Учебный проект по литературе на тему «Русский пейзаж в поэзии и живописи» (6 класс)
4
Лист планирования содержания учебного проекта
и этапов его проведения
Продумывание учителем темы проекта
Русский пейзаж в поэзии и живописи
(Литература)
Время проведения: ноябрь - апрель
Выбор возрастной категории учащихся
6 класс
Формулирование основополагающего вопроса
Можно ли выразить свое впечатление от увиденных картин природы в поэзии и живописи?
Формулирование проблемных вопросов учебной темы
Каким видят русский пейзаж поэты и художники?
Можно ли найти соответствие между художественными и поэтическими произведениями о природе?
При помощи чего можно передать свое отношение и настроение от увиденных картин природы?
Формулирование дидактических целей проекта
Сравнение русского пейзажа в поэзии и живописи, через анализ и выразительное чтение стихотворений и рассматривании картин русских поэтов и художников.
Формулирование методических задач
Учить учащихся решать поставленную задачу;
Создать условия для групповой и самостоятельной творческой работы учащихся;
Уметь наблюдать и письменно излагать результаты наблюдений;
Научить детей отбирать нужный материал, работать с дополнительной литературой;
Научить пользоваться Microsoft PowerPoint для оформления результатов;
Воспитывать интерес учащихся к изучению литературы.
Формулирование проблемы (выбор темы индивидуальных исследований учащихся)
Защита тем:
Красота зимней природы в поэзии А. С. Пушкина (стихотворение «Зимнее утро»)
Необъятные русские просторы в стихотворении И. З. Сурикова «Степь»
«Движение весны» в стихах И. А. Бунина (стихотворение «Бушует полая вода…»)
«Дивная пора» в лирике Ф. Тютчева (Стихотворение «Есть в осени первоначальной …»)
Время проведения: внеурочное - 20 мин.
Выдвижение гипотез решения проблем
И художники, и поэты в своих произведениях восторгаются красотой родной природы, они стараются передать свои чувства, настроения. Но каждый из них это делает по-своему: художники при помощи красок и света, а поэтам помогают разнообразные образные средства. Но мы всегда можем найти соответствия между конкретным стихотворным и изобразительным произведениями, так как они могут иметь общую тему.
Определение творческого названия проекта
Русский пейзаж в поэзии и в живописи
Определение формы представления результатов
Каждый учащийся представляет электронную презентацию по своей теме. Презентация может содержать краткие сведение о поэте и художнике, иллюстрация картины, аудио- или видеозапись стихотворного произведения, анализ картины и стихотворение, их сравнение.
Обсуждение плана работы учащихся индивидуально или в группе
Выбор картин, выражавших основную тему стихотворения, изучение теории вопроса, заучивание стихотворений, создание творческой работы, работа с историческим материалом, анализ и сравнение произведений, создание презентации, оформление результатов работы.
Время проведения: 1 урок, 15 минут.
Обсуждение со школьниками возможных источников информации, вопросов защиты авторских прав
Обсуждение с учениками, как найти источники информации по теме - в школьной (городской) библиотеке, в Интернете.
Проводится фронтально со всеми учащимися.
Цель: задать направление поиска информации.
Время проведения: 2 урок – 15 мин.
Самостоятельная работа учащихся, обсуждение содержания создаваемой презентации.
Время проведения: 3 урок - 15 мин.
Самостоятельная индивидуальная работа учащихся дома
Роль учителя - консультирование, помощь, направление деятельности учащихся в методически нужное русло.
Время проведения: ноябрь - апрель.
Подготовка учащимися презентации по отчету о проделанной работе:
Презентация, сопровождающаяся сообщением
Цель: мотивировать учащихся систематизировать полученные данные.
Роль учителя — консультирование, помощь.
Время проведения: консультации на базе кабинета «Русский язык» по расписанию
Защита полученных результатов и выводов
Каждому учащемуся на представление полученных результатов представляется до 5 минут. Далее - ответы на вопросы присутствующих. Присутствуют все участники проекта: учителя и ученики.
Время проведения: конец апреля – 1 урок.
Оценивание результатов проекта школьниками и учителем
Рефлексия. учащиеся оценивают работу каждого участника.
Учитель оценивает работу класса в целом.
Результативность каждого выступает здесь как фундамент для новых исследований по темам проекта.
Время проведения: конец апреля, 15 минут.