12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Васильева Надежда Леонидовна67
Учитель музыки, педагог доп образования, классный руководитель 5 класса.
Россия, Омская обл., Омск
Материал размещён в группе «Библиотека учителя»

Стандарты ФГОС подразумевают создание целостной системы непрерывного музыкального образования, каждая новая ступень зависит предыдущей. Но все они ведут на самую высокую, подразумевающую – формирования богатой культуры личности школьника.

Время быстро меняется. Изменчив мир, общество, люди, взгляды. Меняются и учителя. Трудно шагать в ногу со временем, этим, наверное, и сложна наша профессия. Учитель должен чутко улавливать пульс времени, искать новое, а без поиска, без нового взгляда на привычное и давно знакомое нет жизни на уроке, нет развития предмета в целом. «Урок музыки – урок искусства» - основной тезис музыкальной педагогики последних десятилетий.

Музыка и дети – вот что определяет содержание предмета, направляет творческую деятельность учителя, весь ход урока, который строится и развивается по законам искусства. Подобно тому, как из мысли и чувства композитора вырастает музыкальное произведение, так и из мысли и чувства учителя, его позиции в мире искусства рождается урок. Без личного отношения учителя к искусству невозможно формировать отношение учащегося к музыке и жизни.

Школьный урок музыки – это прежде всего урок искусства. По мнению О.А. Апраксиной, он имеет много общего с другими уроками, т.к. проводится в рамках общеобразовательной школы, где действуют единые законы.

Вместе с тем урок музыки в общеобразовательной школе специфичен, главную роль в нем играют эмоции и чувства.

Так же отличительными чертами является

- комплексное воздействие музыки на человека (на психику, моторику, фантазию, логические процессы).

– единство эмоционального и сознательного.

– обязательное единство художественного и технического.

Музыка воздействует на эмоциональную, духовную сферы ребенка, делает его способным тоньше и глубже чувствовать, сопереживать. Современный урок музыки в связи с внедрением ФГОС получил новой освещение. Появились ориентиры на формирование у ребёнка необходимых компетенций, знаний и умений. Особую роль стал играть интеграционный процесс, так часто применяемый в музыке и ранее. Главным стало выделение способности ребёнка совершать открытия в течение всего урока, осознавать свои действия и добывать знания самостоятельно, через глубокое проникновение в музыку.

Отличия урока «вчера и сегодня»

Прежде мы начинали урок, не всегда объявляя его тему. Более того, на тему можно было выйти в средине урока и даже в его конце. Современный урок требует от учителя определить с детьми в начале урока не только его тему, но и цель, выдвинуть задачи. Казалось бы, от этого теряется та проблемность урока, которая активно приветствовалась в идеях Д.Б. Кабалевского. Однако, внимательное обращение непосредственно к пониманию целеполагания, позволяет насыщать урок музыки проблемностью другого толка. Урок сегодня имеет другую направленность и структуру.

Тема урока определяется самим учителем, исходя из тематики раздела, предлагаемого программой. Собственно, это уже творчество учителя. Поскольку в программе представлено только содержание раздела, с акцентуацией на произведения, то учитель вправе дать собственную формулировку темы.

 Во главе обучения стоит деятельностный подход, который не просто опирается на проблемное обучение, а собственно рождается при его помощи. Значит, надо дать детям проблемное задание, решив которое дети выйдут на тему и самостоятельно её сформулируют. В случае урока музыки, это достаточно разнообразные приёмы. Например, в начале урока звучит музыка, которая подскажет им путь к теме. Может появиться вопрос, который озадачит и заставит активно размышлять. Может появиться репродукция, просто фон слайда, которые натолкнут мысль ребёнка к поиску темы. Здесь сразу стоит обратить внимание на обязательное присутствие в уроке мультимедийной презентации, активизирующей мыслительный поиск детей, и дающей им эмоциональное приятие темы.

Итак, дети вышли на тему. Следующий этап урока – выдвижение цели урока. Существует цель учителя, которую он вправе прописать в своём конспекте. Но она кардинально отличается от цели, которую поставят дети. Например, для учителя важно, чтобы у детей в процессе урока проявилось патриотическое чувство гордости за Россию (личностные результаты). Ему надо, чтобы дети научились планировать свои действия и в дальнейшем их оценивать (метапредметные результаты), наконец учитель предполагает, что дети смогут накопить музыкальный опыт в творческой деятельности. Собственно главная цель каждого урока – формирование музыкальной культуры, как составляющей духовной культуры. Однако тема может уточнить цель.

Следующим этапом станет выяснение: как мы будем это делать? Это и есть продолжение целеполагания: формулировка задач урока. Для учителя важно научить детей внимательно слушать и размышлять о музыке, узнать и запомнить определённые для этой темы средства музыкальной выразительности, дать представления об основных жанрах и т.д. Дети же должны предложить свой путь для реализации цели темы.

Переходя к дальнейшим этапам урока после оформления целеполагания (отметим, что на это уходит совсем не так много времени, как может казаться), мы через поставленные задачи выстраиваем алгоритм деятельности. Нам важно сохранить художественность урока музыки, поэтому следует подготовить связки между всеми его этапами.

Здесь следует обратиться к такому нововведению в уроки как ИКТ. Теперь это требование ФГОС, а для урока музыки большое подспорье. Прежде всего, музыкальная мультимедийная презентация помогает структурировать материал, даёт, как мы уже говорили выше, некую подсказку на тему, наконец, весь видео и аудио материал, прикреплённый к презентации, сокращает время на поиски, может быть сделан короче (обрезан), даваться с повторами и т.д.

 Введение учителем Новой тетради или по новому оформление имеющейся. Оформление тетради по музыке как «Дневника встречи с музыкой» Направленно на:

-Проявление творческой активности учащегося

-Систематизации полученных знаний

-Формирование самооценки

-Для диагностической работы учителя (организация дифференцированной коррекционной работы,

контрольно-оценивающая деятельность)

У учащихся не сформировано серьёзного отношения к предмету в целом, и даже не значительное творческое задание выполняется единицами.

Снижение уровня культуры общества – основная проблема, с которой столкнулось сегодня современное общество. Практика показывает, что не умение сопереживания, нежелание чувствовать прекрасное приводит человека к ожесточенности агрессивности. Мы наблюдает потерю гуманистических оснований. Именно в этом, проявляется бездуховность общества. Музыка же и урок музыки в частности, способны вернуть нам то, что, к сожалению, утеряно.

Считаю необходимой проведение работы направленной на изменение сложившегося пренебрежительного, на более серьёзное отношение учащихся к уроку музыки.

Опубликовано в группе «Библиотека учителя»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.