12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Кристина15

«Научная среда»

Учебно-методическая разработка

«Повышение правовой культуры будущих избирателей»

Директор МБОУ «СШ № 40»

Святченко И.В.

 ул. Дзержинского 29а.

тел.(26-32-50)

Email: mbousosh40-nv@yandex.ru

Автор: Педагог-организатор Штундер К.В.

Дата рождения: 19.01.1993г

г. Нижневартовск, ул. Ленина 37
тел.(8-922-445-05-74)

Email: kristina.d93@mail.ru

г.Нижневартовск 2019г.


 

Оглавление:

 

Введение …………………………………………………………….......…2-3

Содержание:

2.1.Интеллектуально - развлекательная игра «Будущий избиратель

должен знать!».…………………………………………………………....4-14

2.2.Деловая игра Выборы…………………………………………….…..15-25

2.3.Классный час: Избирательное право и избирательный процесс…..26-31

2.4. Словарь избирателя……………………………………………….….32-38

Список литературы……………………………………………………….39

Введение:

Одним из важных направлений воспитания подрастающего поколения является повышение правовой культуры будущих избирателей, создание условий для формирования у граждан устойчивой мотивации к участию в избирательном процессе как реализации своего конституционного права, стимулирование интереса к участию в общественно-политической жизни

Уже в дошкольном учреждении дети выбирают для себя любимые игрушки, занятия. Они четко понимают, что такое хорошо, а что такое плохо.

Работу с будущими избирателями необходимо проводить начиная с детского сада, а в школе продолжать накапливать знания о выборах, об избирательном праве, о работе избирательной комиссии.

В целях повышения правовой культуры, уровня информированности молодых избирателей о выборах, формирования гражданской ответственности и интереса молодых и будущих избирателей к вопросам участия в формировании государственных органов власти и органов местного самоуправления посредством выборов разработано учебно- методическое пособие «Повышение правовой культуры будущих избирателей» для педагогических работников. В данном методическом пособие представлены материалы для проведения мероприятий с обучающимися 1-11-х классов по теме «Выборы», а также словарь будущего избирателя, который познакомит ребят с терминами и понятиями по избирательному праву.

Учебно–методическое пособие может быть использовано в работе учителями начальных классов, при проведении классных и школьных мероприятий с обучающимися 1-4-х классов по формированию культуры будущего избирателя. В пособии представлена разработка мероприятия для детей 7-11- лет «Будущий избиратель должен знать!». В игровой форме ребята знакомятся с Конституцией РФ, с правами и обязанностями гражданина.

Данное пособие будет полезно педагогу –организатору и классным руководителям 5-11-х классов при проведении деловой игры «Выборы». Организация проведения процедуры выборов на уровне школы требует больших временных затрат со стороны обучающихся, классных руководителей, учителей обществознания и педагога-организатора. Подготовка к выборам проводится за долго до проведения самой процедуры выборов. В пособии детально описаны все этапы проведения деловой игры «Выборы лидера школы», пошагово расписана работа ученической избирательной комиссии и вся процедура работы избирательной кампании. Представлен механизм проведения выборов лидера школы, который очень близок к реальным выборам. Материалы пособия помогут повысить интерес будущих избирателей к выборам, а также создадут условия для повышения гражданской активности подрастающего поколения.

Разработка классного часа «Избирательное право и избирательный процесс» разработано для обучающихся старших классов. Классный час представляет собой занятие по изучению избирательного прав.В пособии отдельной главой представлен словарь будущего избирателя как необходимый инструмент для проведения мероприятий по избирательному праву.

2.Содержание

2.1.Интеллектуально - развлекательная игра «Будущий избиратель должен знать!». Возраст 7-11- лет.

Данную игру можно проводить как в образовательной организации в период учебного процесса, так и в каникулярный период во время работы лагеря.

Цели:

Познакомить обучающихся с Конституцией Российской Федерации, с избирательным правом, с правами и обязанностями гражданина РФ;

Воспитывать у обучающихся уважительное отношение к Конституции РФ, как основному закону государства;

Воспитывать культуру поведения, чувство дружбы, волевые качества, умение уступать и сопереживать;

Создавать условия для формирования гражданско-патриотического самосознания.

Ход мероприятия

Ведущий:

- Здравствуйте, ребята и уважаемые гости. Мы сегодня собрались с вами на познавательно-развлекательной игре «Закон обязателен для всех». Вам ребята предстоит очень интересная жизнь в обновляющейся России. От вас самих зависит, будет ли эта жизнь сложной или вы проживете её радостно и счастливо. Именно вам выбирать и строить будущее нашей огромной страны.

А сейчас в зале бурные аплодисменты. Встречаем наших участников игры. Команда № 1, команда №2. Аплодисменты в зале. (Команды занимают свои места на сцене).

Сегодня в зале работает строгое, но справедливое жюри. (Представление членов жюри)

Ребята, посмотрите на наших гостей, давайте подарим им улыбки и улыбнёмся друг другу!

Капитаны команд:

Мы веселые ребята,

И не любим мы скучать,

С удовольствием сегодня

Будем в конкурсе играть!

И пусть сильней кипит борьба,

Острей соревнование,

Ведет к победе не судьба,

А только наши знания!

Ведущий:

Итак, мы начинаем! У нас две команды «ПРАВА» и «ОБЯЗАННОСТИ», которым предстоит пройти 6 туров игры. Наш первый тур называется «Разминка». Команды должны по очереди ответить на вопросы. За каждый правильный ответ команда получает 1 жетон. Побеждает та команда, которая набрала больше жетонов.

Первый тур

Чтобы в мире было меньше конфликтов и люди могли сделать правильный выбор, стоит прислушиваться к заветам своих родителей, дедушек и бабушек. А напомнят нам эти заветы наши команды. Внимание задание, в зале полная тишина. Необходимо из словосочетаний и слов собрать пословицы. Время пошло, кто быстрее….

Не рой другому яму – сам в нее попадешь.

На чужой каравай рот не разевай.

Одной рукой и узла не завяжешь.

Как аукнется, так и откликнется.

В чем смысл этих пословиц?

Слово командам. (Представитель каждой команды по очереди объясняет смысл пословиц).

Ведущий: Члены жюри подводят итоги первого тура.

Ведущий: Для того, чтобы жить без конфликтов, нужно жить по правилам, по законам. Жители страны должны знать, что они должны делать и на что они имеют право. Им нужен Основной Закон, то есть нужно установить общие правила, поддерживать их и жить по ним. 

И мы переходим ко 2 туру. Сейчас нашим игрокам предстоит провести расследование и выяснить, без чего и без кого не может существовать правовое государство. На это, уважаемые игроки, вам даётся минута. (Собрать слово ПРЕЗИДЕНТ и КОНСТИТУЦИЯ из букв, объяснить значения этих слов)

Слово командам.

Ведущий:

Президент — (от лат. Praesidens, сидящий впереди, во главе) должность выборная, как правило, должность главы государства, территориально-административного образования, председателя коллегиального органа, общественного объединения, научной или коммерческой организации, в том числе международных. В нашей школе мы ежегодно выбираем президента школьной демократической республики «Школьное братство». В выборах школьного президента принимают участие обучающиеся 5-11-х классов, а также учителя и родители.

Слово «Конституция» в переводе с латинского обозначает установление.

ЧТЕЦЫ:

Есть в стране такая книга,

Ты о ней всё должен знать.

Конституцию России

В детстве должен прочитать.

В ней увидишь ты законы,

Их ты должен выполнять.

И свои права ты сможешь

Без усилий защищать.

Ведущий: А какие имеем права мы, юные граждане России? (с залом)

- право на имя, отчество, фамилию;

- право знать своих родителей, совместно с ними проживать;

- право на заботу и защиту;

- право на общение со своими родителями; бабушками, дедушками, братьями и сёстрами;

- право на обучение и воспитание;

- право на общение с обоими родителями;

- право на отдых и игру;

- право выражать своё мнение;

- право на уважение человеческого достоинства;

- право на защиту своих прав и законных интересов;

- право на медицинское обслуживание;

- право на участие в общественной жизни класса;

Ведущий: Вы правы, у граждан России есть много прав, но мы рассмотрим лишь некоторые из них.

Задание 3 тура. Попробуйте доказать, что те права, которые назвали зрители, действительно существуют, приведите пример.

Каждый человек имеет право на жизнь.

Каждый человек имеет право на свободный труд, каждый может выбрать труд по своему усмотрению. Принудительный труд запрещен.

Каждый гражданин имеет право на образование

Каждый гражданин может получать право на медицинское обслуживание.

Гражданин России имеет право на отдых

Гражданин имеет право избирать и быть избранным

Ведущий: А теперь, зная права, мы вспомним наши любимые сказки.

Задание 4 тура. Каждая команда получает иллюстрацию сказки. Задача определить, каким правом воспользовались герои. Время 1 минута.

(«Айболит», «Золотой ключик», «Сказка о попе и работнике его Балде»,

« Вершки и корешки».)

ВЫВОД: Молодцы! Вы хорошо запомнили права граждан России.

А сейчас мы проверим, как наши зрители запомнили свои права. Игра называется

«Динамическая, музыкальная минутка». Под музыку мы будем выполнять различные движения , но, отдыхая, вы должны сказать, на какие права указывает песенка. Игра начинается. Музыка :

«Учат в школе»; (право на образование)

«Добрый доктор Айболит» ( право на медицинское обслуживание)

«Мама для мамонтенка» ( право на семейное воспитание)

«Я на солнышке лежу».( право на отдых)

Ведущий: Мы с вами очень много говорили о правах, а теперь пришло время вспомнить и об обязанностях.

Тур пятый : «Я гражданин». Каждая команда получает конверт с заданием и клей- карандаш. Ваша задача: на предложенную схему наклеить слова . На выполнение задания 2 минуты. Время пошло.

Ребятам предложены следующие слова и словосочетания:

Беречь

Защищать

Сохранять

Любить

Соблюдать

Памятники истории

Отечество

Родина

Природа

Конституция

Я- гражданин

Ведущий: В государстве, в котором граждане живут по закону и строго соблюдают Конституцию своей страны, обязательно граждане страны выбирают Президента, депутатов, мэров и дают им власть, чтобы они сделали жизнь в стране лучше. А кто скажет, где проходят выборы?

Дети: - На избирательных участках!

Ведущий: – Вы уже, наверное, ходили на избирательные участки вместе с родителями. Какой документ брали они с собой?

Дети: – Паспорта!

Ведущий: – Правильно. Паспорт – это документ, который выдается гражданину страны, удостоверяющий его личность. В России паспорта получают с 14 лет, а голосовать гражданин может с 18.

На избирательном участке члены избирательной комиссии проверяют паспорт гражданина, регистрируют его в списке избирателей, выдают бюллетень для голосования, в котором указаны фамилии претендентов. Гражданин должен отметить в бюллетене фамилию кандидата, чья предвыборная программа ему близка, и опустить бюллетень в урну для голосования. Члены избирательной комиссии по окончанию выборов подсчитывают голоса за каждого претендента, составляют протокол и объявляют результаты голосования.

ЧТЕЦЫ: Ты творец

Своей судьбы,

Строишь сам

Её ты с детства,

Выбор твой, уже учти-

Есть решающее средство!

Если ты ещё не выбрал,

За кого голосовать,

Посоветуем сначала

Информацию собрать!

Много-много лет подряд

Мы проводим выборы.

И ты должен выбирать

Из народа лидера.

Голосуй за право жить,

Голосуй за право быть,

Голосуй за жизнь на свете

За себя мы все в ответе!

 -Кто является президентом нашей страны? (Путин В. В.) -

- Кто был первым президентом России? (Ельцин Борис Николаевич) -

5. Беседа «Что такое выборы».

- Выборы являются неотъемлемой и важной частью жизни страны. Статьёй 32 Конституцией Российской Федерации закреплено право гражданина, достигшего избирательного возраста, избирать и быть избранными.

- По Конституции РФ 18-летний гражданин приобретает право избирать, начиная от органа местного самоуправления вплоть до Президента страны. Это называется активное избирательное право.

- Чуть позже к этому праву добавится право быть избранным - пассивное избирательное право. То есть в 21 год вы сможете стать депутатом Государственной Думы, а в 35 - Президентом Российской Федерации. Правда, для этого необходима ваша гражданская зрелость.

 - Итак, с 18 лет вы, являясь гражданином Российской Федерации, становитесь - ИЗБИРАТЕЛЕМ, и Конституция РФ дает вам право голосовать на выборах.

Пришло время 6 тура: «Россия и выборы». Тур предполагает состязание капитанов команд. Я задаю поочередно по одному вопросу каждому капитану команды, если участник отвечает правильно, он получает один жетон , если отвечает на вопрос соперника – два . Капитаны готовы?

 

В каком документе страны записано право, избирать и быть избранным? (Конституция Российской Федерации)

Кто был первый президент России? (Ельцин Б.Н.)

С какого возраста могут голосовать граждане России? (с 18 лет)

Как называется небольшое помещение специального назначения, которое используется во время выборов? (Кабина)

С какого возраста человек может быть избран Президентом России? (с 35-летнего возраста)

В каком возрасте граждане  получают паспорт гражданина Российской Федерации? (14 лет)

С какого возраста граждане России могут быть избраны депутатами? (с 21 года)

Как называется ящик с узким отверстием для опускания избирательных  бюллетеней? (Урна)

Официальный документ – листок для голосования.  (Бюллетень)

Тот, кто участвует в выборах или имеет на это право называется … (Избиратель)

Избрание путём голосования должностных лиц называются…(Выборы).

 

Ведущий: Подведём итоги шестого тура.

Мы много сегодня говорили о выборах, об избирательном праве. В нашей школе мы тоже проводим выборы и среди кандидатов на пост президента школьной демократической республики «Школьное братство» выбираем лучшего ученика школы.

Ведущий: А вот какими качествами должен обладать лидер школы от ученической общественности нам подскажут наши участники мероприятия. Игра на выбывание. Каждая команда записывает в течении 2 минут лидерские качества, по очереди называют лидерское качество, повторяться нельзя. Побеждает тот, кто последним называет лидерское качество. И так 7 тур нашей игры. Команды Вам слово.

Ведущий: Капитаны, считаем заработанные жетоны. Все мы помним о нашем всеми любимом праве на отдых.

Вашему вниманию предлагаем просмотреть видеосюжет «Выборы».

Ведущий: Слово для подведения итогов предоставляется председателю жюри. (Награждение)

Ведущий: В игре нет проигравших, каждая игра нас многому учит.

До новых творческих встреч.

Дополнительный материал который вам понадобится для проведения второго тура игры.

Задание 2 тура. Участникам предлагают из предложенных вариантов выбрать права, которые относятся к Конституционному праву гражданина РФ.

 

Каждый человек имеет право на жизнь.

Каждый человек имеет право на свободный труд, каждый может выбрать труд по своему усмотрению. Принудительный труд запрещен.

Каждый человек имеет право съесть килограмм мороженого.

Каждый гражданин имеет право на образование

Каждый гражданин может получать право на медицинское обслуживание.

Каждый гражданин имеет право на отдых

Каждый человек имеет право портить исторические памятники

Гражданин имеет право избирать и быть избранным

 

 

2.2.Деловая игра Выборы для обучающихся 5-11-х классов.

Материал можно использовать при проведении выборов лидера, президента, Мэра школьного самоуправления. В игре задействованы все обучающиеся школы. У каждого свои обязанности и своя зона ответственности. Самая сложная работа отводится ученической избирательной комиссии, так как она организует всю процедуру выборов.

Выборы президента Школьной демократической республики «Школьное братство» – это общешкольное мероприятие, в ходе которого выбирается президент Решение, принятое на выборах, обязательны для учеников и педагогических сотрудников школы;

Выборы президента школы – форма прямого волеизъявления обучающихся, осуществляемого посредством тайного голосования;

Обучающийся любого класса вправе участвовать в выборах независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения;

Участие в выборах является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на ученика с целью принудить его к участию или неучастию в выборах либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению;

Цели:

Познакомить обучающихся с основами избирательного права;

 Укрепить интерес учащихся к выборам как краеугольному институту демократического государства;

Способствовать развитию мотивации сознательного участия в избирательных кампаниях.

 

Задачи:

Объяснить, какова главная цель выборов; перечислить четыре основные черты современных выборов и объяснить их преимущества и недостатки; описать процедуру проведения выборов;

Научить организовать и проводить выборы, участвовать в избирательной кампании;

 Выразить свое отношение к выборам как способу выявления воли народа.

Игра состоит из трёх этапов:

Изучение основ избирательного права (разъяснительные классные часы для обучающихся 5-11- х классов.

Основной этап игры (создание ученической избирательной комиссии, различных уровней, выдвижение кандидатов, сбор подписей, регистрация кандидатов, этап предвыборной агитации, теледебаты);

Голосование.

Общая продолжительность игры: 10-14 дней.

1 день – формирование ученической избирательной комиссии, знакомство с функционалом, распределение функциональных обязанностей;

1-2 дня – выдвижение кандидатов от классов, групп обучающихся либо самовыдвижение своей кандидатуры;

2-3 дня – сбор подписей, проверка подписных листов, регистрация кандидатов;

4-5 дней – агитационный период;

1день- тишины;

1 день – день голосования.

 

Подготовка к мероприятию:

Подготовительный

а) Объявление выборов. Ученическая избирательная комиссия по выборам президента ШДР объявляет дату выборов, а также дату начала и окончания регистрации кандидатов.

б) Образование избирательных комиссий. В школе могут быть образованы центральная (общешкольная) и окружные (по классам) избирательные комиссии, которые являются главными организаторами выборов. Члены избирательных комиссий могут быть избраны, например, открытым голосованием в классах, или назначены органом школьного самоуправления или сам обучающийся изъявил участвовать в работе УИК. Кандидаты, а также их доверенные лица, родственники, не могут быть членами избирательной комиссии, но они могут участвовать в ее работе с правом совещательного голоса или в качестве наблюдателей.

В подготовительный этап с учащимися проводится обзорные лекции по теме игры.

Так же готовятся следующие игровые материалы (Приложение1).

 

Списки избирателей;

Регистрационные бланки для кандидатов;

Удостоверение кандидата на пост президента и доверенных лиц;

Подписные листы для сбора подписей в поддержку выдвижения кандидатов в президенты школы;

Избирательные бюллетени;

Приглашение на выборы;

Протокол участковой избирательной комиссии по итогам голосования;

Таблички, позволяющие избирателям ориентироваться, к кому из членов избирательной комиссии обращаться за получением избирательного бюллетеня;

Стенд, на котором будет вывешиваться объявления, решения избирательной комиссии и агитационный материал.

Урна для голосования.

Выдвижение и регистрация кандидатов

Выдвижение регистрация кандидатов происходят строго в установленные для этого сроки. Для регистрации кандидата в избирательной комиссии может быть установлено требование о сборе в поддержку кандидата определенного числа подписей избирателей на особых подписных листах, выдаваемых избирательной комиссией. Кандидаты представляют в избирательные комиссии свои личные заявления, фотографию и биографические сведения для информационного стенда. Кроме того, кандидат представляет заявления от своих доверенных лиц. Избирательные комиссии регистрируют кандидата и его доверенных лиц и выдают им удостоверения. Когда сроки регистрации кандидатов истекли, избирательные комиссии начинают изготавливать бюллетени для голосования с именами кандидатов.

Избирательные комиссии и органы управления школой должны предоставить всем кандидатам равные возможности для предвыборной агитации - место для информационных стендов, место в школьной стенгазете, на информационных мониторах. Избирательная комиссия обязана обеспечить информацию о выборах и о кандидатах на своем участке.

3.Теледабаты кандидатов и представление программы кандидатов

Для более масштабного освещения предвыборных программ кандидатов и знакомства с личностью будущего президента актив школы организует проведение теледебатов. На мероприятии присутствуют представители всех классов, кандидаты на пост президента и педагогические работники школы. В рамках дебатов работает свободный микрофон, любой желающий может задать вопрос кандидатам на пост президента.

 

Сценарный ход проведения теледебатов на пост президента школьной демократической республики «Школьное братство».

 

Ведущий: Добрый день дорогие друзья, мы рады приветствовать вас на теледебатах посвященные выборам президента школьной демократической республики «Школьное братство».

Ведущий: Стало традиционно в нашей школе проводить в начале учебного года выборы президента ШДР «Школьное братство». Огромная ответственность ложится на плечи тех ребят, кто удостоен чести участвовать в этом нелегком деле- выборы. Мы рады приветствовать лидеров нашей школы, а на сегодняшний день, кандидатов на пост президента школьной демократической республики «Школьное братство».

Ведущий: Встречаем кандидата на пост президента (называют всех кандидатов, они проходят за ранее подготовленные трибуны в актовом зале).

Ведущий: Аплодисменты нашим лидерам.

Начинаем самый ответственный момент наших теледебатов.

По традиции дебаты начинаем с презентации кандидатов, после каждого выступления кандидату зрители задают вопросы по предвыборной программе и планов на ближайшее будущее. Время на вопросы 5 минут.

Ведущий: Слово предоставляется: кандидату на пост президента. (Все по очереди представляют свои программы и отвечают на вопросы).

Ведущий: Спасибо участникам спасибо зрителям. Мы продолжаем наши дебаты, каждый в течении минуты должен представить ответ на вопрос: Каким должен быть президент школьной демократической республики. (Слово предоставляется кандидатам на пост президента по очереди). Время пошло.

Ведущий: Все претенденты на пост Президента достойные ребята остаётся Вам пожелать удачи на выборах. Спасибо всем за работу.

4.Голосование и подведение итогов

В целях моделирования реальных условий деятельности избирательного участка помещение должно быть оборудовано кабинками для тайного голосования и урной для голосования.

Реализуя свои полномочия, председатель избирательной ученической комиссии публично объявляет о начале голосования. Для всеобщего обозрения показывается пустая избирательная урна, которая затем опечатывается (печать может предоставить администрация школы). Члены избирательной комиссии занимают места за столами со списками избирателей.

Бюллетень выдается лично в руки каждому избирателю, о чем член избирательной комиссии расписывается в списке избирателей напротив соответствующей фамилии, а получатель бюллетеня ставит подпись о получении. На выборах присутствуют волонтеры, которые помогают маломобильным гражданам добраться до избирательного участка, наблюдатели, которые следят за ходом голосования и фиксируют нарушения на избирательном участке. После завершения голосования избирательная комиссия подводит итоги в присутствии наблюдателей.

При подведении итогов отдельно учитывается:

Число избирателей;

Число выданных бюллетеней

Количество голосов против всех кандидатов

Число бюллетеней, признанных недействительными.

Результаты выборов зависят от того, какое количество голосов является достаточным для избрания кандидата. Результаты выборов оформляются в виде протокола и подписываются всеми членами комиссии. Центральная избирательная комиссия утверждает результаты и публикует их на стендах школы и на электронном мониторе.

Всю свою работу ученическая избирательная комиссия освещает на школьных стендах и электронном экране.(Приложение 1)

пособие

 

Приложение№1

 

Регистрационный лист кандидатов на пост президента МБОУ «СШ № 40»

 

 

Фамилия __________________________________________

Имя ______________________________________________

Отчество __________________________________________

Дата рождения_____________________________________

Школа № __________________________________________

Класс _________________

Ваши достижения____________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Тезисы предвыборной программы: __________________________________________________________________________________________________________________________

Доверенные лица: __________________________________________________

Дата подачи документа____________________20___г

 

Личная подпись кандидата________________

 

Образец объявлений УИК.

Образец

«Избирательный бюллетень»

Правила заполнения избирательного бюллетеня:

1.Поставьте любой знак в пустом квадрате справа от фамилии только одного кандидата, за которого вы голосуете;

2.Избирательный бюллетень, в котором любой знак представлен более чем в одном квадрате, либо не проставлен нив одном из них, считается недействительным;

3.Избирательный бюллетень, не заверенный избирательной комиссией, признается бюллетенем не установленной формы и при подсчете голосов не учитывается.

Образец Протокол

Участковой избирательной комиссии по итогам голосования»

Председатель УИК ________________________________________

Члены комиссии __________________________________________

Протокол подписан «___» ______ часов _____ минут

 

2.3.Классный час: Избирательное право.

 

Тема: Избирательное право
Классный час рассчитан на 2 академических часа

 

Цель:

1) В ходе занятия учащиеся должны усвоить основные понятия урока;
2) Уяснить, что такое избирательная система, избирательное право, избирательный процесс;
3) Какова роль и функция выборов в органы власти;
4) Каковы основные типы избирательной системы;

Основные понятия: 
избирательная система, избирательное право, избирательный процесс, активное избирательное право, пассивное избирательное право, мажоритарная избирательная система, пропорциональная избирательная система.

 

Ход занятия

1. Организационный момент: 
Объявление темы и хода занятия.

II. Изучение нового материала методом объяснения учителя с элементами беседы по вопросам урока:

Материал этого блока учащимся предлагает учитель обществознания на уроке, который предшествует классному часу:  

Выбор – необходимый признак демократического правового государства. Во Всеобщей декларации прав человека подчеркивается, что “воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве, путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования”. 

Избирательная система - порядок выборов государственных органов и органов местного самоуправления, избираемых непосредственно гражданами.  Необходимо охарактеризовать основные принципы избирательного права:  

Избирательный процесс - деятельность по подготовке и проведению выборов.

 

Стадии избирательного процесса: 

Составление списков избирателей.

Образование и утверждение избирательных округов и избирательных участков.

Формирование избирательных комиссий.

Выдвижение, регистрация кандидатов.

Предвыборная агитация.

Голосование.

Подсчет голосов и установление результатов выборов.

Избирательные комиссии организуют выборы; на них возлагаются: подготовка и проведение, реализация и защита избирательных прав граждан, контроль за их соблюдением.

 

Избирательные комиссии 

Центральная избирательная комиссия РФ

Избирательные комиссии субъектов РФ

Окружные избирательные комиссии

Территориальные (район, город) избирательные комиссии

Участковые избирательные комиссии

Предвыборная агитация может осуществляться через СМИ, путем проведения предвыборных мероприятий:

Собраний и встреч с избирателями;

Публичных предвыборных дебатов и дискуссий,

Митингов, шествий, демонстраций;

Выпуска и распространения агитационных печатных материалов. (1)

Выборы - это центральный институт демократического правового государства республиканского типа. Российская Федерация - Россия - именно такое государство. (Чтение ст. 3 Конституции (основного закона РФ)).

Выбор - это испытанный способ обретения правительством доверия и поддержки народа.
Правительство управляет всегда, кроме единственного периода, когда оно оказывается в зависимом положении от народа, его волеизъявления. Во время выборов власть в буквальном смысле слова переходит к народу, идущему на избирательные участки выбирать своих представителей в органах власти. Итак, демократия и выборы - тесно связанные между собой понятия. Демократия - народовластие, народная форма правления - прямая и представительная.
Прямая демократия - афинская демократия, реальна при небольшом количестве граждан. Представительная демократия - сословный английский парламент 13-14 вв. Граждане избирают официальных лиц для принятия политических решений. Эти официальные лица действуют от имени изобразительного их народа и подотчетны ему. В условиях демократии - правило большинства голосов. А как же быть с меньшинством?  Реальный выход из данного противоречия состоит в обеспечении гарантий прав и свобод человека. Кроме правила большинства, признаками демократии являются: народовластие; гарантии основных прав человека; права меньшинств; свободные и честные выборы, равенство всех перед законом; справедливое судопроизводство; социальный экономический и политический плюрализм.

Что такое демократические выборы? Конкурентность выборов - все политические силы, все кандидаты на выборные должности имеют возможность вести предвыборную агитацию. Периодичность выборов избавляет общество от злоупотреблений властью. Представительные выборы - это выборы, в которых участвует большое количество избирателей. Окончательность выборов выражается в том, что их результаты не пересматриваются.

2) Российское избирательное право.

Участие в выборах является проявлением социальной ответственности, совесть, политической и правовой зрелости каждого гражданина. Участие в выборах населения способствует совершенствованию социального и экономического развития страны, превращению общества в гражданское.
Избирательное право - это принципы и условия участие граждан в формировании выборной организации. 
Избирательное право - активное и пассивное.
Активное - это право избирать.
Пассивное - право быть избранным.
При демократическом режиме выборы на основе принципов:
Всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Всеобщее избирательное право - право на участие в выборах всех 
граждан, достигших 18 лет.

Равное избирательное право - каждый избиратель имеет одинаковое 
количество голосов и участвует на равных основаниях. Формула: Один избиратель - один голос.
Прямое избирательное право - каждый избиратель голосует 
непосредственно за избираемого кандидата без посредников.
Тайное голосование - устанавливает такой порядок, при котором
отсутствует контроль за волеизъявлением избирателей.

Участие в выборах добровольно.
Закон не требует 100% явки граждан для голосования.
Для демократического государства важно, чтобы четко работал механизм избирательной системы, иначе в условиях прогрессирующей политической пассивности граждан демократический режим может скатиться к авторитарно-тоталитарным способам управления.
Демократичность выборов в России обеспечивается Конституцией РФ и принятыми в последние годы соответствующими законами.
Наиболее существенными являются:
- Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ»
- Федеральный закон «О выборах Президента РФ»
- Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы

-Федерального Собрания РФ.
- Федеральный закон «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ»
Принципы выборов демократического режима обеспечивают установление и совершенствование единого правового пространства в России как федеративного государства.

3) Избирательный процесс. «Демократия - это процедура»
Процедура - это тот порядок, без которого в любом деле возможны различные нарушения, рассогласования. Точная и четкая процедура проведения выборов - решающее условие развития страны в демократическом направлении.
Избирательный процесс - это порядок и основные стадии в организации выборов.
Этапы избирательного процесса.

1. Назначение выборов главой государства;
2. Организация избирательных округов с приблизительно равным числом избирателей;
3. Создание избирательных комиссий, обеспечивающих подготовку и проведение выборов:
4. Регистрация избирателей в установленном законом порядке, составление списков избирателей.
5. Выдвижение кандидатов на выборные должности и их регистрация.
6. Предвыборная борьба ( прекращается за день голосования)
7. Процесс голосования по избирательным участкам;
8. Подведение итогов голосования;
9. Установление результатов и распределение мест в выборных органах по итогам голосования.

Избирательные системы

Пропорциональная система.                             Мажоритарная система.

Определение результатов                                 Способ определения результатов,
голосования по принципу                                   при котором для получения
распределения мест                                          мандата требуется собрать
пропорционально полученным                          установленное законом
каждой партией количеству голосов.              большинство голосов 
(Италия, Израиль,                                             (Великобритания, Канада, Индия) Латиноамериканские страны).

Российская Федерация с 2007года.

- Выборы Президента РФ - по мажоритарной системе.
- Выборы депутатов Государственной Думы Федерального собрания РФ - по пропорциональной системе.
- Избирательные системы стимулируют развитие многопартийности и оказывают прямое воздействие на становление партийных систем.

III. Закрепление нового материала путем беседы по вопросам.
1. Почему гражданин участвует в выборах?
2. На какие части подразделяется избирательное право?
3. На каких принципах основана избирательная система в России?
4. Что такое процедура? Какую роль играют в избирательном процессе процедурные вопросы?
5. Каковы основные избирательные системы и их особенности?

IV. Подведение итогов.

2.4.Словарь будущего избирателя

Агитационные материалы - печатные, аудиовизуальные и иные материалы, содержащие признаки предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума и предназначенные для массового распространения, обнародования в период избирательной кампании, кампании референдума

Агитационный период - период, в течение которого разрешается проводить предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума

Агитация по вопросам референдума - деятельность, осуществляемая в период кампании референдума и имеющая целью побудить или побуждающая участников референдума поддержать инициативу проведения референдума либо отказаться от такой поддержки, голосовать либо отказаться от голосования на референдуме, поддержать либо отвергнуть вынесенный на референдум вопрос

Агитация предвыборная (предвыборная агитация) - деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них) 

Бюллетень - избирательный бюллетень, бюллетень для голосования на референдуме

Вопрос (вопросы) референдума - вопрос (вопросы), проект закона, иного нормативного правового акта, по которым предлагается провести или проводится референдум

Выборное должностное лицо - Президент Российской Федерации, а также избираемый непосредственно гражданами Российской Федерации, проживающими на территории муниципального образования, глава муниципального образования

Выборы - форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица

Выдвижение кандидата - самовыдвижение кандидата, инициатива избирательного объединения в определении кандидата в выборный орган, на выборную государственную или муниципальную должность

Гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме - установленные Конституцией Российской Федерации, законом, иным нормативным правовым актом условия, правила и процедуры, обеспечивающие реализацию избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации 

Депутат - лицо, избранное избирателями соответствующего избирательного округа в представительный орган государственной власти или в представительный орган муниципального образования на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании

Закон - федеральный конституционный закон, федеральный закон, закон субъекта Российской Федерации 

Избиратель - гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом

Избирательная кампания - деятельность по подготовке и проведению выборов, осуществляемая в период со дня официального опубликования (публикации) решения уполномоченного на то должностного лица, государственного органа, органа местного самоуправления о назначении выборов до дня представления избирательной комиссией, организующей выборы, отчета о расходовании средств соответствующего бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов

Избирательная кампания кандидата, избирательного объединения - деятельность, направленная на достижение определенного результата на выборах и осуществляемая в период со дня выдвижения кандидата, списка кандидатов до дня представления итогового финансового отчета кандидатом, избирательным объединением, а также уполномоченными ими лицами.

Избирательная комиссия - коллегиальный орган, формируемый в порядке и сроки, которые установлены законом, организующий и обеспечивающий подготовку и проведение выборов.

Избирательная комиссия вышестоящая (вышестоящая избирательная комиссия) - определенная в качестве таковой законом избирательная комиссия, организующая и обеспечивающая подготовку и проведение выборов, по отношению к иным избирательным комиссиям, организующим и обеспечивающим подготовку и проведение этих же выборов

Избирательная комиссия нижестоящая (нижестоящая избирательная комиссия) - определенная в качестве таковой законом избирательная комиссия, организующая и обеспечивающая подготовку и проведение выборов, по отношению к иным избирательным комиссиям, организующим и обеспечивающим подготовку и проведение этих же выборов

избирательная комиссия, организующая выборы (организующая выборы избирательная комиссия), - избирательная комиссия, на которую законом возложено руководство деятельностью всех избирательных комиссий по подготовке и проведению соответствующих выборов

избирательное объединение - политическая партия, имеющая в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах, а также региональное отделение или иное структурное подразделение политической партии, имеющие в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах соответствующего уровня. При проведении выборов депутатов представительных органов муниципальных образований по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам, глав муниципальных образований избирательным объединением является также иное общественное объединение, устав которого предусматривает участие в выборах и которое создано в форме общественной организации либо общественного движения и зарегистрировано в соответствии с законом на уровне, соответствующем уровню выборов, или на более высоком уровне, или соответствующее структурное подразделение указанного общественного объединения. При этом указанное общественное объединение либо внесенные в его устав изменения и дополнения, предусматривающие участие в выборах, должны быть зарегистрированы не позднее чем за один год до дня голосования, а в случае назначения выборов в орган местного самоуправления в связи с досрочным прекращением его полномочий - не позднее чем за шесть месяцев до дня голосования. Указанные сроки не распространяются на иные изменения и дополнения, вносимые в устав общественного объединения

избирательное право активное (активное избирательное право) - право граждан Российской Федерации избирать в органы государственной власти и органы местного самоуправления

избирательное право пассивное (пассивное избирательное право) - право граждан Российской Федерации быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления

избирательные права граждан - конституционное право граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также право участвовать в выдвижении кандидатов, списков кандидатов, в предвыборной агитации, в наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, в других избирательных действиях в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации

избирательный округ - территория, которая образована (определена) в соответствии с законом и от которой непосредственно гражданами Российской Федерации избираются депутат (депутаты), выборное должностное лицо (выборные должностные лица)

избирательный округ единый (единый избирательный округ) - избирательный округ, включающий в себя всю территорию, на которой проводятся выборы

избирательный округ многомандатный (многомандатный избирательный округ) - избирательный округ, в котором избираются несколько депутатов и в котором за каждого из них избиратели голосуют персонально

Кампания референдума - деятельность по подготовке и проведению референдума, осуществляемая в период со дня регистрации инициативной группы по проведению референдума до дня представления комиссией референдума, организующей референдум, отчета о расходовании средств соответствующего бюджета, выделенных на подготовку и проведение референдума, либо до дня отказа в проведении референдума

кандидат - лицо, выдвинутое в установленном настоящим Федеральным законом, иным законом порядке в качестве претендента на замещаемую посредством прямых выборов должность или на членство в органе (палате органа) государственной власти или органе местного самоуправления либо зарегистрированное соответствующей избирательной комиссией в качестве кандидата

кандидат зарегистрированный (зарегистрированный кандидат) - лицо, зарегистрированное соответствующей избирательной комиссией в качестве кандидата

комиссия - избирательная комиссия, комиссия референдума

комиссия референдума - коллегиальный орган, формируемый в порядке и сроки, которые установлены законом, организующий и обеспечивающий подготовку и проведение референдума

Наблюдатель - гражданин Российской Федерации, уполномоченный осуществлять наблюдение за проведением голосования, подсчетом голосов и иной деятельностью комиссии в период проведения голосования, установления его итогов, определения результатов выборов, референдума, включая деятельность комиссии по проверке правильности установления итогов голосования и определения результатов выборов, референдума

наблюдатель иностранный (международный) (иностранный (международный) наблюдатель) - представитель иностранной или международной организации, наделенный правом осуществлять в порядке, установленном законом, наблюдение за подготовкой и проведением выборов и референдумов в Российской Федерации

недействительная подпись - подпись, собранная с нарушением порядка сбора подписей избирателей, участников референдума и (или) оформления подписного листа

недостоверная подпись - подпись, выполненная от имени одного лица другим лицом

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации - законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, избираемые непосредственно гражданами Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), а также иные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, предусмотренные конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации

органы государственной власти федеральные (федеральные органы государственной власти) - Президент Российской Федерации, Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации, иные федеральные органы государственной власти, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и избираемые непосредственно гражданами Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами

органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением муниципального образования и (или) образуемые представительным органом муниципального образования в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, уставами муниципальных образований органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Открепительное удостоверение - открепительное удостоверение для голосования на выборах, референдуме.

Право на участие в референдуме - конституционное право граждан Российской Федерации голосовать по вопросам референдума, а также участвовать в других действиях по подготовке и проведению референдума

Референдум - форма прямого волеизъявления граждан Российской Федерации по наиболее важным вопросам государственного и местного значения в целях принятия решений, осуществляемого посредством голосования граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме. Референдум местный (местный референдум) - референдум, проводимый в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования среди обладающих правом на участие в референдуме граждан Российской Федерации, место жительства которых расположено в границах муниципального образования. Референдум Российской Федерации - референдум, проводимый в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом "О референдуме Российской Федерации", настоящим Федеральным законом среди обладающих правом на участие в референдуме граждан Российской Федерации, место жительства которых расположено на территории Российской Федерации, а также граждан Российской Федерации, проживающих или находящихся за пределами территории Российской Федерации. Список кандидатов - единый список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением на выборах в законодательный (представительный) орган государственной власти, представительный или иной выборный орган местного самоуправления, а также указанный список, заверенный либо зарегистрированный организующей выборы избирательной комиссией. Участник референдума - гражданин Российской Федерации, обладающий правом на участие в референдуме.Электронное голосование - голосование без использования бюллетеня, изготовленного на бумажном носителе, с использованием комплекса средств автоматизации ГАС "Выборы». Электронный бюллетень - бюллетень, подготовленный программно-техническими средствами в электронном виде, применяемый при проведении электронного голосования.

 

3.Список литературы

Конституция Российской Федерации, глава II;

Основы государства и права. Учебное пособие для поступающих в ВУЗы под редакцией О.Е. Куфатина. Москва, “Юрист”, 2005 год.

Полковникова Т. А. Ролевая дискуссия. Преподавание истории и обществознания в школе, № 1, 2007 год, стр. 71 – 75.

Человек и общество. Обществознание 2 ч. под редакцией Л. Н. Боголюбова. Москва, “Просвещение”, 2005 год.

Федеральный закон “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”

А.Ф. Никитин. Избирательное право. Дополнительные материалы к учебнику 9 кл. М.Дрофа 1999г.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.