Упражнения на основе текста по русскому языку «Морфемика. Словообразование. Орфография»
Пояснительная записка
Автор | Легоцкая Вера Сергеевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия №5» г.Брянска, учитель высшей категории. |
Название | Упражнения на основе теста по теме «Морфемика. Словообразование. Орфография» |
Целевая аудитория | Учащиеся шестого класса. |
Цель | Отработать умение выполнять морфемный и словообразовательный анализ слов, строить словообразовательные пары, определять вид словообразования. |
Основные лингвистические понятия | Тема текста, широкая и узкая тема, орфограмма, морфема, виды словообразования. |
Развитие речи | Умение определять тему текста, определять тип текста и стиль речи. |
Формы работы учащихся | Индивидуальная и парная работа, фронтальный опрос, самостоятельная работа, домашнее задание, взаимопроверка. |
Источники информации | Соколов-Микитов И.С. Русский лес: для мл. шк. возраста/ Худож. Г.Никольского.-М.: Дет. лит., 1971 |
1. Прочитайте текст. Озаглавьте его. Широкую или узкую тему вы отразили в названии?
Что-то грустное, прощальное слышится и видится в осеннем лесу. Идешь, бывало, по такому осеннему, расцвеченному красками лесу, — музыкальным, поэтическим чувством наполняется душа. Бабьим летом называли на деревне это осеннее краткое время.
Прозрачен и чист осенью воздух, прозрачна вода в лесных ручьях: каждый виден на дне камешек. Еще цветут поздние осенние цветы. Готовятся к отлету певчие птицы. Нет-нет затрещит в лесу дрозд, громко застучит на сухом дереве труженик-дятел. Еще зеленый, роняя спелые желуди, стоит на краю леса старый развесистый дуб. Но уже оголились вершины берез. На темном фоне сплошного елевого леса отчетливо видны яркие краски осин. Уже облетели, плавают по воде легкие пожелтевшие листья ив. Хорошо в осеннем цветистом лесу. Долго не хочется из него выходить, прощаться с золотыми осенними днями.
2. Выполните морфемный и словообразовательный разбор выделенных в тексте слов.
3. Запишите по одному примеру из текста и по три своих примера на следующие правила:
1) Н и НН в суффиксах прилагательных.
2) О и Е после шипящих в корне.
3) Правописание Ь.
4) Правописание проверяемых гласных в корне.
5) Правописание окончаний глаголов.
4. Из толкового словаря выпишите по пять слов на тему «Осень» на каждую из указанных орфограмм, выделите корень.
1) Правописание согласных в корне.
2) Правописание приставок.
3) Разделительный Ъ знак.
5. При помощи различных суффиксов образуйте прилагательные от всех существительных второго предложения текста. Составьте и запишите словообразовательные пары.
6. При помощи различных приставок образуйте новые глаголы от всех глаголов последнего предложения текста. Составьте и запишите словообразовательные пары.
Пермякова Ольга Анатольевна
Легоцкая Вера Сергеевна