Упражнения по русскому языку по разделу «Словообразование» (10 класс)
1.Из данных слов нужно составить словообразовательное гнездо
Например,
Гнездо: крест, крестик, крестины, крестная, крестовидный, крестовый, крестоносец, крестообразный, крещение и т.п.
1.Земледелие, земля, земледельческий, земляк, землячка, приземлиться, земляной, приземлить, земляника.2Корнеплод, корень, корневище, корневой, корнеплодный, корневищный, укоренить, укоренение, прикорневой. 3Перелистать, листва, лист, листопадный, листочек, лиственный, листопад, листок, листать.
№ 2 Вставьте правильно буквы, составьте предложения. Выделите в данных словах морфемы
Овощ…резка, секунд…мер, желез…бетон, машин…строение Металл…прокат, коф…варка, сух…фрукты, хлеб…резка
Пут…шественник, овц…бык, пут…обходчик, птиц…лов
Металл…лом, вел…пробег, пул…мёт, сам…кат
Пар…ход, сад…вод, глаз…мер, бур…лом
Электр…аппарат, везд…ход, мест…жительство, кон…крад
№ 3 Замените словосочетания одним словом. Выделите морфемы, составьте предложения.
Ловит птиц -;Любить труд -;Любить свободу -;Проводить воду -;Люди одной фамилии –;
№ 4 Запишите данные слова в столбик, рядом укажите слово, от которого оно образовано, выделите в нем основу. В исходных словах выделите морфему, с помощью которой образовано слово. Укажите способ словообразования.
Современник, снежинка, чистильщик, булочная, переводчик, настойчивость, холодильник, запутанность, двойник, ускорение, сушильный, наездник, рассветать, солнцепёк, раскрасавица, летопись, пришкольный, безучастие, ТЮЗ, рукопожатие, залысина, сбиться, ГОСТ.
№ 7«В поход». Рассмотрите картинку. Что вы видите на ней? Напишите. Подберите к слову шли такие приставочные глаголы, чтобы можно было описать передвижение героев от одного дома до другого.
№8. Прочитайте стихотворение Агнии Барто «Я с ней дружу». Найдите и выпишите из него существительные с суффиксами. Обозначьте суффиксы.
Я осторожно по бревну Иду через речонку, А за собой тяну, тяну Смешливую девчонку.
Она вопит: — Ой, утону!—Она хохочет звонко, А я тяну ее, тяну, Как малого ребенка.
Потом мы мчимся под дождем...Мы прыгаем по лужам, Мы под дождем Друг друга ждем.
Да, я с девчонкой дружен. Кричат мальчишки мне:— Жених!—Я злюсь, конечно, Злюсь на них,
Но чувств своих не выдам —
Иду с небрежным видом.
Пускай хоть в школьный «Крокодил»
Строчат они заметку,—
Я с ней дружу, я с ней ходил
И в лыжную разведку.