Упражнения для развития орфографической зоркости на уроках русского языка.
Упражнения для развития орфографической зоркости в
начальных классах.
Цель: повышение грамотности и развитие орфографической зоркости у учащихся
на уроках русского языка.
С точки зрения фонематической концепции русского правописания, орфографическая
зоркость-это умение оценивать каждый звук слова, т.е.различать, какой звук в сильной
позиции, а какой –в слабой , и, следовательно, какой однозначно указывает на букву, а
какой может быть обозначен разными буквами при том же звучании. В умении обнару-
живать звук, находящийся в слабой позиции, прежде всего и состоит орфографическая
зоркость.
Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе выполнения разнооб-
разных упражнений, обеспечивающих зрительное, слуховое, артикуляционное, мотор-
ное восприятие и запоминание орфографического материала.
Работу по развитию орфографической зоркости важно начинать в период обуче-
ния грамоте, когда ведёт аналитико-синтетическая работа над слогом и словом, разви-
вается фонематический слух и умение заменять фонемы соответствующими буквами.
В своей работе я использую такие упражнения.
-
Упражнения.
- ежедневно заниматься звуковым анализом, независимо от количества читающих де-
тей в классе.
- постоянно показывать образец анализа звучащего слова(аксиома –что в опыте ребёнка
нет, надо дать этому образец).
- использовать способ протяжного интонирования звука в целом слове: м-м-м-ел;
- приём трансформации (закрыть первую букву, какое слово получится) 0 0 0
- при звуковом анализе ребёнка не надо торопить и не делать за него. Класс в это время
может работать в паре со своими моделями (кинестетически прочувствовать).
- подбор слов к звуковым моделям.
-использовать задания ловушки (сколько звуков в слове « сор»?;какое слово длиннее
день или вечер?;мне кажется , что в слове «время» все звуки мягкие?
- найди опасное место;
(Учитель произносит слова, а дети должны хлопнуть в ладоши, как только услышат звук,
Которому при письме нельзя доверять.Надо определить , есть ли в слове безударный
гласный звук. Если есть, то значит есть и «опасное место»)
- игровые приёмы : «Найди одинаковый звук», «Определи место звука в слове»,
«Найди предметы с заданным звуком», «»Шифровальшики» с пропусками «опасных»
мест по слуху.
- «Светофор»
(Ученики должны показать красный сигнал светофора , если нашли « опасное место»)
Я считаю, что самый распространённый вид упражнения по русскому языку это –
«Вставьте пропущенную букву». Но он малоэффективен. Наиболее эффективным
упражнением , считаю «поиск орфограмм в « чистом» тексте.
Эти карточки помогают преодолеть трудность, а также они позволяют :
-развивать орфографическую зоркость в процессе поиска слов с орфограммами;
- самостоятельно проверить результат своей работы;
- видеть пробелы своих знаний и корректировать свои действия;
- если же ребенок не может найти заданные орфограммы, у него есть возможность
«поглядеть» их.
(Карточка состоит из текста, в котором следует выделить слова с заданной орфограм-
мой и ключа. Карточка -ключ –это карточка без текста с вырезанными окошками на
местах,соответствующих словам с орфограммами.)
Куликова Ирина Геннадьевна