Подготовила классный руководитель 9«А» класса: Еременко Марина Григорьевна. МБОУ СОШ №1 им.С.Соболя г. Ейска
Урок мужества по теме:
«Есть память, которой не будет конца»
10 февраля 2016 год
Цели урока:
- Познакомить учащихся с указами Президиума Верховного Совета СССР о награждении городов званием «Город-герой»;
- показать учащимся великий подвиг нашего народа в годы Великой Отечественной войны, способствовать патриотическому воспитанию учащихся и чувству национальной гордости за великий подвиг;
- показать роль личности в истории;
- развивать интерес к историческому прошлому России.
Задачи:
- систематизировать знания героических страниц истории Отечества;
- проверить знание учащимися исторического периода, связанного с Великой Отечественной войной;
- выявить знания краеведческого материала об этой войне.
Оборудование: Тексты документов о присвоении звания города-героя;
Карта «Великая Отечественная война»;
Стихи о войне
Репродукции картин о войне.
Осталась память о войне
Она живет в тебе и мне,
О тех, кто жив, кто воевал,
И тех, кто без вести пропал…
М.Львовский
1. Организационный момент.
2. Постановка целей и актуализация знаний.
Учитель.
Почти 71год назад отгремели последние залпы невероятно трудной для нашего народа Великой Отечественной войны. Она занимает особое место в истории нашего государства. Все народы нашей страны самоотверженно защищали свой общий дом, свою Родину от нашествия гитлеровской Германии и её союзников. Мир помнит несгибаемое мужество Москвы, Ленинграда и Сталинграда, Киева и Минска, Одессы и Севастополя, Новороссийска и Керчи, Тулы, Смоленска и Мурманска
и Бреста.
Этим перечисленным городам было присвоено звание «Город-герой», Звание го́род-геро́й — высшая степень отличия СССР. Присвоено 12 городам в СССР после Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. Кроме того, Брестской крепости присвоено звание крепость-герой. В настоящее время четыре из них находятся на территории Украины (это Киев, Севастополь, Одесса и Керчь), два (Брест - крепость-герой и Минск) — на территории Белоруссии, остальные — в России. Это Москва, Смоленск, Тула, Ленинград, Сталинград, Мурманск, Новороссийск. Перед вами выписки из документов о том, когда были эти города удостоены этим званием.
Врагу у стен этих городов был нанесен огромный ущерб. Мы сегодня пройдем теми фронтовыми дорогами, по которым прошли наши освободители и вспомним события Великой войны.
Вопросы учащимся (работа с картой)
- У стен этого города, знаменитого своими пряниками и самоварами, были разбиты надежды 2 танковой армии генерала Гудериана. (Тула)
- Для того, чтобы овладеть этим городом, немцы разработали план «Тайфун»
(Москва)
- 900 дней и ночей город находился во вражеской блокаде
(Ленинград)
- При защите этого города наш земляк, летчик В. Талалихин совершил первый в мире ночной таран.
(Москва)
- именно в этот город прибывали караваны судов PQ (помощь от союзников СССР)
(Мурманск)
- 250 дней защищались от врага в этом городе
(Севастополь)
- в партизанском подполье этого города воевала Герой Советского Союза Елена Мазаник
(Минск)
- в этом городе главную улицу называют Крещатик
(Киев)
- город, где в 1942 году решалась судьба Великой Отечественной войны
(Сталинград)
- крепость, которой одной из первых пришлось принять удар фашистской армии и оказывать сопротивление до холодов.
(Брест)
- По линии главного рубежа обороны этого города в 1960-1969 гг. был создан «Пояс Славы»
(Одесса)
- защитники города вели сражения с немцами, находясь в подземных катакомбах
(Керчь)
- южнее этого города находился наш плацдарм, получивший название «Малая земля»
(Новороссийск)
Вывод: двенадцать городов и одна крепость были удостоены великого звания: Город – Герой.
Учитель
Чувство беспредельной гордости вызывает у нас великий подвиг наших прадедов и дедов, бабушек и прабабушек. Память о них будет вечна, а значит и память о войне.
- А какие подвиги совершали наши герои на войне?
(Слушаем несколько рассказов учеников о подвигах, совершенных на войне)
Учитель
А сейчас проведем проверку знаний «Знаете ли вы эти подвиги?»
В годы Великой Отечественной войны таких подвигов было совершено около 300. Среди тех, кто совершил этот героический поступок, имена Александра Матросова, Александра Панкратова, Николая Грибанова. За этот подвиг 152 человека были удостоены звания Героя Советского Союза. Какой подвиг они совершили?
(Они пожертвовали своей жизнью, закрыв своими
телами амбразуры пулеметных дотов.Тем самым
они спасали жизни своих товарищей,
способствовали победе над врагом).
2. Советские воины проявили чудеса храбрости и героизма в битве за Москву. По газетным сообщениям, эти воины совершили подвиг у разъезда Дубосеково, в районе Волоколамского шоссе.
(У разъезда Дубосеково насмерть стояла группа из
28 бойцов 316-й дивизии генерала В.И.Панфилова
во главе с политруком В.Г.Клочковым (нашим
земляком).Они уничтожили 18 танков и десятки
солдат противника).
3.С каким подвигом связано имя сержанта Якова Федотовича Павлова?
(Подвиг сержанта Я.Ф.Павлова связан с
Сталинградской битвой. Небольшая группа
гвардейцев, обороняя 4-этажный дом,
уничтожила столько фашистов, сколько они не
теряли при взятии Парижа. «Дом Павлова» в
течение 58 дней отражал атаки немцев, которые
так и не смогли его взять).
4.Какой подвиг совершили ленинградские ученые-агрономы в период блокады города?
(В голодном блокадном Ленинграде, благодаря
самоотверженности ученых, была полностью
сохранена ценнейшая коллекция образцов разных
сельскохозяйственных культур, собранная
биологом Н.И.Вавиловым и его сотрудниками)..ннейшая коллекция образцов разных сельскохозяйственных культур, собранная биологом Н.нена адской битвой.
Учитель
Мы часто говорим о благодарной памяти потомков.
- А из чего же она складывается, благодарная память о человеке? И в первую очередь, историческая память?
( слушаем ответы учеников)
Предлагаю вновь обратиться к суровым годам великой войны. Вспомним, о ком идет речь?
-Советский разведчик, работавший под видом немецкого журналиста в Японии. Передал точную дату нападения Германии на Советский Союз, количество дивизий и общую схему немецкого плана военных действий. Ему посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
(Рихард Зорге)
-Ленинградская школьница, которая вела дневник в блокадном городе.
(Таня Савичева)
-«За Волгой для нас земли нет!». Эти слова принадлежат одному из героев Сталинградской битвы, снайперу, который лично уничтожил 242 фашиста.
(Василий Зайцев)
-Выдающийся советский полководец, маршал СССР, четырежды Герой Советского Союза, который проявил себя как талантливый военачальник во всех крупных военных операциях, боевых действиях, сражениях Великой Отечественной войны. Принимал капитуляцию Германии. Принимал парад Победы в Москве.
(Г.К.Жуков)
-Диктор Всесоюзного радио, народный артист СССР, чей голос стал
символом военных лет.
(Ю.Б.Левитан)
- Каких еще героев войны помнит ваша память?
Учитель :
Исторически сложившиеся в армии и на флоте боевые традиции, передающиеся из поколения в поколение, связанные с выполнением боевых задач, прошли свои испытания во время смертельных схваток с сильным врагом в период Великой Отечественной войны. Приведите мне примеры мужества и отваги наших солдат, сражавшихся на полях войны.
(ребята рассказывают разные эпизоды из хроник боевых действий)
Учитель
- Узнайте, где, на каком участке фронта, у какого города-героя происходили эти события.
1. С 10 июля развернулось ожесточенное оборонительное сражение у этого города. Воинские части и жители оказали героическое сопротивление врагу. Немецкие войска почти на два месяца были задержаны в городе. Был сорван план молниеносного наступления гитлеровских полчищ.
(Смоленск)
2. Солдаты сражались до последнего патрона, до последней гранаты, показывали примеры героизма и стойкости. Больше месяца длилась героическая оборона, которой руководили капитан И.Н.Зубачёв, майор П.М.Гаврилов, полковой комиссар Е.М.Фомин.
(Брест)
3. Дислоцированная в Заполярье 150-тысячнаягерманская армия имела директиву Гитлера: захватить город и порт, через который шли грузы из стран-союзниц для снабжения страны и армии по ленд-лизу. По расчетам немецкого командования, город должен быть взят за несколько суток. Дважды – в июле и сентябре – немецкие войска предпринимали генеральное наступление, однако оба наступления провалились.
(Мурманск)
4. В первый же день Великой Отечественной войны немецко-фашистская авиация нанесла воздушный удар по городу.6 июля 1941 года был создан штаб обороны города. Началась 72-дневная героическая оборона. На защиту встали не только войска, но и его жители. К 8 июля было создано 13 истребительных батальонов и 19 отрядов народного ополчения общей численностью 33 тысячи человек. Вокруг города было построено свыше 1400 дзотов, вырыто около 55 километров противотанковых рвов. Взять город с хода не удалось.
(Киев)
- Как проходили бои у стен других городов-героях?
(рассказы учащихся)
Учитель :
Все дальше и дальше уходят от нас события военных
сороковых лет, а наша семейная память продолжает помнить тех, кто не вернулся с войны. Наши родные и близкие продолжают напоминать нам о них семейными фотографиями, сохранившимися фронтовыми письмами, боевыми орденами. И я предлагаю вам вспомнить наших героев-земляков.
(Рассказы учащихся о своих родственниках, о героях-земляках)
Учитель
К сожалению, имена многих защитников нашего Отечества установить в военные годы было невозможно. До сегодняшнего дня члены поисковых групп пополняют списки воинов, не вернувшихся с войны. Много имен было определено, но много еще лежат в земле безымянными. И поэтому в память о них установили в нашей столице у стен Кремля Могилу Неизвестному солдату. И как дань преклонения перед их подвигом несут вахту Памяти в вечном карауле солдаты нашей армии.
Учитель :
Осталась память о войне
Она живет в тебе и мне,
О тех, кто жив, кто воевал,
И тех, кто без вести пропал…
Подведение итогов.