жидкость; 3-твердое тело; |
5.Итог урока | 16 | Отгадайте загадку: Я и туча, и туман, Я ручей и океан, Я летаю и бегу, И стеклянной быть могу (слайд 10) - О чём говорится в этой загадке? - От чего зависит различное состояние воды? (слайд12) - В каком состоянии представлена вода в виде льда? -Где мы могли наблюдать в жизни воду в твёрдом состоянии? (слайд 14) - В каком состоянии вода представлена в виде тумана? -Где мы могли наблюдать в жизни воду в газообразном состоянии? (слайд 15) | -лёд; - Туман, лёд, ручей- это всё вода.( слайд 11) - Вода в природе существует в трёх состояниях - жидком, твёрдом, газообразном.( слайд 13) - в твердом; - ну улице в виде «катка». - когда нагретая; -когда чайник кипит; |
6.Рефлексия | 17 | Закончите предложение: Мне понравилась….. Мне было трудно…… | |
Солнечные жаркие лучи греют не только землю и нас с вами, но и поверхность любого водоема: речки, озера, моря. Вода нагреваясь, превращается в пар, как в чайнике, когда он закипает и из него появляется белый "дым" - пар. С этим явлением знаком каждый ребенок.
Вода, с поверхности водоема испаряясь, точно так же, как из чайника, превращается в невидимый водяной пар, который поднимаясь высоко-высоко вверх, где очень холодно, охлаждается, превращаясь вновь в маленькие-маленькие капельки воды или острые кристаллы льда - иголочки. Когда таких капелек собирается очень много возникает белое облако, которое мы видим на синем небе. Облака бывают разной формы и цвета. Серое, тяжелое облако называется тучей. В ней мелкие водяные капельки слились в большие тяжелые дождевые капли, которые уже не могут удержаться в воздухе и падают вниз. Это начался дождик.
Вода из водоема побывала высоко вверху в виде пара и вернулась дождем на землю. Это и есть круговорот воды в природе.