12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Ситдиков Ильгизар Маратович41 |
Текст выступления для конкурса педагогический дебют
«У меня это хорошо получается»
2018 году я пришел работать в среднюю школу № 76 учителем физики и информатики в 7-8 классах. Наблюдая за ребятами, я пришел к выводу: Физика, как и Информатика, начинаются вовсе не с расчетов и формул, что кажется очевидным, а с…загадок природы, проблем окружающей действительности. Считаю, что для того, чтобы у учащегося развивалось творческое мышление, необходимо, чтобы он испытывал удивление и любопытство, постигал новое, идя собственным путём. Только через преодоление трудностей, решение проблем, ученик может войти в мир творчества.
Поэтому стараюсь широко использовать на уроках, во внеурочной деятельности метод проектов.
Для чего нужен метод проектов?
• Научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению.
• Размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы.
• Принимать самостоятельные аргументированные решения.
• Научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.
Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям. Помимо всего, именно проектная деятельность является основным средством реализации ФГОС не только на уроках, но и во внеурочной деятельности.
Физика + Информатика + ИКТ = учебный проект. Такую формулу я пытаюсь воплотить на своих уроках. При изучении физики учащиеся осваивают инструмент для познания мира и человека, на информатике – умение применять ИКТ для обработки, передачи, хранения информации, а получаемый учебный проект и есть цель образования: научить детей добывать знания, научить работать.
Необходимые теоретические сведения, которые помогли мне структурировать проектную деятельность я получил, окончив дистанционный курс «Как стать наставником проектов» организованный Фондом «Сколково» и Агентством стратегических инициатив, посетив в августе трехдневные курсы «Школа наставников».
Теперь полученные мной теоретические знания воплощаю в жизнь на уроках и во внеурочной деятельности. Веду занятия по робототехнике. Подспорьем для меня стало оборудование, предоставленное ООО «Линукс Формат», на безвозмездной основе в рамках реализации проекта «Билет в будущее». В рамках данного проекта мной были организованы профессиональные пробы «Креативное программирование на Scratch».
В этом году я стал куратором сетевого проекта «ТВОЙ КУРС: ИТ ДЛЯ МОЛОДЁЖИ».
Цель проекта - содействие учащимся 6-17 лет в научно-техническом творчестве, изучении программирования, профориентации в ИТ-отрасли путём просвещения, создания благоприятных условий и расширения возможностей доступа молодежи к изучению современных информационных технологий. Мной был создан код-класс «Союзные силы». Это класс, в котором обучаются учащихся 7-8 классов - дети, которым интересно заниматься программированием и кто, нацелен, учится в технических ВУЗах. С ребятами мы изучаем робототехнику, программируем выполняем проекты, участвуем в конкурсах и акциях. Робототехника развивает математическое мышление и представления об окружающем мире (время, исчисление, циклы, признаки объектов). Учит выявлять закономерности, закладывает основы составления алгоритмов, а потом и создания собственных компьютерных программ с нуля.
Я стремлюсь к тому, чтобы мои ученики получали твердые навыки работы с компьютером, умели программировать, разрабатывать и оформлять эскизы, техническую и рабочую проектную документацию, создавать компоненты приложения (кодирование, отладка, модульное и интеграционное тестирование).
Ученики на занятиях внеурочной деятельности приобретают гибкие навыки разработки полезного миру проекта самостоятельно и в команде, совместной работы (распределение ролей, обязанностей, постановка задач), публичной защиты и продвижения проекта.
На занятиях школьники самостоятельно или в команде придумывают и презентуют свой проект. Это может быть: РОББО-сказка, то есть история и снятый по ней цифровой мультфильм с роботом, презентация, игра, викторина на языке программирования SCRATCH.
своей работе я использую групповые и индивидуальные, монопредметные и межпредметные, информационные и практико-ориентированные проекты. Так же применяю модель учебного занятия в режиме проектного обучения, используя технологию исследовательского проекта.
Поле для выбора темы долгосрочных проектов по физике и информатике огромно. Проект может быть связан с изучением какой-либо темы по физике, которая не изучается в школьной программе или с приложениями информатики в науке и практике.
Считаю, что метод проектов разрушает школьную рутину. На вопрос: что же даёт детям применение проектной технологии на уроках? Проведенный мною опрос выявил: лучше усваивается материал 73%, уроки стали интереснее 68%, с желанием идем на урок 53%,появилась возможность демонстрировать свои работы 26%. На вопрос: «Чему удалось научиться в ходе работы над проектом? Школьники отвечают: распределять правильно время 32%, достигать поставленной цели 17%, выступать перед аудиторией 16%. добывать информацию 14%, готовить презентацию 21%.
С 2018 г. я являюсь куратором сетевого проекта «Школьная лига РОСНАНО», целью которого является продвижение в школах Российской Федерации идей, направленных на развитие современного образования, в первую очередь – естественнонаучного образования.
Участие в проекте дает мне возможность развивать метапредметные компетенции обучающихся, используя сетевой ресурс Лиги в урочной и внеурочной деятельности, и быть всегда в курсе всех нововведений и «ноу-хау».
Конкурсы, мероприятия и ресурсы позволяют расширять образовательное пространство и формировать целостное восприятие мира у учащихся.
В 8 классе мной ведется курс внеурочной деятельности «Основы нанотехнологий».
Тематика занятий выстроена таким образом, что у учащихся есть возможность не только познакомиться с базовыми понятиями нанотехнологии, историей появления и развития этой области научных знаний, но и развивать познавательную активность и творческие способности.
За время изучения курса обучающиеся знакомятся с основными понятиями, направлениями нанотехнологий, наноинструментами, достижениями отечественных и зарубежных ученых. Курс способствует развитию творческих способностей, интеллектуальной компетенции, формированию познавательного интереса к естественнонаучным дисциплинам и, как следствие, профессиональному самоопределению, а также совершенствованию навыков работы с различными источниками информации, в том числе в сети Интернет, умению представлять результат.
В рамках курса организована исследовательская деятельность, обучающиеся выполняют проекты.
Пособия и технологии, предлагаемые Школьной лигой РОСНАНО, позволяют сделать процесс обучения более интересным и увлекательным. От позиции учителя в диалоге с учеником во многом зависит то, какой опыт исследователя он получит и захочет ли заниматься построением научной картины мира дальше. Ведь наука скучной не бывает! А насколько она станет увлекательной, зависит и от меня, и я стремлюсь, чтобы на моих уроках обучающиеся чувствовали себя первооткрывателями и с удовольствием занимались исследовательской деятельностью! И по отзывам коллег и учащихся у меня это хорошо получается.