Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе «Удивительные свойства воды»
КОНСПЕКТ занятия ПО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В старшей ГРУППЕ
ПО ТЕМЕ: «УДИВИТЕЛЬНЫЕ СВОЙСТВА ВОДЫ»
по теме: «Удивительные свойства воды»
(в старшей группе)
Цель: Формировать представления детей о значении и свойствах воды.
Задачи:
Образовательные:
Обучать детей навыкам проведения лабораторных опытов, умению работать с посудой, соблюдать необходимые меры безопасности, знакомить со свойствами воды: без цвета, прозрачная, без запаха, без вкуса, текучая, не имеет форму, бывает в жидком и твердом виде.
Развивающие:
Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, самостоятельность в процессе познавательно-исследовательской деятельности, выдвижение предположений, отборов способов проверки и достижения результата.
Воспитательная:
Воспитывать у детей познавательный интерес, умение видеть
удивительное в окружающем мире, бережное отношение к воде.
Предварительная работа:
1.Беседы о воде, ее роли в жизни человека.
2.Проведение экспериментов с водой.
3.Рассматривание иллюстраций на тему «Вода».
4.Использование игр о воде: «Какая бывает вода?», «Четыре стихии»,
«Разрезные картинки».
5.Чтение художественной литературы по теме «Вода».
6.Наблюдение за водой на прогулке.
Материал для занятия: на каждого ребенка фартуки, прозрачные стаканчики, бутылочка с водой, ложки, соломка, сахар, лимон, фасоль, молоко, полоски цветной бумаги, кусочки льда.
Ход занятия.
Организационный момент:
Собрались все дети в круг,
Я твой друг, и ты мой друг.
Крепче за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Мы по кругу пойдем
И до стульчиков дойдем.
Часть 1
Воспитатель: Ребята, сегодня с утра на электронную почту нашего детского сада пришло письмо, написано детям подготовительной группы «Колокольчик». Давайте откроем его.
Слайд. Здравствуйте дорогие ребята, я «Царица вода», меня похитил злой Кощей Бессмертный, заколдовал и заточил в своём мрачном замке. Пока меня нет с вами, на нашей планете все вокруг стало погибать. Прошу вас, помогите мне выбраться из тёмного замка злого Кощея, а для этого постарайтесь узнать как можно больше о свойствах воды, только тогда заклятье Кощея исчезнет, и я освобожусь.
Воспитатель: Вы готовы помочь Царице Воде?
(воспитатель показывает глобус.)
Воспитатель: Ребята посмотрите, что это?
Дети: глобус.
Воспитатель: Как называется планете на которой мы с вами живем. (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, глобус это макет Земли. Какую форму имеет наша планета?
(земля круглая,)
Воспитатель: почему на нашей планете очень много синего цвета? (ответы детей на ней есть моря, океаны, реки).
Воспитатель: Большую часть нашей планеты занимает вода. Но зачем же на земле столько воды? Я вам прочитаю стихотворение.
Вы слыхали о воде?
говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться,
Смею вам я доложить
Без неё нам не прожить!
Воспитатель: Сегодня мы поговорим о воде, ее свойствах и о значении воды.
Какая бывает вода? ( теплая, горячая, холодная, пресная, прозрачная, газированная и т.п.).
Что вода делает? (течет, льется, журчит, растекается, капает, замерзает, тает).
Для чего вода нужна человеку?( пить, мыться, купаться, готовить еду, стирать, поливать растения, мыть посуду и т.п.).
На нашей планете очень много соленой воды, а пресной воды очень мало. Для того чтобы мы с вами могли пить чистую воду, умываться и мыть руки, нужно беречь воду – не тратить её зря. Если вы помыли руки или лицо, не забывайте закрывать кран. И самое главное, нельзя загрязнять воду, нельзя выбрасывать мусор и отходы в моря, реки, океаны. А как вы думаете, вода нужна только людям? (Ответы детей)
Воспитатель: Чтобы узнать какими свойствами обладает вода, я хочу вас пригласить в лабораторию. Как вы думаете, что делают в лаборатории? Правильно, проводят опыты. В лабораторию необходимо соблюдать правила (Слайд) :
Соблюдать тишину
Без разрешения ни к чему не прикасаться
Не толкать соседа во время работы
Внимательно слушай, а потом повтори
Выполнил и положи на место
Воспитатель: Но, чтобы попасть в лабораторию нам надо отгадать загадку,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего, не может мама,
Ни готовить, ни стирать?
Без чего мы, скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды-
Жить нельзя нам без… (воды)
Часть 2
Воспитатель: Сначала проведем разминку: подвинем к себе стаканчик с водой, возьмем трубочки и подуем в воду. Что у нас получилось?
Вывод: в воду попадает воздух, и происходит бурление.
Опыт 1 « Вода не имеет вкуса»
Ребята, попробуйте воду из стаканчика, какой у нее вкус?( ответы детей)
А теперь добавьте в стаканчик с водой кусочек сахара и помешайте. Что изменилось? ( Вода стала сладкая). Мы изменили вкус воды.
Вывод: вода не имеет вкуса.
Опыт 2 «Вода без цвета, прозрачная».
Возьмите полоски цветной бумаги, приложите каждую полоску к стакану воды и сравните цвет полоски бумаги и воды в стакане. Какого цвета вода?
- Кто скажет вывод, что мы узнали?
Вывод: вода не имеет цвета, она бесцветная.
Давайте теперь сравним воду и молоко. В оба стакана положим фасоль. В каком стакане мы видим фасоль? ( ответы детей).
Вывод: вода не имеет цвета, она прозрачная
Опыт 3«Вода не имеет запаха»
Ребята, понюхайте воду в стаканчике. Как она пахнет? ( ответы детей )
Теперь добавьте в воду несколько долек лимона, перемешайте ложечкой и опять понюхайте.
Что произошло с водой? ( вода изменила запах, пахнет лимоном).
Вывод: вода не имеет запаха
Воспитатель: Вы хорошо поработали и можно отдохнуть.
Физкультминутка « Как живешь».
Продолжим проводить опыты в нашей лаборатории.
Опыт № 4
Возьмите стаканчик с водой и пустой стаканчик. Перелейте воду в пустой стаканчик.
Вывод, вода текучая и не имеет формы.
Опыт № 5" Одни вещества вода растворяет, а другие нет."
В один стаканчик положите ложечку соли, а в другой ложечку речного песка.
Что получается. Соль растворилась в воде, а речной песок нет.
Вывод: Одни вещества вода растворяет, а другие нет.
Опыт № 5
Ребята закройте глаза.
Воспитатель по руке каждого ребенка проводит кусочком льда.
Что вы почувствовали? (холод)
Как вы думаете, чем я прикоснулась к вашей руке?
(Чем-то мокрым, холодным, льдом) возьмите по кусочку льда в ладошку и посмотрите, что с ним будет происходить.
(Лед начинает таять)
Так что же такое лед? (Лед это та же вода только в твердом состоянии)
В каком состоянии может быть вода ( В жидком и твердом).
Возьмите салфеточки и протрите руки.
Часть 3 итог занятия
Воспитатель: ребята скажите, чем мы сегодня занимались, что нового узнали о воде, понравилось ли вам занятие, и что понравилось больше всего?
Как нужно беречь воду.( Ответы детей)
Сегодня на занятии мы узнали о свойствах воды, и о ее значении.
- Вода – одно из главных богатств на Земле. Трудно представить, чтобы стало с нашей планетой, если бы исчезла вода. Поэтому воду надо беречь.
Воспитатель: Ой, ребята, кажется нам пришло сообщение. (Голосовое сообщение. Царица вода благодарит детей за то, что они освободили ее из заточения.)