Упражнения по русскому языку по разделу «Словообразование» (10 класс)

2
0
Материал опубликован 21 January 2018

1.Из данных слов нужно составить словообразовательное гнездо

Например,

Гнездо: крест, крестик, крестины, крестная, крестовидный, крестовый, крестоносец, крестообразный, крещение и т.п.

1.Земледелие, земля, земледельческий, земляк, землячка, приземлиться, земляной, приземлить, земляника.2Корнеплод, корень, корневище, корневой, корнеплодный, корневищный, укоренить, укоренение, прикорневой. 3Перелистать, листва, лист, листопадный, листочек, лиственный, листопад, листок, листать.

2 Вставьте правильно буквы, составьте предложения. Выделите в данных словах морфемы

Овощ…резка, секунд…мер, желез…бетон, машин…строение Металл…прокат, коф…варка, сух…фрукты, хлеб…резка

Пут…шественник, овц…бык, пут…обходчик, птиц…лов

Металл…лом, вел…пробег, пул…мёт, сам…кат

Пар…ход, сад…вод, глаз…мер, бур…лом

Электр…аппарат, везд…ход, мест…жительство, кон…крад

3 Замените словосочетания одним словом. Выделите морфемы, составьте предложения.

Ловит птиц -;Любить труд -;Любить свободу -;Проводить воду -;Люди одной фамилии –;

4 Запишите данные слова в столбик, рядом укажите слово, от которого оно образовано, выделите в нем основу. В исходных словах выделите морфему, с помощью которой образовано слово. Укажите способ словообразования.

Современник, снежинка, чистильщик, булочная, переводчик, настойчивость, холодильник, запутанность, двойник, ускорение, сушильный, наездник, рассветать, солнцепёк, раскрасавица, летопись, пришкольный, безучастие, ТЮЗ, рукопожатие, залысина, сбиться, ГОСТ.

7«В поход». Рассмотрите картинку. Что вы видите на ней? Напишите. Подберите к слову шли такие приставочные глаголы, чтобы можно было описать передвижение героев от одного дома до другого.

8. Прочитайте стихотворение Агнии Барто «Я с ней дружу». Найдите и выпишите из него существительные с суффиксами. Обозначьте суффиксы.

Я осторожно по бревну Иду через речонку, А за собой тяну, тяну Смешливую девчонку.

 Она вопит: — Ой, утону!—Она хохочет звонко, А я тяну ее, тяну, Как малого ребенка.

Потом мы мчимся под дождем...Мы прыгаем по лужам, Мы под дождем Друг друга ждем.

Да, я с девчонкой дружен. Кричат мальчишки мне:— Жених!—Я злюсь, конечно, Злюсь на них,

Но чувств своих не выдам —

Иду с небрежным видом.

Пускай хоть в школьный «Крокодил»

Строчат они заметку,—

Я с ней дружу, я с ней ходил

И в лыжную разведку.

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.