Учебно-исследовательский проект «Учимся беречь воду»
Учебно-исследовательский проект
«Учимся беречь воду»
Аннотация.
В моем проекте исследуется проблема бережного и экономичного использования водных ресурсов в домашних условиях. Тема проекта «Учимся беречь воду» актуальна много лет. Поэтому проект направлен на решение вопросов бережного использования воды, формирование экологической грамотности.
Целью является приобщение к исследовательской деятельности через применение таких методов как наблюдение за расходом воды в домашних условиях; расчет использования воды для определения системы экономии воды, эксперимент по проверке расхода воды в обычном и экономичных режимах, снижения затрат.
Главным результатом проделанной работы стала разработка способов мер эффективного сбережения воды, которые реализуются и применяются у нас дома. А участие в выполнении проекта позволило узнать много нового о важности воды в природе и внесения личного вклада в решение проблемы экономии воды в домашних условиях.
Введение
Актуальность проекта.
В.В. Путин на Международном форуме «Чистая вода», который проходил в нашей стране 24-25 ноября 2010 года сказал: «Природа распорядилась так, что все крупнейшие запасы пресной воды сосредоточены в России. Но пользуемся мы, россияне, своими ресурсами расточительно и неэффективно. Основная задача, стоящая перед Россией – сохранить и приумножить природные богатства, разумно распорядиться этим бесценным даром природы».
Свой вклад в решение проблемы сохранение водных ресурсов нашей планеты должен внести каждый. Для этого надо просто бережно относиться к воде, не загрязнять водоёмы и территорию вокруг них, принимать активное участие в экологических мероприятиях.
Исследуя проблему бережного и экономичного использования водных ресурсов в домашних условиях определила следующие цели и задачи.
Цель проекта: приобщение к исследованию экономии водных ресурсов родного края в домашних условиях.
Задачи проекта:
Выяснить, где встречается пресная вода на Земле.
Узнать, откуда и как поступает вода к нам в водопровод.
Выяснить, где мы теряем воду разработать условия бережного и экономного отношения к воде в домашних условиях;
Гипотеза:
Если каждый человек будет стараться бережно и экономно относится к воде, то нам удастся сохранить водные ресурсы нашей планеты.
Объект исследования:
Пресная вода.
Условия бережного и экономного отношения к воде.
Предмет исследования:
Вода – самое ценное сокровище нашей планеты.
Как сберечь пресную воду.
Методы:
самостоятельное обдумывание;
сбор информации в Интернете и энциклопедиях;
анализ, сравнение, классификация теоретического материала;
наблюдение;
эксперимент;
обобщение.
Проблема проекта:
Найти способы экономии воды и сохранения водных ресурсов чистыми.
Предполагаемый результат:
Воспитание бережного использования воды.
Формирование умений планировать свою деятельность и грамотно отражать результаты, используя проведенные наблюдения и исследования и т.п.
Уметь делиться опытом, который был приобретен во время работы над проектом.
Основное содержание
Пресная вода на Земле.
Пресной называют воду, в которой содержится не более 0,1 % соли.
Из пресной воды состоят озера, реки, болота, ледники, подземные воды. Пресные водоемы занимают 3 % площади Земли и содержат в 5 тысяч раз меньше воды, чем океаны и моря. Но и из этого количества, пригодной для человека жидкости, можно использовать не более 1%, так как остальные 70% – это ледники, 29% подземные воды.
Основным источником пресной воды на земле являются реки и озера.
Россия лидирует по запасам пресных вод. На территории России насчитывается 2.5 млн рек и 2.7 млн озер. В одном только озере Байкал содержится 20% мировых запасов пресной воды.
В последнее время человечество стоит перед проблемой нехватки пресной воды. Сейчас свыше 1,2 миллиарда населения испытывают постоянный дефицит. По прогнозам через несколько десятилетий в таких условиях окажется более 4 миллиардов человек, так как ее количество уменьшится в два раза. К причинам такого положения относятся:
загрязнение источников воды; рост населения; таяние ледников в результате парникового эффекта.
Почему так много внимания воде?
Потому что дороже воды нет ничего на свете! Если иссякнут запасы угля, газа или нефти, человечество, приложив усилия, найдет им замену: энергию и тепло могут давать и Солнце, и ветер, и даже морские приливы. А без воды не будет жизни на Земле!
Остаться без воды - самое страшное, что может случиться с человеком и с человечеством в целом.
Без пресной воды погибнет всё живое на Земле. Пресная вода - одно из самых важных для человека веществ. Без неё не обойтись никому и никогда, и заменить её нечем.
Воду нужно беречь и охранять, так как вода это жизнь и количество воды на нашей планете ограничено.
Откуда поступает вода в водопровод?
За обеспечение чистой водой города Костромы отвечает муниципальное унитарное предприятие «Костромагорводоканал». В городские квартиры, промышленные предприятия, образовательные и медицинские организации ежегодно подается почти 54 млн м3 воды. Из всего этого объема всего одна десятая процента приходится на воду из подземных источников, так как основной водозабор осуществляется из Волги, хотя первые артезианские скважины появились в Костроме около 100 лет назад.
В городской водопровод вода может попасть из двух источников: с помощью водозабора на реке и из артезианских скважин, которые бурят специально для этих целей.
Как происходит водозабор на реке? На берегу закладываются гидравлические домкраты, с помощью которых речное дно пронизывается стальными трубами. Вода, частично профильтрованная песком и глиной, поступает по трубам в водоприемное сооружение. Здесь с помощью сеток и решеток задерживаются крупные механические примеси. Дальше вода поступает в очистительные станции, проходит через многочисленные фильтры, освобождается от оставшейся взвеси, при этом движется довольно медленно и подвергается химической обработке, прежде чем поступит в отстойники. Затем вода проходит через фильтры, при этом очистные сооружения способны задерживать 99 % бактерий, содержащихся в природной воде, и вода считается питьевой. Однако в каждом городе или поселке степень очистки, несмотря на общероссийские стандарты, может быть различна. Также имеет значение время года — во время паводка, когда тающий снег проникает в водозаборники, вода будет грязнее и риск подхватить какую-либо инфекцию увеличивается.
Немного по другой схеме поступает вода из артезианских скважин. Условно ее можно считать более чистой, ведь в данном случае воду поднимают с глубины 100, а то и больше метров — на такой глубине она в достаточной мере фильтруется почвой и меньше подвержена загрязнениям окружающей среды. На артезианских скважинах обычно ставят станции обезжелезивания, которые позволяют изъять из воды избыток солей и металлов, остальная очистка совершается по уже описанному плану.
Производством питьевой воды занимаются три водопроводные станции: работающие на волжской воде левобережная Насосно-фильтровальная станция (1971 г.), правобережные Димитровские очистные сооружения (1977 г.) и станция обезжелезивания подземной воды Башутино (2001 г.). Производительность первых двух составляет более 60 тыс. м3/сут, последней – 7,5 тыс. м3/сут.
Как мы расходуем воду, которую дает нам природа?
У меня в доме 5 точек использования воды: одна раковина, мойка для посуды, душевая, один сливной бочек унитаза, стиральная машина. Фото. Помимо этого вода необходима для уборки в доме, полива комнатных цветов. Приложение.
Прочитав литературу, я выяснила, что в день на одного человека приходится: На мытье рук- 8 литров, чистку зубов до 10л (не закрывая кран), споласкивание унитаза -15л, душ-15-20л. в минуту, стирку -130-150 литров за 1 раз. Я стала размышлять, где я могу сэкономить воду в домашних условиях.
Утро каждого дня у меня начинается с ванной комнаты, где я умываюсь и чищу зубы.
Ситуация 1. Я могу зубную щетку обмакнуть в стакан с водой, почистить зубы, прополоскать полость рта.
Ситуация 2. А можно включить кран, пустить воду. Ополоснуть зубную щетку под струей воды, почистить зубы, ополоснуть полость рта. А вода все время будет бежать из крана, пока чищу зубы.
И я для себя решила следующие задачи:
1. При утренней чистке зубов потратится 10 литров воды, бегущей из крана. Сколько литров потратиться за 365 дней?
2. При утренней чистке зубов используется 200мл воды ( один стакан) Сколько литров потратиться за 365 дней ( за год)?
1задача 10 л. х 365дн. = 3650 литров
2 задача 200мл х 365дн. = 73000мл
73000мл:1000мл=73л
3650л- 73л =3577л
Таким образом, 3577 литров воды ( примерно 3,6 куб.м воды) только один человек в течение года просто сливает в канализацию, чистя зубы один раз в день, не пользуясь стаканам для этих целей .В нашей семье живет 3 человека ( мама, бабушка и я).1 куб.м воды на декабрь 2019 года стоит 28руб 38 коп.
3,6 куб.м х 28 руб. 38 коп.=102 руб. за год .За 3 человека 308 рублей мы платим, чтобы просто спустить воду в канализацию. А людей живет в России миллионы.
Рассмотрев этот пример, можно ответить на вопрос «зачем платить за воду, которую мы спускаем в канализацию?
Я выяснила еще несколько практических способов сбережения водных ресурсов:
1.Предпочтение душа приему ванны.
Принимая душ в течение 5 минут, мы расходуем максимум 100 литров воды, а для того чтобы наполнить ванну, необходимо воды в два раза больше - 200 литров.
Сделав правильный выбор, мы оставляем в своем кошельке около 150 рублей в месяц или 1800 рублей в год.
И кстати, применение экономичных распылителей с меньшими отверстиями на смесителях и душевых установках позволяет расходовать в два раза меньше воды. Причем разницы в напоре воды вы не заметите, а рукоятка душа с прерывателем потока воды снижает ее расход на четверть.
2.Необходимо приобретать экономичную сантехнику, например унитаз с двумя режимами слива.
Унитаз с двумя режимами слива экономит примерно 15 литров воды в день для семьи из 3 человек. Таким образом, за год вы сбережете 5400 литров в год.
3. Необходимо починить или замените неисправную сантехнику, если такова имеется.
Протекающий унитаз - это почти 72000 литров в год напрасно потраченной воды. Потери в денежном исчислении составят около 2000 рублей в год.
4.Можно не размораживать продукты под струей воды.
Помимо нецелевого расхода воды, это чревато ухудшением свойства продуктов. Лучше всего заранее переложить продукты из морозилки в холодильник.
5. Можно не мыть овощи и фрукты под проточной водой, а пользоваться для мытья продуктов миской. Этот способ позволяет эффективно очищать плоды от песка и грязи. Для наполнения одной большой кастрюли или миски понадобится всего 3 литра воды, в то время как при проточном мытье фруктов из водопроводного крана ежеминутно вытекает 15 литров воды.
6.При мытье посуды не держать кран постоянно открытым.
Использование проточной воды расточительно в двойне, поскольку увеличивается не только расход вод, но и расход моющих средств. Если между ополаскиванием тарелок закрывать кран, расход воды снизится в десятки раз.
7.Починить или замените все протекающие краны.
Из капающего крана вытекает 24 литра воды в сутки и 720 литров в месяц, что составляет 8640 литров в год. Таким образом, «выливаются» без всякой пользы 247 рублей в год.
8.При выборе смесителей необходимо отдавать предпочтение рычаговым.
Средний расход открытого водопроводного крана за 10 минут -150 литров; рычаговые смесители быстрее смешивают воду, чем смесители с двумя кранами, а значит, при подборе оптимальной температуры меньше воды уходит «впустую».
Применяя на практике эти доступные мероприятия, мы сберегаем часть бюджета и уменьшаем нагрузку на окружающую среду.
Выводы по проекту
1.Пресной называют воду, в которой содержится не более 0,1 % соли.
Из пресной воды состоят озера, реки, болота и родники, ледники.
Пресные водоемы занимают 3 % площади Земли. Пресная вода - одно из самых важных для человека веществ. Воду нужно беречь и охранять, так как вода это жизнь и количество воды на нашей планете ограничено.
2.Путь воды по трубам до водопроводного крана долог. Воду прежде отводят от реки в огромные бассейны (отстойники), где она отстаивается. Потом воду фильтруют, то есть очищают от вредных микробов и бактерий с помощью пески и химических веществ. Затем насосы перекачивают в водопроводные башни, а оттуда в водопровод. Так вода попадает в наши дома.
3. Во время наблюдения и проведения расчетов расхода воды в доме, выяснила, что наша семья расходует много воды. Поэтому необходимо ее расходовать меньше. Для этого необходимо соблюдать разработанные меры по эффективному использованию воды, в том числе, ради снижения затрат на пользование водой.
В целом, поставленные цели и задачи выполнены и реализованы в исследовательском проекте «Учимся беречь воду».
Заключение.
Анализируя исследовательскую деятельность, получены положительные результаты, которые предлагаю для практического использования в домашних условиях.
Система мер эффективного сбережения воды разработана в ходе работы над проектом:
1. При чистке зубов использовать стакан с водой, а не открывать кран.
2.При мытье рук, проведении утренних гигиенических процедур надо использовать низкий уровень подачи воды.
2. По возможности, сократить время пребывания в душе до 10 минут, при намыливании тела душ надо выключать.
3. Следить за исправностью всех кранов и соединений, при протекании оперативно менять неисправные части сантехники.
Находясь на природе, на берегу реки и других водоемов наша семья никогда не оставляет мусор, не засоряет водоемы. Я знаю, понимаю ценность воды, и рассказываю об этом в школе одноклассникам, друзьям и родственникам.
Используемая литература
1.Учебник географии для специальных ( коррекционных) образовательных учреждений 8 вида под редакцией Т.М. Лифановой , Е.Н.Соломиной.
2. Энциклопедия для детей: Т. 3 (География). – Сост. С.Т. Исмаилова. М.: Аванта+, 1994.
3.Интернет ресурсы: Водопроводы России. История водоснабжения
Костромы.