12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Смолянинова Алеся Ивановна50
Россия, Иркутская обл., Братск
4

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе «Проект по развитию орфографической зоркости:Как избежать ошибки?»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 3»

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе

«Проект по развитию орфографической зоркости: Как избежать ошибки?»


учитель русского языка

и литературы

1 квалификационной категории

МБОУ «СОШ № 3»

Смолянинова Алеся Ивановна
 

Братск 2019 г.

Методическая разработка урока русского языка по теме: «Проект по развитию орфографической зоркости: Как избежать ошибки?» для учащихся 5 класса.

Структура урока.

Использованы: проектная технология.

Методы: поисковый, наглядный, практический.

Формы обучения: индивидуальная, парная, коллективная.

Средства обучения: печатные (учебник, тестовые задания, тексты стихотворения – письма, таблицы), визуальные (фрагмент мультфильма «В стране невыученных уроков»).

Цель: создание наглядных пособий для изучения орфограмм в 5 классе через выполнение различных заданий по орфографии и анализ собственных ошибок.

Планируемый результат обучения: обучающиеся научатся создавать наглядные пособия по орфографии для пятиклассников через выполнение различного рода заданий по орфографии, анализировать собственные ошибки, подбирать из разных источников информацию об орфограммах.

Познавательные УУД: формировать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания; поиск и выделение из источников необходимой информации.

Коммуникативные УУД: формировать умение договариваться, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Регулятивные УУД: формирование умения слушать собеседника, принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Основные понятия: орфограмма

Метапредметные связи: чтение, изобразительное искусство

Ресурсы: «Русский язык» 5 класс 1 часть, Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов; мультимедийное оборудование, технологическая карта проекта для групповой работы, опорные схемы для выполнения проекта, листы с заданиями для групповой работы, фломастеры, бумага (формат А 3), клей.


 


 


 


 


 

Ход урока.

1.Оргмомент.

По желанию возьмите смайлики, соответствующие вашему настроению.

Учащиеся делятся на 5 групп по 6 человек. В группе выбирают ответственного.

На листе впишите фамилии участников группы.

Участники:

2.Посмотрите фрагмент мультфильма «В стране невыученных уроков»

-Почему ученик 5 А класса Витя Перестукин попал в затруднительную ситуацию? (Не хотел делать уроки и допускал очень много ошибок)

-Что важно знать на уроке русского языка, чтобы избежать орфографических ошибок?

-Что такое орфограмма?

-Как помочь будущим пятиклассникам избежать ненужных ошибок?

3. Целеполагание.

-Как мы назовем проект? (Как избежать ошибки?)

-Что мы будем делать на уроке?

Цель проекта: Создание наглядных пособий для изучения орфограмм в 5 классе.

Задачи:

Проанализировать орфографические ошибки в письменных работах учащихся и выделить самые распространенные.

Определить, какие правила, изученные в 5 классе нарушаются чаще всего.

Создать наглядные пособия, помогающие запомнить наиболее сложные орфограммы для учеников.

Что необходимо изучить, чтобы определить сложные случаи орфограмм?

Предмет исследования:

(Орфограммы, изученные в 5 классе, задания, связанные с орфограммами, орфографические ошибка, допущенные в письменных работах членов группы).

Вам понадобится учебник по русскому языку для 5 класса, ваши рабочие тетради по русскому языку и задания.

Материалы исследования: (перечислите материалы исследования, указывая их полные названия).

4.Актуализация знаний.

-Прочитайте письмо.

Грустные вести.
Пришло письмо мне
Гляжу –
Из лагеря от Мишки…
Здесь чудный лук, и я лижу.
Написано в письмишке.
Лук лижет?! Что за чудеса!
Наверно, шутит, плут…
Читаю дальше:
Здесь – лиса, красивый длинный прут.
И что такое он плетет –
Не разберусь, хоть тресни:
Когда отряд идёт в поход, я запиваю песни…
На днях в лесу нашёл я грусть
И очень был доволен…
Нет, нет, не шутит он? Боюсь,
Мой друг серьёзно болен.
Вернётся – надо подлечить:
Заставить правила учить…

-Чем заболел Мишка?

-Что придает тексту шутливый характер?

-Почему Мишка допустил ошибки в словах?

5.Интеллектуально-преобразовательная деятельность.

Чтобы проанализировать ошибки, необходимо составить план вашей работы.

-С чего начнем?

1.Сбор материала. Заполнение таблицы «Виды орфограмм в 5 классе»

2.Поиск в учебнике неназванных орфограмм и упражнений на данные правила.

3. Поиск и анализ своих ошибок.

4. Создание наглядных пособий по русскому языку.

Заполнение таблицы

Орфограмма

Объяснение

Примеры

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.Выполнение продуктивного задания.

К празднику мама решила приготовить салат из названных ингредиентов. Выпишите из таблицы названия продуктов в порядке убывания калорийности, вставьте в слова пропущенные буквы, определите вид орфограммы над которой выработали. Заполните таблицу.

Ингредиенты

Калорийность

П.мидоры

19 ККал.

К.льмары

122 Ккал.

См.тана

162 Ккал.

М.рковь

31,8 Ккал.

.гурцы

15 Ккал.


 

7.Интеллектуально-познавательная деятельность.

Перед вами 16 слов. Все слова пронумерованы. Попробуйте за полторы минуты разыскать слова по порядку (1,2,3 и т.д.) и вставить пропущенные буквы, не сделав ни одной ошибки. Выпишите по порядку номера всех слов с пропущенной буквой после приставки. Сколько времени вы потратили на задание?

4.Вороб.и

12.Под.езд

2.От.ехать

7.Мурав.и

9.Об.явление

5.Сер.езный

6.Об.явиться

13.Пред.юбилейный

8.П.еса

1.Заяч.и

11.Тат.яна

3.Нал.ю

14.Птич.и

16.С.емка

15.Медвеж.и

10.Руж.ё


 

-С каким видом орфограмм вы работали?

-Заполните таблицу.

8. Самостоятельная работа.

Найдите в учебнике виды изученных орфограмм, которые еще не встречались при выполнении заданий, запишите их. Укажите номера упражнений на данные правила.

Найдите орфографические ошибки в своих тетрадях. Выпишите слова в исправленном виде, определите виды орфограмм в этих словах. Заполните таблицу, если с данной орфограммой вы не работали.

9.Систематизация материала.

1.Самостоятельно определите количество ошибок в ваших работах для каждой орфограммы. Выделите те, которые встречаются чаще всего.

2. Сравните полученные результаты с результатами других членов группы.

3. Заполните обобщающую таблицу (Орфограммы, в которых нет допущенных ошибок, указывать не нужно).

Орфограмма

Количество ошибок

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10.Анализ полученных результатов.

Сделайте вывод, какие правила орфографии, изученные в 5 классе, нарушаются больше всего.

Выделите 3 орфограммы, которые необходимо закрепить с помощью наглядных пособий.

11.Обсуждение способа оформления конечного результата.

Выберите, в каком виде будут представлены орфограммы: опорные схемы, таблицы, правила, примеры, образные рисунки и др.

12.Выполнение проекта.

13.Оформление наглядного пособия на плакате.

14.Подготовка защиты проекта

Составьте план выступления. Обоснуйте выбор орфограмм. Докажите, что изготовленные вами пособия помогут ученикам повысить свою грамотность. Постройте защиту так, чтобы было интересно слушать. Подготовьте иллюстрированный материал.

Выберите членов группы, которые будут защищать проект.

Подготовьте дополнения к выступлению.

Подготовьте вопросы другим группам.

15. Рефлексия.

По окончании защиты проектов, оценивание работу участников группы:

! – отлично, всё получилось,

+ - хорошо, были незначительные ошибки,

- не всё получилось, требуется помощь.


 

-Как думаете, достигли мы цели урока?

- На выбранном вами смайлике подпишите вашу фамилию и продолжите фразу:

Было интересно…

Было трудно…

Теперь я могу…

У меня получилось…

Меня удивило…

Мне захотелось…

16. Домашнее задание: выписать из рабочей тетради слова с различными видами орфограмм, указать номер орфограммы, привести примеры на данное правило.


 


 

Технологическая карта проекта (выдается на группу участников)

1.Фамилии, имена участников группы:

2.Проблема:

3. Цель работы:

4. Задачи:

1.

2.

3.

5.Предмет исследования:

6. Материалы исследования:

7.План работы:

1.

2.

3.

4.

Таблица

Орфограмма

Объяснение

Примеры

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

По окончании защиты проектов, оценивание работу участников группы:

! – отлично, всё получилось,

+ - хорошо, были незначительные ошибки,

- не всё получилось, требуется помощь.


 


 

Задания.

А) Прочитайте стихотворение, найдите в нем слова с ошибками, запишите их в тетрадь, исправляя ошибки, определите виды орфограмм, заполните таблицу.

Грустные вести.
Пришло письмо мне
Гляжу –
Из лагеря от Мишки…
Здесь чудный лук, и я лижу.
Написано в письмишке.
Лук лижет?! Что за чудеса!
Наверно, шутит, плут…
Читаю дальше:
Здесь – лиса, красивый длинный прут.
И что такое он плетет –
Не разберусь, хоть тресни:
Когда отряд идёт в поход, я запиваю песни…
На днях в лесу нашёл я грусть
И очень был доволен…
Нет, нет, не шутит он? Боюсь,
Мой друг серьёзно болен.
Вернётся – надо подлечить:
Заставить правила учить…

Б) Запишите названия ингредиентов в порядке убывания калорийности, вставьте в слова пропущенные буквы, определите вид орфограммы, заполните таблицу.


 

Ингредиенты

Калорийность

П.мидоры

19 ККал.

К.льмары

122 Ккал.

См.тана

162 Ккал.

М.рковь

31,8 Ккал.

.гурцы

15 Ккал.


 

В) В таблице вставьте пропущенные буквы, расставьте все слова по порядку номеров, выпишите слова с орфограммой после приставки.

4.Вороб.и

12.Под.езд

2.От.ехать

7.Мурав.и

9.Об.явление

5.Сер.езный

6.Об.явиться

13.Пред.юбилейный

8.П.еса

1.Заяч.и

11.Тат.яна

3.Нал.ю

14.Птич.и

16.С.емка

15.Медвеж.и

10.Руж.ё

Опорные схемы для создания проекта:


 


 


 


 


 


 


 


 


 

 

 

Список используемой литературы:

1. Г.В. Плеханова. Русский язык. Работаем по новым стандартам. Лицей, 2016 г.

2. И.Л.Челышева. Педагогический конспект. Феникс, 2014 г.

Интернет-ресурсы:

Официальный сайт администрации города Братска.

http://www.gramma.ru /

http://www.bratsk-city.ru

http://fcior.edu.ru/

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.