Методическая разработка занятия «Повышение скорости чтения» №1
Повышение скорости чтения.
Цель: Повысить скорость чтения 2 и более раза, сформировать у учащихся правильное чтение ( без пропуска букв и повторов слов), коррекция различных нарушений чтения.
Пояснительная записка: Занятия проводятся 30-40 минут. Во время занятий следует воздерживаться от замечаний, подсказок. Не ставьте на вид ошибки, не хвалите незаслуженно. Темп занятий индивидуален, ориентируйтесь на интерес ребенка, его нужно сохранять и поддерживать. Роль педагога дать инструкцию и фиксация результата. Ведем дневник, куда записываем результаты и вклеиваем задания.
Занятие №1
Чтение текста по 1 минуте ( 3 раза) . Результат записываем
1 |
|
2 |
|
3 |
Лисья школа
В самой чаще леса поселилась лиса. У нее было пятеро лисят. Они жали в темной норе. Дети были слепые и без зубов. Мать кормила их своим молоком.
Открылись у малышей глаза. Мать стала выгонять их из норы. Бегают шалуны, играют. Катаются братья и сестры по траве. А мать сторожит их. Услышит шорох, гонит детей в нору.
Подросли лисята. Мать учит их ловить добычу. Пустит живую мышку между лисятами, а они ловят. Учительница строго следит за учениками. Чуть зевака упустит мышку, лиса цап его зубами.
Потом мать научила лисят ловить бабочек, жучков. Маленькие охотники смело бросаются на все, что движется. Теперь они и сами ищут пищу. Помогла им лисья школа.
Пришла зима. Звери стали большие. Шерсть у них рыжая, пушистая. Теперь они учатся лисьим хитростям. Умеют лисята слышать охотника. Молодые животные учатся пугать след и убегать от собак.
Скоро лисята станут взрослыми лисами. Разбегутся они от матери в разные стороны. Станут сами ходить на охоту. По следу найдут лисы зайчика. Будет хищникам в добычу и мышка, и птичка. (144 слова. По А. Бостром)
Упражнение 2.
Инструкция: Время не ограничено и не учитывается. Учитель в хаотичном порядке называет слоги, ребенок ищет и зачеркивает.
Упражнение №3 Впиши пропущенные буквы Н или К
Мышь в углу прогрызла ….орку,
Тащит в …..орку хлеба ….орку,
Но не лезет …. орка в … орку,
Велика для …орки …. орка.
Задание №4 Артикуляционная гимнастика. Читаем ( чередуя по горизонтали и вертикали), постепенно увеличивая темп.
Задание №5 Время выполнения 3-2 минуты ( чем младше возраст тем больше времени). Задание повторяю на сдедующих занятиях пока не улучшится результат.Результат фиксирую в правом углу.
Задание №6 Отгадай слова.
Задание№7 Найди и запиши все слова
Упражнение №8“Губы”При команде - “Губы” к плотно сжатым губам ребенок прикладывает палец левой руки, чем подкреплялась психологическая установка на беззвучное чтение. При команде - “Вслух” убирает палец и читает вслух текст.
Помощник
Алеша слыхал, что есть люди с золотыми руками. А вот Алешины руки папа называл деревянными. Почему?
Алеша всем хотел помочь. Понес он поднос с чашками — полетели на пол осколки. Взялся мальчик сменить в люстре лампочку. Табуретка выскочила, и Алеша повис, как воздушный гимнаст. Стал Алеша картину на стену вешать. Первый же удар молотка пришелся по стеклу.
Мама назвала Алешины руки каменными. Они бьют все, к чему прикасаются.
Но вот папа принес большой сверток. Там лежали стамеска, напильник, сверло, долото.
— Эти инструменты обязательно вылечат твои руки — сказал отец.
(87 слов. По Е. Елинсону)
Литература:
1. Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. Чтение без принуждения. – М.: Творческая педагогика, 1993.-96с.
2. Зайцев В.Н. “Резервы обучения чтению”. – М.: “Просвещение”, 1991. – 32с.
3. Квашнина Н.С. Развитие элементов ритмического чтения. // Начальная школа. 1991. №8. сс. 22-25.
4. Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. “Как преодолеть трудности в обучении чтению”. – М.: изд. “Ось-89”, 1999. – 239с.
Пестрякова Елизавета Геннадьевна
Акатова Ирина Анатольевна
Лихина Елена Викторовна