Выступление с докладом по теме «Организация работы с одаренными детьми»
Выступление с докладом по теме
«Организация работы с одаренными детьми в рамках Концепции российской национальной системы выявления и развития молодых талантов»
Каждый человек – талантлив. Добьется ли человек успеха – зависит от того, будет ли выявлен этот талант, помогут ли родители и общество в целом развить его и применить во взрослой жизни. От этого зависит и успех самого общества.
Концепция российской национальной системы выявления и развития молодых талантов определяет основные принципы государственной политики в сфере развития детской одаренности как основы для формирования интеллектуального и творческого потенциала страны, а также основные задачи российской национальной системы выявления и развития молодых талантов.
Российская национальная система выявления и развития молодых талантов представляет собой многоуровневую совокупность институтов, программ и мероприятий, обеспечивающих развитие и реализацию способностей и одаренности всех детей и молодежи как основы достижения ими выдающихся результатов в избранной сфере профессиональной деятельности и высокого качества жизни.
Цель Национальной системы «Российские таланты» – создание условий для достижения успеха и реализации потенциала одаренности личности в рамках её дальнейшей профессиональной деятельности на благо самого человека, общества и государства.
В рамках создания Национальной системы «Российские таланты» должны быть решены следующие основные задачи:
формирование национальной системы работы с одарёнными детьми и талантливой молодёжью;
создание в стране условий для развития задатков, способностей, одаренности всех детей и молодежи независимо от сферы одаренности, местожительства, социального положения и имущественных возможностей семей;
обеспечение условий для реализации коллективных и индивидуальных образовательных траекторий и дальнейшей профессиональной самореализации детей и молодежи, проявивших выдающиеся способности;
обеспечение свободного доступа общественности к информации о возможностях развития и самореализации детей и молодежи в Российской Федерации.
Основные направления работы Национальной системы «Российские таланты»
I. Развитие и совершенствование нормативно-правовой базы, экономических и организационно-управленческих механизмов для организации работы по выявлению, развитию и поддержке одаренных детей и молодежи.
II. Развитие и совершенствование научной и методической базы, внедрение современных образовательных технологий в сфере организации работы по выявлению, развитию и поддержке одаренности детей и молодежи.
III. Развитие и совершенствование педагогических и управленческих кадров.
IV. Реализация на федеральном, региональном и местном уровнях мероприятий по выявлению, развитию и поддержке одаренных детей и молодежи, в том числе на основе государственно-общественного и социального партнерства.
V. Развитие и совершенствование системы интеллектуальных, творческих и спортивных состязаний.
VI. Развитие и совершенствование многоуровневой инфраструктуры поиска, выявления и развития одаренности детей и молодежи в различных сферах деятельности (науки, техники, искусства и спорта) с использованием современных образовательных и информационно-коммуникационных технологий на основе межведомственного и межрегионального взаимодействия.
VII. Формирование условий для профессиональной самореализации в обществе молодежи, проявившей соответствующие выдающиеся способности (капитализации человеческого потенциала одаренных граждан в Российской Федерации).
«Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод.» В.А.Сухомлинский.
С целью развития познавательных способностей учащихся, их творческого потенциала, обеспечения качественной подготовки к предметным олимпиадам, ЕГЭ, для развития интеллектуальных, творческих, спортивных способностей в нашей школе осуществляется интеграция основного и дополнительного образования.
Образовательный процесс дополнительного образования осуществляется с учетом принципов внешкольной работы, массовости, добровольности и свободного выбора обучающимися видов деятельности. Дополнительное образование детей является равноправным, взаимодополняющим компонентом базового образования. В школе созданы необходимые условия для развития способностей учащихся и удовлетворения их потребностей в творческой и исследовательской деятельности, физическом совершенствовании. На базе Чёрнышской школы в прошлом учебном году функционировали 8 кружков и секций. Из них 1 предметный кружок, 4 кружка творческой направленности, 3 спортивные секции.
В рамках внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов для обучающихся 1 класса организовано дополнительное образование в форме проведения кружков различной творческой направленности.
Например, кружковой работой в школе в 2011- 2012 учебном году было охвачено 38 учащихся, что составляет 90,5 % от общего количества учащихся школы. Такой высокий % охвата достигнут благодаря совместной работе школы, учреждений культуры, филиала МОУ ДОД «Детско - юношеская спортивная школа».
В нашей школе создан банк данных об участии детей в творческих конкурсах, олимпиадах различного уровня, спортивных соревнованиях. Ежегодно он пополняется новыми данными учителями-предметниками, классными руководителями, заместителями директора.
Вся работа направлена на эффективное выявление и развитие интеллектуально-творческого потенциала личности каждого ребенка, на помощь и поддержку одаренных, на развитие индивидуальных задатков одаренных детей в школе.
Педагогический коллектив нашей школы определил основные направления и формы работы по созданию оптимальных условий для развития и выявления одаренных детей:
Нестандартные уроки, развитие творческих способностей путем самостоятельного переноса ранее изученного на новую ситуацию;
Обучение на уроках самооценке, самоанализу, самоконтролю;
Работа с дополнительной литературой, обдумывание, размышление, высказывание своего мнения;
Выставки творческих работ учащихся (конкурсы рисунков, фотографий, поделок, изделий и т.д.);
Участие детей в предметных олимпиадах;
Участие детей в творческих конкурсах различного уровня (индивидуальное участие и командное); в спортивных спартакиадах;
Работа кружков, спортивных секций;
Участие детей в конкурсах дистанционно через сеть Интернет;
Участие в проектах и конференциях.
Динамика количества учащихся, участвующих в конкурсах, олимпиадах и соревнованиях за последние три года
Учебный год | 2009-2010 | 2010-2011 | 2011-2012 | |||
Кол-во участников | 42 | 84 % | 45 | 98 % | 41 | 98 % |
Кол-во победителей | 5 | 10 % | 7 | 15 % | 10 | 24 % |
Кол-во призовых мест | 10 | 20 % | 21 | 45% | 17 | 41 % |
Динамика результативности (количество победителей и призовых мест) участия детей в конкурсах, олимпиадах и соревнованиях разного уровня:
Учебный год | 2009-2010 | 2010-2011 | 2011-2012 | |||
Всероссийский | 1 | 2 % | - | - | 1 | 2 % |
Республиканский | 4 | 4 % | 9 | 19 % | 5 | 12 % |
Муниципальный | 10 | 20 % | 19 | 41 % | 21 | 50 % |
В нашей школе накоплен большой опыт участия в мероприятиях различного уровня. В некоторых конкурсах и конференциях учащиеся участвуют ежегодно. Например:
Всероссийский конкурс «Моя малая Родина»;
Всероссийский конкурс исследовательских, краеведческих работ учащихся «Отечество»;
Республиканский конкурс юных исследователей окружающей среды;
Республиканский конкурс «Подрост»;
Районная экологическая конференция «Экология и жизнь»;
Фестиваль исследовательских и творческих работ «Портфолио».
Наши ребята имеют хорошие результаты по итогам участия:
2004 год – участие на Всероссийском этапе конкурса «Моя малая Родина» в г. Москва. (Перминова Надежда, Косолапова Елена).
2005 год – участие в Международной школе-семинаре руководителей и активистов школьных проектов движения по охране дикой природы на Валдае. (Перминова Надежда, Косолапова Елена, Габидуллин Рустам).
2007 год – Диплом II степени на Всероссийском этапе конкурса «Отечество». (Сердитова Ирина, Приезжева Ирина).
2008 год – Диплом III степени на республиканском этапе Всероссийского конкурса «Подрост». (Черковец Мария).
2009 год - участие на Всероссийском этапе конкурса «Отечество». (Приезжева Ирина).
2009 год – Диплом III степени на республиканском этапе Всероссийского конкурса «Моя малая Родина». (Чукилев Максим).
2010 год – Диплом I степени на Всероссийском этапе конкурса «Отечество». (Григорьева Яна).
2011 год – Диплом III степени на Всероссийском этапе конкурса «Отечество». (Черных Мария). Участник отмечен грантом.
Неплохой результат представления нашей школы на конкурсах достигается благодаря систематической работе по обучению учащихся проведению исследовательских работ и их представлению. В данной работе принимают участие учителя разных предметов.
Исследовательские работы:
«Северная изба», «История традиционного природопользования села Чёрныш», «Моя школа и идеи устойчивого развития», «Путешествие по школьному музею» - руководитель Косолапова Т.А., учитель биологии, географии, экологии;
«Берестяное наследство» - руководитель Сердитова О.В., учитель начальных классов;
«Чипсан. На нём играет сама природа» - руководитель Смолева Г.А., учитель технологии;
«Разгадываем тайны прозвищ жителей села Чёрныш» - руководитель Гардилецкая Г. В., учитель русского языка;
«Особенности интерьера крестьянского жилища села Чёрныш (конец 19 – 20 век)» - руководитель Супрядкина А. А., учитель коми языка;
«Анализ многолетних наблюдений за природными явлениями в селе Чёрныш» - руководитель Черных Г.М., учитель математики;
«Баня: прошлое и настоящее» - руководитель – Малер С.А., учитель немецкого языка.
В школе ведется систематизация и накопление исследовательских и творческих работ обучающихся. Выпущены альманахи по некоторым конкурсам.
В условиях решения стратегических задач модернизации и инновационного развития экономики российского общества важнейшими качествами выпускника школы становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни, которые формируются в процессе выявления, педагогической поддержки и развития талантов учащихся.
В условиях нашей школы достижение высоких результатов каждым учеником стало возможным благодаря оптимальному сочетанию:
· основного и дополнительного образования;
· разнообразных форм учебной деятельности;
· требований стандарта и индивидуальных способностей, склонностей учащихся;
· эмоционально-психологической комфортности и интенсивности учебной деятельности школьников;
а также при использовании на уроке и во внеурочной деятельности новых информационно-коммуникативных технологий, электронных учебно-методических комплексов.
Развитие творческих способностей и достижение высоких результатов наших детей стало возможным благодаря:
· оказанию всесторонней поддержки педагогических инициатив;
· системе поощрения и стимулирования педагогов и обучающихся;
· созданию условий для развития профессиональных компетентностей.
Построение образовательной среды школы, ориентированной на успех каждого учащегося, является итогом преемственности и согласованности всех реализуемых в учреждении образовательных программ, действий педагогов и родителей, развитие ребенка и учебного коллектива в целом.