12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Елена Вениаминовна Чурина14171
учитель математики
Россия, Ивановская обл., Южа
Материал размещён в группе «Литературное творчество учителя»
28

Эссе «У похода есть начало, а конца походу нет…»

Чурина Елена Вениаминовна, классный руководитель 5б класса

МБОУСОШ№1 г.Южи Ивановской области

«День, прожитый ребенком на природе среди рощ и полей,

 стоит многих, проведенных им недель на учебной скамье.»

 К.Д.Ушинский

У похода есть начало, а конца походу нет…

12 лет не работала в школе. В 2015-2016 учебном году вернулась. Кроме привычной учебной нагрузки учителя математики, я ещё и классный руководитель в 5 классе.   И первым вопросами  были для меня следующие: «Сложится ли наша новая школьная семья, будет ли нам тепло и хорошо вместе?».

Существует множество определений понятия «коллектив». В широком смысле «коллектив — люди, объединенные общими идеями, интересами, потребностями». Сплочение – неотъемлемая часть функционирования коллектива и подразумевает не только объединение целей и интересов, но работу над собой по приобретению чувств ответственности и зависимости друг от друга. Отличительными признаками сплоченного коллектива являются: наличие постоянной цели; наличие в группе руководителя; разделение и дифференциация ролей; выработка специфической групповой культуры.

Осознание того, что на меня будут равняться более двух десятков человек, подталкивает к самосовершенствованию. Основополагающие принципы жизни, моральные ценности, нормы культуры, присущие мне как классному руководителю, как в зеркале, отразятся в поведении школьников. Ожидание первой встречи с моими воспитанниками порождало разного рода идеи и мысли, которые сложно было организовать в систему. Однако, желание стать полезной моим подопечным помогло мне определиться с тактикой работы в ближайший год. С целью выработки основных принципов построения и функционирования коллектива до начала учебного года мною была проведена работа аналитического характера: знакомство с родителями; беседы с учителями начальных классов с целью выявления индивидуальных особенностей учащихся, а также ознакомления с приоритетными направлениями развития классных коллективов; изучение методической литературы по данному направлению работы.

Первый учебный день. После торжественной линейки мы вместе с детьми и их родителями поднимаемся в кабинет. В тот день теперешние «мы» были еще «я и они». Каково же было удивление, когда все вокруг говорило о том, что их здесь ждали: красиво оформленная доска и парты, именные таблички, разложенные соответственно их предпочтениям (кто с кем дружит), наклеенные под партами сердечки с пожеланиями и теплыми словами, легко звучащая музыка…

Каждый ребенок – это глиняный сосуд, хрупкий, но уже имеющий форму. Поэтому, достигая сплоченности и единства взглядов, моей задачей было сохранение уникальности каждого члена коллектива. Для меня начался период исканий: кто они, какие они, что им интересно и важно и т.д. Для начала я провела анкетирование, чтобы уточнить персональные данные, узнать интересы и предпочтения, определить ожидаемый результат нашего сотрудничества.

Основная цель воспитательной работы в коллективе 5 класса – это создание условий для адаптации учащихся на средней ступени обучения как важного этапа социализации ребенка. Достижение поставленной цели подразумевает решение ряда задач: содействовать формированию позитивных межличностных отношений в диаде «ученик-учитель», триаде «родитель-учитель-ученик»; содействовать сплочению участников образовательного процесса; способствовать закладке основ гражданско-правового воспитания, включению учащихся в социум. Принципы работы коллектива направлены на раскрытие важности единства и любви, формирование чувства «созависимости» всех участников образовательного процесса и добросовестного и прилежного отношения к поручениям и обязанностям, воспитание духовно-нравственных и этических качеств, создание благоприятного психологического климата в коллективе.

Для реализации поставленной цели я настроилась проводить тематические классные часы, конкурсные программы, вечера отдыха, походы, экскурсии, поездки. Остановлюсь на организации и проведении мною походов, экскурсий и поездок.

6 декабря 2016 года 24 учащихся 5б класса, трое родителей и я отправились в поездку в г. Иваново. Программа была насыщенной. Мы посмотрели спектакль «Снежная королева» ГБУ Ивановский музыкальный театр, посетили выставку «древний мир Египта и Греции» ГБУ Ивановской области «Ивановский художественный музей» и провели час здоровья на катке ООО «Олимпия». Поездка была организована на автобусе, оборудованном для перевозки детей в соответствии с правилами. Перед выездом с детьми проведен инструктаж о правилах поведения во время движения автобуса, на улицах, в театре и на катке и инструктажи далее будут проводиться перед любым походом.

Естественно желание открыть что-то новое, пройти еще не пройденное. Страна наша настолько обширна, в ней столько замечательных уголков, что интересных маршрутов, открытий хватит на всю жизнь. Но удивительное всегда рядом!
  Южский район – это маленькая частица России, затерянная среди лесов и болот. На карте огромной страны он выглядит крошечной точкой, но точка эта очень значима в истории Отечества.

Южский район был образован в 1929 году, в современном виде он сформирован 12 января 1965 года. Но его история уходит корнями в глубокое прошлое — в эпоху неолита, что доказано археологическими раскопками. В 1981 году ивановской экспедицией около второго по величине озера в районе — Богоявленского, иначе — Ламенского была открыта мезолитическая стоянка. Проведенные исследования показали, что люди жили на берегу озера 8800 лет назад.

На территории нынешнего Южского района в конце XVI века Дмитрий Пожарский получил в наследство с. Мугреевское, являвшееся некогда вотчиной известных князей Стародубских. Именно в Мугреевскую вотчину, где князь Пожарский залечивал свои раны, прибыло из Нижнего Новгорода Посольство, просившее князя возглавить поход народного ополчения на Москву; здесь формировалась в 1612 году дружина К.Минина и Д.Пожарского, освободившая Москву от польских завоевателей.

Важным для истории и последующего развития района моментом является строительство купцом И.Протасьевым крупной бумагопрядильной фабрики, купленной в 1865 году А.Балиным.

Южа - край прозрачных озер, тихих рек и речушек, торфяных болот, густых лесов – дремучих ельников, березовых рощ. Памятниками природы в районе признаны 36 объектов. За уникальность Южская земля получила название «Среднерусской Карелии».

Организую поход выходного дня всем классом. Готовясь к проведению похода, нужно обдумать много проблем, которые могут возникнуть во время похода. Совместно с детьми и родителями просчитываем различные ситуации, разрабатываем маршрут, просматриваем карту, погодные условия, готовим походный инвентарь, одежду, аптечку, разрабатываем меню и набор продуктов. Стараюсь остаться незаметной, хотя всё время держу все под контролем.

В поход выходного дня не надо оформлять документы в МКК. В данном случае: необходимо только желание учащихся класса и отсутствие у них медицинских противопоказаний. Издается приказ по школе с указанием маршрута следования, состава группы, сроков проведения, ответственных за жизнь и здоровье детей. Руководителей похода двое, из числа родителей назначается помощник руководителя похода. Главное условие, чтобы взрослый был общителен, физически здоров, подвижен, имел авторитет (или был знаком большинству ребят).

30.12.2015 года 19 учащихся класса, 6 родителей и я прошли маршрут «Дорогами и тропами Балинского леса» с элементами театрализованного представления и зимними забавами. Какая всё же красота вокруг! Мягкий пушистый снег укрыл землю. Он блестит на солнце, искрится и переливается. Подул лёгкий ветерок, и серебристые снежинки тихо закружились в воздухе.

Родители в отведенном месте развели костер, и пока он разгорался, дети пошли нагулять аппетит. Вырвавшись из школьных стен, позабыв про некоторые условности, они бросились в снежное море. Самые отчаянные, как первопроходцы, по пояс утопая в снегу, загребая его руками, прокладывали путь остальным. Барахтались, ныряли в пушистый снег, смеялись, забрасывали друг друга снежками. А тут и дед Мороз с помощником, снеговиком. И они в центре небольшого театрализованного представления.

Вдоволь нарезвившись, дети, конечно, проголодались. А у родителей готов вкусный обед. Мальчишки и девчонки грелись у костра. Они смотрели на огонь, не отрывая глаз. Ярко-оранжевые языки пламени плясали по дровам. Теплый воздух поднимался вверх. Иногда костер потрескивал, словно разговаривал.

Хорошо подкрепившись и согревшись, учащиеся продолжили участвовать в зимних забавах, организованных мной при активной поддержке родителей.

Мы и не заметили, как начало смеркаться. Небо как-то быстро потемнело, скрылось такое ласковое солнце, стало намного прохладнее. Снег поменял свой цвет на голубовато-серый, стал тусклым, мрачноватым, матовым. Оказалось, что мы в лесу уже долгое время.

Как быстро пролетел этот день! Как не хотелось возвращаться домой! Но ничего не поделать. Удивительно, но после долгого барахтанья в снегу никто не заболел.

            29 мая 2016 года, в выходной день, 25 учащихся 5б класса, десять родителей и я собрались  у  школы и организованно двинулись в путь по экологической тропе, задуманной детьми. Дорога до озера Ламенское была длинной, но все-таки веселой. Вокруг  была  такая  красота! Деревья в свежей зелени на фоне голубого неба  смотрелись просто сказочно.

Экологическая тропа предполагала шесть остановок, во время которых дети узнавали много интересного о родном крае из выступлений своих одноклассников и могли отдохнуть. Трое родителей добирались  до места заранее на машине  и приготовили обед. На берегу озера Ламенское, порядком подкрепившись, играли в мини-футбол, волейбол.

Ребята походом остались довольны. В отзыве на итоговом классном часе  все участника похода написали, что с нетерпением будут ждать следующего похода, игр на свежем воздухе, еды, пахнущей  костром, и хорошего отдыха на природе.

Походы, поездки предоставляют все возможности для развития личности. Познание истории, культуры, жизни родного края и других народов несут в себе большой гуманитарный потенциал, обогащает человека, расширяет кругозор.

Совместная деятельность в походе способствует формированию дружеских отношений, более содержательному и глубокому общению, происходит приобретение навыков социального взаимодействия, накопление положительного опыта поведения, создаются благоприятные условия для формирования нравственных качеств личности.

Опубликовано в группе «Литературное творчество учителя»


Комментарии (2)

Сидорова Зоя Григорьевна, 08.01.18 в 13:53 1Ответить Пожаловаться
Спасибо за чудесные мысли,
это было воспоминание души, которое Вы смогли воплотить в чудесных словах.
Очень благодарна Вам, что Вы так открыто и откровенно поделились с нами своими наработками.
Спасибо за искренность.
Удачи Вам!
Голос!
Зоя.

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.