«Умники и умницы» по теме «Пётр Великий» к 350-летию Петра I
9
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2 с углубленным изучением отдельных предметов г. Шимановска имени Петра Георгиевича Эпова»
«Умники и умницы» 4 класс
Тема : Петр I (9 июня 1672 г-8 февраля 1725 г) к 350-летию
Цель :
1.Развитие возможностей интеллектуальной деятельности и ее значение для развития личности обучающихся:
2. Образование и самообразование как необходимое качество современного человека и условие достижения личного успеха:
3. Интерес к познанию нового, исторического прошлого России.
I Звучит опера « Жизнь за царя» М.И.Глинки.
(это первая русская опера, и по традиции этой оперой ежегодно открывает сезон Большой театр- главный оперный театр страны)
Более 300 лет – с 1613 по 1917 год нашей страной правила династия Романовых (династия – ряд царей из одного и того же рода)
У «Тишайшего» царя Алексея Михайловича и второй его жены Натальи Кирилловны Нарышкиной, принадлежавшей к не очень знатному боярскому роду, родилось две дочери и сын, которому и суждено было войти в историю под именем Петра Великого. (всего 16 детей, у первой супруги 13, второй -3)
«То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник –
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник» А.С.Пушкин
II Царем Петр стал в 10 лет (всеми государственными делами заправляла старшая сестра Софья, она сама хотела стать царицей. но по законам того времени женщина не могла наследовать престол). Петр был любознательным, одаренным и деятельным мальчиком. Он проявлял большой интерес к религии и наукам, с особенным увлечением обучаясь военным премудростям. С 1683 года в селе Преображенском под Москвой шла «военная игра». Из своих сверстников юный царь образовал «потешные полки» (потеха- игра, забава). На реке была построена потешная крепость, там юных солдат учили осаде и штурму крепостей. Иностранные офицеры обучали Петра артиллерийской науке. Со временем «потеха» во всестороннюю воинскую подготовку с освоением оружия и приемов боя. С них и началась новая регулярная русская армия.
Вопрос :
1 На какой реке была построена «потешная крепость» и как она называлась?
Река Яуза, крепость Плесбург
2 Чтобы мальчишки-солдаты не покалечили друг друга, стреляли не настоящими ядрами. Чем? Пареными репами
III Сколько себя помнил царь Петр – его всегда интересовали корабли. Отец Петра, царь Алексей Михайлович, собирал модели «малых кораблей», которые мальчик часами разглядывал. На прудах в Преображенском впервые оттолкнулся Петр от берега на маленькой лодочке. Потом нашли в сарае маленькое парусное судно деда Никиты Ивановича Романова. Пока ремонтировали, выделывали мачту, шили парус. Петр постигал премудрости новой потехи. Научился ставить мачту, поднимать и убирать паруса. Много времени прошло, пока царь освоил все премудрости парусной науки. Потом и строить корабли научился, все мог сам сделать- от киля до клотика (шар с отверстиями для пропускания тросов). Рано понял Петр, что нужен России свой военно-морской флот, нужны офицеры и матросы, нужны кораблестроители.
Вопрос:
Как называли это маленькое парусное судно во времена Петра и как называют ласково его сейчас? Ботик, «Дедушка русского флота»
IV Петр I любил говорить: « Я царь, а у меня мозоли на руках». Действительно, безделья он не терпел, и день его был заполнен до предела.
Вставал он очень рано, до рассвета, и в 3-4 часа утра уже присутствовал на совете министров. Обсудив со свойственной ему быстротой множество дел, отправлялся в Адмиралтейство, следил за постройкой судов, часто сам брался за топор, потом занимался токарным делом, которое очень любил. (Всего у него было 50 токарных станков.) В 11 часов садился обедать, обед состоял из немногих простых блюд. После обеда царь короткое время отдыхал, а затем отправлялся на строительство. Вечером обычно навещал друзей. Возвращался рано и ложился спать. «Делу время, потехе – час», - частенько напоминал Петр окружающим.
Вопрос:
Какое любимое блюдо всегда подавали Петру на обед? Студень
V Деньги, как и торговля, появились очень давно, но не сразу приняли привычный для нас вид. Первые русские монеты появились в конце X века. Во времена монгольского нашествия роль денег исполняли серебряные слитки – гривны. Чтобы уплатить часть гривны, ее нужно было разрубить. Так появилось слово – рубль. При Иване Грозном (XVI в) на русских монетах изображали всадника с копьем и народ их быстро прозвал копейками. Сначала монеты чеканили кузнецы. Монеты были разные, часто неровные. При Петре I печатали в специальных местах - монетных дворах. В ходу были копейки, пятаки, гривенники (10 коп), полтинники (50 коп), рубли.
Вопрос:
Как называется наука, которая занимается изучением монет?
Нумизматика
Доп. вопрос для красной дорожки (Ва-банк)- как называется наука, занимающаяся изучением бумажных денег? Бонистика
VI Русские воины-пехотинцы вооруженные огнестрельным оружием получили название «стрельцы». Воинская служба, которую несли стрельцы, во многом отличалась от современной. Во-первых, служба в стрелецком войске переходила по наследству (сын стрельца тоже должен был стать стрельцом). Во-вторых, в свободное от службы время стрельцы вели свое хозяйство, могли заниматься торговлей и ремеслом. Боеспособность войска от этого страдала. Молодой русский царь Петр I понимал, что стрелецкое войско устарело, необходимо заменить его такой армией, где солдат занимался бы только одним делом – службой. Петр перевел стрелецкие полки подальше от столицы, на окраины страны. В июне 1698 года стрельцы подняли бунт, они требовали вернуть стрельцов в Москву. Бунт был жестоко подавлен. Более 1000 его участников были казнены. Казнили стрельцов на Красной площади в Москве. Это событие отразил в своей картине «Утро стрелецкой казни» русский художник В.И.Суриков. Стрелецкое войско прекратило свое существование, и с того времени берет начало регулярная (постоянная) армия.
В России единая военная форма впервые появилась у стрельцов. Тогда же появился термин «мундир». Под мундиром понимали все военное снаряжение, принадлежавшее офицеру или солдату. «Если кто свой мундир проиграет, продаст или в залог отдаст, оный имеет быть жестоко наказан, расстрелян или на галеру сослан быть…» - говорилось в Морском уставе 1720 года, написанном царем Петром I. Всем известно и выражение «честь мундира», означающее храбрость, верность воинскому долгу и знамени.
Вопрос:
1 Как называлось ручное огнестрельное оружие стрельцов? Пищали
2 Опишите одежду стрельца XVI-XVII века Мягкие суконные шапки, отороченные мехом, длиннополые кафтаны красного цвета (чтобы кровь не была заметна во время битвы и не смущала малодушных) и высокие сапоги; пищали, бердыши (топорики) и сабли
VII По приказу Петра началось строительство города на Неве. « Пусть царь Петр I занимается пустой работой- строит города, а мы оставим себе славу брать оные», -сказал шведский король Карл XII, узнав о начале строительства Петербурга. Больше трех столетий прошло с тех пор, но город ни разу не был сдан неприятелю. На строительство города собирали «работных людей» со всей страны. Иногда мужики убегали- ведь хозяйство оставалось без присмотра. Их возвращали в «двоешных цепях» - ручных и ножных кандалах. Строители жили в шалашах и деревянных домиках. Русские люди издавна хорошо владели топором, но Петр специальным указом велел использовать и пилы – с ними работа шла значительно быстрее. Ещё один царский указ гласил: «За порубку дуба смертная казнь». Город строился на болоте, и деревья везли сюда издалека. Запрещалась даже самовольная пересадка деревьев. «Около города даже розги не срезать! Нечем детей воспитывать….», - ворчали недовольные. Гостям города показывают трехсотлетний дуб, посаженный, по преданию, самим Петром Великим. Город был чистым. И жители его удивляли иностранцев: мылись 2 раза в неделю, тогда как вся Европа обходилась «душистым спиртом». Красота первых построек до сих пор удивляет архитекторов мира. Петр I верил, что новая столица России – Петербург- выведет Россию им мрака и запустения к могуществу и славе.
Вопрос: По приказу Петра I каждый входящий в город должен был принести с собой……Что? И зачем? Определенное количество камней для мостовой
VIII Россия была огромной страной, но не имела выхода ни к Черному, ни к Балтийскому морям. Вся торговля с заморскими странами шла через Архангельск. Этот порт был далеко от российских торговых городов, да и лед там стоял по 6 месяцев в году. То ли дело Балтика! Но на балтийских берегах хозяйничала Швеция. Шведский король Карл XII тоже был молод, как и Петр, но его уже знали в Европе как храброго военачальника. В 1700 году Россия начала войну во Швецией. Длилась она более 20 лет, а в историю вошла под названием Северной. Сначала победу за победой одерживали шведы. Почти все русские пушки удалось захватить им в «плен». Казалось, Россия проиграла войну. Но царь Петр не терял веру в победу. «Господа шведы,- говорил он, -может быть ещё не раз побьют нас, но у них мы научились побеждать». Решающая битва Северной войны произошла 27 июня 1709 года под Полтавой. Обращаясь к воинам перед битвой, Петр сказал: «Вы сражаетесь не Петра, а за государство, ему вверенное, за Отечество… А о Петре ведайте, что ему жизнь не дорога, жила бы только Россия во славе и благоденствии.». Полтавская битва продолжалась недолго. Под Петром убили лошадь, шляпа его была дважды прострелена, но русские разгромили шведов по всем правилам военного искусства. После сражения Петр устроил пир и угостил пленных шведских генералов, поблагодарив их за то, что они научили русских воевать.
Вопрос: До сих пор в народе жива поговорка, которая означает «разбит наголову». Скажите ее. Бит, как швед под Полтавой
IX Прекрасный праздник -Новый год. Елка, поскрипывающий на морозе снег, зимние детские забавы, подарки, Дед Мороз …Оказывается, так было не всегда. Издавна на Руси Новый год начинался с 1 сентября – урожай убран, могут крестьяне отдохнуть, повеселиться. В Европе к тому времени, когда русским царем стал Петр I, год начинался с 1 января и отсчет велся от другого события – Рождества Христова. Вот и получилось, что в России был год 7207 от сотворения мира, а в Европе другой. Царь Петр был человеком решительным и одним махом покончил с этим неудобством. Он издал указ: « В знак…доброго начинания и столетнего века в царствующем граде Москве …друг друга поздравлять с новым годом; меж тем по большим улицам… поставить украшения от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых… кроме того, где место позволит, зажигать по ночам с 1 по 7 января костры и смоляные бочки…». Так появился новый календарь
Вопрос: В каком году это произошло?
1700 год, за которым начинался новый век – XVIII
X Одним из символов Санкт-Петербурга является памятник основателю города русскому царю Петру I. В 1833 году А.С.Пушкин написал замечательную поэму:
(Петербургская повесть)
На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн,
И вдаль глядел. Пред ним широко
Река неслася; бедный чёлн
По ней стремился одиноко.
По мшистым, топким берегам
Чернели избы здесь и там,
Приют убогого чухонца;
И лес, неведомый лучам
В тумане спрятанного солнца,
Кругом шумел.
И думал он:
Отсель грозить мы будем шведу,
Здесь будет город заложен
На зло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно,
Ногою твердой стать при море.
Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам…..
В ней этот прекрасный памятник он поэтично назвал …. . С тех пор памятник так и называют.
Вопрос: Как называют этот памятник в Санкт- Петербурге? И кто скульптор?
«Медный всадник», скульптор Этьен Фальконе
XI Известно, что Петр I владел 14 ремеслами ( профессиями)
Но одно ремесло ему так и не удалось освоить.
Вопрос: 1) Какое? Это плести лапти. «Нет ремесла мудрее лапотного», - говорил Петр
2) Назовите эти ремесла.
Кораблестроитель
Штурман
Плотник
Каменщик
Часовщик
Садовник
Гравёр
Фельдшер (хирургия, стоматология)
Переводчик
Бухгалтер
Слесарь
Артиллерист
Кузнец
Картограф
XII Петр I – Первый Российский император, государственный деятель, полководец, дипломат, имел много титулов и заслуг, но прежде был ИННОВАТОРОМ:
Первый российский Карильон – музыкальный инструмент для исполнения мелодии на нескольких колоколах, заказанный Петром во Фландрии г. Мехелен (бельгийский город –центр колокольного литья и музыки). Малиновый звон (малин-на французский манер)
Придуман «Самолёт». При взятии крепости Нотебург самоходный паром, движимый силой речной струи, на «самолете» устроена связь.
Прислал первую партию картофеля с приказом разослать по всем губерниям (при жизни не осуществилось).
Садовая контора (1702 год). Присланы луковицы тюльпанов для дворцовых садов.
Коньки с закреплёнными к подошве полозьями
Стоматолог – сам вырывал больные зубы.
Изучал строение человека (хирургия), создал Анатомический театр
Учился изготавливать бумагу. При Петре вышла первая печатная газета «Ведомости» - «…О военных и иных делах, достойных знания и памяти, служивших в Московском государстве и во иных окрестных странах». Принимал активное участие в выпуске.
Рисование и гравёрное дело
Занимался изготовлением часов
Научил солдат различать лево-право. Издал приказ «На левую ногу – сено, на правую – солому». Так и раздавались команды: сено-солома, сено-солома ….
Особым указом заставил своих подданных брить бороды и носить европейскую (короткую) одежду. Традиционная одежда знатных русских людей стесняла движение, в ней было неудобно ходить, трудно есть, а уж работать и вовсе невозможно. А Петру нужны были знающие, энергичные, подвижные помощники.
В 1714 году был вылит орден «За пьянство». Чугунный отличительный знак в форме восьмиконечной звезды весил 7 кг без учета цепи и предназначался для алкоголиков. Вешали ее на шею, крепили цепями, чтобы нельзя было снять, и ходили неделю.
Указ: «Пришивать пуговицы на левую сторону рукава солдатского мундира.» Цель: отучить солдат вытирать рукавом рот после еды, чтобы дольше сохранить дорогое сукно мундира
Сменил календарь, обогатил русский язык на 4.5 тыс. заимствованных слов. Заботил его и внешний вид, и поведение подданных. 9 декабря 1708 года Указ о том, как относиться к начальству: «Подчиненный перед лицом, начальствующим должен иметь вид лихой и придурковатый, дабы разумением своим не смущать начальства»
Всеми ремеслами, чем сам владел, учил своих подданных. «Я ученик и нуждаюсь в учителях»,- вырезал Петр на своей личной печати. Он постоянно учился и заставлял учиться других. Петр I внес много нового в жизнь России: изменил порядок управления государством, появилось большое количество заводов и фабрик, открылось множество учебных заведений. Были созданы армия и флот. Россия в результате многогранной деятельности Петра I превратилась в великую европейскую державу. Россия была провозглашена империей – так называли большие и сильные государства. В 1721 году Сенат за выдающиеся заслуги присвоил царю титул (звание).
Вопрос: Какое?
Звание Петра Великого, Отца Отечества и Императора Всероссийского
Заключение: Фильм медиацентра МОАУ СОШ № 2 имени П.Г.Эпова
Великий Петр, царь — реформатор,
Строитель, плотник, мореход.
С его на троне воцаренья
Россия славный путь ведет.
Он был тогда горяч и молод
Стремился Русь преобразить,
Чтоб никогда ни враг, ни голод
Ее не смели поразить.
Ему на страшны были войны:
Играя строил он полки,
Чтоб, возмужав, с народом вместе,
Давать отпор врагам страны!
Создал он флот Отчизны нашей,
Открыл морские он пути,
И, прорубив окно в Европу
Немало сделал для страны.
И что там шведы, Карл, Полтава —
Сумел стихию обуздать
И на Неве, им присмиренной,
Прекрасный Петербург создать!
Служил он истово державе,
Отдав все силы для того,
Чтоб, восхищаясь предков славе,
Мы вечно помнили его.
Подведение итогов игры
Потамошнева Наталья Алексеевна