Статья на тему «Современный урок в условиях введения ФГОС»
«Современный урок в условиях введения ФГОС».
Чернышова Ю.В.
1) Что такое современный урок?
Каждый учитель учит по своему, каждый ученик по своему воспринимает, но прийти в итоге нужно к образовательным результатам, утвержденным Министерством образования в государственных стандартах.
Каждый учитель задает себе вопрос как дать ученикам возможность выбора оптимального способа обучения? Какая учебная стратегия будет эффективна в данной ситуации, на данном уроке, с данным классом?
На уроках в условиях ФГОС ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя теперь становится главным деятелем. « Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» - эти слова К.Д.Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода. Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся.
2) Сравнительный анализ учебников
«Природоведение, 5 класс» авт. Т.С.Сухова, В.И.Строганов
Учебник реализует концептуальные идеи программы, направленной на формирование у учащихся целостной картины материального мира, раскрытие вопросов единства живой и неживой природы и уникальности жизни на планете Земля. При изучении многообразных природных явлений (физических, химических, биологических) особое внимание уделяется экологическим аспектам взаимосвязей живой и неживой природы. (2часа в неделю)
«Биология, 5 класс» авт. Пономарева И.Н., Николаев И.В., Корнилова О.А.
Учебник входит в систему "Алгоритм успеха". Он включает общий обзор царств живой природы, сведения по общей экологии, знакомит учащихся с происхождением человека и его местом в живой природе. Учебник содержит вопросы и задания для контроля усвоения учебного материала и лабораторные работы. Соответствует федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования. (1час в неделю)
«География, 5 класс, Введение в географию», авт. Домогацких Е.М., Введенский Э.Л., Плешаков А.А.
Учебник освещает географические темы, которые помогут школьникам познакомиться с географией как наукой, узнать об истории открытия и освоения Земли. Учебник соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту. (1час в неделю)
Пример: сравнительный анализ итоговых заданий.
«Природоведение, 5 класс» авт. Т.С.Сухова, В.И.Строганов – Что мы узнали о жизни на Земле? (стр.168)
Задания типа: «Продолжи предложение», тест с выбором одного ответа, «Нарисуй и подпиши», приведи примеры. В целом задания репродуктивного характера, ответы на которые можно найти в тексте параграфов.
«Биология, 5 класс» авт. Пономарева И.Н., Николаев И.В., Корнилова О.А. – Жизнь организмов на планете Земля. (стр.104)
Задания даны и репродуктивного , и проблемного, и творческого характера. Это задания на сравнение и объяснение, тестовые, «Составьте слово», «Продолжи предложение». Есть задания «Обсудите с друзьями», «Выскажите свое мнение», «Работа с моделями, схемами, таблицами», что дает возможность учащимся самим дойти до истины и найти правильный ответ.
3) Конструктор урока.
Методы и формы в помощь учителю .
Конструируем урок в соответствии с требованиями ФГОС (Даутова О.Б.,д.п.н.)
Инновационная деятельность педагога в условиях реализации ФГОС (Материалы конференции по ФГОС РАО )
Развивающий конструктор "Думаем вместе" - конструктор представляет собой набор заданий и инструментов, позволяющих и учителю и учащемуся конструировать информационно-образовательную среду в логике технологии развития критического мышления.
Проектирование урока, направленного на формирование УУД
Научные исследования
Таксономия образовательных целей Б. Блума - о способах оценивания качества знаний
Различия в обучении - о типах восприятия информации и знаний
Как организовать урок в соответствии с новой таксономией Марцано
ТРИЗ-педагогика