Методические рекомендации по производственной практике «Теоретические и методологические основы деятельности классного руководителя»

0
0
Материал опубликован 24 February 2019

21

БПОУ ВО «Белозерский индустриально-педагогический колледж

им. А.А. Желобовского»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по производственной практике

МДК 03.01. Теоретические и методологические основы деятельности классного руководителя

ПМ.03. Классное руководство

Специальность 44.02.02. Преподавание в начальных классах

Белозерск

2018

Методические рекомендации составлены в соответствии с рабочей программой производственной практики «Деятельность классного руководителя», разработанной на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 44.02.02. «Преподавание в начальных классах».

Методические рекомендации содержат цели и задачи практики; тематику и содержание практики, задания для обучающихся; приложение.

Данный вид пособия рекомендован студентам специальности 44.02.02 «Преподавание в начальных классах» во время прохождения производственной практики по ПМ.03 «Деятельность классного руководителя»

Организация-разработчик: БПОУ ВО «Белозерский индустриально-педагогический колледж им. А.А. Желобовского»

Составители:

Максимова В.Т., преподаватель БПОУ ВО «Белозерский индустриально-педагогический колледж им. А.А. Желобовского»

 

Содержание

стр.

 

Пояснительная записка

4

 

Цель и задачи производственной практики студентов

4

 

Самоанализ по результатам освоения ПК и ОК

6

 

Права и обязанности студентов-практикантов

7

 

Ведение дневника практики. Структура дневника

7

 

Рекомендации по составлению и оформлению портфолио по производственной практике

8

 

Структура и содержание портфолио

8

 

Структура отчета и рекомендации для студентов к составлению отчета – самоанализа по итогам производственной практики

9

 

Образец оформления отчета по практике

9

 

Содержание практики (представленные результаты заданий)

9

 

Литература

10

 

Приложения

Алгоритм написания характеристики коллектива класса

11

 

Диагностика №1 Определения воспитанности и межличностных отношений в классе

12

 

Диагностика №2 Изучение классного коллектива «Подарок»

14

 

Диагностика №3 Лутошкина

Изучение межличностных отношений в классе

15

 

Диагностика №4 Шиловой

Изучение уровня проявления воспитанности младшего школьника

16

 

Примерные темы классных часов, направленных на развитие сплочённости классного коллектива

20

 

Примерные темы классных часов, направленных на формирование положительных личностных качеств учащихся

21

 

Технологическая карта занятия по внеурочной деятельности

22

 

Анкета помогающая выявить воспитательные возможности родителей

23

 

Примерные беседы для родителей

24

 

Примерная форма протокола родительского собрания

24

1. Пояснительная записка
 

Программа производственной практики является частью основной профессиональной программы в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по специальности 44.02.02 «Преподавание в начальных классах» в части освоения основного вида профессиональной деятельности «Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя».

Студент должен в ходе производственной практики приобрести практический опыт:

педагогического наблюдения, диагностики и интерпретации полученных результатов;

анализа планов и организации деятельности классного руководителя, разработки предложений по их коррекции;

определения цели и задач, планирования деятельности классного руководителя;

планирования, организации и проведения внеурочных мероприятий;

определения целей и задач работы с отдельной семьей по результатам наблюдений за ребенком, изучения особенностей семейного воспитания;

наблюдения, анализа и самоанализа внеурочных мероприятий, обсуждения отдельных мероприятий в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, мастерами, разработки предложений по их совершенствованию и коррекции.

Производственная практика проводится образовательным учреждением при освоении студентами профессиональных компетенций в рамках профессионального модуля ПМ.03 «Классное руководство».

Итоги производственной практики подводятся на итоговой конференции в колледже. На основании представленных документов и характеристики проводится зачет с дифференцированной оценкой. Для получения положительной оценки необходимо полностью выполнить программу практики и своевременно сдать итоговую документацию.

Общая оценка работы студента выводится в результате обсуждения руководителем практики, учителем начальных классов, методистом. Утверждается оценка на защите результатов практики после проверки документации руководителем практики.

Цель и задачи производственной практики студентов

Производственная практика студентов по специальности 44.02.02. «Преподавание в начальных классах» организуется в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования, примерной программой и рабочей программой ПМ 03. «Классное руководство».

Цель данного вида педагогической практики состоит в закреплении психолого-педагогических знаний студентов по МДК «Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя» и выработке педагогических умений и навыков организации и проведения воспитательной работы классного руководителя с младшими школьниками.

В процессе практики решаются следующие задачи:

- овладение умениями планировать и вести внеучебную воспитательную работу в классе, с отдельными учащимися;

- накопление представлений о характере и содержании внепроизводственной воспитательной деятельности и функциональных обязанностях учителя, классного руководителя;

- освоение основных форм внеклассной воспитательной работы;

- овладение методами и приемами изучения возрастных и индивидуальных особенностей школьников.

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:

иметь практический опыт:

педагогического наблюдения, диагностики и интерпретации полученных результатов;

анализа планов и организации деятельности классного руководителя, разработки предложений по их коррекции;

определения цели и задач, планирования деятельности классного руководителя;

планирования, организации и проведения внеурочных мероприятий;

определения целей и задач работы с отдельной семьей по результатам наблюдений за ребенком, изучения особенностей семейного воспитания;

наблюдения, анализа и самоанализа внеурочных мероприятий, обсуждения отдельных мероприятий в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, разработки предложений по их совершенствованию и коррекции;

уметь:

выбирать методы педагогической диагностики личности (индивидуальности) обучающихся, развития группы, составлять программу педагогического наблюдения, проводить его и анализировать результаты;

формулировать цели и задачи воспитания и обучения класса и отдельных обучающихся с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;

планировать деятельность классного руководителя;

оказывать педагогическую поддержку в процессе адаптации детей к условиям образовательного учреждения;

совместно с обучающимися планировать внеурочные мероприятия, организовывать их подготовку и проведение;

использовать разнообразные методы, формы, средства обучения и воспитания при проведении внеурочных мероприятий;

организовывать детский досуг, вовлекать детей в различные виды общественно-полезной деятельности и детские творческие объединения;

осуществлять самоанализ, самоконтроль при проведении внеурочных мероприятий;

создавать условия для развития ученического самоуправления, формирования благоприятного психологического микроклимата и сотрудничества обучающихся в классе;

составлять план работы с родителям (лицами, их заменяющими); вести диалог с родителями (лицами, , их заменяющими);

организовывать и проводить разнообразные формы работы с семьей (родительские встречи, консультации, беседы), привлекать родителей к проведению совместных мероприятий;

формулировать цели и задачи работы с семьей с учетом специфики семейного воспитания, возрастных и индивидуальных особенностей детей;

анализировать процесс и результаты работы с родителями;

использовать разнообразные методы, формы и приемы взаимодействия с членами педагогического коллектива, представителями администрации по вопросам обучения и воспитания обучающихся класса;

анализировать процесс и результаты классного руководства, внеклассные мероприятия (классные часы, организованные досуги, занятия с творческим коллективом)

Самоанализ по результатам освоения ПК и ОК

Иметь практический опыт

Виды работ на производственной практике и требования к их выполнению

педагогического наблюдения, диагностики и интерпретации полученных результатов;

Проведение педагогического наблюдения и диагностики, интерпретация полученных результатов. Выбор методов педагогической диагностики личности (индивидуальности) обучающихся, развития группы. Составление программы педагогического наблюдения, проведение и анализ результатов наблюдения. Подбор диагностического материала по выявлению уровня самооценки и уровня притязаний.

анализа планов и организации деятельности классного руководителя, разработки предложений по их коррекции;

Изучение методики проведения внеклассного мероприятия. Анализ процесса и результатов проведения внеклассных мероприятий.

определения цели и задач, планирования деятельности классного руководителя;

Планирование и организация деятельности классного руководителя, разработка предложений по их коррекции; определение цели и задач планирования деятельности классного руководителя.

планирования, организации и проведения классных часов;

Планирование, организация и проведение классных часов.

определения целей и задач работы с отдельной семьей по результатам наблюдений за ребенком, изучения особенностей семейного воспитания;

Содержание и формы совместной работы классного руководителя с родителями школьников.

Определение целей и задач работы с отдельной семьей по результатам наблюдений за ребенком, изучения особенностей семейного воспитания.

Определение целей и задач работы с конкретной семьей по результатам наблюдений за ребенком.

наблюдения, анализа и самоанализа внеурочных мероприятий, обсуждения отдельных мероприятий в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, мастерами, разработки предложений по их совершенствованию и коррекции

Оформление дневников по практике и комплекта документации. Отчет самоанализ, педагогическая характеристика.

4. Права и обязанности студентов-практикантов

I. Практикант обязан:

подчиняться правилам внутреннего распорядка ОУ распоряжениям администрации, распоряжениям директора школы, завуча, руководителей практики;

соблюдать трудовую дисциплину; полностью выполнять задания, предусмотренные программой практики; тщательно к ним готовиться; посещать уроки, методические занятия.

ежедневно затрачивать на все виды деятельности (посещение уроков, проведение мероприятий, написание документации, помощь школе и др.).

заниматься самовоспитанием и самообразованием, совершенствовать педагогические умения, развивать культуру общения и речи;

не покидать рабочее место без уведомления об этом руководства;

своевременно предоставлять документацию по педагогической практике администрации ОУ и руководителю практики.

II. Практикант имеет право:

принимать участие в воспитательной деятельности класса и школы;

обратиться за помощью к администрации и в свое педагогическое учебное заведение.

В случае нарушения дисциплины и невыполнения своих обязанностей практикант может быть отстранен от прохождения практики.

Практикант, не выполнивший программу практик, не допускается к сдаче квалификационного экзамена.

5. Ведение дневника. Структура дневника

  • Титульный лист.

    Цели и задачи практики.

    База практики.

    Учитель и руководитель практики.

    Общие и профессиональные компетенции.

    Список детей класса

.

Рекомендуется вести дневник ежедневно и оформлять его в представленной форме:

Дата

Содержание работы

Анализ работы

     
     

Дневник практики проверяется руководителем практики.

Состояние дневников учитывается при выставлении отметок.

6.Рекомендации по составлению и оформлению портфолио

по производственной практике

Портфолио по практике – это папка, в которой представлены документы, позволяющие сделать вывод об успешности прохождения практики, уровне сформированности общих и профессиональных компетенций. При подборе материалов обратите внимание, что все предметы оценивания по каждому виду работ должны быть представлены в папке.

Образец титульного листа

БПОУ ВО «Белозерский индустриально-педагогический колледж

им. А.А. Желобовского»

ПОРТФОЛИО

производственной практики

Теоретические и методологические основы деятельности классного руководителя

ПМ.03. Классное руководство

ПП.03. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

Специальности 44.02.02. Преподавание в начальных классах

ФИО студента_________________________

Группа_______________________________

Сроки практики________________________

База практики_________________________

Адрес________________________________

Директор ОУ__________________________

Зам. директора по УВР__________________

Класс, в котором проводится практика_____

Классный руководитель _________________

Методист по практике __________________

2018 г.

7. Структура и содержание портфолио:

Титульный лист.

Информационный раздел: сведения о базе практики (полное название

образовательного учреждения, адрес, ФИО администрации, контактные телефоны, особенности ОУ)

Список класса практики

Расписание уроков и звонков

Расписание внеурочных занятий, кружков и спортивных секций

Конспекты занятий

8. Структура отчета и рекомендации для студентов к составлению отчета – самоанализа по итогам производственной практики

Отчет – это документ, который позволит вам осуществить анализ собственной деятельности по овладению общими и профессиональными компетенциями.

В итоговом отчете необходимо отразить в свободной форме ответы на следующие вопросы:

Какие виды работ выполняли на производственной практике в образовательном учреждении? (указать виды деятельности которыми овладели)

Какие знания и умения получили при выполнении заданий практики в ОУ?

Какие профессионально значимые качества сформировались на этой практике?

Какие направления в работе вызвали затруднения, почему?

Какими умениями и навыками еще необходимо овладеть?

Какую методическую помощь вам оказали в ОУ?

Как повлияла ли практика на профессиональное самоопределение?

Самым интересным для меня было……

Самостоятельно я могу решать следующие профессиональные задачи…..

Ваши предложения по организации и производственной практики, методическому оснащению.

9. Образец оформления отчета по практике

Отчет работы студента

по практике профессионального модуля: ПМ.03 Классное руководство

Вид практики ПП.03. Деятельность классного руководителя

 

Ф.И.О. студента_____________________________________________________

Специальность 44.02.02. Преподавание в начальных классах______

Курс_______, группа_________

Время проведения практики____с по 20 г.___________________

Место проведения практики (организация)________________________________________

Класс практики__________

Ф.И.О. учителя_______________________________________________________

Содержание и анализ проведенной работы, выполненной во время практики:

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Предложения по совершенствованию профессиональной подготовки и организации производственной практики___________________________________

________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Подпись студента_____________________________________________________

Подпись руководителя практики ___________________________/____________/

10. Содержание практики (представленные результаты заданий)

Анализ проделанной работы по дням практики

Характеристика классного коллектива (приложение 1)

Анализ плана воспитательной работы учителя, программы воспитательной работы класса, документов классного руководителя, которые он ведёт в классе

Диагностика классного коллектива с целью определения воспитанности и межличностных отношений в классе (приложение 3).

Конспект классного часа или КТД по одной из тем, направленных на развитие сплочённости классного коллектива, презентация к нему и анализ классного часа по схеме (приложение 8).

Конспект классного часа или КТД по одной из тем, направленных на формирование положительных личностных качеств детей, презентация к нему и анализ классного часа по схеме

Результаты анкетирования родителей с целью определения воспитательных возможностей семьи (приложение 9).

Беседа с родителями (родительского собрания или консультации) по одной из тем, анализ ее проведения (приложение 10).

Отчет студента по прохождению производственной практики.

 

11.Литература

Основные источники:

Гуткина, Л.Д. Планирование и организация воспитательной работы в школе.- М., Центр «Пед. поиск», 2007. – 160с.

Методика эмоционально-символической аналогии для оценивания уровня социально-психологического развития коллектива. - // Лутошкин А. Эмоциональные потенциалы коллектива. – М.: Педагогика, 1988, с. 28-30

Подласый, И.П. Педагогика: в 3-х кн.: учеб для студ. вузов / И.П. Подласый. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007.

Педагогика: теории, системы, технологии: учебник для студ. высш. и сред. учеб. заведений / [С.А.Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др.]; под ред. С.А. Смирнова. – 8-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 512с.

Педагогика: учебник для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей/ Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.:Педагогическое сообщество России, 2008. – 430с.

Сергеева В.П. и группа авторов. Методика воспитательной работы. Учебник. - М.: Издательский центр «Академия», 2011.

Дополнительные источники:

Байкова, Л.А., Педагогическое мастерство и педагогические технологии / Гребенкина, Л.К..- М.: Педагогическое общество России,2007. – 256с.

Борытко, Н.М. Диагностическая деятельность педагога: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.М. Борытко; под ред. В.А.Сластенина, И.А. Колесниковой. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 285 с.

Борытко, Н.М. Пространство воспитания: образ бытия. - Волгоград: Перемена, 2007. – 223 c.

Быков, А.К. Методы активного социально-психологического обучения: Учебное пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 160 с.

Введение в педагогическую деятельность: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений /А.С. Роботова, Т.В. Леонтьева, И.Г. Шапошникова и др. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 208 с.

Вульфов, Б.З. Основы педагогики/ Иванов, В.Д.- М.: УРАО,2007. – 616с.

Гуров, В.Н.Социальная работа школы с семьей.- М.: СГУ, 2007. - 153с.

Гущина, Т.Н. Игровые технологии по формированию социальных навыков у подростков: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2007. – 120 с.

Захарова, И.Г. Информационные технологии в образовании: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.Г. Захарова. – 6-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 192с.

Коджаспирова, Г.М. Педагогика: Практикум и методические материалы: Учеб. пособие для студ. пед. училищ и колледжей. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2007.- 416с.

Максимов, В.Г. Педагогическая диагностика в школе: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2007.-272 с.

Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; под ред. Е.С. Полат. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 272с.

www.pedsovet.org.;

www.school.edu.ru;

www.edu-all.ru;

www.pedlib.ru

Профильные периодические издания:

«Педагогика», «Народное образование», «Начальная школа», «Начальная школа. До и После», «Воспитательная работа в школе», «Методист», «Семья и школа».

Приложения

Приложение 1

Алгоритм написания характеристики коллектива класса

Общие сведения о коллективе учащихся (когда был сформирован класс; количество в нем учащихся, из них мальчиков и девочек; распределение учащихся по успеваемости и т.д.).

1. Характеристика деловой (формальной) структуры коллектива класса:

- сплоченность и организованность учащихся класса (отношение младших школьников к педагогическим требованиям; наличие в коллективе общественного мнения, проявление взаимной требовательности и взаимопомощи; традиции класса, их влияние на воспитание учащихся начальных классов);

- актив класса (инициативность и ответственность активистов, отношение к требованиям учителя, их статус в коллективе учащихся; умение организовать совместную деятельность и взаимоконтроль).

2. Характеристика личностной (неформальной) структуры коллектива класса (наличие в классе неформальных лидеров, их влияние на класс и отдельных учащихся; наличие «отверженных», причины их отвержения; наличие неформальных группировок, направленность их деятельности, основа объединения учащихся в группировки, степень их заинтересованности в делах класса; особенности взаимоотношений между мальчиками и девочками; проявление товарищества и дружбы между учащимися класса и т.д.).

3. Содержание коллективной деятельности класса:

- учебно-познавательная деятельность учащихся (общая характеристика успеваемости учащихся по отдельным предметам, организация взаимопомощи в производственной деятельности, дисциплина на уроках, отношение к выполнению домашних учебных заданий, степень самостоятельности в выполнении домашней производственной работы);

- внепроизводственная деятельность учащихся (виды совместной деятельности и участие в ней младших школьников; проявление учащимися активности и самостоятельности во внепроизводственной деятельности; участие младших школьников в кружках и спортивных секциях, творческих коллективах; посещение учащимися учреждений дополнительного образования и т.д.).

4. Общие выводы:

- характер общего “эмоционального климата” в коллективе (бодрый, жизнерадостный, инертный, напряженно-нервозный и т.д.). Характер дисциплинированности.

- предложения по дальнейшему формированию коллектива учащихся.

1.Диагностика Определение воспитанности и межличностных отношений в классе

Схема экспертной оценки уровня воспитанности классного коллектива (Методика Н.П. Капустиной)

Схема предназначена для использования классными руководителями и включает для оценки 6 качеств личности:

1. Любознательность

2. Трудолюбие

3. Бережное отношение к природе

4. Отношение к школе

5. Аккуратность и опрятность

6. Отношение к себе

По каждому качеству ребенку ставится оценка. В результате каждый ученик имеет 6 оценок, которые затем складываются и делятся на 6. Средний бал и является условным определением уровня воспитанности.            

Нормы оценок: 5-4.5 – высокий уровень

                          4.4-4 – хороший уровень

                          3.9-2.9 – средний уровень

                          2.8-2 – низкий уровень

1 шкала. Любознательность

5б. Учится с интересом. Мечтательный. С интересом находит ответы на непонятные вопросы. Всегда выполняет домашнее задание. Большое стремление получать хорошие отметки.

4б. На уроке работает, положительные и отрицательные ответы чередуются. Домашнее задание не всегда выполняется в полном объеме.

3б. Интерес к учебе проявляет редко. Редко старается находить ответы на непонятные вопросы. Часто приходит с невыполненным домашнем заданием.

2б. Интереса к учебе не проявляет. Не пытается найти ответы на непонятные вопросы. Редко выполняет домашнее задание. К оценкам проявляет безразличие.

1б. Учиться не хочет. Оценками не интересуется.

2 шкала. Трудолюбие

5б. Старателен в учебе, внимателен. Помогает другим в делах и сам обращается за помощью. Ответственно относится к дежурству по школе.

4б. Старается быть внимателен, часто помогает другим в делах. Иногда обращается за помощью. Чаще ответственно относится к дежурству по школе.

3б. Редко проявляет старание к учебе. На уроках бывает не внимателен. На призыв о помощи откликается с трудом, сам за помощью обращается лишь в экстренных случаях. Часто проявляет безответственное отношение к дежурству по школе.

2б. Учиться не старается, внимание на уроках рассеянное. От общих дел отстраняется. Дежурства по школе избегает.

1б. Учиться не хочет. В общих делах не участвует. Дежурит по школе только под присмотром учителя.

3 шкала. Бережное отношение к учебе 
5б. С удовольствием ухаживает за комнатными растениями, интересуется природой, любит животных. Активен в походах на природу.

4б. Любит ухаживать за комнатными растениями и животными. Участвует в походах на природу.

3б. К растениям и животным подходит только по необходимости. В походы ходит редко. Природу не любит.

2б. За растениями и животными не ухаживает. В походы не ходит. Проявляет варварское отношение к природе.

1б. Проявляет негативное отношение ко всему живому.

4 шкала. Отношение к школе

5б. Полностью выполняет правила для учащихся. В отношении с людьми добр. Активно участвует в делах класса и школы.

4б. Правила для учащихся выполняет не всегда. В общении с людьми избирателен. Активность в делах класса и школы выражена в малой степени.

3б. Требования учителя выполняет частично. В отношениях с детьми не постоянен, переходит от одной группы детей к другой. В делах класса и школы участвует по настоянию учителя.

2б. Пассивен, часто нарушает правила для учащихся. С трудом устанавливает контакт с людьми, чаще избегает других. В делах класса и школы не участвует.

1б. Часто нарушает нормы поведения: мешает другим детям играть, не меняет своего поведения, когда делают замечания. В общественных делах отказывается принимать участие.

5 шкала. Аккуратность и опрятность

5б. Аккуратен в делах и опрятен в одежде. Ценит красивое вокруг себя. В отношениях с людьми вежлив.

4б. Чаще аккуратен в делах и опрятен в одежде. Может допустить небрежность вокруг себя. В отношениях с людьми бывает замкнут.

3б. Чаще небрежен в делах, небрежен в одежде. Красивое вокруг себя не замечает. В отношениях с людьми старается быть не заметным, но держится рядом.

2б. Нет стремления к аккуратности и опрятности. Нарушает чистоту и порядок вокруг себя, не поддерживает уют. Замкнут, не стремится к установлению контактов.

1б. Неряшлив в одежде, порядка на рабочем месте нет, работы грязные, небрежные, вокруг себя создает обстановку хауса. Проявляет негативизм по отношению к детям и взрослым.

6 шкала. Отношение к себе

5б. Хорошо управляет собой. Соблюдает санитарно-гигиенические правила ухода за собой. Нет вредных привычек.

4б. Умеет управлять собой. Редко забывает о соблюдении правил ухода за собой (умыт, причесан). Нет вредных привычек.

3б. Часто не следит за собой, не контролирует свои действия. Бывает не умыт, не причесан. Возможно отсутствие привычки мыть руки.

2б. Редко управляет собой, несдержан. Часто приходит в школу не умытый и не причесанный. Необходим постоянный контроль за мытьем рук.

1б. Не управляет собой. Не реагирует на требования соблюдения санитарно-гигиенических правил ухода за собой. Возможна привычка грызть ногти.

Подсчет баллов:

Ф.И. учащегося

Любозна

тельность

Трудолю

бие

Бережное отноше

ние к природе

Отно

шение к школе

Аккурат

ность и опрят

ность

Отноше

ние к себе

Итоговая сумма баллов

Примечание

1

                 

2

                 

2.Диагностика Изучение классного коллектива «Подарок»

Классный руководитель просит учащихся класса пофантазировать и подумать над тем, какие подарки можно придумать каждому ученику класса в виде сюрприза к Новому году. Ребята получают лист бумаги и на нём пишут имя ученика, а рядом предмет, который получает он в виде подарка. Это может выглядеть так: Таня-книга, Лена- ручка и т.д.

Такая диагностика очень информативна и свидетельствует об атмосфере в детском коллективе. Во-первых, кого ребёнок называет в первую очередь в своём списке. Это свидетельствует о значимости ребят для данного ученика. Во-вторых, все ли ребята класса попадают в список каждого ученика и какие чувства он испытывает при распределении праздничных подарков.

Ребята работают с такими диагностическими исследованиями с большим удовольствием и творчески. Они по-новому смотрят на своих одноклассников, пытаются задавать вопросы друг другу, активно сотрудничать, а не только присутствовать на уроках

3.Диагностика 3

Диагностика Лутошкина Изучение межличностных отношений в классе

Данная диагностика основывается на наблюдении. Наблюдая за классом, Вы делаете выводы и относите классный коллектив к одной из предложенных групп:

«Песчаная россыпь»

Присмотритесь к песчаной россыпи: сколько песчинок собрано вместе и в то же время каждая из них – сама по себе. Налетит слабый ветерок и отнесет часть песка в сторону, рассыплет его по площадке. Дунет ветерок посильнее – и не станет россыпи.

Бывает так и в группах людей. Там тоже каждый как песчинка: и вроде все вместе и в то же время каждый отдельно. Нет того, что сцепляло бы, соединяло людей. Здесь люди или еще мало знают друг друга, или просто не решаются, а может быть, и не желают пойти навстречу друг другу. Нет общих интересов, общих дел. Отсутствие твердого, авторитетного центра приводит к рыхлости, «рассыпчатости» группы.

Группа эта существует формально, не принося радости и удовлетворения всем, кто в нее входит.

«Мягкая глина»

Известно, что мягкая глина – материал, который сравнительно легко поддается воздействию, и из него можно лепить различные изделия. В руках хорошего мастера (а таким в группе, классе, ученическом коллективе может быть комсомольское бюро, командир, организатор дела) этот материал превращается в искусный сосуд, в прекрасное изделие. Но он может остаться простым куском глины, если к нему не приложить усилий. Больше того, когда мягкая глина окажется в руках неспособного человека, она может принять самые неопределенные формы.

В группе, находящейся на этой ступени, заметны первые усилия по сплочению коллектива, хотя они и робки. Не все получается у организаторов, нет достаточного опыта совместной работы.

Скрепляющим звеном здесь еще являются формальная дисциплина и требования старших. Отношения разные – доброжелательные, конфликтные. Ребята по своей инициативе редко приходят на помощь друг другу. Существуют замкнутые приятельские группировки, которые мало общаются друг с другом., нередко ссорятся. Подлинного мастера – хорошего организатора пока нет или емк трудно себя проявить, т.к. по-настоящему его некому поддержать.

«Мерцающий маяк»

В штормовом море маяк и опытному, и начинающему мореходу приносит уверенность: курс выбран правильно, «так держать!». Заметьте, маяк горит не постоянно, а периодически выбрасывает пучки света, как бы говоря: «Я здесь. Я готов прийти на помощь».

Формирующийся коллектив стремится, чтобы каждый шел верным путем. В таком ученическом коллективе преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, бывать вместе. Но желание – это еще не все. Дружба, товарищеская взаимопомощь требуют постоянного горения, а не одиночных, пусть даже частых, вспышек. В группе есть на кого опереться. Авторитетны «смотрители» маяка, те, кто не дает погаснуть огню – организаторы, актив.

Группа заметно выделяется среди других групп своей индивидуальностью. Однако ей бывает трудно до конца собрать свою волю, найти во всем общий язык, проявить настойчивость в преодолении трудностей, не всегда хватает сил у некоторых членов группы подчиниться коллективным требованиям. Недостаточно проявляется инициатива, не так уж часто вносятся предложения по улучшению дел. Мы видим проявление активности всплесками, да и то не у всех.

«Алый парус»

Алый парус – это символ устремленности вперед, неуспокоенности, дружеской верности, преданности своему долгу. Здесь действуют по принципу: «Один за всех, а все – за одного».

Дружеское участие и заинтересованность делами друг друга сочетаются с принципиальностью и взаимной требовательностью. Командный состав парусника – знающие и надежные организаторы, авторитетные товарищи. К ним идут за советом, обращаются за помощью и они бескорыстно оказывают ее.

У большинства членов «экипажа» проявляется чувство гордости за свой коллектив, все переживают горечь, когда их постигают неудачи. Коллектив активно интересуется, как обстоят дела в других коллективах. Бывает, что приходят на помощь, когда их об этом попросят.

Хотя коллектив и сплочен, но бывают моменты, когда он не готов идти наперекор бурям и ненастьям. Не всегда хватает мужества признать свои ошибки сразу, но постепенно положение может быть исправлено.

«Горящий факел»

Горящий факел – это живое пламя, горючим материалом которого являются тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, ответственность каждого не только за себя, но и за весь коллектив. Здесь хорошо проявляются все качества коллектива, которые мы видели на ступени «Алый парус». Но это не все.

Светить можно и для себя, пробираясь сквозь заросли, подымаясь на скалы, спускаясь в ущелья, проторяя первые тропы. Но разве можно чувствовать себя счастливым, если рядом кому-то трудно, если позади тебя коллективы, группы, которым нужна помощь и твоя крепкая рука? Настоящий коллектив тот, где бескорыстно приходят на помощь, делают все, чтобы принести пользу людям, подобно легендарному Данко освещая жаром своего сердца дорогу людям.

4.Диагностика Шиловой

Изучение уровня проявления воспитанности младшего школьника

Методика д.п.н. КГПУ М.И. Шиловой

Диагностические таблицы УНВ отражают пять основных показателей нравственной воспитанности школьника: саморегуляция личности, отношение к обществу, активная жизненная позиция, отношение к родине, отношение к природе.

Анализ психологических и нравственных качеств ребенка, отслеживаемых по данной методике, позволяет определить процесс развития личности, динамический аспект ее становления. Содержательная сторона, направленность действий и поступков характеризуют человека, его воспитанность. По уровню воспитанности учащихся и общей диагностической картине по таблицам УНВ в коллективе, учитель - воспитатель может моделировать воспитательную концепцию как в отношении всего класса, так и индивидуальные подходы к воспитанию каждого отдельного ребенка в классе.

Таблицы УНВ разработанны по трем ступеням с учетом психологических и возрастных особенностей детей: младший школьник, подросток, старшеклассник.

Баллы независимо друг от друга выставляют учитель, родители, актив класса. Таким образом формируется объективная оценка нравственных качеств личности.

Ориентировочная минимальная диагностическая программа изучения уровней проявления воспитанности младшего школьника 

Основные отношения
Показатели воспитанности

Признаки и уровни формирующихся качеств

(от 3-го уровня до нулевого уровня)

Отношение к обществу

1. Патриотизм

1. Отношение к родной природе

3 - любит и бережет природу, побуждает к бережному отношению других;

2 - любит и бережет природу;

1 - участвует в деятельности по охране природы под руководством учителя;

0 - природу не ценит и не бережет.

2. Гордость за свою страну

3 - интересуется и гордится историческим прошлым Отечества, рассказывает об этом другим;

2 - интересуется историческим прошлым;

1 - знакомится с историческим прошлым при побуждении старших;

0 - не интересуется историческим прошлым.

3. Служение своими силами

3 - находит дела на службу малому Отечеству и организует других;

2 - находит дела на службу малому Отечеству;

1 - участвует в делах на службу малому Отечеству при организации и поддержке со стороны учителей;

0 - не принимает участия в делах на пользу малому Отечеству

4. Забота о своей школе

3 - участвует в делах класса и привлекает к этому других

2 - испытывает гордость за свою школу, участвует в делах класса;

1 - в делах класса участвует при побуждении;

0 - в делах класса не участвует, гордости за свою школу не испытывает.

Отношение к умственному труду

2. Любознательность

5. Познавательная активность

3 - сам много читает и знает, обсуждает с друзьями узнанное;

2 - сам много читает;

1 - читает при побуждении взрослых, учителей

0 - читает недостаточно, на побуждения учителя не реагирует

6. Стремление реализовать свои интеллектуальные способности

3 - стремится учиться как можно лучше, помогает другим;

2 - стремится учиться как можно лучше

1 - учиться при наличии контроля;

0 - плохо учится даже при наличии контроля

7. Саморазвитие

3 - есть любимое полезное увлечение, к которому привлекает товарищей;

2 - есть любимое полезное увлечение;

1 - нет полезного увлечения, во внеурочной познавательной деятельности участвует при наличии побуждения со стороны учителя;

0 - во внеурочной деятельности не участвует.

8. Организованность в учении

3 - работу на уроке и домашнее задания выполняет внимательно, аккуратно, помогает товарищам;

2 - работу на уроке и домашнее задания выполняет внимательно, аккуратно

1- Работу на уроке и домашнее задания выполняет под контролем;

0 - на уроках невнимателен, домашнее задания не выполняет

Отношение к физическому труду

3. Трудолюбие

9. Инициативность и творчество
в труде

3 - находит полезные дела в классе, школе и организует товарищей на творческий труд;

2 - находит полезные дела в классе, школе, выполняет их с интересом;

1 - участвует в полезных делах в классе, в школе, организованных другими;

0 - в полезных делах не участвует, позитивную инициативу и творчество не проявляет.

10. Самостоятельность

3 - хорошо трудится без контроля со стороны старших и побуждает к этому товарищей;

2 - сам хорошо трудится, но к труду других равнодушен;

1 - трудится при наличии контроля;

0 - участия в труде не принимает

11. Бережное отношение к результатам труда

3 - бережет личное и общественное имущество, стимулирует других;

2 - бережет личное и общественное имущество;

1 - требует контроля в отношении к личному и общественному имуществу;

0 - небережлив, допускает порчу личного и общественного имущества.

12. Осознание значимости труда

3 - осознает знание труда, сам находит работу по своим силам и помогает товарищам;

2 - осознает значение труда, сам находит работу по своим силам;

1 - не имеет четкого представления о значимости труда; при выполнении работ по силам нуждается в руководстве;

0 - не осознает значимости труда, не умеет и не любит трудиться.

Отношение к людям

4. Доброта и отзывчивость

13. Уважительное отношение к старшим

3 - уважает старших, не терпит неуважительного отношения к ним со стороны сверстников;

2 - уважает старших;

1 - к старикам не всегда уважителен, нуждается в руководстве;

0 - не уважает старших, допускает грубость.

14. Дружелюбное отношение к сверстникам

3 - отзывчив к друзьям и близким, дружелюбно относится к сверстникам, осуждает грубость;

2 - отзывчив к друзьям, близким и сверстникам;

1 - проявляет дружелюбие, нуждается в побуждении со стороны товарищей и старших;

0 - груб и эгоистичен

15. Милосердие

3 - сочувствует и помогает слабым, больным, беспомощным и настраивает на это других;

2 - сочувствует и помогает слабым, больным;

1 - помогает слабым, больным при условии поручения, наличия контроля

0 - неотзывчив, иногда жесток

16. Честность в отношениях с товарищами и взрослыми

3 - честен в отношениях с товарищами и взрослыми, не терпит проявления лжи и обмана со стороны других

2 - честен в отношениях с товарищами и взрослыми;

1 - не всегда честен;

0 - нечестен

Отношение к себе

5. Самодисциплина

17. Развитая добрая воля

3 - проявляет добрую волю и стремится развивать ее, поддерживает проявление доброй и осуждает проявление злой воли сверстников;

2 - проявляет добрую волю, стремится развивать ее;

1 - развивает волю в организованных взрослыми ситуациях, нередко подчиняясь воле других;

0 - силой волей не обладает и не стремится ее развивать.

18. Самоуважение, соблюдение правил культуры поведения

3 - добровольно соблюдает правила культуры поведения, требует этого от других;

2 - добровольно соблюдает правила культуры поведения, не заботится о других;

1 - нормы, правила поведения соблюдает при наличии контроля;

0 - нормы и правила не соблюдает

19. Организованность и пунктуальность

3 - своевременно и качественно выполняет любое дело, требует этого от других;

2 - своевременно и качественно выполняет свои дела;

1 - при выполнении дел и заданий нуждается в контроле;

0 - начатые дела не выполняет

20. Требовательность к себе

3 - требователен к себе и товарищам, стремится проявить себя в хороших делах и поступках;

2 - требователен к себе, стремится проявить себя в хороших делах и поступках;

1 - не всегда требователен, не стремится проявить себя в хороших делах и поступках;

0 - к себе не требователен, проявляет себя в негативных поступках.

Приложение №6

Примерные темы классных часов, направленных на развитие сплочённости классного коллектива

Дружба – чудесное слово

Игра (КТД) «Поздравление другу»

Без доброты невозможна настоящая радость

Всемирный день доброты

Давайте жить дружно

Родина начинается со школы

Путешествие в мир добра

Как ты растёшь?

Что ты знаешь о себе?

Кто твой друг?

Как научиться преодолевать трудности?

Для чего нужна улыбка

Какой у тебя характер?

Как воспитывать свой характер?

Мы сами создаём наш класс

У меня зазвонил телефон (об особенностях общения по телефону)

Что мне снег, что мне зной, что мне дождик проливной когда мои друзья со мной

Прекрасных профессий на свете не счесть

Безопасный интернет в нашей жизни

Как научиться жить дружно?

Как помириться после ссоры?

Как понять друг друга без слов?

Приложение №7

Примерные темы классных часов, направленных на формирование положительных личностных качеств школьников

Правила поведения в школе

Правила поведения в транспорте

Этикет общения в нашей жизни

Мы вечной памяти достойны

День семьи

Слово мама – самое дорогое на свете

Домашние животные - наши меньшие друзья

Стихи и музыка в нашей жизни

Почему здоровье это гигиена и чистота

Моё любимое время года

Дорога в школу и домой

Твоё настроение

Правильное питание – залог здоровья

Зарядка в жизни школьника.

Безопасность на каникулах

Твои привычки

Здоровье и болезнь.

Праздник «Во что играли наши бабушки»

Как защититься от простуды и гриппа.

Вред табачного дыма на людей

Приложение №8

Технологическая карта занятия по внеурочной деятельности


Направление внеурочной деятельности:

Форма организации занятия:
Виды внеурочной деятельности:
Тема:

Цель:

Задачи:

Метапредметные:
Оборудование:
Авторский медиапродукт:
Используемые источники:

Ход занятия

Деятельность

учителя

Содержание

Деятельность

ученика

Формируемые

УУД

этап. Вступительная часть

Проверяет готовность обучающихся к занятию

Озвучивает тему и цель занятия

     

этап. Основная часть

Организует разнообразные виды деятельности: познавательную, игровую,

Формулирует задание

Обеспечивает мотивацию выполне­ния...

Контролирует выполнение работы

Побуждает к высказыванию своего мнения

Дает комментарий к заданию Организует проверку выполнения упражнения.

     

3 этап. Заключительная часть

Подводит обучающихся к выводу

Акцентирует внимание на конечных результатах деятельности обучаю­щихся на занятии

     


 

Приложение 9

Анкета помогающая выявить воспитательные возможности родителей

(заполняется только с согласия родителей)

  1. Фамилия, имя, отчество родителей_____________________________________

___________________________________________________________________

2. Образование: высшее, среднее, начальное. (Подчеркнуть.)

3. Возраст_____________________________________________________________

4. Кто в семье непосредственно занимается воспитанием ребенка (мать, отец, бабушка, дедушка, тетя, дядя, брат, сестра, ...)? (Подчеркнуть.)

5. Что мешает вам заниматься воспитанием сына, дочери (нет времени, не хватает образования, педагогических знаний; считаете, что должна воспитывать школа)? (Подчеркнуть.)_______________________________________________________

6. Достаточно ли хорошо, по вашему мнению, вы знаете своего ребенка?

______________________________________________________________________

7. Где вы чаще всего бываете со своим ребенком (в музее, театре, на природе, в парке, в кинотеатре)? __________________________________________________

8. Знакомы ли вы с товарищами своего ребенка по школе, по дому, с руководителями кружка?________________________________________________

9. Как и с кем проводит он свое свободное время?__________________________

______________________________________________________________________

10. Какие качества характера своего ребенка вы считаете положительными, какие отрицательными?______________________________________________________

______________________________________________________________________

11. Какие методы воспитания, на ваш взгляд, наиболее эффективны (воспитание на основе доверия, требовательности, уважения, строгой дисциплины)? _____________________________________________________________________

12. Доверяет ли вам ребенок, делится ли своими секретами (да, нет, не всегда)?

За что хвалите, за что наказываете ребёнка?_________________________________

______________________________________________________________________

13. Как поощряете? Как наказываете?______________________________________

______________________________________________________________________

14. Соблюдается ли в вашей семье единство требований к ребенку (да, нет, иногда)?_______________________________________________________________

15. О чем чаще всего вы разговариваете с детьми?___________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

16. Стараетесь ли вы контролировать свое собственное поведе­ние ради воспитания ребенка (да, нет, не всегда)?

17. Какую профессию вы рекомендуете выбрать вашему ребенку? Почему?______

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

Приложение 10

Примерные беседы для родителей

Стили семейного воспитания

Знаете ли вы своего ребенка?

Чему надо научить своего ребенка?

Значение труда в воспитании детей

Труд в семье

Что значит любить ребенка?

Вежливость

Поощрение

Детская ложь и ее истоки

Наказание как метод воспитания

Воспитание мальчика

Приложение 11

Примерная форма протокола родительского собрания

     Протокол N...  родительского собрания группы _____________________

        Тема:_______________________________________________________

        от «    »_____________201_______года.

          Присутствовало: ....... человек.

 Отсутствовало: ........ человек.

 Приглашенные: (Ф.И.О., должность).

 Повестка родительского собрания:

1. ...

2. ...

3. …

    По первому вопросу слушали: (Ф.И.О., должность). Она (он) ……………. (необходимо кратко изложить главную мысль выступающего)

      Обсуждение  данного вопроса, высказывание присутствующих  свое мнение, предложения, замечания, вопросы и т. п.

 (В протоколе секретарь конкретно указывает, кто (Ф.И.О.) и какие мысли высказывал, предлагал, выражая несогласие и по какому вопросу.)

    Принятие решения путем голосования.

 За - ... человек, против - ... человек (конкретно Ф.И.О. родителя)

Постановили: принять единогласно (принять большинством голосов, не принять).

По второму вопросу слушали: ... (аналогично по всем вопросам  повестки).

Решение собрания:

 1_______________________________Ответственный_______ (Ф.И.О.).

Срок исполнения_________________________________________________

2______________________________Ответственный_________ (Ф.И.О.).

Срок исполнения_________________________________________________

3___________________________Ответственный_______________(Ф.И.О.).

Срок исполнения_________________________________________________

Председатель:_________________(подпись)_____________(расшифровка).

Секретарь:__________________(подпись) _______________(расшифровка).

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации