12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Пивоварова
Аккаунт удалён
Россия, Самарская обл.

Приложение 10

2 часть ПДП


Паспорт исследовательского проекта (структура)


Компоненты паспорта

Описание исследовательского проекта

2

Тема проекта

Удивительные свойства обычной воды

3

Актуальность проекта

Всем известно, что маленькие дети любознательны. Среди вопросов, которыми они одолевают взрослых, немало таких, как: «Если в воду бросить камень, он тонет. А лед плавает на поверхности воды. Почему? Если подышать на стекло, оно покроется каплями воды. Почему? Если опустить деревянный кубик в воду он не утонет, а если его положить в грязь утонет?» и т.д. Те взрослые, которые отмахиваются от «докучных» вопросов ребёнка, совершают непоправимое: они задерживают его умственный рост, тормозят духовное развитие. При беседе с обучающимися возник вопрос: «Как ведет себя вода в различных состояниях?».

4

Проблема исследования

Как ведет себя вода в различных состояниях?

5

Объект исследования

Вода

6

Цель проекта

Исследование свойств воды

7

Задачи проекта

1. Собрать информацию о свойствах воды и проанализировать ее.

2. Выяснить, как ведёт себя вода в разных состояниях.

3. Провести опыты, чтобы доказать интересные свойства воды.

4. Составить информационный коллаж.


1) Этап ориентирования

Мероприятие

Срок

Описание

Урок окружающего мира ««Вода»

2 октября

Ознакомление обучающихся с некоторыми свойствами воды и фактами о ней: вода в составе любого организма, цвет, запах, вода пресная и соленая, прозрачность, фильтр для воды. Возникновение проблемного вопроса.




2) Этап разработки проекта

Мероприятие

Срок

Описание

Классный час

3 октября

Выбор объекта, предмета изучения, определение цели, задач, выдвижение гипотезы, составление плана, выбор методов.

Составление списка источников для теоретической части исследовательского проекта.



3) Этап реализации проекта

Мероприятия

Методы

Результаты

Поиск информации о воде: узнают, какие удивительные свойства есть еще, кроме тех, что в учебнике; какие три состояния воды бывают. Предполагают, если вода обладает удивительными свойствами, но как это доказать?

Анализ литературы

Синтез

Составление теоретической части исследовательского проекта.



Практическая работа:

Проведение инструкции и техники безопасности (о количестве времени нахождения за компьютером).

Создаем 4 подгруппы. Далее задание по подгруппам:

Распределение заданий по подгруппам:

1 подгруппа

2 подгруппа

3 подгруппа

Проводит опыт №1. Почему лед не тонет?

Записывает наблюдения, делает фото

Проводит опыт №2. Можно ли из меньшего получить большее?

Записывает наблюдения, делает фото в начале опыта (с отметкой на стакане) и в конце (с отметкой)

Проводит опыт №3. Потеря воды во время дыхания.

Записывает наблюдения, делает фото.

4 подгруппа



Проводит опыт №4. Стакан с горкой?

Записывает наблюдения, делает фото





Обучающиеся делают выводы.

4) Этап презентации проекта

Дети презентуют разработанные продукты исследования.

В результате проведенного исследования, обучающиеся делают вывод о том, что вода – удивительное вещество.

а) Лед не тонет в воде, а плавает на ее поверхности. Это означает, что он легче воды, и этого свойства достаточно, чтобы выделить лед из других твердых веществ в порядке исключения. Твердые тела, конечно, тяжелее, чем жидкости, из которых они образовались, и потому тонут в них: железный кубик тонет в расплавленном железе, кусочек свинца тонет в жидком расплавленном свинце. Лед, который образовался из воды, не тонет в ней. Благодаря этой особенности лед в водоемах появляется лишь на поверхности. Если бы лед тонул в воде, на поверхности образовывались бы все новые и новые его пласты. Они, в свою очередь, опускались бы вниз, и водоем промерзал бы до самого дна. Из-за этого водные растения на дне были бы скованные льдом, а рыбе и всему живому, что находится в воде, угрожала бы неминуемая гибель. К счастью, этого не происходит.

б) Если пластиковую бутылку поставить вертикально в морозильную камеру, предварительно пометив уровень воды в ней, и когда вся вода в пробирке замерзнет, достать ее и пометить объем льда. Сравнили объем льда с предыдущей пометкой и убедились, что лед, который образовался из воды, занимает больше места. Если пробирку оставить в комнате, лед растает, то вода снова опускается до первой отметки. Значит, замораживая воду, мы ее «растягиваем», а нагревая лед, заставляем сжиматься. То же происходит и в водоемах. Водоемы не промерзают насквозь только из-за особых свойств льда. На помощь приходит сама вода, которая находится подо льдом. Она тоже имеет исключительное свойство: при небольшом нагревании она не расширяется, как все другие тела, а сжимается, становится тяжелее. Лед плохо проводит тепло, и поэтому, как своеобразная ледовая шуба, защищает воду в водоеме от дальнейшего охлаждения.

в) Потеря воды во время дыхания. При дыхании на холодное стекло. Оно покрывается капельками воды, запотевает. Откуда взялась вода? Это мы ее выделяем во время выдоха. За сутки человек теряет примерно 10 стаканов воды. Значит, столько же ему нужно выпить или употребить с пищей. Важно знать: стакан воды содержит 200-250 мл воды. В любой пище – мясе, овощах, хлебе – воды значительно больше, чем твердого вещества.

г) При наполнении стакана до краев водой и пипеткой по капле добавлении воды, мы увидим, как поверхность воды в стакане начнет возвышаться над краями и раздуваться. Стакан удалось наполнить с излишком благодаря свойствам поверхностного пласта воды. Если этот же опыт повторить и с горячей и теплой водой, то наиболее прочным окажется поверхностный слой холодной воды.

Проведя несколько опытов, можно увидеть, что все свойства воды очень интересны и в других веществах их не увидишь. Так же следует сказать, что вода это то, без чего не может обойтись никто живой: ни растение, ни животное, ни человек! Надо бережнее относиться к воде: без надобности не включать кран с водой, не загрязнять водоемы. Закрывайте кран, пока вы чистите зубы. Выключайте воду, когда работаете на кухне или говорите по телефону. Не мойте посуду под струёй воды. Лучше мыть посуду в раковине, закрыв отверстие пробкой. Замените ванну душем: при мытье в ванной расходуется 150-180 литров воды, а под душем в три раза меньше.

Следовательно, гипотеза подтвердилась: предположим, что вода обладает удивительными свойствами, но как это доказать?

4). Этап оценивания проекта

Обучающиеся оценивают свою работу, осуществляют взаимооценку.

8

Гипотеза исследования

Предположим, что вода обладает удивительными свойствами, но как это доказать?

9

Методы исследования

Теоретические, практические

10

Тип проекта (по продолжительности)

Краткосрочный

11

Этапы реализации проекта, краткое их описание

Подготовительный этап (1 неделя):

- сбор информации по теме

Практический этап (конец 1-ой недели):

- Опыт № 1. Почему лед не тонет?

- Опыт № 2. Можно ли из меньшего получить большее?

- Опыт № 3 Потеря воды во время дыхания.

- Опыт № 4 Стакан с горкой?

Обобщающий этап (2-ая неделя):

- оформление выводов

- составление информационного коллажа для кабинета начальных классов

- подготовка к презентации проекта

- защита проекта

12

Оборудование для проведения исследования

Форма для льда, пластиковая бутылка, стеклышко или окно, стакан

13

Продукт проекта

Информационный коллаж

14

Перспектива проекта

Продукт проекта можно будет использовать как учебное пособие в кабинете начальных классов.

15

Используемые источники

1. Дж.Эллиот, К.Кинг «Детская энциклопедия», Росмэн, 1994

2. Окружающий мир. 3 класс. Учебник для общеобразовательных школ. В 2-х ч. А.А. Плешаков и др. - М.: Просвещение. – 2018. – 18с.

3. Научные опыты с водой https://eksmo.ru/book/nauchnye-opyty

4. Что такое вода? http://enslov.ru/million/what/chto-takoe-voda






Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.