12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Седых Ольга Викторовна644
Работаю в МБОУ "СОШ с.Горнозаводска Невельского района Сахалинской области". Стаж педагогической работы - 23 года. Квалификация: учитель русского языка и литературы I категории. Также являюсь классным руководителем.
Россия, Сахалинская обл., Горнозаводск
1

Рабочая программа элективного курса «Развитие орфографической зоркости»

Отдел образования администрации Невельского района Сахалинской области

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с.Горнозаводска

Невельского района Сахалинской области»

Рассмотрена УТВЕРЖДЕНО

на заседании МС Директор МБОУ

Протокол № 1 от «СОШ с.Горнозаводска»

« 28 » августа 2014 г. ________________Ким Кен Сен

Приказ № 305 от

« 29 » августа 2014 г.

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

Элективного курса по русскому языку

«Развитие орфографической зоркости»

________________________________________________

(наименование учебного предмета/курса)

Основное общее образование

___________________________________________________________

(уровень, ступень образования)

2014-2015 гг.

___________________________________________________________

(срок реализации программы)

С о с т а в л е н а:

Седых О.В., учитель русского языка и литературы

___________________________________________________________

кем (Ф.И.О. учителя, составившего рабочую учебную программу)

с. Горнозаводск

2014 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа элективного курса составлена на основе Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку базового и профильного уровней в соответствии с программой по русскому языку: 

М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский «Программа по русскому языку к учебникам для 5-11 классов». - М.: Дрофа, 2012 г.  

Данный элективный курс является дополнением к основному курсу русского языка и предназначен для учащихся 8 классов. Государственный образовательный стандарт предполагает получение учащимися данной возрастной категории устойчивых знаний в области фонетики, лексики, словообразования, морфологии и, конечно же, орфографии.

Настоящий курс направлен на более подробное изучение орфографии русского языка учащимися 8 класса в игровой и творческой форме, что существенным образом отличается от традиционного подхода. Элективный курс непосредственно связан с программой по русскому языку для 5-11 классов. Он расширяет и систематизирует теоретические сведения, полученные учащимися, закрепляет практические умения и навыки, позволяет восполнить пробелы в знаниях, нацелен на подготовку учащихся к успешному написанию контрольных работ.Занятия на элективном курсе способствуют расширению знаний учащихся по фонетике, лексике, словообразованию, грамматике, стилистике, помогают им лучше овладеть нормами орфоэпии и культуры речи. На занятиях предполагается уделять большое внимание развитию орфографической зоркости учащихся, формированию орфографической грамотности, развитию навыков и умений самостоятельного выполнения заданий различного уровня сложности.

Главной целью курса является формирование орфографических навыков при изучении морфологии, лексики, фонетики, словообразования и морфемики через применение форм и методов обучения, способствующих творческому развитию личности обучающихся.

Цель реализуется через следующие задачи:

1. Развитие умения опознавать орфограммы в занимательной, доступной форме, искать варианты применения той или иной орфограммы;

2. Формирование орфографической зоркости при изучении различных разделов русского языка.

3. Формирование навыков вычленения морфемы, в которой скрыта орфограмма.

4.Совершенствование орфографических, пунктуационных,  лингвистических и коммуникативных навыков учащихся. 

5. Воспитание любви к русскому языку, его особенностям через нестандартные формы работы.

Срок реализации программы: 2014-2015 год

Формы работы: сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм работы. 

 

Основные методы и приёмы работы: 

- лекция; 

- беседа; 

- объяснение учителя; 

- создание проблемной ситуации; 

- анализ текстов различных стилей и типов; 

- работа с тестами ; 

- различные виды грамматического разбора; 

- работа с таблицами, схемами, алгоритмами; 

- создание таблиц, схем, алгоритмов; 

- обсуждение, диалог; 

- написание и редактирование орфографических диктантов; 

- самостоятельное выполнение контрольных тестовых заданий.

Виды контроля:

Уровень подготовки учащихся определяется по результатам письменных работ, устных сообщений и высказываний.

При оценивании письменных  работ используется нормативные документы: «Оценка знаний, умений и навыков по русскому языку» и «Современные критерии и нормативы оценки знаний, умений и навыков учащихся».

Актуальность

Программа элективного курса «Развитие орфографической зоркости» актуальна для учащихся, так как формирование орфографической зоркости, пунктуационной грамотности, навыков конструирования текста, практическое использование лингвистических знаний и умений важно для повышения уровня грамотности учащихся, для последующей подготовки к экзаменам и для дальнейшей деятельности, успех которой невозможен без хорошего знания русского языка.

Программа представляет систему занятий по развитию орфографической зоркости учащихся и имеет практическую направленность. Рассчитана на 34 учебных часа и включает в себя лекционный блок и практические занятия.

Учебно-тематическое планирование 8 класс

п/п

Раздел программы

Количество часов

Из них

Теоретическая часть

Проверочные работы

Контрольные работы

1

Понятие о смыслообразующих и формообразующих морфемах.

3

2

1

-

2

Корень как основная морфема слова. Классификация корневых морфем.

9

2

6

1

3

Правописание приставок. Классификация приставок.

8

3

4

1

4

Понятие о суффиксе. Классификация суффиксов.

8

1

6

1

5

Понятие об окончании.

5

1

3

1

6

Заключение.

1

1

-

-

 

ИТОГО:

34

10

20

4

Содержание программы

п/п

Раздел программы

Содержание дисциплины,

основные понятия

1

Понятие о смыслообразующих и формообразующих морфемах. (3ч)

Понятие о смыслообразующих и формообразующих морфемах.

Учащиеся должны знать, что такое смыслообразующие формообразующие морфемы.

Учащиеся должны уметь правильно определять смыслообразующие и формообразующие морфемы.

2

Корень как основная морфема слова. Классификация корневых морфем. (9ч)

Корень как основная морфема слова. Классификация корневых морфем. Правописание корней с безударной гласной, проверяемой ударением. Правописание корней с безударной гласной, не проверяемой ударением. Классификация и правописание корней с чередующимися гласными. Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от ударения (-гор-, -клон-, -твор-, -зар-). Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от корневых согласных. (-лаг-, -раст-, -скоч-). Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от суффикса А (-бер- и аналогичные , -кос-). Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от значения слов (-ровн-, -плов-, -мок-). Правописание корней с сомнительными согласными. Оглушение согласных. Ассимиляция согласных. Чередование согласных в корнях слов. Правописание корней с непроверяемыми согласными. Удвоенные согласные в корнях слов.

Учащиеся должны знать, что такое корень как основная морфема слова, правописание корней с безударной гласной, проверяемой ударением, правописание корней с безударной гласной, не проверяемой ударением.

Учащиеся должны уметь правильно применять орфографические правила;

исправлять орфографические ошибки.

 

3

Правописание приставок. Классификация приставок. (8ч)

Правописание приставок. Классификация приставок (смыслообразующие и формообразующие; приставки с традиционным написанием, приставки с позиционным написанием; приставки с написанием, зависящие от смысла слова). Приставки с традиционным написанием. Приставки с позиционным написанием. Правописание приставок пре, при-; пра-, про-; раз/с-, роз/с-. Правописание разделительных Ъ и Ь знаков. Буква Ы после приставок.

Учащиеся должны знать, что такое приставка как морфема классификацию приставок (смыслообразующие и формообразующие; приставки с традиционным написанием, приставки с позиционным написанием; приставки с написанием, зависящие от смысла слова).

Учащиеся должны уметь правильно применять орфографические правила;

исправлять орфографические ошибки.

 

4

Понятие о суффиксе. Классификация суффиксов. (8ч)

Понятие о суффиксе. Классификация суффиксов (смыслообразующие и формообразующие; суффиксы различных частей речи). Правописание суффиксов существительных. Правописание суффиксов прилагательных. Правописание суффиксов глаголов. Правописание суффиксов причастий. Правописание суффиксов  деепричастий и наречий.

Учащиеся должны знать, что такое суффикс как морфема, классификацию суффиксов: (смыслообразующие и формообразующие; суффиксы различных частей речи).

Учащиеся должны уметь правильно применять орфографические правила;

исправлять орфографические ошибки.

5

Понятие об окончании. (5ч)

Понятие об окончании. Правописание окончаний имен существительных. Правописание окончаний имен прилагательных и причастий. Правописание окончаний глаголов.

Учащиеся должны знать, что такое приставка как морфема, правописание окончаний имен существительных, имен прилагательных и причастий, правописание окончаний глаголов.

Учащиеся должны уметь правильно применять орфографические правила;

исправлять орфографические ошибки.

6

Заключение. (1ч)

Повторение и систематизация изученного в 7 классе. Понятие о смыслообразующих и формообразующих морфемах. Корень как основная морфема слова. Классификация корневых морфем. Правописание приставок. Классификация приставок. Понятие о суффиксе. Классификация суффиксов. Понятие об окончании. Правописание окончаний.

Учащиеся должны знать изученное в 8 классе.

Учащиеся должны уметь правильно применять орфографические правила;

исправлять орфографические ошибки.

Календарно-тематический план 8 класс (34 учебных часа)

п/п

 

Раздел программы

Дата проведения

По плану

По факту

 

I

Понятие о смыслообразующих и формообразующих морфемах

   

1

1.1

Понятие о смыслообразующих и формообразующих морфемах.

   

2

1.2

Смыслообразующие морфемы.

   

3

1.3

Формообразующие морфемы.

   
 

II

Корень как основная морфема слова. Классификация корневых морфем.

   

4

2.1

Корень как основная морфема слова. Классификация корневых морфем.

   

5

2.2

Правописание корней с безударной гласной, проверяемой и непроверяемой ударением.

   

6

2.3

Классификация и правописание корней с чередующимися гласными.

   

7

2.4

Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от ударения (-гор-, -клон-, -твор-, -зар-).

   

8

2.5

Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от корневых согласных (-лаг-, -раст-, -скоч-).

   

9

2.6

Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от суффикса А  (-бер- и аналогичные , -кос-).

   

10

2.7

Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от значения слов (-ровн-, -плов-, -мок-).

   

11

2.8

Правописание корней с непроверяемыми согласными. Удвоенные согласные в корнях слов.

   

12

2.9

Контрольная работа на тему: «Правописание корней».

   
 

III

Правописание приставок. Классификация приставок.

   

13

3.1

Приставка как словообразующая морфема. Классификация приставок.

   

14

3.2

Приставки с традиционным написанием.

   

15

3.3

Приставки с позиционным написанием.

   

16

3.4

Правописание приставок пре-, при-.

   

17

3.5

Правописание приставок раз/с-, роз/с-.

   

18

3.6

Правописание разделительных Ъ и Ь знаков.

   

19

3.7

Правописание Ы и И после приставок.

   

20

3.8

Контрольная работа на тему: «Правописание приставок».

   
 

IV

Понятие о суффиксе. Классификация суффиксов.

   

21

4.1

Суффикс как словообразующая морфема. Классификация суффиксов.

   

22

4.2

Правописание суффиксов существительных.

   

23

4.3

Правописание суффиксов прилагательных.

   

24

4.4

Правописание суффиксов глаголов.

   

25

4.5

Правописание суффиксов причастий.

   

26

4.6

Правописание суффиксов  деепричастий.

   

27

4.7

Правописание суффиксов наречий.

   

28

4.8

Контрольная работа на тему: «Правописание суффиксов».

   
 

V

Понятие об окончании.

   

29

5.1

Понятие об окончании.

   

30

5.2

Правописание окончаний имен существительных.

   

31

5.3

Правописание окончаний имен прилагательных и причастий.

   

32

5.4

Правописание окончаний глаголов.

   

33

5.5

Контрольная работа на тему: «Правописание окончаний».

   
 

VI

Заключение.

   

34

 

Как решать трудные вопросы орфографии.

   

ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ:

Контрольная работа на тему: «Правописание корней».

Контрольная работа на тему: «Правописание приставок».

Контрольная работа на тему: «Правописание суффиксов».

Контрольная работа на тему: «Правописание окончаний».

ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ЗА КУРС 8 КЛАССА

1.Учащиеся должны знать определения основных языковых явлений, изученных в 8 классе, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

2. К концу 8 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

- производить морфологический разбор частей речи, изученных в 8 классе,

- аргументировано доказывать принадлежность слова к той или иной части речи;

- отличать служебные части речи от самостоятельных;

- опознавать орфограммы в соответствии с изученными правилами;

- правильно применять орфографические правила;

- исправлять орфографические ошибки.

- соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.

По орфографии: находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки.

- применять орфографические правила;

- объяснять правописание труднопроверяемых орфограмм, опираясь на значение, морфемное строение и грамматическую характеристику слов;

Морфемике и словообразованию:

- разъяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и типичные морфемные модели слов;

- разбирать слова, иллюстрирующие разные способы словообразования;

- пользоваться разными видами морфемных и словообразовательных словарей;

Список литературы, используемый для составления программы:

Ларионова Л.Г. Сборник упражнений по орфографии: 8 кл.: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 2004.

Н.М. Бондаренко, Г.Г. Граник «Секреты орфографии». - М.: Просвещение.,2007.

Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе. - М.: Просвещение, 2008.

Копосова Н.А., Николаев Г.А. Структура слова и орфография русского языка. - Изд-во Казанского университета, 2006.

Савинова З.А. Виды работ по формированию орфографической зоркости: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 2009.

В.В. Бабайцева. Тайны орфографической зоркости. - Русская словесность,2000. №1.

Жедек П.С. Методика обучения орфографии/ Под ред. М.С.Соловейчик. – М.: Просвещение, 2006.

Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии. – М.: Просвещение, 2004.

Книгина М.П. Русский язык. 8 класс. Тесты: в 2-х частях – Саратов.: Лицей,2008.

Бройде М. Русский язык в упражнениях и играх. Нетрадиционный подход. - Москва.: Айриспресс, 2007.

Макарова Б.А. Абсолютная орфографическая грамотность за 30 дней. – М.: Астрель, 2012 г.

Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М.: Просвещение, 2007 г.

Опубликовано в группе «Календарно- тематическое планирование »


Комментарии (1)

Селиванова Галина Геннадьевна, 05.03.20 в 20:35 0Ответить Пожаловаться
Спасибо за программу! очень хочется воспитать как можно раньше у детей орфографическую зоркость. Поэтому такие факультативы обязательны.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.