Упражнения для подготовки к ОГЭ в виде теста (задания № 12-13, сложные синтаксические конструкции)
Задание 12 В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Он сам бы и не подумал, (1) что их имена складываются в одно слово.
За разговорами они вернулись на ту поляну, (2) где встретились, (3) и уселись под берёзой. Обычно Костя не находил тем для разговора с девчонками,(4) но Ника не походила на его жеманных одноклассниц, (5) корчивших из себя взрослых.
Задание 12 В приведённых ниже предложениях из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Мама выхватила у старушки веник и принялась им орудовать,(1) отчитывая Татьяну Львовну:
— Ну,(2) что же это вы,(3) а? Или девочки сюда не ходят?
Она взглянула на библиотекаршу,(4) только когда разогнулась.
Задание 13 Среди предложений 1−3 найдите сложноподчинённое предложение с однородными придаточными. Напишите номер этого предложения.
(1)Так я и не смог понять, почему библиотека иногда полна народу, а иногда в ней совершенно никого нет. (2)Во всяком случае, когда мы пришли туда с мамой, библиотекарша Татьяна Львовна была одна, подметала веником пол.
(3)Забавное знакомство получилось у них — у поклонницы балета с бывшей балериной.
Задание 12 В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
Над рекой висел прозрачный туман,(1) но солнечные лучи уже золотили тихую гладь. Поднимавшийся берег покрывала изумрудная трава,(2) испещрённая бесчисленными искорками росы. Воздух,(3) насыщенный пряными ароматами диких цветов,(4) застыл. Вадимка сидел на берегу и смотрел,(5) как старый тополь роняет белоснежные,(6) кружащиеся в застывшем воздухе пушинки и как они белыми корабликами плывут по реке.
Мальчик вздрогнул – вспомнил,(7) зачем пришёл сюда. Слёзы подкрались к горлу,(8) стали душить,(9) но он сдержался – не заплакал.
Задание 13 Среди предложений 4—9 найдите сложное предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
(4)Воздух, насыщенный пряными ароматами диких цветов, застыл. (5)Тихо – лишь в зарослях камыша у самой воды колокольцами звенели комары. (6)Вадимка сидел на берегу и смотрел, как старый тополь роняет белоснежные, кружащиеся в застывшем воздухе пушинки и как они белыми корабликами плывут по реке. (7)Тонкое поскуливание нарушило спокойствие утра. (8)Мальчик вздрогнул – вспомнил, зачем пришёл сюда. (9)Слёзы подступили к горлу, стали душить, но он сдержался – не заплакал.
Задание 12 В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью в порядке возрастания.
Пока юноша раздумывал,(1) он услышал чьи-то тяжёлые шаги. Колебаться нельзя,(2) и Ихтиандр бросился в воду,(3) нырнул,(4) поплыл под водой к скале и,(5) скрываясь между обломками камней,(6) стал наблюдать за берегом.
Задание 13 Среди предложений 5–8 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
(5)Он не спеша надевает большие очки с толстыми стёклами, затем выдыхает из лёгких воздух и прыгает в воду. (6)Несколько сильных движений руками, и Ихтиандр, человек-рыба, оказывается в родной водной стихии. (7)Он видит, как в глубине мелькают голубоватые искры рыбок-ночесветок, как тускло-красные медузы легко, как в танце, опускаются на дно. (8)Приближается рассвет, и светящиеся животные медленно тушат свои фонарики.
Задание 12 В приведённом ниже предложении из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
Я слушаю «Кампанеллу»,(1) смотрю на Бёклина,(2) на гипсового Бетховена,(3) на вереницу уральских каменных слоников в буфете,(4) но почему-то всё это мне кажется чужим,(5) далёким,(6) точно затянутым туманом.