12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Легоцкая Вера Сергеевна44520
Люблю работать.
Россия, Брянская обл., Брянск
26

У р о к 8. «Семья в куче - не страшна и туча». (По басне И.А.Крылова «Дерево»)

Родная русская литература. 5 класс

У р о к 8. «Семья в куче - не страшна и туча». (По басне И.А.Крылова «Дерево»)


Цели: формировать умение определять родо- жанровую специфику басни, выделять ключевые слова, подбирать ассоциативный ряд, находить символические образы, определять их идейную роль (концепты семья, дом), обучать анализу басни; развивать умение отбирать и анализировать информацию, характеризовать героев-персонажей, навыки речевого общения.

Планируемые результаты: понимание жанровой специфики басни, понимание роли средств выразительности в художественном произведении; владение элементами анализа басни; умение выразительно читать басню, оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.

Оборудование: презентация к уроку.

Ход урока

1. Организационный момент.


2. Целеполагание.

Уч-ль: Ребята, наверняка вы слышали фразеологизм «рассказывать басни». Что он обозначает?

Уч-ся Прост. Пренебр. Говорить неправду, небылицы; выдумывать.

Уч-ль: а какие ассоциации вызывает у вас слово басня?

Ребята, прочитайте внимательно тему нашего урока. Как вы понимаете эти слова? Как вы думаете, о чем мы будем говорить на нашем уроке?


3. Актуализация опорных знаний.

-Какие басни вы изучили в начальной школе? Кто их авторы? О чем эти произведения? Какие из них полностью или частично вы знаете наизусть?

- Назовите героев известных вам басен. Как вы считаете, почему чаще всего это животные?

Уч-ся: Героями басни обычно выступают животные, растения, вещи, которым присущи человеческие нравственные качества: хитрость – лисе, упрямство – баранам, мудрость – сове, хвастовство и трусость –зайцу, глупость – обезьяне. Предметы также могут выступать в качестве главных героев этих коротких рассказов.

Уч-ль: Вспомните, что такое мораль и зачем она нужна в баснях.

Уч-ся: (инд. зад.) В конце или в начале басни содержится краткое нравоучительное заключение, это и есть мораль басни. Обычно мораль высмеивает какой-либо человеческий порок и призывает читателей быть более нравственными, не совершать неблаговидных поступков, например, не обманывать, не хвалиться, не завидовать, не сплетничать.

Уч-ль: Найдите и прочитайте в словаре литературоведческих терминов статью «Басня».

Уч-ся: (инд. зад.)

Басня — жанр дидактической литературы: короткий рассказ в стихах или прозе с прямо сформулированным моральным выводом, придающим рассказу иносказательный (аллегорический) смысл. В басне высмеиваются пороки людей. Басня - один из древнейших литературных жанров. В Древней Греции был знаменит Эзоп (VI—V века до нашей эры), писавший басни в прозе.

Уч-ль: вспомним басни, которые вы знаете наизусть.

Уч-ся: 2-3 уч-ся читают наизусть «Стрекоза и Муравей», «Ворона и Лисица».

Прослушивают актерское чтение И.А.Крылов «Петух и жемчужное зерно», С.Михалков «Ромашка и роза».



Петух и жемчужное зерно
MP3 / 376.55 Кб

​​​​​​​Ромашка и роза
MP3 / 1.89 Мб

4. Подготовка к восприятию.

Вновь возвращаемся к теме нашего урока. Какие еще пословицы о семье вы знаете? Какие мысли в них выражены?

Уч-ся: Семьей дорожить — счастливым быть. Семьей и горох молотят. Семья крепка ладом. Семья сильна, когда над ней крыша одна. Сестра с сестрою, как река с водою. Согласие да лад — в семье клад. Согласную семью и горе не берет. Согласье в семье — богатство.


5. Анализ басни «Дерево»: беседа, совершенствование выразительного чтения, анализ басни, словарная работа.

Прочитайте басню «Дерево».

Какие чувства вызвало у вас чтение?

Перескажите басню. Каким вы представили дерево? Почему погибло молодое дерево?

Уч-ся: потому что лишилось защиты старых деревьев.

Устное рисование.

Какие человеческие пороки высмеивает басня?

Глупость, легкомысленность, самонадеянность, неосторожность. Как вы понимаете каждое из этих нравственных понятий?

Словарная работа

Глупость – это несообразительность, недостаток ума.

Легкомысленность - это необдуманность, несерьезность, опрометчивость в словах и поступках.

Самонадеянность - чрезмерная уверенность в себе, в собственных способностях, возможностях, силах.

Неосторожность-легкомыслие или небрежность в поступках

В какой мере идею басни отражают пословицы

Что имеем, не храним, потерявши, плачем.

Кто сам не бережется, того не убережешь.

Осторожность - мать мудрости.

Уч-ль: Иван Андреевич Крылов поднимает в басне проблему взаимоотношений детей и родителей в семье. Детям свойственны игривость, доверчивость, легкомысленность, простота и наивность. Но уже в детстве ребенок понимает, что такое добро и что такое зло. Понять это ему помогают родители. Для формирования положительных качеств характера важным является послушание старшим. Послушание должно основываться на уважении и благодарности за те труды, которые совершает старшее поколение для блага поколения младшего. Эти качества помогают избежать формирования эгоизма, алчности, высокомерия. И если кому-то кажется, что взрослые не нужны, что они мешают развитию детей, как казалось молодому дереву в басне Крылова, то такого ребенка ждет поражение. Только в семье человек по-настоящему защищен и счастлив.

Еще раз прочитаем басню и постараемся ответить, из каких строк мы понимаем, что в образе молодого дерева автор показал глупость и самонадеянность?


Совершенствование выразительного чтения.


6. Подведение итогов урока

Какой нравственный урок вы извлекли, прочитав басню «Дерево»? Чего вы постараетесь никогда не делать? Что вы постараетесь делать каждый день?

Домашнее задание: прочитать рассказ И.А. Бунин. «Снежный бык» и сказку В. И. Белова «Скворцы».

Использованная литература

1. Беляева Н. В. Уроки литературы в 5 классе. Поурочные разработки: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Н. В. Беляева. - 3-е изд. - М. : Просвещение, 2016. -252 с.

Опубликовано в группе «"Как живу, так и пишу: свободно и свободно!"»


Комментарии (2)

Морозова Татьяна Леонидовна, 28.07.22 в 18:34 2Ответить Пожаловаться
Очень интересный материал, Вера Сергеевна! Понравилось, что подчёркнута важность крепкой и дружной семьи, связи поколений, настоящих человеческих ценностей. Спасибо!
Легоцкая Вера Сергеевна, 28.07.22 в 20:50 1Ответить Пожаловаться
Это всегда важно, спасибо за отзыв, Татьяна Леонидовна!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.