Упражнения для развития орфографической зоркости на уроках русского языка.

1
1
Материал опубликован 22 February

Упражнения для развития орфографической зоркости в

начальных классах.

Цель: повышение грамотности и развитие орфографической зоркости у учащихся

на уроках русского языка.



С точки зрения фонематической концепции русского правописания, орфографическая

зоркость-это умение оценивать каждый звук слова, т.е.различать, какой звук в сильной

позиции, а какой –в слабой , и, следовательно, какой однозначно указывает на букву, а

какой может быть обозначен разными буквами при том же звучании. В умении обнару-

живать звук, находящийся в слабой позиции, прежде всего и состоит орфографическая

зоркость.

Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе выполнения разнооб-

разных упражнений, обеспечивающих зрительное, слуховое, артикуляционное, мотор-

ное восприятие и запоминание орфографического материала.

Работу по развитию орфографической зоркости важно начинать в период обуче-

ния грамоте, когда ведёт аналитико-синтетическая работа над слогом и словом, разви-

вается фонематический слух и умение заменять фонемы соответствующими буквами.

В своей работе я использую такие упражнения.

-

Упражнения.



- ежедневно заниматься звуковым анализом, независимо от количества читающих де-

тей в классе.



- постоянно показывать образец анализа звучащего слова(аксиома –что в опыте ребёнка

нет, надо дать этому образец).



- использовать способ протяжного интонирования звука в целом слове: м-м-м-ел;



- приём трансформации (закрыть первую букву, какое слово получится) 0 0 0



- при звуковом анализе ребёнка не надо торопить и не делать за него. Класс в это время

может работать в паре со своими моделями (кинестетически прочувствовать).



- подбор слов к звуковым моделям.



-использовать задания ловушки (сколько звуков в слове « сор»?;какое слово длиннее

день или вечер?;мне кажется , что в слове «время» все звуки мягкие?



- найди опасное место;

(Учитель произносит слова, а дети должны хлопнуть в ладоши, как только услышат звук,

Которому при письме нельзя доверять.Надо определить , есть ли в слове безударный

гласный звук. Если есть, то значит есть и «опасное место»)



- игровые приёмы : «Найди одинаковый звук», «Определи место звука в слове»,

«Найди предметы с заданным звуком», «»Шифровальшики» с пропусками «опасных»

мест по слуху.

- «Светофор»

(Ученики должны показать красный сигнал светофора , если нашли « опасное место»)

Я считаю, что самый распространённый вид упражнения по русскому языку это –

«Вставьте пропущенную букву». Но он малоэффективен. Наиболее эффективным

упражнением , считаю «поиск орфограмм в « чистом» тексте.

Эти карточки помогают преодолеть трудность, а также они позволяют :



-развивать орфографическую зоркость в процессе поиска слов с орфограммами;

- самостоятельно проверить результат своей работы;

- видеть пробелы своих знаний и корректировать свои действия;

- если же ребенок не может найти заданные орфограммы, у него есть возможность

«поглядеть» их.

(Карточка состоит из текста, в котором следует выделить слова с заданной орфограм-

мой и ключа. Карточка -ключ –это карточка без текста с вырезанными окошками на

местах,соответствующих словам с орфограммами.)

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Работа требует, как минимум, вычитывания. И корректировки. А также выполнения всех остальных требований к оформлению

1
22 February

Похожие публикации