Публикация «Новые педагогические технологии в начальной школе: проектная деятельность»

2
0
Материал опубликован 1 February 2016 в группе

Новые педагогические технологии в начальной школе:

проектная деятельность

(Выступление учителя  Козловой Натальи Николаевны

на МО учителей начальных классов МБОУ "Пригородная СОШ")

 

История возникновения метода проектов

Истинные инновации в области педагогики – чрезвычайно редкое явление. Как правило, это – рассмотрение на новом витке педагогических, социальных, культурных достижений, давно забытых старых педагогических истин, использовавшихся ранее, в других условиях, в иной интерпретации методов и приёмов обучения. Именно осмысление и применение их в новой учебной, культурно-социальной ситуации и даёт основание говорить о новых педагогических технологиях.

В настоящее время всё более актуальным в образовательном процессе становится использование приёмов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновления содержания образования.

В последние годы эту проблему и в начальной школе пытаются решить через организацию проектной деятельности. Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов.

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник ещё в 1920-е годы нынешнего столетия в США и был разработан американским философом и педагогом Дж. Дьюи и его учеником В.Х.Килпатриком. ещё в начале XX века метод проектов привлекал внимание и русских педагогов. Идеи проектного обучения в России возникли параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога Шацкого С.Т. в 1905 году была организована группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Позднее, при советской власти, эти идеи стали широко, но недостаточно продуманно и последовательно внедряться в школу, и постановлением ЦК ВКП(б) в 1931 году метод проектов был осуждён. С тех пор в России не предпринимались серьёзные попытки возродить этот метод в школьной практике. В зарубежной же практике (в США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах) он активно и успешно развивался.

Определение метода проектов

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Метод проектов – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным способом. В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат, который получается при решении той или иной практически и теоретически значимой проблемы. Этот результат всегда можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, способность прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую дети выполняют в течение определённого отрезка времени. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предполагает, с одной стороны, использование совокупности методов и средств обучения, а с другой – необходимость интегрирования знаний и умений из различных сфер науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется «осязаемым»: если это теоретическая проблема – то конкретное её решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению.

Как педагогическая технология метод проектов включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

Умение пользоваться методом проектов – показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития учащихся. Недаром эти технологии относятся к технологиям XXI века, предусматривающим, прежде всего умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества.

Основные требования к использованию метода проектов:

Наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для её решения.

Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.

Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

Использование исследовательских методов, предусматривающих определённую последовательность действий:

определение проблемы и вытекающих из неё задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола»);

выдвижение гипотезы их решения;

обсуждение методов исследования (статистических. Экспериментальных, наблюдений и пр.);

обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчётов, просмотров и пр.)

сбор, систематизация и анализ полученных данных;

подведение итогов, оформление результатов, их презентация;

выводы, выдвижение новых проблем исследования.

Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В одних случаях учителя определяют тематику с учётом учебной ситуации по предмету, естественных профессиональных интересов, интересов и способностей учащихся. В других – тематика проектов, особенно предназначенных для внеурочной деятельности, может быть предложена и самими учащимися, которые ориентируются на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие.

Типология проектов

Чтобы овладеть методом проектов, необходимо прежде всего знать, что проекты могут быть разными и использование их в учебном процессе требует от учителя серьёзной подготовительной работы. Авторы пособия «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования» под редакцией Полат Е.С. выделяют следующие типологические признаки и виды проектов:

Доминирующая в проекте деятельность:

исследовательские,

поисковые,

творческие,

ролевые, игровые

прикладные(практико-ориентированные),

ознакомительно-ориентировочные (информационные)

Предметно-содержательная область:

монопроект (в рамках одной области знаний);

межпредметный проект.

Характер координации проекта:

с открытой, явной координацией (координатор направляет работу участников, организует отдельные этапы проектной деятельности)

со скрытой координацией (координатор не обнаруживает себя, выступает как полноправный участник проекта)

 

Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мир):

внутренние или региональные (в пределах одной страны)

международные (участники проекта являются представителями разных стран)

Количество участников проекта:

личностные (между двумя партнёрами, находящимися в разных школах, регионах, странах)

парные (между парами участников)

групповые (между группами участников)

Продолжительность выполнения проекта:

краткосрочные (для решения небольшой проблемы или части более крупной проблемы), которые могут быть разработаны на нескольких уроках по программе одного предмета или как междисциплинарные;

средней продолжительности (от недели до месяца);

долгосрочными (от месяца до нескольких месяцев).

Реализация метода проектов ведёт к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классном кабинете, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.

Общие подходы к структурированию проектов:

Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.

Далее учителю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (например, наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью и т.д.).

Важным моментом является распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.

Затем начинается самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.

Постоянно проводятся промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках, в групповой работе в библиотеке ит.д.)

Необходимым этапом выполнения проектов является их защита, оппонирование.

Завершается работа коллективным обсуждением, экспертизой, объявлением результатов внешней оценки, формулировкой выводов.

Параметры внешней оценки проекта:

Значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике;

Корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов;

Активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;

Коллективный характер принимаемых решений;

Характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта;

Необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей;

Доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы;

Эстетика оформления результатов выполненного проекта;

Умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность каждого члена группы.

Проектные задачи в начальной школе

По мнению авторов пособия для учителя «Проектные задачи в начальной школе» под редакцией Воронцова А.Б. полноценная проектная деятельность не соответствует возрастным возможностям младших школьников. Переносить способы работы из основной школы в начальную школу, не подготовив для этого необходимую почву, неэффективно и, как правило, вредно. Прообразом проектной деятельности основной школы для младших школьников могут стать проектные задачи. Основная идея системы проектных задач заключается в том, что, решая их, младший школьник фактически осваивает основы способа проектирования, что поможет учащимся в дальнейшем содержательно и грамотно осваивать проектную (учебно-проектную) деятельность как ведущую в подростковой школе.

Проектная задача – это система заданий (действий), направленных на поиск лучшего пути достижения результата в виде реального «продукта».

Фактически проектная задача задаёт общий способ проектирования с целью получения нового (до этого неизвестного) результата.

Отличие проектной задачи от проекта заключается в том, что для решения этой задачи школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора(или системы) заданий и требуемых для их выполнения данных.

Решение проектной задачи требует коллективно-распределённой деятельности учащихся – работы в малых группах.

Проектные задачи могут быть предметными и межпредметными, разновозрастными и одновозрастными. Главное условие, позволяющее отнести задачу к классу проектных, - это возможность переноса известных способов действий (знаний и умений) в новую для них практическую ситуацию, где итогом будет реальный детский «продукт». Подобные задачи, как правило, занимают несколько уроков.

В 1-3 классах основная педагогическая цель проектных задач — способствовать формированию разных способов сотрудничества. Основной метод – встроенное наблюдение. Наблюдателями (экспертами) могут быть родители, старшеклассники, свободные от занятий учителя. Они фиксируют свои наблюдения в «картах наблюдений» (экспертных листах), не вмешиваясь в процесс решения задач. Постоянный сбор и анализ данных экспертизы позволяют учителю вести мониторинг формирования учебного сотрудничества в классе и при необходимости вводить коррективы в свои педагогические действия. Проектные задачи для этого этапа обучения в начальной школе (1-3 классы) имеют свою специфику по построению: формулировка задачи, последовательность предметных действий через систему заданий явно задаётся автором проектной задачи. Проектная задача будет решена в целом, если группа сможет справиться со всеми предложенными заданиями, в том числе и с итоговым заданием как местом «сборки» всех полученных результатов отдельных заданий.

В 4-5 классах основной педагогической целью становится выявление у школьников способности к переносу известных способов действий в новую для них квазиреальную (модельную) ситуацию. В связи с этим меняется подход к конструированию проектных задач. Пользуясь описанием проблемной ситуации, учащиеся должны сами сформулировать стоящую перед ними задачу. Исходя из предложенного несистематизированного набора заданий, справочных материалов, учащиеся сами планируют последовательность действий, ведущих к конечной цели. Способы учебного сотрудничества, приобретённые в 1-3 классах, становятся средством для эффективного решения проектной задачи. Эксперты-наблюдатели смещают акцент своей работы с оценки группового взаимодействия к оценке выбора группой «стратегии» решения задачи.

Количество и содержание проектных задач в учебном году задаётся деятельностной технологией образовательной системы, которая реализуется в школе. В общей сложности на решение проектных задач по одному предмету в течение года потребуется 20-26 учебных часов, что составляет 20-30% учебного времени.

Таким образом, введение проектных задач как прообраза проектной деятельности в начальную школу потребует и от учителя, и от администрации школы изменений всей образовательной среды школы, поиска эффективных технологий, которые позволяют высвободить учебное время для решения системы проектных задач с целью достижения новых образовательных результатов.

Литература:

Воронцов А.Б., Заславский В.М., Егоркина С.В. и др. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2010.

Кутявина Н.Н. Организация проектной деятельности в начальной школе.- Начальная школа №10, 2010.

Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студентов пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров. – М.: Издательский центр Академия, 2001.

Шатилова М.Ю. и др. Проектирование в начальной школе: от замысла к реализации: программа, занятия, проекты. – Волгоград: Учитель, 2010.

Комментарии
Комментариев пока нет.