Учебно-деловая игра «Строитель» по теме «Площади многоугольников» (9 класс)
Внимание! Ниже воспроизведена только текстовая часть урока.
Архив ZIP (количество файлов: 6 общий размер: 3,87 Мб)
Автор: Рамзия Зарипова
|
МОУ СОШ № 3 имени Тази Гиззата г.Агрыз Агрызского муниципального района Республики Татарстан
«Площади многоугольников»Учебно-деловая игра «Строитель», 9 класс
Выполнила: Зарипова Р.М., учитель математики І квалификационной категории МОУ СОШ № 3
Цели:
- научить учащихся использовать формулы в ходе вычисления площадей параллелограмма, треугольника, трапеции в ходе решения практических задач;
- формировать абстрактное мышление, навыки информационного и математического осмысления решения проблемных задач
- развивать познавательный интерес к математике.
Оборудование: презентация «Площади многоугольников» (Приложение 1).
Ход урока
І. Учитель знакомит учащихся со строительным производством.
Строительное производство сегодня – это механизированный процесс сборки зданий и сооружений из крупноразмерных деталей, изготовленных заводским способом. Одна из наиболее распространённых строительных профессий – это столяр. Столяр работает в строительно-монтажных организациях, на деревообрабатывающих предприятиях, столярных мастерских. Он выполняет различные операции на станках: на круглопильных – раскрой пиломатериала; на фуговальных – строгание; на долбёжных и шипорезных - выдалбливание гнёзд и нарезание шипов у заготовок.
Непосредственно на строительном объекте столяр устанавливает оконные и дверные блоки, производит настилку дощатых и паркетных полов, монтирует встроенную мебель и т. д. Выполнение такой работы невозможно без знаний устройства и правил эксплуатации деревообрабатывающих станков, знания технологии и организации строительного производства, умения читать чертежи. Профессия требует объёмного воображения, хорошего глазомера, знания геометрии, рисования, черчения.
ІІ. Постановка задачи.
Сегодня все ученики будут выступать в роли строителей. Требуется выполнить работу по настилке полов строящегося детского сада. Вам предлагается настелить паркетный пол в игровом зале размером, 5,75×8м. Паркетные плитки имеют форму прямоугольных треугольников, параллелограммов и равнобоких трапеций. Размеры плиток в см представлены на рисунке.
Правила игры. Класс разбивается на три бригады. І бригада – столяры, ІІ бригада – поставщики, ІІІ бригада – паркетчики (у каждой бригады на столе распечатка своей задачи). Побеждает в игре та команда, которая первой выполнит правильный расчёт. Для этого надо знать формулы площадей указанных фигур.
ІІІ. Работа с учебником (повторение формул, записи в тетрадях). Проверка готовности бригад.
Каждой команде задаются по 2-3 вопроса. Ответы учащихся оцениваются очками. Счёт записывается на доске.
Вопросы:
1. Чему равна площадь квадрата?
2. Как находится площадь прямоугольника?
3. Как найти площадь прямоугольного треугольника?
4. Какая теорема позволяет найти длину диагонали прямоугольника?
5. Во сколько раз диагональ квадрата больше его стороны?
6. Каковы единицы измерения площади?
ІV. Вычисление количества плиток.
Каждая команда приступает к практическим вычислениям. Паркет укладывается в ряды так, что параллелограммы и трапеции чередуются, а треугольников в одном ряду всего два.
Решение. Площадь одной полосы шириной 20 см и длиной 575 см будет 11500 см2. Площадь двух треугольников 300 см2, а площадь параллелограмма или трапеции 700 см2, то в одной полосе по ширине игрового зала поместится по 8 параллелограммов и трапеций: (11500 – 300):700 = 16.
Таких полос в длине комнаты поместится 800:20 = 40.
Следовательно, понадобится 80 треугольников (2×40=80) и по 320 параллелограммов и
трапеций (8×40=320).
Проверка: площадь игрового зала 575×800=460000 см2, а площадь одной полосы 11500 см2, а таких полос 40, поэтому 11500×40 = 460000 см2 – площадь паркетного пола. Команды получают определённое количество очков.
V. Проверка глубины знаний.
1. Сформулируйте теорему о площади параллелограмма.
2. Сформулируйте теорему о площади треугольника.
3. Сформулируйте теорему о площади трапеции.
4. По какому принципу укладывали паркетные плитки в один ряд?
5. Как проводились вычисления площади одного ряда плиток?
6. Дайте краткую характеристику профессии столяр.
VІ. Домашнее задание.
1) Как взаимосвязаны вопрос задачи с данной геометрической фигурой, в чём проблемность решения задачи?
2) Какие формулы применили для решения задачи?
VІІ. Итоги.
Выставляются оценки правильно ответившим ученикам.
Полностью урок можно скачать в начале страницы
Воспроизведение материалов на других сайтах возможно только с использованием гиперссылки на данную страницу или на главную страницу сайта www.moeobrazovanie.ru
Куратор печатного сборника
Егор Пушкин
Касьянова Наталья Игоревна
Администрация сайта «УРОК.РФ»
Администрация сайта «УРОК.РФ»
Забашта Елена Георгиевна